ID: 7053
ПОЕЗДКА ТАЛИЦА — ВОЛОГДА — БЕЛОРУЧЕЙ — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — ВЛАДИМИР, 2015 ГОД
210
Рабочая экспедиция была осуществлена в октябре 2015 года.
ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ: КОЛНОГОРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (посёлок Талица Буйского района Костромской области)
БЕЛОРУЧЕЙСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (Вытегорский район Вологодской области, начальный пункт — посёлок Белоручей, официальное название Депо)
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ЛАРЬЯН» (Тихвинский район Ленинградской области, посёлок Красава)
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЗЕЛЕНОГОРСК — ПОПОВО — ВЫБОРГ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЯНИСЪЯРВИ — ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ
ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Главная цель: тотальная пешая фотодокументация Белоручейской узкоколейной железной дороги, всех её 63 километров, которые чудом остаются действующими.
Дополнительные цели: изучение Колногорской узкоколейной железной дороги, узкоколейной железной дороги в Красаве, железнодорожной линии Зеленогорск — Попово — Выборг и других объектов рельсового транспорта.
Также я решил воспользоваться необычным авиарейсом Санкт-Петербург — Владимир. Пассажирское сообщение во владимирском аэропорту возобновилось в 2015 году после примерно 25-летнего перерыва. Это выглядит чудом.
Пассажирские перевозки из Санкт-Петербурга во Владимир стала выполнять авиакомпания «Псковавиа» на самолётах АН-24. Рейсы заявлены как летние, на сезон 2015 года. Неизвестно, будут ли они в дальнейшем.
Изначально я приобрёл на официальном сайте http://pskovavia.ru билет из Владимира в Санкт-Петербург на 12 октября за 2900 рублей. Предполагался выезд во Владимир вечерним электропоездом.
Но 11 октября «Псковавиа» сообщила о переносе рейса на следующий день и на тёмное время. Это никак не устраивало. Отказываюсь от перелёта с компенсацией полной стоимости и приобретаю билет на последний заявленный рейс 2015 года, но в другом направлении — из Санкт-Петербурга во Владимир, 23 октября. Цена такая же — 2900 рублей.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_04.jpg)
Станция Александров. Электропоезд ЭД2Т-0106 отправится на Всполье (Ярославль-Главный).
Всего лишь четыре вагона — раньше такого не было.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_05.jpg)
Платформа 296 км на участке Ярославль — Данилов. Стыд и позор тем, кто допускает существование безымянных платформ.
Всем должны быть присвоены названия, причём обязательно нигде не повторяющиеся. В данном случае, на мой взгляд,
возможный вариант — Юрятино. Такая деревня — рядом, такого названия нигде нет.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_06.jpg)
Опрос Северной ППК в поезде Ярославль — Данилов. Такие бумажки выдаются всем пассажирам
на подпись. Неужели кто-то будет против?
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_07.jpg)
Так оформлен внутри вокзал на станции Данилов, построенный в 1920-е годы в стиле конструктивизм.
Последний на сегодня пригородный поезд — из Данилова в Буй. В отличие от предыдущих, это не электропоезд, а состав локомотивной тяги в виде электровоза ЧС4Т и одного сидячего вагона.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_08.jpg)
Одновагонный пригородный поезд из Данилова прибыл на станцию Буй.
На втором пути — электропоезд Вологда — Буй, который вскоре
отправится без пассажиров в Данилов. Время 21:08.
Ночёвка в Буе. Выезд утренним автобусом в посёлок Талица.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_09.jpg)
Дальний посёлок Талица Буйского района. Автобус ПАЗ, прибывший из Буя и готовящийся к отправлению обратно.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_10.jpg)
Посёлок Талица Буйского района.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_11.jpg)
Посёлок Талица Буйского района. Разобранная Колногорская узкоколейная железная дорога
на участке, который вёл к прибрежной лесобирже.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_12.jpg)
Посёлок Талица Буйского района. Главная станция Колногорской узкоколейной железной дороги.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_13.jpg)
Посёлок Талица Буйского района. Главная станция Колногорской узкоколейной железной дороги.
В этом здании работал дежурный по станции, диспетчер и начальник железной дороги.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_14.jpg)
Посёлок Талица Буйского района. Школа — самое большое и современное здание в посёлке.
Здесь для меня нашли некоторые исторические фотографии железной дороги.
Много и настойчиво беседую с учителями школы посёлка Талица. Пытаюсь найти тут какие-то исторические материалы по Колногорской узкоколейной железной дороге.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_15.jpg)
Движение на лодке по реке Костроме на правый берег. Далее я отправлюсь пешком в Шушкодом.
Прошу местных жителей переправить меня на лодке на правый берег Костромы. Бесплатно, конечно же.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_16.jpg)
Движение на лодке по реке Костроме на правый берег. Вид вниз по течению. Где-то в двухстах километрах
ниже будет город Кострома, и у стен древнего Ипатьевского монастыря река сольётся с Волгой.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_17.jpg)
Вид с правого берега Костромы в сторону посёлка Талица. Время 13:01.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_18.jpg)
Пешее движение из Талицы в Шушкодом. Первые километры — почти по бездорожью. Время 14:38.
Теперь главная задача — добраться до станции Шушкодом на железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Вологда — Вятка. Первые 14 километров — по тракторным колеям в лесу, через вымершие деревни. Потом ещё 10 километров по дороге.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_19.jpg)
Опустевшая деревня Ивановское. От Талицы преодолено 6 с половиной километров. Время 15:07.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_20.jpg)
Деревня Афонино. Бездорожье кончилось. Время 16:27.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_21.jpg)
Заброшенный дом у станции Шушкодом. 17 октября, время 6:56.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_22.jpg)
Улица в Шушкодоме. Время 7:02.
От станции Шушкодом — утренним электропоездом сообщением Буй — Вологда до Вологды.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_23.jpg)
Станция Шушкодом. Прибывает электропоезд ЭД9М-0135 сообщением Буй — Вологда.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_24.jpg)
Начало Монзенской железной дороги в Вохтоге. Впервые за множество посещений Вохтоги
с марта 1997 года я проезжаю Вохтогу, не выходя в ней.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_25.jpg)
Вохтога. Монзенский деревообрабатывающий комбинат.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_26.jpg)
Электропоезд из Буя прибыл на станцию Вологда. Направление на Буй — единственное из четырёх, где по-прежнему
две пары электропоездов в день. На Данилов движение отменено вовсе, хотя резервом поезда идут,
на Вожегу — одна пара вместо трёх, на Череповец — одна вместо четырёх. Этим возмущены все.
В Вологде — городским автобусом маршрута №37 от вокзала до Молочного. Это северо-западный пригород областного центра, откуда начинается дорога в Вытегорский район, где находится следующий целевой объект — Белоручейская узкоколейная железная дорога.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_27.jpg)
Распространённая надпись в Вологде.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_28.jpg)
Посёлок Молочное — северный пригород Вологды.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_29.jpg)
Посёлок Молочное. Деревянный жилой дом, заметно отличающийся от примитивных унылых бараков.
Выселен и, вероятно, будет снесён.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_30.jpg)
Посёлок Молочное.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_31.jpg)
Выезд из посёлка Молочное. Начинается автостопный сегмент.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_32.jpg)
Движение по автодороге Вологда — Вытегра. Впереди — село Кашкалино.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_33.jpg)
Движение по автодороге Вологда — Вытегра. Впереди — повороты на Нестеровское и Каргачево.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_34.jpg)
Движение по автодороге Вологда — Вытегра.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_35.jpg)
Движение по автодороге Вологда — Вытегра. Пересекаем судоходный канал, соединяющий Белое озеро с Кубенским озером,
а следовательно — бассейн Волги, заодно и Невы, с бассейном Северной Двины.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_36.jpg)
Пересечение с удивительным образом уцелевшей Белоручейской узкоколейной железной дорогой.
