ID: 5278

ТУЛА-ЛИХВИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

298
Железнодорожная линия колеи 750 мм, проложенная между Тулой и городом Лихвин (ныне Чекалин) Калужской области — одна из старых узкоколейных железных дорог общего пользования, принадлежавших МПС.
История Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги началась в те времена, когда появление любой железной дороги коренным образом изменяло жизнь любого населённого пункта, через который она проходила. Открытие узкоколейной железной дороги линии Тула — Лихвин способствовало развитию промышленности во многих посёлках к западу от Тулы. По ней перевозились самые различные грузы (в том числе лес и сельскохозяйственная продукция), было развито пассажирское сообщение.
Протяжённость узкоколейной железной дороги Тула — Лихвин составляла 105 километров. Дорога начиналась на станции Тула-I-Курская (здесь расположен главный городской вокзал — Московский). На ней имелись станции: Тула-Лихвинская, Рвы, Труфаново, Кураково, Бредихино, Веригино, Дубна, Гурьевка, Ясеновая, Ханино, Аннинка, Суворово, Черепеть, Лихвин. Город Лихвин расположен на левом берегу реки Оки, а железная дорога подошла к правому берегу. В верхнем течении Ока не очень широкая, однако мост через неё не строился.
К началу 1940-х годов была построена железнодорожная линия широкой колеи Тула — Козельск. Между станциями Ханино и Лихвин она пролегала параллельно узкоколейной железной дороге. В связи с этим западный участок узкоколейной железной дороги был разобран.
На протяжении примерно трёх десятилетий лет (до начала 1970-х годов) поезда узкой колеи курсировали от Тулы до Ханино. Их отправным пунктом с 1950-х (?) годов был не Московский вокзал, а «узкоколейный» Лихвинский вокзал (станция Тула-Лихвинская).
В 1970-х годах на непродолжительное время конечным пунктом стала станция Дубна. С конца 1970-х годов западный конечный пункт — Труфаново. Для жителей этих мест и исследователей железных дорог узкоколейная железная дорога с тех памятна именно как линия от Тулы до Труфаново. Её длина — 25 километров.
По неизвестным причинам, в атласах и схемах железных дорог, а также в большинстве топографических карт линию Тула — Труфаново забывали обозначить. Несмотря на это, пассажирские поезда курсировали по ней стабильно и регулярно. Кроме сельских жителей, поездами узкой колеи пользовались многочисленные садоводы из Тулы. Даже неудобное расположение «Лихвинского вокзала» (к нему трудно добраться городским транспортом) не было тому помехой.
В конце 1996 года был подписан варварский приказ руководителя Тульского отделения Московской железной дороги: движение на участке Тула-Лихвинская — Труфаново прекратить.
Единственной сохранившейся промежуточной станцией на линии Тула — Труфаново была станция Рвы. Между тем, село Рвы — это родина «лучшего в мире министра обороны», Павла Сергеевича Грачёва. Прекращение движения поездов последовало вскоре за отставкой всесильного министра. Было ли это случайным совпадением — неизвестно.
Разрушение
В 1941 году, впервые в истории Тулы, возникла угроза её захвата иностранными завоевателями. Жители решили не допустить того, чтобы город русских оружейников оказался в руках врага. Боеприпасы подвозили по трамвайным линиям, бои шли за каждый клочок земли. Немцы в Тулу не прорвались.
Полуразрушенная оккупантами узкоколейная железная дорога была восстановлена, и продолжала работать.
В 1996 году появились новые враги — на этот раз внутренние. Бороться с ними оказалось намного сложнее. Дикари-разрушители сделали то, что до этого не удавалось никому — остановили движение по узкоколейной железной дороге, и начали её разграбление.
В 1997 году все были уверены, что движение восстановят. Но поток писем и жалоб не привёл к позитивным результатам. Рельсы постепенно снимались — вначале обычными ворами, а затем уже по приказу начальника Тульского отделения. В 2000 году ещё остававшиеся в депо Тула-Лихвинская тепловозы ТУ2 были переданы на детские железные дороги в Новомосковск и Екатеринбург. Вслед за локомотивами исчез и прицепной подвижной состав (в основном пассажирские вагоны Pafawag и ПВ51).
Уничтожение Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги является высшим позором нашему обществу. Создаётся впечатление, что мы и в конце ХХ века всё ещё оставались в веке каменном. Хотя... нет. Даже первобытному человеку свойственно было думать не только о вещах насущных, подтверждение чему — сохранившиеся до наших дней наскальные рисунки и пещерные росписи.
Стоит обратить особое внимание: узкоколейная железная дорога принадлежала Московской железной дороге — «столичной», наиболее крупной и развитой в стране. Она была её единственным узкоколейным участком.
Как может огромный регион, который обслуживает Московская железная дорога, не иметь ни одной узкоколейной железной дороги общего пользования?!
Дорога нужна — прежде всего как памятник истории и культуры. Но не только.
«Обычный» транспорт. Вслед за позорными событиями 1996 года, из небольших «забытых» деревень и дачных посёлков ушла нормальная жизнь. Несмотря на близость к областному центру, добраться до них, не имея личного автомобиля — крайне непросто.
Туристическая функция узкоколейной железной дороги Узкоколейная железная дорога Тула — Труфаново пролегает в непосредственной близости от музея-заповедника Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». В 2001 году была торжественно открыта после реставрации станция Козлова Засека на магистральном участке Тула — Орёл, архитектура и обстановка которой переносят всех прибывших на эту станцию в начало ХХ века. Появился маршрут скоростного электропоезда «Москва — Ясная Поляна». Такая идея исходила от администрации Тульской области и руководства Московской железной дороги. На торжественном открытии музейного комплекса присутствовали многие представители Министерства Путей Сообщения. Об узкоколейной железной дороге никто не вспомнил. Всё это, по меньшей мере, странно…
Использование в качестве детской железной дороги. В Туле уже сейчас находится немало подростков, желающих стать юными железнодорожниками. Осуществить эту мечту могут лишь те, у кого есть возможность регулярно ездить в город Новомосковск, где находится ближайшая ДЖД. Это 70 километров — по расстоянию, не менее двух часов — по времени (необходимо ехать на пригородном поезде, который курсирует от станции Тула до станции Узловая шесть раз в день, далее — автобусом).
А что мешает открыть в городе свою собственную «малую магистраль»?! Участок Тула — Труфаново идеально подходит для этого. Расстояние от Тулы до Труфаново значительное (по масштабам детских железных дорог), но при этом город Тула мог бы занять почётное первое место в книге рекордов, как обладатель самой длинной ДЖД. Не требуется больших затрат на продление узкой колеи до станции Тула-I-Курская (Московский вокзал), куда подходит много маршрутов городского транспорта.

