ID: 5175
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КИМРСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ
197
Кимрское торфопредприятие расположено в посёлке Заводской Кимрского района Тверской области. В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога торфовозного назначения. Она была окончательно ликвидирована в 2009 году.
Узкоколейная железная дорога была расположена в стороне от магистральных железных дорог и водных путей. Расстояние от неё до Москвы по автодорогам составляло около 140 километров. Среди торфовозных узкоколейных железных дорог узкоколейная железная дорога Кимрского торфопредприятия после 2000 года являлась одной из ближайших к Москве. Торфобрикетный завод, находящийся вблизи посёлка Заводской, является ближайшим к Москве.
История Кимрского торфопредприятия началась в 1950-е годы. По информации от С. Костыгова, в 1956 году был построен торфобрикетный завод и первая линия узкоколейной железной дороги — от завода до ближайшего торфомассива Красный Мох, длиной около 3 километров. Но залежь торфа на «Красном Мхе» оказалась неперспективной. Поэтому в 1963 году открылась новая линия — до торфомассивов в районе озера Вышнево (длиной более 6 километров). Вскоре после этого старую дорогу на Красный Мох разобрали.
С учётом временных путей, протяжённость узкоколейной железной дороги составила 10-11 километров. Располагающаяся у брикетного завода главная станция узкоколейной железной дороги была названа Заводская. В километре от неё появился посёлок Заводской.
Более двух десятилетий на узкоколейной железной дороге проработали «эпохальные» мотовозы МД54-4. В 1985 году на смену им поступил мотовоз ЭСУ2А-778 производства Губинского завода. Примерно тогда же в Заводской привезли также два тепловоза ТУ6А и саморазгружающиеся вагоны ТСВ. Но им не суждено было поработать здесь: вагоны ТСВ не подошли по габариту, а тепловозы вскоре оказались сожжены. Более пятнадцати лет вагоны ТСВ и тепловозы ТУ6А стояли в виде печальных памятников в одном из тупиков у завода. Затем тепловозы были порезаны на металлолом. Вагоны ТСВ, по состоянию на 2007 год, остаются на территории завода.
На протяжении 1990-х годов объём добычи торфа был небольшим. Добывался только топливный торф (идущий на производство брикетов). Поэтому летом движения порой не было в течение длительного времени.
Но эта небольшая узкоколейная железная дорога жила и работала, несмотря ни на что. По состоянию на 2003 год, здесь была лишь одна тяговая единица — ЭСУ2А-778. Для транспортировки торфа использовались старые деревянные полувагоны. На брикетном заводе торф выгружают из них с помощью лопат. Остро стояла проблема обновления подвижного состава, особенно приобретения нового локомотива.
Зимой 2002-2003 годов движение по узкоколейной железной дороге было стабильным, каждый день пропускался один состав, гружёный торфом (иногда — два).
В 2000-х годах узкоколейная железная дорога почти однозначно оценивалась как перспективная. Торфомассив вблизи озера Вышнево содержит значительные запасы торфа, покупатели брикетированного торфа находились. По состоянию на апрель 2007 года, узкоколейная железная дорога продолжала работать. Для использования в качестве источника запчастей в Заводской был привезён из Новой Орши (узкоколейная железная дорога бывшего Васильевского ППЖТ) мотовоз ЭСУ2А-788.
Летом 2008 года было украдено около 400 метров рельсов (место кражи — примерно в 1 километре севернее автомобильного переезда). На место преступления выезжали сотрудники милиции, однако найти похитителей не удалось. Узкоколейную железную дорогу было решено не восстанавливать, торф стали перевозить автомобилями.
По состоянию на лето 2009 года, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. На территории брикетного завода сохранялся мотовоз ЭСУ2А-778, его судьба была неясной. Брикетный завод был остановлен (возможно, навсегда).
Поездка (30 мая 2002 года)
От города Кимры до Заводского — около десяти километров. Внешне это — придорожный населённый пункт, мало похожий на «рабочий посёлок». Чуть дальше — поворот на брикетный завод. Но на узкоколейную железную дорогу я попадаю из села Ильинское. На автодороге Кимры — Тверь, как и полагается, стоят знаки «переезд без шлагбаума» и «однопутная железная дорога». На переезде лежат накатанные рельсы.
Иду по шпалам (порой — скорее по земле над тем, что было шпалами) в сторону брикетного завода. Легковесные рельсы (Р18 либо подобные) выглядят как едва заметные в густой траве нити. Не всякий здесь смог бы поверить, что на них появляются большие и тяжёлые вагоны. Впрочем, местами просматриваются следы недавнего ремонта: новые шпалы в виде не окорённых легковесных обрубков осиновых стволов.
