ID: 5842
ШОНОШСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
314
Шоношская железная дорога — ведомственная железнодорожная линия широкой колеи. Железнодорожная линия находилась в Вельском районе Архангельской области, пролегала по направлению Юра — Шоноша (посёлок Комсомольский) — Тёгрозеро. Протяжённость железной дороги от станции Юра до станции Тёгрозеро составляла 68 километров. Железная дорога принадлежала Шоношскому леспромхозу, управление которого находилось в посёлке Комсомольский. Название «Шоношская железная дорога» было официальным, использовалось в документах.
Начальный пункт железной дороги, станция Юрá, находится на так называемом «старом ходу» железнодорожной магистрали Коноша — Воркута, в Вельском районе Архангельской области. Конечный пункт, посёлок Тёгрозеро, находится в северо-западной части Вельского района, в довольно глухой местности. К северу от посёлка на десятки километров тянутся ненаселённые лесные массивы.
Изначально железная дорога дорога относилась к Шоношскому лестрансхозу (лесотранстранпортному хозяйству), управление которого размещалось на станции Юра. Его название происходит от реки Шoноша.
Первые участки железной дороги были открыты в довоенное время (скорее всего, в середине 1930-х годов). Известно, что к 1941 году уже существовали посёлки Средний и Комсомольский, который впоследствии стал «столицей» Шоношского леспромхоза. Посёлок Тёгрозеро (центр Тёгрозерского леспромхоза) появился позднее.
Состояние железной дороги на 1999-2004 годы
Шоношской железной дороге повезло немного больше, чем соседним лесовозным линиям Ерцево — Южный или Пукса — Дальний — она просуществовала примерно на 10 лет дольше. Несмотря на сокращение объёма вывозки леса и «автомобильную доступность» почти всех расположенных на ней лесных посёлков, в 1999 году, на момент поездки автора, Шоношская железная дорога по-прежнему жила и работала.
Начальным пунктом дороги являлась станция 1-й километр, расположенная в посёлке Юрa, недалеко от станции МПС (с 2004 года — ОАО «РЖД»). Главная станция — Шоноша (расположена в посёлке Комсомольский, на 21-м километре от Юры). Там находится диспетчерская и локомотивное депо. Для пассажирских перевозок используется автомотриса АС3М-0013.
Расписание движения поездов Шоношской железной дороги, по состоянию на лето 1999 года:
Шоноша — Тёгрозеро 8:10 — 9:20.
Тёгрозеро — Шоноша — 1-й километр 9:50 — 11:15/12:00 — 12:40.
1-й километр — Шоноша — Тёгрозеро 15:00-15:40/16:00-17:10.
Тёгрозеро — Шоноша 18:00-19:10.
Все поезда в ходу только по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям.
Спустя пять лет от Юры до Тёгрозера проехали путешественники из Москвы Д. Крюков и В. Тихонов. Выяснилось, что принципиальных изменений за это время не произошло: и порядок движения автомотрисы (два выезда из Шоноши в Тёгрозеро, один выезд до 1-го километра (Юры)), и дни курсирования остались прежними. Стоимость проезда от Юры до Тёгрозера на тот момент составляла 33 рубля.
Расписание движения поездов Шоношской железной дороги, по состоянию на лето 2004 года:
Шоноша — Тёгрозеро 4:00 — 5:15.
Тёгрозеро — Шоноша — 1-й километр 5:30 — 6:55/7:00 — 7:45.
1-й километр — Шоноша — Тёгрозеро 11:10-11:52/13:00-14:25.
Тёгрозеро — Шоноша 14:45 — 16:05.
Все поезда в ходу только по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям.
http://forum.tsi.ru/webboard/message.php?id=429521&tree=&shbd=&Offset=260 — описание поездки (Д. Крюков, 2004 год)
http://fotki.yandex.ru/users/mityan/album/99834/ — фотографии, сделанные Д. Крюковым, 2004 год
Пассажирские перевозки дотировались из бюджета Вельского района. Грузовое движение в 2004 году также сохранялось. Основным грузоотправителем являлся Тёгрозерский леспромхоз. Дорога находилась в неплохом состоянии — по многим показателям она была одной из лучших среди ведомственных лесовозных железных дорог России.
Работающая здесь автомотриса — оптимальный вид подвижного состава для пассажирских перевозок на любой малодеятельной линии. Можно лишь сожалеть, что нигде, кроме Шоношской железной дороги, автомотрисы АС3М для регулярных пассажирских перевозок не используются — их было выпущено немного.
Будущее Шоношской железной дороги в начале 2000-х годов представлялось вовсе не безоблачным. Объём грузовых перевозок был не очень значительным — это означает, что леспромхозы могли бы отказаться от железной дороги и перейти на вывозку леса автотранспортом. Однако в скорую и полную ликвидацию железной дороги не верилось.
