ID: 4632
«ВОИНСКАЯ» УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В СЕНГОСЕ
222
Посёлок Сéнгос обозначен на картах как находящийся в Вологодской области. Ни на одной из известных автору топографических карт нет упоминания о том, что посёлок подчинён Архангельской области.
Фактически посёлок является частью Архангельской области, входит в Киземское сельское поселение Устьянского района.
В некоторых топографических картах посёлок обозначен как «Сенгосс». Правильное название посёлка — Сенгос.
Эта узкоколейная железная дорога принадлежала одной из строительных частей Министерства Обороны СССР. Строительная воинская часть в Сенгосе была создана в 1958 году, тогда же появилась узкоколейная железная дорога. На лесозаготовках работали военнослужащие срочной службы. Вблизи мест лесозаготовок создавались временные «вахтовые посёлки», в летнее время солдаты жили в палатках.
Паровозов на узкоколейной железной дороге никогда не было - вначале на неё поступали мотовозы, затем тепловозы. Протяженность магистрали на пике развития составляла около 35 километров. На нижнем складе в Сенгосе был козловой кран и 2-3 башенных крана, кабель-кран (тросы, столбы, кран-балка).
В 1970-х годах в лесу работали не только солдаты, но и гражданские лица. Регулярно курсировал рабочий поезд.
В 1982 году воинская часть была расформирована. Значительная часть её имущества, включая подвижной состав узкоколейной железной дороги, была вывезена в посёлок Шежам, расположенный в Усть-Вымском районе республики Коми (в то время Коми АССР). Нижний склад, узкоколейную железную дорогу и другое имущество воинской части предлагалось передать Сенгосскому лестрансхозу, но его руководители отказались принять в своё ведение данное имущество - на это у лестрансхоза не хватало ресурсов.
Узкоколейная железная дорога была сохранена. В 1990-х годах её протяжённость существенно сократилась в результате незаконных действий сборщиков металлолома. Некоторые участки, где были украдены рельсы, жителям посёлка Сенгос пришлось восстанавливать путём укладки вместо рельсов деревянных направляющих. Жители Сенгоса считают дорогу своей коллективной собственностью, и готовы любыми средствами защищать её от «металлоломщиков».
По состоянию на июнь 2005 года, узкоколейная железная дорога используется для поездок в лес на съёмных мотодрезинах. Протяжённость сохранившегося участка составляет 16 километров. Относительно нормальное движение возможно до моста через реку Пордонга, с некоторыми трудностями дрезину можно протащить вручную ещё два километра.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ
24.10.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу
Фактически посёлок является частью Архангельской области, входит в Киземское сельское поселение Устьянского района.
В некоторых топографических картах посёлок обозначен как «Сенгосс». Правильное название посёлка — Сенгос.
Эта узкоколейная железная дорога принадлежала одной из строительных частей Министерства Обороны СССР. Строительная воинская часть в Сенгосе была создана в 1958 году, тогда же появилась узкоколейная железная дорога. На лесозаготовках работали военнослужащие срочной службы. Вблизи мест лесозаготовок создавались временные «вахтовые посёлки», в летнее время солдаты жили в палатках.
Паровозов на узкоколейной железной дороге никогда не было - вначале на неё поступали мотовозы, затем тепловозы. Протяженность магистрали на пике развития составляла около 35 километров. На нижнем складе в Сенгосе был козловой кран и 2-3 башенных крана, кабель-кран (тросы, столбы, кран-балка).
В 1970-х годах в лесу работали не только солдаты, но и гражданские лица. Регулярно курсировал рабочий поезд.
В 1982 году воинская часть была расформирована. Значительная часть её имущества, включая подвижной состав узкоколейной железной дороги, была вывезена в посёлок Шежам, расположенный в Усть-Вымском районе республики Коми (в то время Коми АССР). Нижний склад, узкоколейную железную дорогу и другое имущество воинской части предлагалось передать Сенгосскому лестрансхозу, но его руководители отказались принять в своё ведение данное имущество - на это у лестрансхоза не хватало ресурсов.
Узкоколейная железная дорога была сохранена. В 1990-х годах её протяжённость существенно сократилась в результате незаконных действий сборщиков металлолома. Некоторые участки, где были украдены рельсы, жителям посёлка Сенгос пришлось восстанавливать путём укладки вместо рельсов деревянных направляющих. Жители Сенгоса считают дорогу своей коллективной собственностью, и готовы любыми средствами защищать её от «металлоломщиков».
По состоянию на июнь 2005 года, узкоколейная железная дорога используется для поездок в лес на съёмных мотодрезинах. Протяжённость сохранившегося участка составляет 16 километров. Относительно нормальное движение возможно до моста через реку Пордонга, с некоторыми трудностями дрезину можно протащить вручную ещё два километра.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ
24.10.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу