ID: 4470
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РОШАЛЬСКОГО ХИМИЧЕСКОГО КОМБИНАТА
383
Рошальский химический комбинат имени А. А. Косякова — огромное предприятие, которому обязан своим возникновением
город Рошаль. До начала строительства завода здесь была ненаселённая местность, известная как Крестов Брод. Первоначальное название посёлка - Пороховой Завод.
Строительство порохового завода, позднее ставшего Рошальским химическим комбинатом, началось в 1914 году. Исторически сложилось так, что здесь производилась главным образом продукция оборонного назначения. Оборонная специализация предприятия сохранялась вплоть до начала XXI века. Несмотря на это, Рошаль никогда не являлся «закрытым» городом.
Рошальский химический комбинат занимал гигантскую территорию. Она превосходила жилую территорию города - тоже немаленькую, благодаря малоэтажной застройке.
Комбинат состоял из множества цехов, некоторые из которых были удалены от основной территории на километры. Для сообщения между цехами Рошальского химического комбината использовалась узкоколейная железная дорога. На протяжении почти всей своей истории она была связана с сетью узкоколейных железных дорог Шатурского транспортного управления посредством линии Торфяная (Рошаль) — Бакшеево.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной
в 1979 году (основная часть), 1978 году (северо-западная часть).
К Рошальскому химическому комбинату непосредственно примыкала крупная электростанция — Рошальская ТЭЦ. До начала 1990-х годов она работала на торфе. На Рошальскую ТЭЦ регулярно завозился торф из Бакшеево. Вблизи ТЭЦ находилась станция Торфяная. Участок узкоколейной железной дороги Торфяная — Бакшеево (вместе со станцией Торфяная) принадлежал Шатурскому транспортному управлению. Остальные линии узкоколейной железной дороги в Рошале принадлежали Рошальскому химическому комбинату.
С 1997 года движения на участке Бакшеево — Торфяная (Рошаль) не было. Уже тогда на нём появились разрывы, в связи с воровством рельсов местными жителями. В 2001 году линия Бакшеево — Торфяная была окончательно разобрана. С этого времени узкоколейная железная дорога Рошальского химического комбината являлась автономной (не связанной с другими узкоколейными железными дорогами).
По состоянию на 2000 год, сеть узкоколейных железных дорог Рошальского химического комбината состояла из двух небольших линий. Одна из них соединяет основную территорию комбината (11-й цех) со складом химических веществ, который расположен примерно в километре к востоку от неё. Другая ведёт на станцию широкой колеи. Несмотря на то, что на самом комбинате имеется множество ширококолейных путей — следовательно, необходимости массового подвоза грузов на станцию нет.
Общая протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около двух километров. Депо находилось на охраняемой основной территории.
Одноуровневое пересечение с подъездным путём широкой колеи между основной и удалённой территориями комбината.
08.2000
Узкоколейная железная дорога перед воротами основной территории комбината.
Влево уходят пути к станции широкой колеи.
08.2000
Ворота удалённой территории комбината (на ней находятся склады).
08.2000
По состоянию на 2000 год, узкоколейная железная дорога использовалась достаточно нерегулярно. Отчасти это связано с тем, что положение Рошальского химкомбината — не лучшее. Объёмы производства очень невелики.
По состоянию на лето 2002 года, узкоколейная железная дорога оставалась действующей. Среди подвижного состава — мотовоз ЭСУ2А-1026, тепловоз, имеющий «весёлую» разноцветную окраску (тип не установлен), деревянные крытые вагоны.
Многие работники комбината были уверены, что в самом ближайшем будущем необходимость в использовании узкоколейной железной дороги отпадёт, и она будет разобрана.
В 2003 году узкоколейная железная дорога Рошальского химического комбината была полностью разобрана.
23.10.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Московской области»
на главную страницу
Строительство порохового завода, позднее ставшего Рошальским химическим комбинатом, началось в 1914 году. Исторически сложилось так, что здесь производилась главным образом продукция оборонного назначения. Оборонная специализация предприятия сохранялась вплоть до начала XXI века. Несмотря на это, Рошаль никогда не являлся «закрытым» городом.
Рошальский химический комбинат занимал гигантскую территорию. Она превосходила жилую территорию города - тоже немаленькую, благодаря малоэтажной застройке.
Комбинат состоял из множества цехов, некоторые из которых были удалены от основной территории на километры. Для сообщения между цехами Рошальского химического комбината использовалась узкоколейная железная дорога. На протяжении почти всей своей истории она была связана с сетью узкоколейных железных дорог Шатурского транспортного управления посредством линии Торфяная (Рошаль) — Бакшеево.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной
в 1979 году (основная часть), 1978 году (северо-западная часть).
К Рошальскому химическому комбинату непосредственно примыкала крупная электростанция — Рошальская ТЭЦ. До начала 1990-х годов она работала на торфе. На Рошальскую ТЭЦ регулярно завозился торф из Бакшеево. Вблизи ТЭЦ находилась станция Торфяная. Участок узкоколейной железной дороги Торфяная — Бакшеево (вместе со станцией Торфяная) принадлежал Шатурскому транспортному управлению. Остальные линии узкоколейной железной дороги в Рошале принадлежали Рошальскому химическому комбинату.
С 1997 года движения на участке Бакшеево — Торфяная (Рошаль) не было. Уже тогда на нём появились разрывы, в связи с воровством рельсов местными жителями. В 2001 году линия Бакшеево — Торфяная была окончательно разобрана. С этого времени узкоколейная железная дорога Рошальского химического комбината являлась автономной (не связанной с другими узкоколейными железными дорогами).
По состоянию на 2000 год, сеть узкоколейных железных дорог Рошальского химического комбината состояла из двух небольших линий. Одна из них соединяет основную территорию комбината (11-й цех) со складом химических веществ, который расположен примерно в километре к востоку от неё. Другая ведёт на станцию широкой колеи. Несмотря на то, что на самом комбинате имеется множество ширококолейных путей — следовательно, необходимости массового подвоза грузов на станцию нет.
Общая протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около двух километров. Депо находилось на охраняемой основной территории.
Одноуровневое пересечение с подъездным путём широкой колеи между основной и удалённой территориями комбината.
08.2000
Узкоколейная железная дорога перед воротами основной территории комбината.
Влево уходят пути к станции широкой колеи.
08.2000
Ворота удалённой территории комбината (на ней находятся склады).
08.2000
По состоянию на 2000 год, узкоколейная железная дорога использовалась достаточно нерегулярно. Отчасти это связано с тем, что положение Рошальского химкомбината — не лучшее. Объёмы производства очень невелики.
По состоянию на лето 2002 года, узкоколейная железная дорога оставалась действующей. Среди подвижного состава — мотовоз ЭСУ2А-1026, тепловоз, имеющий «весёлую» разноцветную окраску (тип не установлен), деревянные крытые вагоны.
Многие работники комбината были уверены, что в самом ближайшем будущем необходимость в использовании узкоколейной железной дороги отпадёт, и она будет разобрана.
В 2003 году узкоколейная железная дорога Рошальского химического комбината была полностью разобрана.
23.10.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Московской области»
на главную страницу