В 2005 году на железной дороге прекратилось пассажирское движение. Грузовое движение сохранялось — по свидетельству некоторых путешественников, осматривавших дорогу у станции Верхняя Пуя, активное грузовое движение ещё было летом 2009 года.
В 2010 году события стали развиваться по катастрофическому сценарию. Шоношская железная дорога была преступно уничтожена в короткий срок. По свидетельству Д. Баландина, в сентябре 2010 года завершался демонтаж последних метров пути у станции Юра.
Имело место полное молчание средств массовой информации касательно происходивших диких событий (по крайней мере, на сайте http://arhpress.ru ничего не находится, хотя там должны быть выложены публикации всех газет Архангельской области, в том числе и вельских районных). Видимо, было чьё-то указание журналистам — «заткнуть рты» и не писать о происходящем варварском беспределе.
Поездка (4 июля 1999 года)
На станцию Юра прихожу пешком по лесным тропам из посёлка Солгинский. Тогда у меня не было нормальной карты этого района (а от карты масштаба 1: 1 000 000, «10-километровки», пользы очень мало). Путешествия «вслепую» — весьма малоприятное дело. Но, после суточных блужданий, я оказался-таки в искомой точке. Этот населённый пункт напоминает глухую деревню с небольшим числом жителей. Но здесь есть довольно большое здание вокзала, построенное в архитектурном стиле, привычном для большинства малых и средних станций участка Коноша — Воркута.
Дни следования поезда на Тёгрозеро мне уже были известны благодаря начальнику станции Юра, который ответил на моё письмо-запрос. Оставалось найти пункт его отправления. Путь в сторону Тёгрозера отходит к западу от вокзала. Пройдя по нему около ста метров, обнаруживаю небольшую бетонную платформу без всяких павильонов или табличек. Но это было не всё — чуть дальше располагалась «станция примыкания» с несколькими путями и небольшими деревянными зданиями. Как оказалось, это станция «1-й километр».
Вскоре на «МПСовскую» станцию прибыл поезд Архангельск — Котлас. Из него вышло несколько человек, и все они направились к бетонной платформе. Теперь уже можно не сомневаться: поезд на «Тёгру» сегодня будет.
Через некоторое время из леса донёсся гудок. Ещё пара минут, и… какая неожиданность! Подъехал вовсе не ТЭМ2 с парой «древних» плацкартных вагонов, как я ожидал, а современная автомотриса почти европейского вида (в Западной Европе пассажирские автомотрисы на малодеятельных ветках — привычное явление). Пассажиры, как оказалось, называют её «аска» или «мотаня».
Началась посадка. Прошу у машинистов разрешения проехать в кабине, чтобы лучше рассмотреть линию. Машинисты предложили идти в нерабочую кабину.
Кабина была незапертой, но билетёрша, «тётя Шура» (так к ней обращались пассажиры-подростки) оказалась форменным исчадием ада. Увидев эту старушку, про каких говорят «божий одуванчик», поначалу я не смог бы представить, что она способна извергать безудержный поток бранных слов и разных гадостей. Бабулька решила любой ценой вытравить меня из задней кабины, и стала устраивать что-то напоминающее эпилептический припадок.
- Машинист разрешил здесь находиться!
- Машинист мне … , … вылазь, … … !
«Представление» могло бы продолжаться сколь угодно долго, поэтому приходится подчиниться. Прибываем на станцию Шоноша (посёлок Комсомольский). Здесь сохранилось много редкого подвижного состава, среди которого попадались и старые «деревянные» пассажирские вагоны.
Воспользовавшись двадцатиминутной стоянкой, захожу в помещение диспетчера. Графики исполненного движения (которые здесь до сих пор ведутся) получить не удалось. Но ко мне отнеслись хорошо, и сообщили много полезных сведений об истории дороги, а также предоставили расписание движения «аски».
Действовавшая в Комсомольском до недавнего времени узкоколейная железная дорога, как оказалось, уже почти полностью разобрана.
У станции Верхняя Пуя автомотриса пересекла асфальтированную автодорогу. Асфальт — безусловно, благо, но его наличие именно здесь, вблизи одной из станций этой железнодорожной ветки, навевает тревожные чувства.
Вот, наконец, и Тёгрозеро («Тёгра») — конечная станция, где есть деревянная высокая платформа. Здесь я покидаю Шоношскую железную дорогу, и направляюсь по «грунтовке» в сторону асфальта, чтобы добраться до посёлка Пасьва.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Начальный участок Шоношской железной дороги (между станциями Юрá и 1-й километр).
