ID: 5916

ЖАРКОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

142
Начальным пунктом этой узкоколейной железной дороги являлся посёлок Кривая, расположенный вблизи станции на железнодорожной линии Земцы — Жарковский — Смоленск. Узкоколейная железная дорога принадлежала Жарковскому леспромхозу. Документов, в которых встречалось бы название узкоколейной железной дороги, не найдено, гарантировать достоверность названия невозможно.
Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт после Великой Отечественной войны (не позднее 1950-х годов). Вблизи населённого пункта Кривая (окрестности посёлка Жарковский) был построен механизированный нижний склад и локомотивное депо.
Факт существования на узкоколейной железной дороге лесных посёлков не установлен (скорее всего, их не было). Находившиеся вблизи магистрали деревни Филино и Ивашкино возникли задолго до сооружения узкоколейной железной дороги.
Протяжённость узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла не менее 50 километров. До 1980-х годов действовала линия, пролегавшая по направлению Кривая — Лонна, на насыпи разобранной железной дороги широкой колеи Жарковский — Ломоносово. В 1980-х годах на её месте снова была уложена широкая колея.
Известно о наличии на узкоколейной железной дороге тепловозов ТУ4 и ТУ6А, платформ, сцепов, пассажирских вагонов ПВ40.
Вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена не позднее 1995 года. С этого времени оставался действующим только участок Кривая — Филино — окрестности озера Мышенец. Летом и осенью на нём осуществлялась перевозка сена от сенокосов вблизи Филино до Кривой, кроме того, многие жители посёлка Кривая ездили на рыбалку на озеро Мышенец. Оставался как минимум один исправный тепловоз ТУ4. Некоторые жители Кривой пользовались узкоколейной железной дорогой для поездок на мотодрезинах.
Информация о состоянии узкоколейной железной дороги от В. Макушкина:
Первый раз я посетил эту УЖД 13 июля 1997 года. Тепловоз ТУ4 болтался туда-обратно между Кривой и Филино с открытой платформой — возил сено. В Кривой и Барсуках полей нет, а скот кормить надо...
Второй раз — 5 августа 1997 года, было активное пионерочное движение — народ ездил за брусникой-черникой в район того же Филино. Путь далее озера Мышенец был разобран, так как реликтовый лес полностью вырубили, и по УЖД на пионерках катались на рыбалку.
Третий раз — 2 июня 1998 года вышел из автобуса Жарковский — Озёрный в деревне Шихотово, откуда рукой подать до деревни Ломоносово. Собственно Ломоносово состоит из одного покрашенного дома (что редкость для тех краёв), а ширококолейная линия проходит по восточной окраине деревенского поля, и никаких намёков на возможно когда-то бывшую станцию нет. Далее прошёл пару км по железной дороге в сторону Кривой и пошёл на восток через лес в сторону указанного на карте конечного пункта первого ответвления УЖД на юг.
...
Добрался до магистрального хода УЖД, пройдя 3 километра через буреломы и болота за 1,5 часа, присел на брёвнышке, созерцая идеально вписывающуюся в окружающую среду нитку УЖД. Минут через 10 появляется оказия — знакомый ТУ4, везущий мужиков с рыбалки. Несмотря на многолюдность, останавливается даже без моей просьбы.
19 мая 1999 года автором был совершён пеший поход по маршруту Жарковский — Кривая — Сошно. В Кривой кратковременно осматриваю сооружения нижнего склада, в числе которых было и депо узкоколейной железной дороги, задаю вопросы о состоянию узкоколейной железной дороги. Со слов местных жителей, деревня Филино оставалась обитаемой (возможно, только летом). В Кривой имелся исправный тепловоз, но регулярного движения не было. К востоку от Филино или его окрестностей рельсы были сняты.
В конце 1999 года (?) последний участок узкоколейной железной дороги Кривая — Филино, протяжённостью 10 километров, был разобран.
По состоянию на 2001 год, в Кривой сохранялось заброшенное депо и остатки подвижного состава. Деревня Филино уже была нежилой.

20.12.2008 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Тверской области»
на главную страницу