Рано или поздно в нашей стране наступят другие времена. Узкоколейная железная дорога обязательно будет восстановлена! Когда и как это произойдёт — другая тема. Но главное — всё ещё впереди!
Для восстановления требуется лишь желание и финансовые средства. Ясно, что сейчас многое придётся создавать заново. Но уцелело самое главное — насыпь, старинные вокзалы и воспоминания в сердцах людей…

Станция Тула-Лихвинская. Ворота территории депо Тула-Лихвинская.
05.1997




Станция Тула-Лихвинская, бетонные блоки, лежащие севернее главного здания.
05.1997
Теперь Тула-Лихвинская — это тупиковая грузовая станция широкой колеи.
Здесь ведётся в основном работа с контейнерами.

Из истории Тула—Лихвинской узкоколейной железной дороги
Заметка обнаружена В. Зиминым:
«19 июля 1910 года по Тула — Лихвинской узкоколейной железной дороге следовал поезд № 4, состоявший из трех пассажирских, одного багажного и двух товарных вагонов. На 85 километре от Тулы, во время разразившейся грозы, ураганный порыв ветра опрокинул все вагоны. На пути остался только паровоз. Пятеро пассажиров получили небольшие травмы. Медицинская помощь им была оказана ехавшим в поезде врачом. Описывая это происшествие, журнал «Железнодорожное дело» отмечал, что «без сомнения, это первый в России случай опрокидывания поезда бурею, свидетельствующий, конечно, не только о силе той бури, но и об относительной лёгкости вагонов узкоколейной железной дороги.»
Cпустя 93 года после завала поезда, зафиксировано другое странное происшествие:
«16 декабря 2003 года на автотрассе «Москва — Крым» грузовой автомобиль «КамАЗ» буксировал на жёсткой сцепке экскаватор. На 198 километре ему пришлось проезжать под мостом, на котором располагалась узкоколейная железная дорога. Водитель проигнорировал знак ограничения высоты 4,4 метра (фактическая же высота моста оказалась 5 метров), и зацепил стрелой экскаватора пролётную балку мостовой конструкции. В результате этого она обвалилась. Проезжую часть дороги пришлось закрыть до 21:15, пока не были ликвидированы последствия аварии.
При проверке документов оказалось, что были не соблюдены правила перевозки негабаритных грузов. Грузовик и экскаватор принадлежат фирме ООО «Калугаглавснабстрой», которая не получила необходимого согласования на маршрут перевозки в ГИБДД. Водитель руководствовался личным распоряжением начальства. Ведётся следствие.»


03.2004 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Тульской области»
на главную страницу