ID: 5520

ТАШКЕНТСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

87
Ташкентская детская железная дорога находится в городе Ташкенте — столице независимой Республики Узбекистан с 1991 года. До этого на протяжении почти полутора веков Ташкент был русским городом, одним из центров русской культуры, форпостом России вблизи её южных рубежей. Ташкентская детская железная дорога строилась и развивалась в те далёкие благополучные времена, когда Ташкент являлся центром Узбекской ССР — автономного образования в составе единой страны, на всей территории которой главенствовала русская культура и русский язык. При этом автономии находились во многом в привилегированном положении.
В 2017 году детская железная дорога была уничтожена сумасшедшими властями.
Ташкентская детская железная дорога является одной из первых в СССР. Планы её строительства обсуждались с 1936 года. Решение о строительстве детской железной дороги было подписано председателем Президиума Верховного Совета Узбекской ССР Юлдашем Ахунбабаевым.
5 августа 1940 года Ташкентская (Малая Среднеазиатская) детская железная дорога была открыта. Среди тягового подвижного состава — капитально реконструированный паровоз серии B, построенный в 1916 году в США, фирма Alco. После ремонта паровоз был назван Уз15-16. Первоначальная протяжённость детской железной дороги — 1070 метров, две тупиковые станции — Солнечная (ныне Ёшлик, переводится как «Молодость») и Заозёрная. В 1950-х годах станция Заозёрная была переименована в Пионерскую, позднее была ликвидирована.
Местонахождение детской железной дороги — Центральный парк культуры и отдыха имени Сталина, который позднее назывался Парк имени Ленинского комсомола, с 1990-х годов — Национальный парк Узбекистана. Транспортного значения дорога никогда не имела.
В 1955 году дорога была продлена в западной части — был открыт новый перегон Заозёрная — Комсомольская (ныне Навои), длиной 650 метров. Таким образом, количество станций возросло до трёх. С того момента трасса детской железной дороги не менялась. В 1957 году паровоз был заменён тепловозом ТУ1-002, который являлся одним из первых отечественных узкоколейных тепловозов и одним из двух тепловозов серии ТУ1. Тепловоз ТУ1-002 производства Калужского машиностроительного завода — это крайне малоизвестный локомотив, который может быть назван «загадкой отечественного узкоколейного локомотивостроения».
Другой, более известный тепловоз ТУ1 (ТУ1-001) поступил на Киевскую детскую железную дорогу, где в 1999 году был порезан варварами, занимавшими высокие должности. Ташкентскому ТУ1 повезло ещё меньше, чем киевскому — он был порезан спустя несколько лет после постройки. Позднее о нём почти забыли — вплоть до того, что многие были убеждены, что единственным тепловозом ТУ1 являлся «киевский».
В начале 1980-х годов тяговый подвижной состав Ташкентской (Малой Среднеазиатской) детской железной дороги был представлен тепловозами ТУ2-064 и ТУ2-114. В 1988 году поступили новые тепловозы ТУ7А-3045 и ТУ7А-3048.
В 1989 году была открыта узкоколейная железная дорога в Ташкентском музее железнодорожного транспорта. Первые несколько лет она считалась филиалом Ташкентской детской железной дороги. Поезда на ней водили юные железнодорожники.
Тепловоз ТУ2-064 был передан с Ташкентской детской железной дороги на новую узкоколейную железную дорогу в Ташкентском музее железнодорожного транспорта. Тепловоз ТУ2-114 через некоторое время был порезан.
По информации от выпускника Ташкентской детской железной дороги Никиты Клочкова (данные на 2007 год), тяговый подвижной состав был представлен двумя тепловозами (ТУ7А-3045 и ТУ7А-3048). Среди прицепного подвижного состава — пассажирские вагоны ПВ40. Подвижной состав круглый год находится под открытым небом. Планы строительства локомотивного депо существовали на протяжении многих лет, но реализовать их не удалось.
Движение поездов производится с 21 марта до начала ноября. В день праздника Навруз (21 марта) и в День независимости (1 сентября) поезд курсирует с 11 часов до 21 часа.
http://railways750.narod.ru/russian/regions/tashkent/tashkent.htm — «Малая Ташкентская железная дорога» (материал Н. Клочкова)
Вызывает немалое уважение тот факт, что Ташкентская детская железная дорога используется для обучения юных железнодорожников. В 1990-х годах, когда все детские железные дороги в соседнем Казахстане были либо варварски уничтожены, либо стали прогулочными узкоколейными железными дорогами, детские железные дороги в регионах Узбекистана (Кокандская и Джизакская) тоже прекратили работу — Ташкентская детская железная дорога была сохранена.
Ташкентская детская железная дорога имеет свой официальный сайт: http://uzdzd.narod.ru.
По состоянию на 2011 год, Ташкентская детская железная дорога продолжает свою деятельность как учебно-воспитательное учреждение. Это единственная детская железная дорога (с учебным процессом) на азиатской и кавказской части территории бывшего СССР. Помимо Узбекистана, детские железные дороги (с учебным процессом) есть только в РФ, Украине, Беларуси, а также в Венгрии — это полный список!

