ID: 5436

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КОМБИНАТА «МАГНЕЗИТ»

395
Узкоколейная железная дорога комбината «Магнезит» находится в городе Сатка и его окрестностях. Ширина колеи — 1000 мм. Узкоколейная железная дорога полностью электрифицирована.
История
В 1929 году на Карагайском карьере близ Сатки для перевозки добытого магнезита был проложен железнодорожный путь колеи 600 мм. На нём использовался самодельный мотовоз, сделанный на основе трактора «Фордзон». В 1931 г. построена более крупная узкоколейная железная дорога. Она имела колею 750 мм. Её тяговый подвижной состав был представлен паровозами и мотовозами.
В 1936 году узкоколейная железная дорога перестраивается на колею 1000 мм и электрифицируется. Первые электровозы — ДКм12 производства московского завода «Динамо». В 1937 году их было 10 единиц.
В 1949 году поступили электровозы производства НЭВЗа (10 единиц) и итальянской фирмы «Савильяно» (в аналогичном количестве). В 1957 году прибыло 200 вагонов-думпкаров 2ВС-35 производства Калининградского завода. Тогда же из социалистической ГДР (г. Хеннингсдорф) в далёкую Челябинскую область привезли первые электровозы EL2. Во избежание путаницы, необходимо отметить, что с ширококолейными промышленными электровозами EL2 их объединяло лишь обозначение.
В те же годы появились и первые электровозы EL3. Этим машинам оказалась суждена очень долгая жизнь — они стали настоящим символом удивительного объекта железнодорожного транспорта, расположенного в Сатке.
По состоянию на 1964 год, насчитывалось 78 различных электровозов и 390 вагонов-думпкаров. В 1965 году был испытан снегоочиститель, в котором использовался реактивный двигатель самолёта. Он потреблял 4 тонны керосина в час, и за это время очищал 10 километров пути.
В 1967 году насчитывалось 60 электровозов и 400 вагонов — думпкаров. В том же году прибыли 43 электровоза ЕL2 и EL3, 130 думпкаров. Поступила автодрезина АГВ, переделанная с колеи 1520 мм.
В 1970 году появился тепловоз ТЭМ6-001 производства Брянского машиностроительного завода. По сути, это был ширококолейный локомотив, поставленный на тележки колеи 1000 мм. Проработал он недолго – чуть более 10 лет, впоследствии был разрезан в металлолом.
15 июня 1972 года электротранспортный цех комбината «Магнезит» переименовывается в Горно-Железнодорожный. В 1982 году завершилось оборудование электровозов радиосвязью. Тогда же планировалось закупить новые электровозы в Югославии, но по каким-то причинам этого не произошло.
В 1990-х годах, несмотря на прекращение поставок нового подвижного состава и уменьшение объёмов перевозки, узкоколейная железная дорога работала нормально, вполне справляясь со своей задачей — доставкой магнезита из карьеров на обогатительные фабрики. В 2000 году на временных путях велась замена деревянных опор контактной сети на металлические.

Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:100 000 (состояние местности на 1983 год).