Посёлок Белоручей, официальное название Депо. Утром начинаю крупнейший в экспедиции пеший переход.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_38.jpg)
Посёлок Белоручей, официальное название Депо. Главная станция Белоручейской узкоколейной железной дороги.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_39.jpg)
Белоручей, официальное название Депо. Вид с пристанционной вышки на посёлок.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_40.jpg)
Главная станция Белоручейской узкоколейной железной дороги.
Из посёлка Белоручей будет совершён 63-километровый фотодокументационный пеший поход до Янишево. В такое время года выполнить его без промежуточной ночёвки невозможно.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_41.jpg)
Белоручейская узкоколейная железная дорога.
------------------------
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_42.jpg)
Переезд.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_43.jpg)
По линии движется съёмная мотодрезина.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_44.jpg)
На узкоколейной железной дороге такое во многих местах.
Ночую с относительным комфортом в охотничьей будке у озера на 36-м километре.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_45.jpg)
Озеро вблизи 36-го километра Белоручейской узкоколейной железной дороги.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_46.jpg)
Охотничья будка. Привычное явление для дальних мест. Строится и используется на общественных началах.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_47.jpg)
Топка печи в охотничьей будке.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_48.jpg)
Белоручейская узкоколейная железная дорога. Участок пути, проложенный по болоту.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_49.jpg)
Поезд следует в Янишево, под загрузку. Поезд ведёт тепловоз ТУ7А-3329.
Локомотивная бригада тепловоза ТУ7А-3329 легко согласилась довезти меня до Белоручья. Но они очень удивлялись: зачем? Ведь ехать будем часов восемь, тогда как есть и автодорога, автомобили доезжают за час.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_50.jpg)
Железнодорожная станция Янишево-Перевалка. Тепловоз ТУ7А-3329.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_51.jpg)
Янишево-Перевалка. Крайняя точка узкоколейной железной дороги.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_52.jpg)
Станция Янишево-Перевалка.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_53.jpg)
Тепловоз ТУ7А-3329 на узкоколейной железной дороге. Тепловоз — один из последних, 1994 года постройки.
Многие часы я вместе с машинистами, движемся с почти пешеходной скоростью.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_54.jpg)
Поезд на ---- км. Время 15:52.
Долгая поездка, изматывающая своей медленностью. Но даже на такой скорости это рискованно. В любой момент может произойти сход с рельсов. На узкоколейной железной дороге это привычно, инструмент постановки «забурившихся» вагонов всегда наготове. Но иногда сход (здесь говорят «забур») слишком серьёзный. Тогда приходится сваливать набок.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_55.jpg)
В кабине тепловоза. Время 19:13.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_56.jpg)
Встречный поезд с тепловозом ТУ7-2463. Время 20:06.
В 22 часа прибыли на станцию Белоручей. Ночёвка.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_57.jpg)
Прибыли на станцию Белоручей. Время 22:04.
Утром предстоит как можно скорее добраться до города Лодейное Поле Ленинградской области. Это 230 километров, причём дорога будет частично грунтовой.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_58.jpg)
Дорога в сторону Вытегры. 20 октября, время 7:48.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_59.jpg)
Вытегра. Время 8:48.
Быстро добираюсь до самого северо-западного районного центра Вологодской области — города Вытегра. Дальше, как ни странно, будет «грунтовка». Несмотря на относительную близость к имперской столице России!
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_60.jpg)
Старинный храм в Вытегре.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_61.jpg)
У выезда из Вытегры.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_62.jpg)
У выезда из Вытегры. Шлюз на канале между Онежским и Белым озёрами. Это очень важный сегмент
внутрироссийской системы судоходных путей.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_63.jpg)
Дорога Вытегра — Лодейное Поле.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_64.jpg)
Дорога Вытегра — Лодейное Поле. Грунтовый участок.
На дороге Вытегра — Лодейное Поле я не впервые: уже проезжал её автостопом в 2006 году, и почти ничего не помню. Но очень похоже, что дорога с тех пор не изменилась. Такое же ужасное состояние в её центральной части, как и тогда.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_65.jpg)
В селе Оштинский Погост.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_66.jpg)
В селе Оштинский Погост. Река Ошта.
Подвезли жители Череповца на большом белом джипе. Ехали в посёлок Пряжа, Карелия.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_67.jpg)
У развилки рядом с городом Лодейное Поле.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_68.jpg)
Сваленный не мной километровый знак у станции Лодейное Поле. Отсчёт расстояния от Санкт-Петербурга.
Считанных секунд не хватило, чтобы сфотографировать очень нечастый грузовой поезд, следовавший по линии Янисъярви — Лодейное Поле вблизи её конечной точки.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_69.jpg)
Магистральная линия подходит к станции Лодейное Поле со стороны Петрозаводска.
Вдали грузовой поезд движется на линию Лодейное Поле — Янисъярви.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_70.jpg)
Город Лодейное Поле.
Со станции Лодейное Поле — электропоездом Свирь — Волховстрой до Волховстроя.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_71.jpg)
Мост через реку Паша на «чётном» пути (направление движения на Мурманск).
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_72.jpg)
Электропоезд ЭТ2М-0120 из Свири прибыл на станцию Волховстрой.
---------------------
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_73.jpg)
Вокзал на станции Волховстрой — один из лучших образцов «сталинской»
вокзальной архитектуры среди малых и средних городов.
Электропоездом — от станции Волховстрой до Тихвина. Затем — пешком в темноте десять километров до посёлка Красава. Но полностью их не прошёл: водитель проезжавшего автобуса по своей инициативе остановился и предложил подвезти бесплатно.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_74.jpg)
Посёлок Красава, Тихвинский район Ленинградской области. Достаточно глухое, тихое и уютное место
с чудом сохранившейся узкоколейной железной дорогой.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_75.jpg)
Посёлок Красава, Тихвинский район Ленинградской области.
У жителей Красавы я изнурительно «выкапывал» материалы по узкоколейной железной дороге в августе 2006 года, но движения на болото тогда не было. Сейчас оно есть!
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_76.jpg)
Посёлок Красава, Тихвинский район Ленинградской области. Главная станция узкоколейной железной дороги.
Доброжелательный немолодой машинист тепловоза ТУ6А-3227. И, удивительное дело, помощник машиниста и кондуктор одновременно — молодая женщина. Впервые за почти тысячу поездок в узкоколейных тепловозах такое встречаю!
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_77.jpg)
Тепловоз ТУ6А-3227 в ходе манёвров на станции Красава.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_78.jpg)
Чудом уцелевшая узкоколейная железная дорога в Красаве. Тут есть женщина
на тяжёлой работе кондуктора (сравнивая с широкой колеёй — это помощник
машиниста и составитель поездов одновременно).
Сначала едем в депо. Местные железнодорожницы угощают чаем. Наконец, выезжаем на болото!
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_79.jpg)
Работники узкоколейной железной дороги в депо Красава.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_80.jpg)
Едем за торфом. В составе поезда — очень старые вагоны УМВ, которые остались, возможно, только здесь.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_81.jpg)
Окраина Красавы. Вид из тепловоза.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_82.jpg)
Болото, 5,5 км от станции Красава. Ведётся загрузка вагонов торфом.
