Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 4322

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

1194
Орехово-Зуевское хозяйство железнодорожного транспорта (в течение некоторого времени называлось «Ореховское объединённое хозяйство железнодорожного транспорта», «Ореховское предприятие промышленного железнодорожного транспорта») находилось в городе Орехово-Зуево — центре Орехово-Зуевского района Московской области. В ведении ОХЖТ находилась узкоколейная железная дорога торфовозного назначения. На протяжении длительного времени она составляла часть «Шатурско-Ореховской сети узкоколейных железных дорог».
История узкоколейной железной дороги началась со строительства линии между городом Орехово-Зуево (в то время — село Орехово) и торфомассивом у нынешнего посёлка Верея. В учебных пособиях по истории, издававшихся в СССР, упоминается о машинистах фабричных паровозов-«кукушек», которые отказывались возить торф во время стачек на Морозовской мануфактуре — следовательно, узкоколейная железная дорога ведёт свою историю с конца XIX — начала ХХ века. По неподтверждённым данным, первая линия была открыта в 1900 году.
Иные источники указывают как дату основания ОХЖТ 1927 год. С высокой степенью достоверности известно, что в 1927 году началась крупномасштабная добыча торфа, строительство станции перегруза торфа в вагоны широкой колеи и его использование как топливо для электростанции в Орехово-Зуево. Этим может объясняться расхождение в датах.
Для доставки торфа на электростанцию потребовалось бы пересечение линии узкоколейной железной дороги с железнодорожной магистралью Москва — Нижний Новгород. Но было принято неординарное инженерное решение — вместо крупного путепровода соорудить канатную подвесную дорогу.
На главной станции узкоколейной железной дороги в Орехово-Зуево, названной Торфяная, осуществлялся перегруз торфа из вагонов узкоколейной железной дороги в люльки этой оригинальной транспортной системы. Она действовала до момента перевода электростанции на газовое топливо (конец 1970-х годов), и была окончательно разрушена в начале 1990-х годов.
С начала ХХ века действовала также узкоколейная железная дорога на фарфоровом заводе Кузнецова (ныне Дулёвский фарфоровый завод, город Ликино-Дулёво). Она соединяла завод с торфоразработками и со станцией Дрезна Московско-Нижегородской железной дороги.
В начале 1930-х годов узкоколейная железная дорога в Дулёво соединилась с основной «ореховской» сетью узкоколейных железных дорог через Губино.
ОХЖТ активно развивалось до конца 1960-х годов. Вдоль железных дорог появились многочисленные посёлки торфодобытчиков. Наиболее крупные торфопредприятия располагались в Губино и Мисцево. Расположенный в посёлке Губино машиностроительный завод выпускал тяговый подвижной состав узкой колеи (главным образом, мотовозы-электростанции ЭСУ).
К посёлку Чистое-Южное до начала 1980-х годов подходила железнодорожная ветка широкой колеи от станции Авсюнино. По некоторым сведениям, торфоперегрузочный пункт там планировался, но не был введён в эксплуатацию.
По мере выработки старых торфомассивов, расположенных ближе к городу Орехово-Зуево, новые ветки тянулись всё дальше на восток, заходя на территорию Владимирской области.
Одна из линий Ореховской сети вела в посёлок Беливо, где имелся торфобрикетный завод. Этот посёлок расположен на железнодорожной магистрали Люберцы — Арзамас (остановочный пункт 95 километр), но стыкования с широкой колеёй в нём не было.
К началу 1970-х годов объёмы добычи торфа стали снижаться. Большой ущерб торфопредприятиям нанесли сильнейшие пожары на торфомассивах летом 1972 года. С тех пор протяжённость линий стала сокращаться (вначале очень медленными темпами).
Одними из первых были разобраны линии на Ликино-Дулёво, в район посёлков Пирютино, Острец, Совхоз Озерецкий. ОХЖТ в дополнение к своей основной деятельности стало заниматься производством машиностроительной продукции. Но настоящий упадок сети начался с конца 1980-х годов. К 1995 году вывоз торфа в Орехово-Зуево и его перегруз на широкую колею был прекращён.
Примерно тогда же исчезли пассажирские перевозки (перестали курсировать поезда сообщением Мисцево — Чистое Южное, Торфяная (Орехово-Зуево) — Снопок, и другие). Началась разборка большинства линий. С 1996 года от всей огромной сети остался только один участок: Торфяная — Снопок — Власово — Губино-Фрезер.
Единственным выжившим торфопредприятием оказалось Губинское. С торфомассива на 19 километре линии узкоколейной железной дороги торф в небольшом объеме вывозился в посёлок Губино-Фрезер. От 19 километра на Торфяную было лишь «случайное», эпизодическое движение.
В 1999 году Губинское торфопредприятие прекратило использование узкоколейной железной дороги для вывоза торфа. Почти сразу же началась ликвидация последнего участка линии.
В июле 2000 года мне удалось проехать по узкоколейной железной дороге от станции Торфяная в Орехово-Зуево до 19 километра, где в то время велась разборка пути.
Ради этого я едва ли не пять раз, изо дня в день, приезжал в Орехово-Зуево. И ночевал в замаскированном месте в районе станции Крутое, так как поезд узкой колеи должен был отправляться утром.
Поезд, состоявший из мотовоза ЭСУ2А с двумя или тремя платформами для погрузки рельсов, в то время курсировал раз в 2—3 дня. Путь находился в аварийном состоянии. Во многих местах рельсы почти висели в воздухе. Промежутки между шпалами превышали два метра.
Чтобы состав—«разбиральщик» мог проехать, во многих местах приходилось заменять шпалы. Выглядело это крайне нелепо…
В 2001 году разборка последнего участка у станции Торфяная была завершена.

23.10.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Московской области»
на главную страницу