Брикетный завод, станция Заводская. Здесь несколько стрелок, одна платформа, загруженная осиновыми шпалами, «коробки» — платформы с самодельными деревянными бортами, гружёные торфом. Тяговый подвижной состав по-прежнему представлен лишь одним локомотивом — мотовозом (самоходной электростанцией) ЭСУ2А-778. Уже много дней ЭСУ2А-778 стоит в депо (как его здесь называют, «гараже»).
На главном корпусе завода кирпичом выложены цифры года постройки (хорошая традиция!) — 1956. В данный момент был перерыв в работе завода — недели на две. По узкоколейной железной дороге в это время ничего не повезут.
Выясняю, что Кимрское торфопредприятие теперь — лишь одно из отделений АО «Тверьторф». Вскоре планируется привезти сюда «новые» вагоны (на самом деле, конечно же, тоже старые) из посёлка Воргаш в соседней Московской области, где окончательно ликвидируется торфовозная узкоколейная железная дорога, принадлежавшая Дубнинскому торфопредприятию. Позднее мне удалось увидеть их — те же «коробки», но металлические.
Несмотря на кратковременный простой завода, обычно движение поездов — регулярное, отправление — по рабочим дням в 8:45.
Поездка (4 марта 2003 года)
В конце 2002 года в продаже появилась первая общедоступная топографическая карта, где узкоколейная железная дорога обозначена (хотя и не полностью) — «Атлас Тверской области» масштаба 1:100 000, изданный ООО «Фирма «Арбалет».
Вновь выхожу на линию узкоколейной железной дороги у переезда рядом с селом Ильинское, но иду по ней в другую сторону — на торфомассивы. Там, где прежде была «стрелка Вышнево» и расходились две ветки узкоколейной железной дороги (ровно 4 километра от станции Заводская), теперь путевого развития уже нет. Действующая линия здесь поворачивает влево, а прежняя, которая вела прямо — разобрана.
Километром дальше — действующее разветвление (внутримассивные пути). Основная точка погрузки торфа, по состоянию на тот момент, находилась на торфополе № 8а. Когда я добрался до этого места, там уже грузился торф из караванов в вагоны. Дождавшись окончания погрузки, еду в кабине ЭСУ2А-778 до станции Заводская.
В составе имелось лишь четыре гружёных торфом вагона, но вести его было нелегко. ЭСУ2А — недостаточно мощный локомотив, он с трудом преодолевал даже небольшие подъёмы (иные здесь отсутствуют). Песочница вышла из строя много лет назад, поэтому песок приходилось вручную насыпать впереди. Средняя скорость движения составила чуть более 5 километров в час. Наконец, остаётся позади заснеженный лес, и поезд благополучно прибывает к главному корпусу торфобрикетного завода.
Поход (3 апреля 2007 года)
3 апреля 2007 года был совершён поход по узкоколейной железной дороге, целью которого являлось полное «фотодокументирование» всех имеющихся участков. Результатом этой работы стали 372 фотографии, «покрывающие» все без исключения сохранившиеся участки пути (в сумме — около 8 километров).
Порядок фотографирования был следующим: начальным пунктом являлось пересечение с автодорогой Кимры — Тверь у села Ильинское, далее: бывшая стрелка Вышнево — крайний пункт линии на поле 9а — линия на поле 8а — линия на поле 7а — возвращение к переезду у села Ильинское (без фотографирования) — переход до станции Заводская (с фотографированием).
Как выяснилось, за несколько дней до похода движение по узкоколейной железной дороге было прекращено в связи с кратковременной остановкой завода. Мотовоз ЭСУ2А-778 находился в запертом помещении гаража (депо), сфотографировать его не удалось.
Приятной неожиданностью стало наличие мотовоза (самоходной электростанции) ЭСУ2А-788, привезённого в 2006 году из Новой Орши для использования в качестве источника запчастей к мотовозу ЭСУ2А-778.
ЭСУ2А-788, ЭСУ2А-788 (номер). Снимки сделаны 24 августа 2005 года в посёлке Новая Орша (Тверская область, Калининский район).
ЭСУ2А-788, ЭСУ2А-788 (номер) Снимки сделаны 3 апреля 2007 года на территории торфобрикетного завода вблизи посёлка Заводской (Тверская область, Кимрский район).
Перед фотографированием территории торфобрикетного завода согласовываю его детали с персоналом. Ко мне отнеслись исключительно хорошо.