Поблагодарив машиниста, отправляюсь в Красаву пешком, производя при этом тотальную фотодокументацию линии. Возвращающийся поезд с торфом встретился в черте посёлка.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_83.jpg)
Окраина Красавы. Тепловоз ТУ6А-3227 ведёт загруженный торфом состав.
21 октября, время 11:17.
От Красавы решаю добраться пешком до станции Дыми на магистральной железной дороге. Преодолеть их нужно очень быстро, с учётом расписания электропоездов. На пути будет деревня Мулёво и Антониево-Дымский монастырь, который, однако, детально осмотреть не удастся.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_84.jpg)
Окраина Красавы. Время 11:21.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_85.jpg)
Впереди — деревня Мулёво. Время 12:00.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_86.jpg)
Деревня Мулёво. Время 12:01.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_87.jpg)
Дымское озеро. Время 12:30.
Село при Антониево-Дымском монастыре большевики додумались назвать не иначе как Красный Броневик. Это название до сих пор является официальным.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_88.jpg)
Антониево-Дымский монастырь в селе Красный Броневик. Время 12:43.
На небольшом участке между монастырём и магистральной автодорогой меня подвезли на «Жигулях».
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_89.jpg)
Магистральная автодорога в окрестностях станции Дыми. Время 12:52.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_90.jpg)
Село Галично. Время 13:11.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_91.jpg)
Магистральная железная дорога у станции Дыми. Следует грузовой поезд. Время 13:32.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_92.jpg)
Станция Дыми (закрыта, путевое развитие снято). Вид на запад, в сторону Волховстроя. Время 13:37.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_93.jpg)
Заброшенное станционное здание дореволюционной постройки на станции Дыми.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_94.jpg)
Станция Дыми (закрыта, путевое развитие снято). Прибывает электропоезд
ЭТ2М-120 на Волховстрой. Время 13:56.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_95.jpg)
Электропоезд следует по мосту через реку Волхов между станциями Волховстрой II и Волховстрой I.
Вид на север. Старый мост, превращённый в пешеходный, и новый автомобильный мост.
Со станции Волховстрой — комфортным электропоездом ЭС1-022 до Санкт-Петербурга-Главного (Московский вокзал).
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_96.jpg)
Станция Волховстрой I, до 1934 года — Званка. Электропоезд ЭС1-022 вскоре отправится на Санкт-Петербург.
На двух сегментах этой экспедиции, Волховстрой — Санкт-Петербург и Выборг — Санкт-Петербург, я проехал в комфортных пригородных поездах ЭС1 «Ласточка».
Электропоезд ЭС1 на маршруте Волховстрой — Санкт-Петербург особой скоростью не выделяется. Скорость у него почти такая же, как остальных поездов, однако комфортность поездки отличается от остальных поездов поистине разительно. Это — поезд для уважающего себя человека, тогда как в прочую «дрянь» под видом пригородных поездов уважающий себя человек не сядет.
Пригородные поезда в виде электропоездов ЭС1 по маршруту Санкт-Петербург — Выборг, как вскоре довелось узнать, имеют маршрутную скорость свыше 100 км/час! Разгоняется до 160 км/час, согласно электронному табло в салоне. В пути 1:15, расстояние 130 км. Трудно поверить — но это факт. При всём том это — именно пригородные поезда.
Удивительное «открытие», раньше почему-то не знал об этом факте: огромный Волховстроевский узел, четыре магистральных направления, не имеет ни одного разноуровневого пересечения. На южном обходе Волховстроя разноуровневых пересечений (путепроводов) тоже нет. Хотелось бы выяснить, почему это так и всегда ли так было.
Скорее всего, всегда. Ни на довоенных картах, ни на немецких аэрофотоснимках 1940-х годов путепроводов не видно. Хотя обычно они бывают на каждом узле четырёх направлений. Есть исключения, наподобие Сонково, но там не все линии являются магистральными.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_97.jpg)
Санкт-Петербург, площадь Восстания у Московского вокзала. По-прежнему здесь
встречает город-герой Ленинград. И это правильно!
Пешая переброска с Московского вокзала на Финляндский вокзал.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_98.jpg)
Бескрайняя толпа у входа на станцию метро «Чернышевская». При том, что никаких массовых мероприятий нет —
просто конец рабочего дня. Думал, такое явление давно исчезло.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_99.jpg)
Вид с Литейного моста через Неву.
Ночёвка у платформы Шевелёво. Причины: во-первых, в 1995 году при поездке из Москвы в Санкт-Петербург на пригородных поездах она была для меня максимальной точкой отдалённости самостоятельного попадания.
Во-вторых, платформа, которая по документам является 73-м километром, получила название в честь поэта Александра Шевелёва неофициально, без надлежащего оформления. Есть угроза, что вскоре таблички «Шевелёво» уберут и вернут унылую безымянщину.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_100.jpg)
Платформа Шевелёво. Сколько ещё продержится эта табличка?
С платформы Шевелёво — в Зеленогорск, оттуда — дизель-поездом до Выборга по однопутной неэлектрифицированной линии через Приморск.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_101.jpg)
Станция Советский на малодеятельной неэлектрифицированной линии Зеленогорск — Выборг («Большая Приморка»).
На участке Попово — Лазаревка (Выборгский узел) вдоль действующей однопутной железной дороги, которая уже стала электрифицированной, строится что-то грандиозное. Что это? Второй путь или что-то другое? На просто второй путь не похоже — слишком масштабные работы. Вероятно, второй путь плюс параллельная автодорога.
Линия на Вещево http://infojd.ru/12/vyb-vech.html варварски разобрана.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_102.jpg)
Станция Выборг. Дизель-поезд РА2, прибывший из Зеленогорска, электропоезда и дизель-электропоезд ДТ1.
Прогулка по Выборгу. Возвращаюсь на вокзал, затем комфортным электропоездом ЭС1-001 на Санкт-Петербург.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_103.jpg)
В центре Выборга.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_104.jpg)
Электропоезд ЭС1-001 сообщением Выборг — Санкт-Петербург на станции Выборг. Удивительная
для пригородного поезда маршрутная скорость: свыше 100 км/час.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_105.jpg)
Электронное табло в электропоезде. Это обычный пригородный поезд!
Петербургским метрополитеном — от «Площади Ленина» (Финляндский вокзал) до «Пушкинской» (Витебский вокзал). Рядом с Витебским вокзалом находится точка продажи моих книг, которую нужно посетить.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_106.jpg)
В наземном вестибюле станции «Площадь Ленина» Петербургского метрополитена.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_107.jpg)
Петербургский метрополитен (официально именно так, не Санкт-Петербургский) сохраняет вагоны Ем 1970-х годов
постройки. В отличие от сходных вагонов в Москве, здесь не демонтировали
неиспользуемую кабину машиниста в каждом вагоне.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_108.jpg)
Станция «Пушкинская» Петербургского метрополитена. Один из лучших образцов метростроения,
но почти не отличается от станции «Октябрьская» на Кольцевой линии в Москве.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_109.jpg)
Торговый центр «Планета Нептун» вблизи Витебского вокзала. Здесь, в лавке «Семафор»,
пока ещё находится последняя в городе точка продажи моих книг.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_110.jpg)
Витебский вокзал, изначально Царскосельский — первый в России. Официально открыт в 1837 году,
фактически — в 1836 году. Теоретически, им мог успеть воспользоваться Пушкин.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_111.jpg)
Вокзал на станции Павловск, вид из города. Эта станция Павловск находится в стороне от изначальной
и открыта лишь в 1904 году, при продлении линии до Витебска. Вокзал построен
в 1950-е годы. До 1994 года он был увенчан пятиконечной звездой.