Ташкентская детская железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1982 году
(обозначена автором). Условным знаком, похожим на условный знак «узкоколейная железная дорога»,
здесь обозначены городские трамвайные линии широкой колеи.

Узкоколейная железная дорога на плане города, изданном в 2005 году (обозначена автором). Я впервые побывал в городе Ташкенте в марте 2000 года. Но на Ташкентской детской железной дороге я впервые побывал лишь 4 сентября 2008 года.
Как оказалось, в сентябре движение поездов производится только по выходным дням. Я приехал в четверг. Находившийся на дороге в день моего приезда инструктор А. Шинкарёв оказал неоценимое содействие в поиске архивных материалов и организации поездки по дороге, за что выражаю ему благодарность.
Было скопировано значительное количество исторических фотографий и других исторических материалов. Они будут выложены позднее.
В тот день я по предварительной договорённости встретился на детской железной дороге с Никитой Клочковым — бывшим юным железнодорожником, ныне работником магистральной Узбекской железной дороги. После осмотра детской железной дороги он подвёз меня на своём автомобиле к Ташкентскому вагоноремонтному заводу. Там были осмотрены вагоны, подготовленные для отправки на «Новую» Кокандскую детскую железную дорогу (как в то время считалось). Поэтому фотографии этих вагонов размещены в разделе «Новой» Кокандской детской железной дороги.
К сожалению, уже почти полностью построенная «Новая» Кокандская детская железная дорога не была введена в эксплуатацию. По необъяснимой причине новая дорога, в строительство которой были вложены значительные средства, оказалась забыта. Вместо Коканда вагоны отправились на узкоколейную железную железную дорогу в Ташкентском музее железнодорожного транспорта.
По состоянию на 2008 год (поездка автора), Ташкент остаётся самым русским, самым европеизированным, самым развитым и культурным городом в регионе, причём отличия от других городов являются разительными. Ташкент в некотором смысле — оазис цивилизации. К сожалению, перспективы этого города — мрачные. Чем дальше Ташкент будет отходить в сторону «дикой Азии» (страны наподобие Афганистана), тем выше угроза для детской железной дороги. Увы, дать гарантии её долговременного сохранения затруднительно.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 1)
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 2)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ НАВОИ, НАЧАЛО ПОХОДА ПО ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОХОД ПО ЛИНИИ, ЛИКВИДИРОВАННАЯ СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОХОД ПО ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ЗАВЕРШЕНИЕ ПОХОДА ПО ЛИНИИ, СТАНЦИЯ ЁШЛИК, ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, СТАНЦИЯ НАВОИ,
ИНСТРУКТОР А. ШИНКАРЁВ, ВОЗВРАЩЕНИЕ НА СТАНЦИЮ ЁШЛИК, СТАНЦИЯ ЁШЛИК)

05.02.2012 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги города Ташкента»
на главную страницу