В ответ на просьбу показать карту или схему, на которой была бы обозначена узкоколейная железная дорога, мне были предоставлены распечатки топографической карты и схемы С. Костыгова, размещённых здесь. Со слов сотрудников торфопредприятия, других карт у них нет и не было. Тем самым, данная страница принесла пользу торфопредприятию.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2003 ГОДУ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 13)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 14)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 15)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 16)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 17)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 18)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 19)
03.2003 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Тверской области»
на главную страницу
Узкоколейная железная дорога была расположена в стороне от магистральных железных дорог и водных путей. Расстояние от неё до Москвы по автодорогам составляло около 140 километров. Среди торфовозных узкоколейных железных дорог узкоколейная железная дорога Кимрского торфопредприятия после 2000 года являлась одной из ближайших к Москве. Торфобрикетный завод, находящийся вблизи посёлка Заводской, является ближайшим к Москве.
История Кимрского торфопредприятия началась в 1950-е годы. По информации от С. Костыгова, в 1956 году был построен торфобрикетный завод и первая линия узкоколейной железной дороги — от завода до ближайшего торфомассива Красный Мох, длиной около 3 километров. Но залежь торфа на «Красном Мхе» оказалась неперспективной. Поэтому в 1963 году открылась новая линия — до торфомассивов в районе озера Вышнево (длиной более 6 километров). Вскоре после этого старую дорогу на Красный Мох разобрали.
С учётом временных путей, протяжённость узкоколейной железной дороги составила 10-11 километров. Располагающаяся у брикетного завода главная станция узкоколейной железной дороги была названа Заводская. В километре от неё появился посёлок Заводской.
Более двух десятилетий на узкоколейной железной дороге проработали «эпохальные» мотовозы МД54-4. В 1985 году на смену им поступил мотовоз ЭСУ2А-778 производства Губинского завода. Примерно тогда же в Заводской привезли также два тепловоза ТУ6А и саморазгружающиеся вагоны ТСВ. Но им не суждено было поработать здесь: вагоны ТСВ не подошли по габариту, а тепловозы вскоре оказались сожжены. Более пятнадцати лет вагоны ТСВ и тепловозы ТУ6А стояли в виде печальных памятников в одном из тупиков у завода. Затем тепловозы были порезаны на металлолом. Вагоны ТСВ, по состоянию на 2007 год, остаются на территории завода.
На протяжении 1990-х годов объём добычи торфа был небольшим. Добывался только топливный торф (идущий на производство брикетов). Поэтому летом движения порой не было в течение длительного времени.
Но эта небольшая узкоколейная железная дорога жила и работала, несмотря ни на что. По состоянию на 2003 год, здесь была лишь одна тяговая единица — ЭСУ2А-778. Для транспортировки торфа использовались старые деревянные полувагоны. На брикетном заводе торф выгружают из них с помощью лопат. Остро стояла проблема обновления подвижного состава, особенно приобретения нового локомотива.
Зимой 2002-2003 годов движение по узкоколейной железной дороге было стабильным, каждый день пропускался один состав, гружёный торфом (иногда — два).
В 2000-х годах узкоколейная железная дорога почти однозначно оценивалась как перспективная. Торфомассив вблизи озера Вышнево содержит значительные запасы торфа, покупатели брикетированного торфа находились. По состоянию на апрель 2007 года, узкоколейная железная дорога продолжала работать. Для использования в качестве источника запчастей в Заводской был привезён из Новой Орши (узкоколейная железная дорога бывшего Васильевского ППЖТ) мотовоз ЭСУ2А-788.
Летом 2008 года было украдено около 400 метров рельсов (место кражи — примерно в 1 километре севернее автомобильного переезда). На место преступления выезжали сотрудники милиции, однако найти похитителей не удалось. Узкоколейную железную дорогу было решено не восстанавливать, торф стали перевозить автомобилями.
По состоянию на лето 2009 года, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. На территории брикетного завода сохранялся мотовоз ЭСУ2А-778, его судьба была неясной. Брикетный завод был остановлен (возможно, навсегда).
Поездка (30 мая 2002 года)
От города Кимры до Заводского — около десяти километров. Внешне это — придорожный населённый пункт, мало похожий на «рабочий посёлок». Чуть дальше — поворот на брикетный завод. Но на узкоколейную железную дорогу я попадаю из села Ильинское. На автодороге Кимры — Тверь, как и полагается, стоят знаки «переезд без шлагбаума» и «однопутная железная дорога». На переезде лежат накатанные рельсы.
Иду по шпалам (порой — скорее по земле над тем, что было шпалами) в сторону брикетного завода. Легковесные рельсы (Р18 либо подобные) выглядят как едва заметные в густой траве нити. Не всякий здесь смог бы поверить, что на них появляются большие и тяжёлые вагоны. Впрочем, местами просматриваются следы недавнего ремонта: новые шпалы в виде не окорённых легковесных обрубков осиновых стволов.