Состояние узкоколейной железной дороги на 2003 год
Поездка автора в Сатку состоялась в октябре 2003 года. Все сведения, касающиеся железной дороги, даны по состоянию на этот момент.
Протяжённость магистральных линий узкоколейнойя железной дороги составляет около 4 километров, но при этом развёрнутая длина путей — от 15 до 20 км. Тяговый подвижной состав представлен только электровозами EL3 (в рабочем состоянии осталось около пятнадцати). Электровозов EL2 сейчас уже нет. Напряжение в контактной сети – 600 вольт, постоянный ток.
Количество вагонов исчисляется сотнями единиц (в основном думпкары). Весь подвижной состав оборудован автосцепкой.
Движение по узкоколейной железной дороге — круглогодичное, ежедневное и круглосуточное. За сутки проходит до сотни грузовых составов. Пассажирских и рабочих поездов нет.
Главная станция узкоколейной железной дороги — Карьерная. Находится в черте города Сатка, но в стороне от городской застройки. Рядом с ней проходят пути широкой колеи (линия общего пользования Бердяуш – Бакал и ППЖТ металлургического завода). На станции расположено управление дороги (Горно-Железнодорожный цех), локомотивное депо и главная диспетчерская. Телефон начальника Горно-Железнодорожного цеха — 33644 (Выломов Евгений Валерьевич).
Прежде станция Карьерная была проходной, сейчас она – тупиковая. К северу от станции находится разветвление линий к станциям ДОФ-1 и ДОФ-2 (ДОФ – дробильно-обогатительная фабрика).
Линия к станции ДОФ-2 пересекает по путепроводу широкую колею Бердяуш — Бакал, по мосту – реку Большая Сатка, вступает на подъём. Станция ДОФ-2 находится примерно в двух километрах от Карьерной. На ней — десятки путей, большое здание управления станции. Она поражает своим размахом, выглядя почти как средняя «сортировка» на широкой колее. Рядом со станцией имеется пересечение путей узкоколейной железной дороги в разных уровнях.
От станции ДОФ-2 в двух направлениях идут карьерные ветки. От них, в свою очередь, отходят временные пути к местам погрузки магнезита. Грузовые составы челночно курсируют между точками погрузки и дробильно-обогатительной фабрикой.
Все станции оборудованы электрической централизацией стрелок. Широко используются светофоры. Управление движением сейчас производит диспетчер. Магистральные линии (Карьерная – ДОФ-2, Карьерная – ДОФ-1) имеют два главных пути.

Станция Карьерная.
25.10.2003

Перспективы
Оценка на 2003 год: ситуация непростая. Много лет назад начала обсуждаться возможность перехода на автомобильную вывозку магнезита, с одновременной ликвидацией узкоколейной дороги. Уже сейчас большегрузные «БелАЗы» выполняют значительную часть перевозок. Электровозы EL3 служат почти полвека, рано или поздно предприятие столкнётся с необходимостью их замены. Где взять новые локомотивы – неясно. Протяжённость путей узкоколейной железной дороги постепенно сокращается.
Однако железнодорожники сохраняют оптимизм. Узкоколейная железная дорога является мощной и производительной транспортной системой. За десятки лет в её развитие вложены гигантские средства. Перевозки по ней, как правило, обходятся дешевле, чем на автомобилях – последние используются главным образом там, где укладку железнодорожных путей затрудняет сложный рельеф. В последние годы продолжалось техническое усовершенствование железной дороги, что даёт надежду на будущее.
Состояние на 2017 год. Узкоколейная железная дорога всё ещё действует.
Начало 2020 года: продолжает действовать.
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Поездка автора, 25 октября 2003 года
…Когда я впервые вышел на железную дорогу у станции Карьерная, мне трудно было поверить, что видишь всё это не во сне, а наяву. Мне не раз доводилось бывать на электрифицированных карьерных узкоколейных железных дорогах. Но нигде больше не встречалось такого размаха.
Захожу в диспетчерскую, депо, управление Горно-Железнодорожного цеха. Удалось изучить различные документы, касающиеся узкоколейной железной дороги. Абсолютно все железнодорожники встречали меня очень хорошо и помогали во всём – огромная им благодарность!
Еду от Карьерной до ДОФ-2 в кабине электровоза, следующего резервом. «Гансы» – так иногда называют здесь эти могучие машины – ветераны. Распространено мнение, что локомотивы, поставлявшиеся из послевоенной Германии (прежде всего – узкоколейные паровозы Гр, «германские репарационные») были плохого качества и доставляли множество проблем – немцы мстили таким образом нашей стране. Но опыт Сатки показывает обратное: электровозы EL3 отличаются рекордным долголетием.
От станции ДОФ-2 проезжаю по временным путям. Пейзаж вокруг сюрреалистический; порой кажется, что находишься на другой планете в какой-то удалённой галактике. Сгустились сумерки, начался сильный снегопад. Эффект нереальности был дополнен гигантским багровым заревом на дальней горе. Там происходило сливание в отвал нескольких вагонов расплавленного шлака.
Дежурная по станции ДОФ-2 останавливает электровоз напротив станционного здания. Спускаюсь к нему бегом. В тупике у станции Карьерная поездка по узкоколейной железной дороге завершилась.