Прогулка по Павловску и паркам.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_112.jpg)
Памятник императору Павлу I и Большой дворец.
Возвращаюсь в Санкт-Петербург. Пешком с Витебского вокзала на Балтийский вокзал.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_113.jpg)
Переход с Витебского на Балтийский вокзал.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_114.jpg)
Балтийский вокзал. Электропоезд проследует до Гатчины, мне нужно до платформы Дачное.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_115.jpg)
Платформа Дачное.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_116.jpg)
Автомобильный путепровод через железную дорогу у платформы Дачное — часть
грандиозной развязки трёх магистралей, открытой в 2008 году.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_117.jpg)
Улица Пилотов в Авиагородке.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_118.jpg)
Штурманская улица в Авиагородке.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_119.jpg)
Платформа Аэропорт вблизи Авиагородка. Но до ныне действующего аэровокзала остаётся ещё почти шесть километров.
До старого пассажирского здания аэропорта было 1200 метров. Ещё недавно это был международный комплекс
Пулково-II. Старое пассажирское здание полностью закрыто с 28 марта 2014 года.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_120.jpg)
Новый комплекс аэровокзала Пулково, открытый 4 декабря 2013 года.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_121.jpg)
Новый комплекс аэровокзала Пулково.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_122.jpg)
Новый комплекс аэровокзала Пулково. Объявлен необычный рейс на Владимир.
Перелёт по удивительному маршруту Санкт-Петербург — Владимир. Владимир — областной центр менее чем в 200 километрах от Москвы. Здесь, как и в похожих по расположению Твери, Калуге, Туле и Рязани, пассажирские авиаперевозки были прекращены ещё в 1991 году. И вот они возобновились в виде рейса Санкт-Петербург — Владимир. Неизвестно, надолго ли!
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_123.jpg)
Аэропорт Пулково. Объявлен рейс на Владимир.
У меня небольшой рюкзак, но его потребовали сдать в багаж. Редкий случай, когда я даже рад этому: во владимирском аэропорту будет веский повод задержаться и получше рассмотреть его изнутри.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_124.jpg)
Посадочный талон. У владимирского аэропорта нет даже привычного кода ИАТА из трёх латинских букв!
Самолёт АН-24. Такой же, как при перелёте в 2013 году из Пскова в Пулково http://infojd.ru/dop/poezdka2013budneb.html. Та же самая авиакомпания «Псковавиа». Цена в несколько раз выше, чем тогда — впрочем, и расстояние тоже.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_125.jpg)
Самолёт АН-24 с бортовым номером RA-47362. Построен в 1976 году, у авиакомпании «Псковавиа» — с 2012 года.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_126.jpg)
Перелёт Санкт-Петербург-Пулково — Владимир.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_127.jpg)
Перелёт Санкт-Петербург-Пулково — Владимир.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_128.jpg)
Перелёт Санкт-Петербург-Пулково — Владимир. Справа — село Овчухи, слева — заброшенная колхозная ферма,
в центре — пруд на реке Рпень.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_129.jpg)
Перелёт Санкт-Петербург-Пулково — Владимир. Село Брутово Суздальского района Владимирской области.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_130.jpg)
Перелёт Санкт-Петербург-Пулково — Владимир. Посёлок Садовый Суздальского района Владимирской области.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_131.jpg)
Посёлок Содышка и Владимирская областная психбольница.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_132.jpg)
Плотина водохранилища Содышка.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_133.jpg)
Водохранилище Содышка и дачный посёлок на его берегу.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_134.jpg)
Аэропорт Владимир-Семязино.
Из аэропорта Владимир около 1988 года я несколько раз отправлялся на «колхозном» самолёте АН-2 в село Красное Заречье. Потом, примерно в 1998 году, специально добрался до аэропорта, чтобы выяснить, что от него осталось. На тот момент — ничего хорошего, хотя полного запустения не было, имелся персонал и охрана. Если, конечно, правильно помню, что добирался до него.
И вот аэропорт после более чем двадцати лет почти полного бездействия возвращён к жизни, снова появились регулярные пассажирские рейсы. Спасибо всем причастным к этому решению. Вовсе не факт, что регулярные перевозки вернулись надолго. Пассажиров слишком мало.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_135.jpg)
Аэропорт Владимир-Семязино. Самолёт АН-24 с бортовым номером RA-47362, прибывший из Пулково.
В подъехавший автомобиль «Газель» погрузят багаж.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_136.jpg)
Аэропорт Владимир-Семязино. Самолёт АН-24 с бортовым номером RA-47362, прибывший из Пулково.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_137.jpg)
Аэропорт Владимир-Семязино. Вид со стороны города.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_138.jpg)
Внутренний вид здания аэровокзала.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_139.jpg)
Аэропорт Владимир-Семязино. Вид со стороны города.
Из аэропорта — пешком в город.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_140.jpg)
Впереди — пруд у села Семязино.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_141.jpg)
Объездная дорога на окраине Владимира. Автомобиль прибыл из того же региона, откуда прибыл и я.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_142.jpg)
Золотые ворота, 1164 год — одна из главных достопримечательностей города и России.
Рядом с ними рано или поздно должен проследовать трамвай. Без трамвая город,
несмотря на обилие древностей, выглядит «пустым»!
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_143.jpg)
В центре Владимира.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_144.jpg)
Вокзал на станции Владимир. В Надыме или Дудинке он был бы нормальным. Но никак не здесь!
От станции Владимир — электропоездом на Москву-Курскую. К сожалению, отвратительная «бичевозка», приходится терпеть. Вдвойне удивительно, что этот поезд изначально был построен в нормальном, комфортном исполнении, но затем был переоборудован под «дрянь 4-го класса».
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_145.jpg)
Станция Владимир. Электропоезд ЭД4М-0241 на Москву. Построен в 2008 году. Удивительный случай: изначально
он был цивилизованным комфортным поездом, затем внутренности вагонов
переоборудовали под «бомжевозку».
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_146.jpg)
Типичный для Московско-Нижегородской железной дороги монументальный пост дежурного по переезду
у платформы Сушнево на участке Владимир — Орехово-Зуево.
Как выяснилось по итогам экспедиции, в Ленинградской области без Санкт-Петербурга остались четыре действующие узкоколейные железные дороги: Гладкое, Пельгорское, Красава, Отрадное.
В Вологодской области — чудом действует Белоручейская узкоколейная железная дорога, сейчас вышедшая на позиции крупнейших в мире. И Семигородняя узкоколейная железная дорога, которой осталось явно недолго. Впрочем, и Белоручейской узкоколейной железной дороге, с большой вероятностью, тоже.
Харовский шпалопропиточный завод с узкоколейной железной дорогой в центре Вологодской области: очень маловероятно, но теоретически нельзя исключить, что ещё действует.
Ситуация на начало 2021 года, когда эта страница была полноценно открыта. Пассажирские перевозки в аэропорту Владимир прекращены и едва ли вернутся в обозримом будущем. Колногорская узкоколейная железная дорога в Талице полностью разобрана.
Узкоколейная железная дорога в Красаве не действует ориентировочно с начала 2020 года. Тепловоз ТУ6А-3227 в октябре 2020 года был вывезен из Красавы в Заплюсье.
Платформа Шевелёво: теперь там опять унылый «73 км».