29.08.2004
Место примыкания Шоношской железной дороги к «старому ходу» Печорской
железной дороги (Коноша — Воркута). Вдали заметен вокзал станции Юрá.
29.08.2004
Вокзал на станции Юрá.
29.08.2004
Вокзал на станции Юрá, вид с восточной стороны.
29.08.2004
02.03.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу
Начальный пункт железной дороги, станция Юрá, находится на так называемом «старом ходу» железнодорожной магистрали Коноша — Воркута, в Вельском районе Архангельской области. Конечный пункт, посёлок Тёгрозеро, находится в северо-западной части Вельского района, в довольно глухой местности. К северу от посёлка на десятки километров тянутся ненаселённые лесные массивы.
Изначально железная дорога дорога относилась к Шоношскому лестрансхозу (лесотранстранпортному хозяйству), управление которого размещалось на станции Юра. Его название происходит от реки Шoноша.
Первые участки железной дороги были открыты в довоенное время (скорее всего, в середине 1930-х годов). Известно, что к 1941 году уже существовали посёлки Средний и Комсомольский, который впоследствии стал «столицей» Шоношского леспромхоза. Посёлок Тёгрозеро (центр Тёгрозерского леспромхоза) появился позднее.
Состояние железной дороги на 1999-2004 годы
Шоношской железной дороге повезло немного больше, чем соседним лесовозным линиям Ерцево — Южный или Пукса — Дальний — она просуществовала примерно на 10 лет дольше. Несмотря на сокращение объёма вывозки леса и «автомобильную доступность» почти всех расположенных на ней лесных посёлков, в 1999 году, на момент поездки автора, Шоношская железная дорога по-прежнему жила и работала.
Начальным пунктом дороги являлась станция 1-й километр, расположенная в посёлке Юрa, недалеко от станции МПС (с 2004 года — ОАО «РЖД»). Главная станция — Шоноша (расположена в посёлке Комсомольский, на 21-м километре от Юры). Там находится диспетчерская и локомотивное депо. Для пассажирских перевозок используется автомотриса АС3М-0013.
Расписание движения поездов Шоношской железной дороги, по состоянию на лето 1999 года:
Шоноша — Тёгрозеро 8:10 — 9:20.
Тёгрозеро — Шоноша — 1-й километр 9:50 — 11:15/12:00 — 12:40.
1-й километр — Шоноша — Тёгрозеро 15:00-15:40/16:00-17:10.
Тёгрозеро — Шоноша 18:00-19:10.
Все поезда в ходу только по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям.
Спустя пять лет от Юры до Тёгрозера проехали путешественники из Москвы Д. Крюков и В. Тихонов. Выяснилось, что принципиальных изменений за это время не произошло: и порядок движения автомотрисы (два выезда из Шоноши в Тёгрозеро, один выезд до 1-го километра (Юры)), и дни курсирования остались прежними. Стоимость проезда от Юры до Тёгрозера на тот момент составляла 33 рубля.
Расписание движения поездов Шоношской железной дороги, по состоянию на лето 2004 года:
Шоноша — Тёгрозеро 4:00 — 5:15.
Тёгрозеро — Шоноша — 1-й километр 5:30 — 6:55/7:00 — 7:45.
1-й километр — Шоноша — Тёгрозеро 11:10-11:52/13:00-14:25.
Тёгрозеро — Шоноша 14:45 — 16:05.
Все поезда в ходу только по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям.
http://forum.tsi.ru/webboard/message.php?id=429521&tree=&shbd=&Offset=260 — описание поездки (Д. Крюков, 2004 год)
http://fotki.yandex.ru/users/mityan/album/99834/ — фотографии, сделанные Д. Крюковым, 2004 год
Пассажирские перевозки дотировались из бюджета Вельского района. Грузовое движение в 2004 году также сохранялось. Основным грузоотправителем являлся Тёгрозерский леспромхоз. Дорога находилась в неплохом состоянии — по многим показателям она была одной из лучших среди ведомственных лесовозных железных дорог России.
Работающая здесь автомотриса — оптимальный вид подвижного состава для пассажирских перевозок на любой малодеятельной линии. Можно лишь сожалеть, что нигде, кроме Шоношской железной дороги, автомотрисы АС3М для регулярных пассажирских перевозок не используются — их было выпущено немного.
Будущее Шоношской железной дороги в начале 2000-х годов представлялось вовсе не безоблачным. Объём грузовых перевозок был не очень значительным — это означает, что леспромхозы могли бы отказаться от железной дороги и перейти на вывозку леса автотранспортом. Однако в скорую и полную ликвидацию железной дороги не верилось.
В 2005 году на железной дороге прекратилось пассажирское движение. Грузовое движение сохранялось — по свидетельству некоторых путешественников, осматривавших дорогу у станции Верхняя Пуя, активное грузовое движение ещё было летом 2009 года.