Железнодорожная линия широкой колеи Бердяуш — Бакал между путепроводом узкоколейной
железной дороги и станцией Сатка. Вид в сторону станции Сатка.
25.10.2003


Приблизительно там же. Вид в противоположную сторону, в направлении станции Бердяуш.
25.10.2003

Один из путей у депо (станция Карьерная).
25.10.2003


Впереди — территория горно-железнодорожного цеха (депо узкоколейной железной дороги).
25.10.2003


Схема расположения строений на территории ГЖДЦ.
(увеличенный фрагмент изображения
на предыдущем снимке).
25.10.2003


Впереди — локомотивное депо.
25.10.2003


Путь, соединяющий депо со станцией Карьерная.
25.10.2003


Пути вблизи депо.
25.10.2003


Станция Карьерная. Главное здание (диспетчерская).
25.10.2003


Станция Карьерная. Вид из окна на втором этаже здания диспетчерской.
25.10.2003


Вид из того же окна в ту же сторону спустя некоторое время.
25.10.2003


Станция Карьерная. Электровоз ЕL3-114.
25.10.2003


Станция Карьерная. Электровоз ЕL3-114.
25.10.2003


Станция Карьерная. Вид в сторону станции ДОФ-2.
25.10.2003


Станция Карьерная. Вид в сторону тупика.
25.10.2003


Станция Карьерная. Электровоз ЕL3-113.
25.10.2003


Электровоз отправился от станции Карьерная до станции ДОФ-2. Впереди — путепровод
над ширококолейной железнодорожной линией Бердяуш — Бакал.
25.10.2003


Немногим позднее. Впереди — пересечение узкоколейной железной дороги с канатной подвесной дорогой.
25.10.2003


Вид в сторону станции Карьерная.
25.10.2003


Путепровод (разноуровневое пересечение путей) у станции ДОФ-2.
25.10.2003


Путепровод (разноуровневое пересечение путей) у станции ДОФ-2.
25.10.2003


Вид в сторону центра станции ДОФ-2.
25.10.2003


Вагон-платформа на станции ДОФ-2.
25.10.2003

Там же. Вид в направлении станции Карьерная.
25.10.2003


Станция ДОФ-2. Вид сверху.
25.10.2003


Станция ДОФ-2.
25.10.2003


Окрестности станции ДОФ-2. Вид на водный объект.
25.10.2003


Электровоз EL3-130 на пути, ведущем к месту погрузки магнезита (недалеко от станции ДОФ-2).
25.10.2003


Вид из кабины электровоза EL3-130 в сторону центра станции ДОФ-2.
25.10.2003


Вагон-хоппер на станции ДОФ-2.
25.10.2003


Станция ДОФ-2. Вид в сторону центра станции.
25.10.2003


В кабине электровоза.
25.10.2003


Думпкар на станции ДОФ-2.
25.10.2003


Сооружение на станции ДОФ-2.
25.10.2003


Станция ДОФ-2. Вид в направлении Карьерной. Слева (вдали) — главное здание.
25.10.2003


Станция ДОФ-2. Табличка с надписью «СТРЕЛКИ
ПЕРЕВОДЯТСЯ АВТОМАТИЧЕСКИ».
25.10.2003


Начало перегона ДОФ-2 — Карьерная. Вид в сторону станции Карьерная.
25.10.2003


Вид в сторону металлургического завода. Вдали сливается расплавленный шлак.
25.10.2003

Путь, ведущий к месту погрузки магнезита.
25.10.2003

Главное здание станции ДОФ-2.
25.10.2003
2017 год. Описание поездки находится на странице dop/poezdka2017ks.html.

14.12.2003 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Челябинской области»
на главную страницу