Белоручейская узкоколейная железная дорога, как ни странно, всё ещё действует.
28.10.2015 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу
ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ: КОЛНОГОРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (посёлок Талица Буйского района Костромской области)
БЕЛОРУЧЕЙСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (Вытегорский район Вологодской области, начальный пункт — посёлок Белоручей, официальное название Депо)
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ЛАРЬЯН» (Тихвинский район Ленинградской области, посёлок Красава)
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЗЕЛЕНОГОРСК — ПОПОВО — ВЫБОРГ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЯНИСЪЯРВИ — ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ
ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Главная цель: тотальная пешая фотодокументация Белоручейской узкоколейной железной дороги, всех её 63 километров, которые чудом остаются действующими.
Дополнительные цели: изучение Колногорской узкоколейной железной дороги, узкоколейной железной дороги в Красаве, железнодорожной линии Зеленогорск — Попово — Выборг и других объектов рельсового транспорта.
Также я решил воспользоваться необычным авиарейсом Санкт-Петербург — Владимир. Пассажирское сообщение во владимирском аэропорту возобновилось в 2015 году после примерно 25-летнего перерыва. Это выглядит чудом.
Пассажирские перевозки из Санкт-Петербурга во Владимир стала выполнять авиакомпания «Псковавиа» на самолётах АН-24. Рейсы заявлены как летние, на сезон 2015 года. Неизвестно, будут ли они в дальнейшем.
Изначально я приобрёл на официальном сайте http://pskovavia.ru билет из Владимира в Санкт-Петербург на 12 октября за 2900 рублей. Предполагался выезд во Владимир вечерним электропоездом.
Но 11 октября «Псковавиа» сообщила о переносе рейса на следующий день и на тёмное время. Это никак не устраивало. Отказываюсь от перелёта с компенсацией полной стоимости и приобретаю билет на последний заявленный рейс 2015 года, но в другом направлении — из Санкт-Петербурга во Владимир, 23 октября. Цена такая же — 2900 рублей.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_04.jpg)
Станция Александров. Электропоезд ЭД2Т-0106 отправится на Всполье (Ярославль-Главный).
Всего лишь четыре вагона — раньше такого не было.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_05.jpg)
Платформа 296 км на участке Ярославль — Данилов. Стыд и позор тем, кто допускает существование безымянных платформ.
Всем должны быть присвоены названия, причём обязательно нигде не повторяющиеся. В данном случае, на мой взгляд,
возможный вариант — Юрятино. Такая деревня — рядом, такого названия нигде нет.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_06.jpg)
Опрос Северной ППК в поезде Ярославль — Данилов. Такие бумажки выдаются всем пассажирам
на подпись. Неужели кто-то будет против?
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_07.jpg)
Так оформлен внутри вокзал на станции Данилов, построенный в 1920-е годы в стиле конструктивизм.
Последний на сегодня пригородный поезд — из Данилова в Буй. В отличие от предыдущих, это не электропоезд, а состав локомотивной тяги в виде электровоза ЧС4Т и одного сидячего вагона.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_08.jpg)
Одновагонный пригородный поезд из Данилова прибыл на станцию Буй.
На втором пути — электропоезд Вологда — Буй, который вскоре
отправится без пассажиров в Данилов. Время 21:08.
Ночёвка в Буе. Выезд утренним автобусом в посёлок Талица.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_09.jpg)
Дальний посёлок Талица Буйского района. Автобус ПАЗ, прибывший из Буя и готовящийся к отправлению обратно.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_10.jpg)
Посёлок Талица Буйского района.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_11.jpg)
Посёлок Талица Буйского района. Разобранная Колногорская узкоколейная железная дорога
на участке, который вёл к прибрежной лесобирже.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_12.jpg)
Посёлок Талица Буйского района. Главная станция Колногорской узкоколейной железной дороги.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_13.jpg)
Посёлок Талица Буйского района. Главная станция Колногорской узкоколейной железной дороги.
В этом здании работал дежурный по станции, диспетчер и начальник железной дороги.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_14.jpg)
Посёлок Талица Буйского района. Школа — самое большое и современное здание в посёлке.
Здесь для меня нашли некоторые исторические фотографии железной дороги.
Много и настойчиво беседую с учителями школы посёлка Талица. Пытаюсь найти тут какие-то исторические материалы по Колногорской узкоколейной железной дороге.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_15.jpg)
Движение на лодке по реке Костроме на правый берег. Далее я отправлюсь пешком в Шушкодом.
Прошу местных жителей переправить меня на лодке на правый берег Костромы. Бесплатно, конечно же.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_16.jpg)
Движение на лодке по реке Костроме на правый берег. Вид вниз по течению. Где-то в двухстах километрах
ниже будет город Кострома, и у стен древнего Ипатьевского монастыря река сольётся с Волгой.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_17.jpg)
Вид с правого берега Костромы в сторону посёлка Талица. Время 13:01.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_18.jpg)
Пешее движение из Талицы в Шушкодом. Первые километры — почти по бездорожью. Время 14:38.
Теперь главная задача — добраться до станции Шушкодом на железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Вологда — Вятка. Первые 14 километров — по тракторным колеям в лесу, через вымершие деревни. Потом ещё 10 километров по дороге.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_19.jpg)
Опустевшая деревня Ивановское. От Талицы преодолено 6 с половиной километров. Время 15:07.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_20.jpg)
Деревня Афонино. Бездорожье кончилось. Время 16:27.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_21.jpg)
Заброшенный дом у станции Шушкодом. 17 октября, время 6:56.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_22.jpg)
Улица в Шушкодоме. Время 7:02.
От станции Шушкодом — утренним электропоездом сообщением Буй — Вологда до Вологды.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_23.jpg)
Станция Шушкодом. Прибывает электропоезд ЭД9М-0135 сообщением Буй — Вологда.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_24.jpg)
Начало Монзенской железной дороги в Вохтоге. Впервые за множество посещений Вохтоги
с марта 1997 года я проезжаю Вохтогу, не выходя в ней.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_25.jpg)
Вохтога. Монзенский деревообрабатывающий комбинат.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_26.jpg)
Электропоезд из Буя прибыл на станцию Вологда. Направление на Буй — единственное из четырёх, где по-прежнему
две пары электропоездов в день. На Данилов движение отменено вовсе, хотя резервом поезда идут,
на Вожегу — одна пара вместо трёх, на Череповец — одна вместо четырёх. Этим возмущены все.
В Вологде — городским автобусом маршрута №37 от вокзала до Молочного. Это северо-западный пригород областного центра, откуда начинается дорога в Вытегорский район, где находится следующий целевой объект — Белоручейская узкоколейная железная дорога.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_27.jpg)
Распространённая надпись в Вологде.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_28.jpg)
Посёлок Молочное — северный пригород Вологды.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_29.jpg)
Посёлок Молочное. Деревянный жилой дом, заметно отличающийся от примитивных унылых бараков.
Выселен и, вероятно, будет снесён.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_30.jpg)
Посёлок Молочное.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_31.jpg)
Выезд из посёлка Молочное. Начинается автостопный сегмент.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_32.jpg)
Движение по автодороге Вологда — Вытегра. Впереди — село Кашкалино.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_33.jpg)
Движение по автодороге Вологда — Вытегра. Впереди — повороты на Нестеровское и Каргачево.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_34.jpg)
Движение по автодороге Вологда — Вытегра.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_35.jpg)
Движение по автодороге Вологда — Вытегра. Пересекаем судоходный канал, соединяющий Белое озеро с Кубенским озером,
а следовательно — бассейн Волги, заодно и Невы, с бассейном Северной Двины.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_36.jpg)
Пересечение с удивительным образом уцелевшей Белоручейской узкоколейной железной дорогой.