В 2010 году события стали развиваться по катастрофическому сценарию. Шоношская железная дорога была преступно уничтожена в короткий срок. По свидетельству Д. Баландина, в сентябре 2010 года завершался демонтаж последних метров пути у станции Юра.
Имело место полное молчание средств массовой информации касательно происходивших диких событий (по крайней мере, на сайте http://arhpress.ru ничего не находится, хотя там должны быть выложены публикации всех газет Архангельской области, в том числе и вельских районных). Видимо, было чьё-то указание журналистам — «заткнуть рты» и не писать о происходящем варварском беспределе.
Поездка (4 июля 1999 года)
На станцию Юра прихожу пешком по лесным тропам из посёлка Солгинский. Тогда у меня не было нормальной карты этого района (а от карты масштаба 1: 1 000 000, «10-километровки», пользы очень мало). Путешествия «вслепую» — весьма малоприятное дело. Но, после суточных блужданий, я оказался-таки в искомой точке. Этот населённый пункт напоминает глухую деревню с небольшим числом жителей. Но здесь есть довольно большое здание вокзала, построенное в архитектурном стиле, привычном для большинства малых и средних станций участка Коноша — Воркута.
Дни следования поезда на Тёгрозеро мне уже были известны благодаря начальнику станции Юра, который ответил на моё письмо-запрос. Оставалось найти пункт его отправления. Путь в сторону Тёгрозера отходит к западу от вокзала. Пройдя по нему около ста метров, обнаруживаю небольшую бетонную платформу без всяких павильонов или табличек. Но это было не всё — чуть дальше располагалась «станция примыкания» с несколькими путями и небольшими деревянными зданиями. Как оказалось, это станция «1-й километр».
Вскоре на «МПСовскую» станцию прибыл поезд Архангельск — Котлас. Из него вышло несколько человек, и все они направились к бетонной платформе. Теперь уже можно не сомневаться: поезд на «Тёгру» сегодня будет.
Через некоторое время из леса донёсся гудок. Ещё пара минут, и… какая неожиданность! Подъехал вовсе не ТЭМ2 с парой «древних» плацкартных вагонов, как я ожидал, а современная автомотриса почти европейского вида (в Западной Европе пассажирские автомотрисы на малодеятельных ветках — привычное явление). Пассажиры, как оказалось, называют её «аска» или «мотаня».
Началась посадка. Прошу у машинистов разрешения проехать в кабине, чтобы лучше рассмотреть линию. Машинисты предложили идти в нерабочую кабину.
Кабина была незапертой, но билетёрша, «тётя Шура» (так к ней обращались пассажиры-подростки) оказалась форменным исчадием ада. Увидев эту старушку, про каких говорят «божий одуванчик», поначалу я не смог бы представить, что она способна извергать безудержный поток бранных слов и разных гадостей. Бабулька решила любой ценой вытравить меня из задней кабины, и стала устраивать что-то напоминающее эпилептический припадок.
- Машинист разрешил здесь находиться!
- Машинист мне … , … вылазь, … … !
«Представление» могло бы продолжаться сколь угодно долго, поэтому приходится подчиниться. Прибываем на станцию Шоноша (посёлок Комсомольский). Здесь сохранилось много редкого подвижного состава, среди которого попадались и старые «деревянные» пассажирские вагоны.
Воспользовавшись двадцатиминутной стоянкой, захожу в помещение диспетчера. Графики исполненного движения (которые здесь до сих пор ведутся) получить не удалось. Но ко мне отнеслись хорошо, и сообщили много полезных сведений об истории дороги, а также предоставили расписание движения «аски».
Действовавшая в Комсомольском до недавнего времени узкоколейная железная дорога, как оказалось, уже почти полностью разобрана.
У станции Верхняя Пуя автомотриса пересекла асфальтированную автодорогу. Асфальт — безусловно, благо, но его наличие именно здесь, вблизи одной из станций этой железнодорожной ветки, навевает тревожные чувства.
Вот, наконец, и Тёгрозеро («Тёгра») — конечная станция, где есть деревянная высокая платформа. Здесь я покидаю Шоношскую железную дорогу, и направляюсь по «грунтовке» в сторону асфальта, чтобы добраться до посёлка Пасьва.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Начальный участок Шоношской железной дороги (между станциями Юрá и 1-й километр).
29.08.2004
Место примыкания Шоношской железной дороги к «старому ходу» Печорской
железной дороги (Коноша — Воркута). Вдали заметен вокзал станции Юрá.
29.08.2004
Вокзал на станции Юрá.
29.08.2004
Вокзал на станции Юрá, вид с восточной стороны.
29.08.2004
02.03.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу