Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 5135

БЕЛОРУЧЕЙСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

336
Белоручейская узкоколейная железная дорога строилась с 1921 года, как наиболее подходящий вид транспорта для освоения территории, прилегающей к Волго-Балтийскому каналу. Место для нижнего склада было выбрано у деревни и пристани Белоручей.
Строящийся посёлок лесозаготовителей был «условно» назван Депо, так как здесь появилось главное депо узкоколейной железной дороги. Позднее это название утвердилось в качестве официального. Местные жители именуют называют свой посёлок иначе — Белоручей.
В 1950-х — 1960-х годах узкоколейная железная дорога активно развивалась. В начале 1960-х произошло неординарное для тех времён событие: магистраль Депо — Янишево была электрифицирована. Сюда было доставлено как минимум два экспериментальных электровоза, работавших на переменном токе.
Примерно через двадцать лет электровозы выработали свой ресурс и были списаны, а контактная сеть была снята. По состоянию на 1999 год, от неё не оставалось практически никаких следов.
Наибольшую протяжённость узкоколейная железная дорога имела в конце 1970-х — начале 1980-х годов: 87 километров главной магистрали от станции Депо до реки Гусинец, 47 километров — Павшозерская линия (к Павшозерскому лесопункту), 14 километров — линия от станции Красный Бор к посёлку Северный и далее в лес. Кроме того, было не менее 40 километров других веток. На дороге насчитывалось 6 посёлков (Депо, Павшозеро, Красный Бор, Северный, Саменжа, Янишево). Все посёлки, кроме Депо и Павшозеро, подходили под категорию «лесных» — основным средством сообщения с ними была узкоколейная железная дорога.
В 1990-х годах беспощадно уничтожались находившиеся в лесных посёлках Саменжа и Северный производственные объекты, электростанции, школы, сотни жилых домов. Разбирались многие линии узкоколейной железной дороги. Было решено оставить только один лесной посёлок — Янишево.
В апреле 1997 года автором был получен ответ на письмо-запрос из посёлка Белоручей (Депо). Из него следовало, что движение по узкоколейной железной дороге сохраняется на участке Белоручей (Депо) — Янишево.


Ответ на письмо-запрос из посёлка Белоручей. Апрель 1997 года.
По состоянию на 2001 год, протяжённость Белоручейской узкоколейной железной дороги составляет 63 километра (Депо — Янишево). Линия только одна, все ответвления в лес заброшены (и почти полностью разобраны).
Вывозка леса непосредственно с делянок не производится. Хлысты доставляются автолесовозами в Янишево, там они перегружаются в сцепы узкоколейной железной дороги стационарными консольно-козловыми кранами.
Ежедневно из Янишево на нижний склад леспромхоза в посёлке Депо отправляется 2-3 состава гружёных хлыстами сцепов. На нижнем складе хлысты проходят переработку. Далее автомобильным и водным транспортом древесина отправляется потребителям.
Существует и пассажирское движение.

Летом 1999 года поезда курсировали по расписанию:
Депо — Янишево 7:00-10:00 (понедельник), 9:00-12:00 (пятница), 6:30-9:30 (воскресенье), Янишево — Депо 12:00-15:00 (четверг), 15:00-18:00 (пятница, воскресенье).
Кроме того, назначался «специальный» поезд (местные жители называли его «базарник»): Депо — Янишево 0:00-3:00 в пятницу и вторник, обратно 5:30-8:30 в те же дни.

Поезда состоят из одного либо двух пассажирских вагонов. В них не предусмотрено обслуживание проводниками и плата за проезд.

Краткое описание действующей линии Депо — Янишево
0 км. Станция Депо (расположена в 28 километрах от города Вытегра, соединена с ним асфальтированной автодорогой). Посёлок довольно крупный. Здесь — дирекция леспромхоза, деревообрабатывающие производства. На станции имеется диспетчерская узкоколейной железной дороги (расположена на втором этаже кирпичного станционного здания, работает круглосуточно). Ныне действующее депо построено в 1960-х годах. Пассажирские поезда отправляются от бетонной пассажирской платформы.
9 км. Бывшая станция и посёлок Красный Бор. В том месте, где линия поворачивает направо, хорошо заметна насыпь, идущая прямо — это уничтоженная линия к посёлку Северный.
27 км. Станция Саменжа. Мрачное место — выселенный посёлок с огромным количеством чёрных разрушающихся «домов-призраков». На станции сохранилось путевое развитие и пост телефонной связи с диспетчерской. Здесь скрещиваются встречные поезда.
Участок Саменжа — Янишево отличается плохим состоянием пути. Почти на каждом километре — сваленный подвижной состав. Есть здесь и нечто вроде «гати» по болоту, при проходе поезда через которую путь может проседать и раскачиваться.
На участке имеется несколько раздельных пунктов: 6-й разъезд (32 км), 8-й разъезд (37 км) — здесь отходила линия на Павшозеро, 9-й разъезд (40 км), 10-й разъезд (47 км), 13-й разъезд (51 км). Большинство из этих разъездов уже давно не используются.
63 км. Станция Янишево. Здесь находится крайняя северная точка Белоручейской узкоколейной железной дороги в её нынешнем виде — «перевалка». Это площадка, где хлысты перегружаются из автомобилей в сцепы. На ней — диспетчерский пост, есть телефонная связь со станцией Депо.
Жилая часть посёлка Янишево находится в двух километрах южнее. Туда ведёт ветка, предназначенная в основном для пассажирского движения. Пассажирские поезда, в отличие от грузовых, приходят непосредственно в посёлок.
Попасть из Янишево в Депо по автомобильным дорогам можно, лишь проехав очень длинным маршрутом через райцентр, город Вытегра — этим и объясняется то, что доставка леса по узкоколейной железной дороге обходится дешевле.
2015 год. http://infojd.ru/dop/poezdka2015tbk.html.

11.04.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»
на главную страницу