Посёлок Белоручей, официальное название Депо. Утром начинаю крупнейший в экспедиции пеший переход.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_38.jpg)
Посёлок Белоручей, официальное название Депо. Главная станция Белоручейской узкоколейной железной дороги.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_39.jpg)
Белоручей, официальное название Депо. Вид с пристанционной вышки на посёлок.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_40.jpg)
Главная станция Белоручейской узкоколейной железной дороги.
Из посёлка Белоручей будет совершён 63-километровый фотодокументационный пеший поход до Янишево. В такое время года выполнить его без промежуточной ночёвки невозможно.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_41.jpg)
Белоручейская узкоколейная железная дорога.
------------------------
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_42.jpg)
Переезд.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_43.jpg)
По линии движется съёмная мотодрезина.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_44.jpg)
На узкоколейной железной дороге такое во многих местах.
Ночую с относительным комфортом в охотничьей будке у озера на 36-м километре.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_45.jpg)
Озеро вблизи 36-го километра Белоручейской узкоколейной железной дороги.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_46.jpg)
Охотничья будка. Привычное явление для дальних мест. Строится и используется на общественных началах.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_47.jpg)
Топка печи в охотничьей будке.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_48.jpg)
Белоручейская узкоколейная железная дорога. Участок пути, проложенный по болоту.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_49.jpg)
Поезд следует в Янишево, под загрузку. Поезд ведёт тепловоз ТУ7А-3329.
Локомотивная бригада тепловоза ТУ7А-3329 легко согласилась довезти меня до Белоручья. Но они очень удивлялись: зачем? Ведь ехать будем часов восемь, тогда как есть и автодорога, автомобили доезжают за час.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_50.jpg)
Железнодорожная станция Янишево-Перевалка. Тепловоз ТУ7А-3329.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_51.jpg)
Янишево-Перевалка. Крайняя точка узкоколейной железной дороги.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_52.jpg)
Станция Янишево-Перевалка.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_53.jpg)
Тепловоз ТУ7А-3329 на узкоколейной железной дороге. Тепловоз — один из последних, 1994 года постройки.
Многие часы я вместе с машинистами, движемся с почти пешеходной скоростью.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_54.jpg)
Поезд на ---- км. Время 15:52.
Долгая поездка, изматывающая своей медленностью. Но даже на такой скорости это рискованно. В любой момент может произойти сход с рельсов. На узкоколейной железной дороге это привычно, инструмент постановки «забурившихся» вагонов всегда наготове. Но иногда сход (здесь говорят «забур») слишком серьёзный. Тогда приходится сваливать набок.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_55.jpg)
В кабине тепловоза. Время 19:13.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_56.jpg)
Встречный поезд с тепловозом ТУ7-2463. Время 20:06.
В 22 часа прибыли на станцию Белоручей. Ночёвка.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_57.jpg)
Прибыли на станцию Белоручей. Время 22:04.
Утром предстоит как можно скорее добраться до города Лодейное Поле Ленинградской области. Это 230 километров, причём дорога будет частично грунтовой.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_58.jpg)
Дорога в сторону Вытегры. 20 октября, время 7:48.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_59.jpg)
Вытегра. Время 8:48.
Быстро добираюсь до самого северо-западного районного центра Вологодской области — города Вытегра. Дальше, как ни странно, будет «грунтовка». Несмотря на относительную близость к имперской столице России!
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_60.jpg)
Старинный храм в Вытегре.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_61.jpg)
У выезда из Вытегры.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_62.jpg)
У выезда из Вытегры. Шлюз на канале между Онежским и Белым озёрами. Это очень важный сегмент
внутрироссийской системы судоходных путей.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_63.jpg)
Дорога Вытегра — Лодейное Поле.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_64.jpg)
Дорога Вытегра — Лодейное Поле. Грунтовый участок.
На дороге Вытегра — Лодейное Поле я не впервые: уже проезжал её автостопом в 2006 году, и почти ничего не помню. Но очень похоже, что дорога с тех пор не изменилась. Такое же ужасное состояние в её центральной части, как и тогда.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_65.jpg)
В селе Оштинский Погост.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_66.jpg)
В селе Оштинский Погост. Река Ошта.
Подвезли жители Череповца на большом белом джипе. Ехали в посёлок Пряжа, Карелия.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_67.jpg)
У развилки рядом с городом Лодейное Поле.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_68.jpg)
Сваленный не мной километровый знак у станции Лодейное Поле. Отсчёт расстояния от Санкт-Петербурга.
Считанных секунд не хватило, чтобы сфотографировать очень нечастый грузовой поезд, следовавший по линии Янисъярви — Лодейное Поле вблизи её конечной точки.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_69.jpg)
Магистральная линия подходит к станции Лодейное Поле со стороны Петрозаводска.
Вдали грузовой поезд движется на линию Лодейное Поле — Янисъярви.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_70.jpg)
Город Лодейное Поле.
Со станции Лодейное Поле — электропоездом Свирь — Волховстрой до Волховстроя.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_71.jpg)
Мост через реку Паша на «чётном» пути (направление движения на Мурманск).
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_72.jpg)
Электропоезд ЭТ2М-0120 из Свири прибыл на станцию Волховстрой.
---------------------
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_73.jpg)
Вокзал на станции Волховстрой — один из лучших образцов «сталинской»
вокзальной архитектуры среди малых и средних городов.
Электропоездом — от станции Волховстрой до Тихвина. Затем — пешком в темноте десять километров до посёлка Красава. Но полностью их не прошёл: водитель проезжавшего автобуса по своей инициативе остановился и предложил подвезти бесплатно.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_74.jpg)
Посёлок Красава, Тихвинский район Ленинградской области. Достаточно глухое, тихое и уютное место
с чудом сохранившейся узкоколейной железной дорогой.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_75.jpg)
Посёлок Красава, Тихвинский район Ленинградской области.
У жителей Красавы я изнурительно «выкапывал» материалы по узкоколейной железной дороге в августе 2006 года, но движения на болото тогда не было. Сейчас оно есть!
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_76.jpg)
Посёлок Красава, Тихвинский район Ленинградской области. Главная станция узкоколейной железной дороги.
Доброжелательный немолодой машинист тепловоза ТУ6А-3227. И, удивительное дело, помощник машиниста и кондуктор одновременно — молодая женщина. Впервые за почти тысячу поездок в узкоколейных тепловозах такое встречаю!
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_77.jpg)
Тепловоз ТУ6А-3227 в ходе манёвров на станции Красава.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_78.jpg)
Чудом уцелевшая узкоколейная железная дорога в Красаве. Тут есть женщина
на тяжёлой работе кондуктора (сравнивая с широкой колеёй — это помощник
машиниста и составитель поездов одновременно).
Сначала едем в депо. Местные железнодорожницы угощают чаем. Наконец, выезжаем на болото!
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_79.jpg)
Работники узкоколейной железной дороги в депо Красава.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_80.jpg)
Едем за торфом. В составе поезда — очень старые вагоны УМВ, которые остались, возможно, только здесь.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_81.jpg)
Окраина Красавы. Вид из тепловоза.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_82.jpg)
Болото, 5,5 км от станции Красава. Ведётся загрузка вагонов торфом.