Брикетный завод, станция Заводская. Здесь несколько стрелок, одна платформа, загруженная осиновыми шпалами, «коробки» — платформы с самодельными деревянными бортами, гружёные торфом. Тяговый подвижной состав по-прежнему представлен лишь одним локомотивом — мотовозом (самоходной электростанцией) ЭСУ2А-778. Уже много дней ЭСУ2А-778 стоит в депо (как его здесь называют, «гараже»).
На главном корпусе завода кирпичом выложены цифры года постройки (хорошая традиция!) — 1956. В данный момент был перерыв в работе завода — недели на две. По узкоколейной железной дороге в это время ничего не повезут.
Выясняю, что Кимрское торфопредприятие теперь — лишь одно из отделений АО «Тверьторф». Вскоре планируется привезти сюда «новые» вагоны (на самом деле, конечно же, тоже старые) из посёлка Воргаш в соседней Московской области, где окончательно ликвидируется торфовозная узкоколейная железная дорога, принадлежавшая Дубнинскому торфопредприятию. Позднее мне удалось увидеть их — те же «коробки», но металлические.
Несмотря на кратковременный простой завода, обычно движение поездов — регулярное, отправление — по рабочим дням в 8:45.
Поездка (4 марта 2003 года)
В конце 2002 года в продаже появилась первая общедоступная топографическая карта, где узкоколейная железная дорога обозначена (хотя и не полностью) — «Атлас Тверской области» масштаба 1:100 000, изданный ООО «Фирма «Арбалет».
Вновь выхожу на линию узкоколейной железной дороги у переезда рядом с селом Ильинское, но иду по ней в другую сторону — на торфомассивы. Там, где прежде была «стрелка Вышнево» и расходились две ветки узкоколейной железной дороги (ровно 4 километра от станции Заводская), теперь путевого развития уже нет. Действующая линия здесь поворачивает влево, а прежняя, которая вела прямо — разобрана.
Километром дальше — действующее разветвление (внутримассивные пути). Основная точка погрузки торфа, по состоянию на тот момент, находилась на торфополе № 8а. Когда я добрался до этого места, там уже грузился торф из караванов в вагоны. Дождавшись окончания погрузки, еду в кабине ЭСУ2А-778 до станции Заводская.
В составе имелось лишь четыре гружёных торфом вагона, но вести его было нелегко. ЭСУ2А — недостаточно мощный локомотив, он с трудом преодолевал даже небольшие подъёмы (иные здесь отсутствуют). Песочница вышла из строя много лет назад, поэтому песок приходилось вручную насыпать впереди. Средняя скорость движения составила чуть более 5 километров в час. Наконец, остаётся позади заснеженный лес, и поезд благополучно прибывает к главному корпусу торфобрикетного завода.
Поход (3 апреля 2007 года)
3 апреля 2007 года был совершён поход по узкоколейной железной дороге, целью которого являлось полное «фотодокументирование» всех имеющихся участков. Результатом этой работы стали 372 фотографии, «покрывающие» все без исключения сохранившиеся участки пути (в сумме — около 8 километров).
Порядок фотографирования был следующим: начальным пунктом являлось пересечение с автодорогой Кимры — Тверь у села Ильинское, далее: бывшая стрелка Вышнево — крайний пункт линии на поле 9а — линия на поле 8а — линия на поле 7а — возвращение к переезду у села Ильинское (без фотографирования) — переход до станции Заводская (с фотографированием).
Как выяснилось, за несколько дней до похода движение по узкоколейной железной дороге было прекращено в связи с кратковременной остановкой завода. Мотовоз ЭСУ2А-778 находился в запертом помещении гаража (депо), сфотографировать его не удалось.
Приятной неожиданностью стало наличие мотовоза (самоходной электростанции) ЭСУ2А-788, привезённого в 2006 году из Новой Орши для использования в качестве источника запчастей к мотовозу ЭСУ2А-778.
ЭСУ2А-788, ЭСУ2А-788 (номер). Снимки сделаны 24 августа 2005 года в посёлке Новая Орша (Тверская область, Калининский район).
ЭСУ2А-788, ЭСУ2А-788 (номер) Снимки сделаны 3 апреля 2007 года на территории торфобрикетного завода вблизи посёлка Заводской (Тверская область, Кимрский район).
Перед фотографированием территории торфобрикетного завода согласовываю его детали с персоналом. Ко мне отнеслись исключительно хорошо.
В ответ на просьбу показать карту или схему, на которой была бы обозначена узкоколейная железная дорога, мне были предоставлены распечатки топографической карты и схемы С. Костыгова, размещённых здесь. Со слов сотрудников торфопредприятия, других карт у них нет и не было. Тем самым, данная страница принесла пользу торфопредприятию.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2003 ГОДУ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 13)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 14)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 15)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 16)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 17)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 18)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 19)
03.2003 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Тверской области»
на главную страницу