Поблагодарив машиниста, отправляюсь в Красаву пешком, производя при этом тотальную фотодокументацию линии. Возвращающийся поезд с торфом встретился в черте посёлка.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_83.jpg)
Окраина Красавы. Тепловоз ТУ6А-3227 ведёт загруженный торфом состав.
21 октября, время 11:17.
От Красавы решаю добраться пешком до станции Дыми на магистральной железной дороге. Преодолеть их нужно очень быстро, с учётом расписания электропоездов. На пути будет деревня Мулёво и Антониево-Дымский монастырь, который, однако, детально осмотреть не удастся.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_84.jpg)
Окраина Красавы. Время 11:21.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_85.jpg)
Впереди — деревня Мулёво. Время 12:00.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_86.jpg)
Деревня Мулёво. Время 12:01.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_87.jpg)
Дымское озеро. Время 12:30.
Село при Антониево-Дымском монастыре большевики додумались назвать не иначе как Красный Броневик. Это название до сих пор является официальным.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_88.jpg)
Антониево-Дымский монастырь в селе Красный Броневик. Время 12:43.
На небольшом участке между монастырём и магистральной автодорогой меня подвезли на «Жигулях».
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_89.jpg)
Магистральная автодорога в окрестностях станции Дыми. Время 12:52.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_90.jpg)
Село Галично. Время 13:11.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_91.jpg)
Магистральная железная дорога у станции Дыми. Следует грузовой поезд. Время 13:32.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_92.jpg)
Станция Дыми (закрыта, путевое развитие снято). Вид на запад, в сторону Волховстроя. Время 13:37.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_93.jpg)
Заброшенное станционное здание дореволюционной постройки на станции Дыми.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_94.jpg)
Станция Дыми (закрыта, путевое развитие снято). Прибывает электропоезд
ЭТ2М-120 на Волховстрой. Время 13:56.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_95.jpg)
Электропоезд следует по мосту через реку Волхов между станциями Волховстрой II и Волховстрой I.
Вид на север. Старый мост, превращённый в пешеходный, и новый автомобильный мост.
Со станции Волховстрой — комфортным электропоездом ЭС1-022 до Санкт-Петербурга-Главного (Московский вокзал).
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_96.jpg)
Станция Волховстрой I, до 1934 года — Званка. Электропоезд ЭС1-022 вскоре отправится на Санкт-Петербург.
На двух сегментах этой экспедиции, Волховстрой — Санкт-Петербург и Выборг — Санкт-Петербург, я проехал в комфортных пригородных поездах ЭС1 «Ласточка».
Электропоезд ЭС1 на маршруте Волховстрой — Санкт-Петербург особой скоростью не выделяется. Скорость у него почти такая же, как остальных поездов, однако комфортность поездки отличается от остальных поездов поистине разительно. Это — поезд для уважающего себя человека, тогда как в прочую «дрянь» под видом пригородных поездов уважающий себя человек не сядет.
Пригородные поезда в виде электропоездов ЭС1 по маршруту Санкт-Петербург — Выборг, как вскоре довелось узнать, имеют маршрутную скорость свыше 100 км/час! Разгоняется до 160 км/час, согласно электронному табло в салоне. В пути 1:15, расстояние 130 км. Трудно поверить — но это факт. При всём том это — именно пригородные поезда.
Удивительное «открытие», раньше почему-то не знал об этом факте: огромный Волховстроевский узел, четыре магистральных направления, не имеет ни одного разноуровневого пересечения. На южном обходе Волховстроя разноуровневых пересечений (путепроводов) тоже нет. Хотелось бы выяснить, почему это так и всегда ли так было.
Скорее всего, всегда. Ни на довоенных картах, ни на немецких аэрофотоснимках 1940-х годов путепроводов не видно. Хотя обычно они бывают на каждом узле четырёх направлений. Есть исключения, наподобие Сонково, но там не все линии являются магистральными.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_97.jpg)
Санкт-Петербург, площадь Восстания у Московского вокзала. По-прежнему здесь
встречает город-герой Ленинград. И это правильно!
Пешая переброска с Московского вокзала на Финляндский вокзал.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_98.jpg)
Бескрайняя толпа у входа на станцию метро «Чернышевская». При том, что никаких массовых мероприятий нет —
просто конец рабочего дня. Думал, такое явление давно исчезло.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_99.jpg)
Вид с Литейного моста через Неву.
Ночёвка у платформы Шевелёво. Причины: во-первых, в 1995 году при поездке из Москвы в Санкт-Петербург на пригородных поездах она была для меня максимальной точкой отдалённости самостоятельного попадания.
Во-вторых, платформа, которая по документам является 73-м километром, получила название в честь поэта Александра Шевелёва неофициально, без надлежащего оформления. Есть угроза, что вскоре таблички «Шевелёво» уберут и вернут унылую безымянщину.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_100.jpg)
Платформа Шевелёво. Сколько ещё продержится эта табличка?
С платформы Шевелёво — в Зеленогорск, оттуда — дизель-поездом до Выборга по однопутной неэлектрифицированной линии через Приморск.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_101.jpg)
Станция Советский на малодеятельной неэлектрифицированной линии Зеленогорск — Выборг («Большая Приморка»).
На участке Попово — Лазаревка (Выборгский узел) вдоль действующей однопутной железной дороги, которая уже стала электрифицированной, строится что-то грандиозное. Что это? Второй путь или что-то другое? На просто второй путь не похоже — слишком масштабные работы. Вероятно, второй путь плюс параллельная автодорога.
Линия на Вещево http://infojd.ru/12/vyb-vech.html варварски разобрана.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_102.jpg)
Станция Выборг. Дизель-поезд РА2, прибывший из Зеленогорска, электропоезда и дизель-электропоезд ДТ1.
Прогулка по Выборгу. Возвращаюсь на вокзал, затем комфортным электропоездом ЭС1-001 на Санкт-Петербург.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_103.jpg)
В центре Выборга.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_104.jpg)
Электропоезд ЭС1-001 сообщением Выборг — Санкт-Петербург на станции Выборг. Удивительная
для пригородного поезда маршрутная скорость: свыше 100 км/час.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_105.jpg)
Электронное табло в электропоезде. Это обычный пригородный поезд!
Петербургским метрополитеном — от «Площади Ленина» (Финляндский вокзал) до «Пушкинской» (Витебский вокзал). Рядом с Витебским вокзалом находится точка продажи моих книг, которую нужно посетить.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_106.jpg)
В наземном вестибюле станции «Площадь Ленина» Петербургского метрополитена.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_107.jpg)
Петербургский метрополитен (официально именно так, не Санкт-Петербургский) сохраняет вагоны Ем 1970-х годов
постройки. В отличие от сходных вагонов в Москве, здесь не демонтировали
неиспользуемую кабину машиниста в каждом вагоне.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_108.jpg)
Станция «Пушкинская» Петербургского метрополитена. Один из лучших образцов метростроения,
но почти не отличается от станции «Октябрьская» на Кольцевой линии в Москве.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_109.jpg)
Торговый центр «Планета Нептун» вблизи Витебского вокзала. Здесь, в лавке «Семафор»,
пока ещё находится последняя в городе точка продажи моих книг.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_110.jpg)
Витебский вокзал, изначально Царскосельский — первый в России. Официально открыт в 1837 году,
фактически — в 1836 году. Теоретически, им мог успеть воспользоваться Пушкин.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_111.jpg)
Вокзал на станции Павловск, вид из города. Эта станция Павловск находится в стороне от изначальной
и открыта лишь в 1904 году, при продлении линии до Витебска. Вокзал построен
в 1950-е годы. До 1994 года он был увенчан пятиконечной звездой.
Прогулка по Павловску и паркам.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_112.jpg)
Памятник императору Павлу I и Большой дворец.
Возвращаюсь в Санкт-Петербург. Пешком с Витебского вокзала на Балтийский вокзал.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_113.jpg)
Переход с Витебского на Балтийский вокзал.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_114.jpg)
Балтийский вокзал. Электропоезд проследует до Гатчины, мне нужно до платформы Дачное.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_115.jpg)
Платформа Дачное.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_116.jpg)
Автомобильный путепровод через железную дорогу у платформы Дачное — часть
грандиозной развязки трёх магистралей, открытой в 2008 году.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_117.jpg)
Улица Пилотов в Авиагородке.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_118.jpg)
Штурманская улица в Авиагородке.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_119.jpg)
Платформа Аэропорт вблизи Авиагородка. Но до ныне действующего аэровокзала остаётся ещё почти шесть километров.
До старого пассажирского здания аэропорта было 1200 метров. Ещё недавно это был международный комплекс
Пулково-II. Старое пассажирское здание полностью закрыто с 28 марта 2014 года.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_120.jpg)
Новый комплекс аэровокзала Пулково, открытый 4 декабря 2013 года.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_121.jpg)
Новый комплекс аэровокзала Пулково.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_122.jpg)
Новый комплекс аэровокзала Пулково. Объявлен необычный рейс на Владимир.
Перелёт по удивительному маршруту Санкт-Петербург — Владимир. Владимир — областной центр менее чем в 200 километрах от Москвы. Здесь, как и в похожих по расположению Твери, Калуге, Туле и Рязани, пассажирские авиаперевозки были прекращены ещё в 1991 году. И вот они возобновились в виде рейса Санкт-Петербург — Владимир. Неизвестно, надолго ли!
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_123.jpg)
Аэропорт Пулково. Объявлен рейс на Владимир.
У меня небольшой рюкзак, но его потребовали сдать в багаж. Редкий случай, когда я даже рад этому: во владимирском аэропорту будет веский повод задержаться и получше рассмотреть его изнутри.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_124.jpg)
Посадочный талон. У владимирского аэропорта нет даже привычного кода ИАТА из трёх латинских букв!
Самолёт АН-24. Такой же, как при перелёте в 2013 году из Пскова в Пулково http://infojd.ru/dop/poezdka2013budneb.html. Та же самая авиакомпания «Псковавиа». Цена в несколько раз выше, чем тогда — впрочем, и расстояние тоже.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_125.jpg)
Самолёт АН-24 с бортовым номером RA-47362. Построен в 1976 году, у авиакомпании «Псковавиа» — с 2012 года.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_126.jpg)
Перелёт Санкт-Петербург-Пулково — Владимир.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_127.jpg)
Перелёт Санкт-Петербург-Пулково — Владимир.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_128.jpg)
Перелёт Санкт-Петербург-Пулково — Владимир. Справа — село Овчухи, слева — заброшенная колхозная ферма,
в центре — пруд на реке Рпень.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_129.jpg)
Перелёт Санкт-Петербург-Пулково — Владимир. Село Брутово Суздальского района Владимирской области.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_130.jpg)
Перелёт Санкт-Петербург-Пулково — Владимир. Посёлок Садовый Суздальского района Владимирской области.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_131.jpg)
Посёлок Содышка и Владимирская областная психбольница.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_132.jpg)
Плотина водохранилища Содышка.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_133.jpg)
Водохранилище Содышка и дачный посёлок на его берегу.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_134.jpg)
Аэропорт Владимир-Семязино.
Из аэропорта Владимир около 1988 года я несколько раз отправлялся на «колхозном» самолёте АН-2 в село Красное Заречье. Потом, примерно в 1998 году, специально добрался до аэропорта, чтобы выяснить, что от него осталось. На тот момент — ничего хорошего, хотя полного запустения не было, имелся персонал и охрана. Если, конечно, правильно помню, что добирался до него.
И вот аэропорт после более чем двадцати лет почти полного бездействия возвращён к жизни, снова появились регулярные пассажирские рейсы. Спасибо всем причастным к этому решению. Вовсе не факт, что регулярные перевозки вернулись надолго. Пассажиров слишком мало.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_135.jpg)
Аэропорт Владимир-Семязино. Самолёт АН-24 с бортовым номером RA-47362, прибывший из Пулково.
В подъехавший автомобиль «Газель» погрузят багаж.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_136.jpg)
Аэропорт Владимир-Семязино. Самолёт АН-24 с бортовым номером RA-47362, прибывший из Пулково.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_137.jpg)
Аэропорт Владимир-Семязино. Вид со стороны города.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_138.jpg)
Внутренний вид здания аэровокзала.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_139.jpg)
Аэропорт Владимир-Семязино. Вид со стороны города.
Из аэропорта — пешком в город.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_140.jpg)
Впереди — пруд у села Семязино.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_141.jpg)
Объездная дорога на окраине Владимира. Автомобиль прибыл из того же региона, откуда прибыл и я.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_142.jpg)
Золотые ворота, 1164 год — одна из главных достопримечательностей города и России.
Рядом с ними рано или поздно должен проследовать трамвай. Без трамвая город,
несмотря на обилие древностей, выглядит «пустым»!
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_143.jpg)
В центре Владимира.
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_144.jpg)
Вокзал на станции Владимир. В Надыме или Дудинке он был бы нормальным. Но никак не здесь!
От станции Владимир — электропоездом на Москву-Курскую. К сожалению, отвратительная «бичевозка», приходится терпеть. Вдвойне удивительно, что этот поезд изначально был построен в нормальном, комфортном исполнении, но затем был переоборудован под «дрянь 4-го класса».
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_145.jpg)
Станция Владимир. Электропоезд ЭД4М-0241 на Москву. Построен в 2008 году. Удивительный случай: изначально
он был цивилизованным комфортным поездом, затем внутренности вагонов
переоборудовали под «бомжевозку».
![](pictures/dop/iz02/poezdka2015tbk_146.jpg)
Типичный для Московско-Нижегородской железной дороги монументальный пост дежурного по переезду
у платформы Сушнево на участке Владимир — Орехово-Зуево.
Как выяснилось по итогам экспедиции, в Ленинградской области без Санкт-Петербурга остались четыре действующие узкоколейные железные дороги: Гладкое, Пельгорское, Красава, Отрадное.
В Вологодской области — чудом действует Белоручейская узкоколейная железная дорога, сейчас вышедшая на позиции крупнейших в мире. И Семигородняя узкоколейная железная дорога, которой осталось явно недолго. Впрочем, и Белоручейской узкоколейной железной дороге, с большой вероятностью, тоже.
Харовский шпалопропиточный завод с узкоколейной железной дорогой в центре Вологодской области: очень маловероятно, но теоретически нельзя исключить, что ещё действует.
Ситуация на начало 2021 года, когда эта страница была полноценно открыта. Пассажирские перевозки в аэропорту Владимир прекращены и едва ли вернутся в обозримом будущем. Колногорская узкоколейная железная дорога в Талице полностью разобрана.
Узкоколейная железная дорога в Красаве не действует ориентировочно с начала 2020 года. Тепловоз ТУ6А-3227 в октябре 2020 года был вывезен из Красавы в Заплюсье.
Платформа Шевелёво: теперь там опять унылый «73 км».
Белоручейская узкоколейная железная дорога, как ни странно, всё ещё действует.
28.10.2015 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу