ID: 6048

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК

541
Железнодорожная линия Предзаводская — Саяногорск находится в городе Саяногорске и его окрестностях. Протяжённость железнодорожной линии составляет 16 километров. Железнодорожная линия связывает жилую часть города с Саяногорским алюминиевым заводом, расположенным на значительном удалении от жилой части.
Особенность данной железной дороги в том, что она построена для организации пассажирских перевозок. Линия используется исключительно для пассажирского движения и не может использоваться ни для чего другого, на ней нет подъездных путей к промышленным предприятиям и погрузочных площадок. Физическое соединение с основной железнодорожной сетью есть на станции Предзаводская.
Город Саяногорск необычен сразу по нескольким параметрам: едва ли не единственный в России город, к которому подходят две параллельные, но невзаимосвязанные железнодорожные линии, из которых одна используется только для грузового движения, другая — только для пассажирского движения. Один из немногих городов, в котором сохранилось пассажирское движение по ведомственной железной дороге. Один из немногих городов, в который курсируют пассажирские поезда, однако на них невозможно выехать во внешний мир.


Железнодорожная линия Предзаводская — Саяногорск на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1992 году. В оригинале карты обозначена не была. Нанесена автором на основе
данных спутниковых снимков и данных, собранных в ходе похода по линии.

Строительство Саяногорского (Саянского) алюминиевого завода началось в 1975 году. Завод был введён в эксплуатацию в 1985 году. Одновременно с заводом на расстоянии около 15 километров от него строился город Саяногорск.
Крупный алюминиевый завод является чрезвычайно энергоёмким объектом. Строительство завода было увязано со строительством Саяно-Шушенской ГЭС — одной из крупнейших в мире гидроэлектростанций, расположенной в 45 километрах южнее завода, у посёлка Черёмушки.
Для обслуживания алюминиевого завода, для завоза материалов на стройплощадку Саяно-Шушенской ГЭС и в город Саяногорск была построена железнодорожная линия Камышта — Саяногорск — Черёмушки с веткой до станции Алюминиевая (главная железнодорожная станция на территории Саяногорского алюминиевого завода). Управлять железнодорожной линией стало Отделение временной эксплуатации. В состав сети общего пользования МПС она не передавалась, хотя и показана в некоторых схемах железных дорог МПС.
По неподтверждённым данным, на участке Саяногорск — Камышта регулярного пассажирского движения никогда не было. На участке Саяногорск — Черёмушки регулярное пассажирское движение было на протяжении как минимум 15 лет — курсировал дизель-поезд по маршруту Саяногорск — Черёмушки. В начале 1990-х годов пассажирское движение было прекращено, железная дорога от Саяногорска до Черёмушек была разобрана.
На участке Камышта — Саяногорск (включая ветвь до станции Алюминиевая) железная дорога продолжает действовать. Выполняются только грузовые перевозки, в основном от Камышты до Алюминиевой. Вблизи Саяногорского металлургического завода нет крупных месторождений сырья (глинозёма). Сырьё завозится на завод по железной дороге — главным образом из Ачинска, с Ачинского глинозёмного завода.
В мае 2011 года на железной дороге Камышта — Саяногорск произошло ЧП — мост через реку Абакан у станции Камышта был размыт паводковыми водами и частично обрушился. Движение по железной дороге временно прервалось. Доставка на завод глинозёма была налажена автомобильным транспортом из Абакана.
Железная дорога Предзаводская — Саяногорск физически составляет единую сеть с железной дорогой Камышта — Саяногорск (соединение находится на территории Саяногорского алюминиевого завода), но во всём остальном обособлена от неё. Эта железная дорога строилась с единственной целью — для организации пассажирских перевозок между городом и заводом. Точная дата её открытия не установлена (ориентировочно 1992 год).
По первоначальному проекту, на обеих конечных станциях (Саяногорск — в городе, Предзаводская — на заводе) должны были быть построены грандиозные вокзалы, высокие платформы и подземные переходы. Эти проекты начали реализовывать, однако в начале 1990-х годов строительство прервалось. По состоянию на 2011 год, недостроенные высокие платформы полуразрушены, подземные переходы под путями — затоплены. Вместо высоких платформы были построены низкие платформы, расположенные на некотором удалении от брошенных высоких платформ.
На станции Саяногорск и на станции Предзаводская — по одной боковой низкой платформе. Станция Саяногорск имеет два пути, однако второй путь не используется, платформы у него нет.
По неподтверждённым данным, первоначально пассажирские перевозки выполнял дизель-поезд Д1-797. В 2000 году по заказу компании-владельца Саяногорского алюминиевого завода был построен дизель-поезд ДПСаАЗ. Фактически — это не дизель-поезд, а поезд на локомотивной тяге. В качестве тяговых единиц использованы односекционные тепловозы ДМ62-1811 и ДМ62-1857. Индекс «ДМ62» на табличках был заменён на «М62».
Один тепловоз прицеплен с каждой стороны состава, поэтому оборот локомотивов в конечных пунктах не требуется. Между тепловозами находятся новые вагоны производства Демиховского машиностроительного завода, модели 63-322. Конструктивно эти вагоны близки к вагонам «демиховских» электропоездов.
С мая 2000 года поезд ДПСаАЗ стал выполнять пассажирские перевозки. Аналоги поезда ДПСаАЗ — поезд ДПМ1 (он выполнял пассажирские перевозки по маршруту Новомосковск — Москва), поезда ДРБ и ДДБ, работающие на Белорусской железной дороге.
По состоянию на май 2011 года, линия Предзаводская — Саяногорск принадлежит Железнодорожному хозяйству Саяногорского алюминиевого завода. Расписание движения поездов следующее:
Саяногорск — Предзаводская 6:00 — 6:20, 7:10 — 7:30, 8:20 — 8:40, 9:20 — 9:40 (резервом в депо, без посадки пассажиров и без остановки на станции Предзаводская), 14:00 — 14:20, 16:05 — 16:25 (по рабочим дням), 17:05 — 17:25 (только по пятницам и в предпраздничные дни), 19:10 — 19:30, 22:00 — 22:20.
Предзаводская — Саяногорск 5:30 — 5:50 (резервом из депо, без посадки пассажиров), 6:25 — 6:45, 7:45 — 8:05, 8:50 — 9:10, 13:30 — 13:50, 15:40 — 16:00, 16:40 — 17:00 (только по пятницам и в предпраздничные дни), 17:30 — 17:50 (по рабочим дням), 20:40 — 21:00.
Проезд в поезде бесплатный. Доступ на обе станции — свободный, какие-либо документы для проезда в поезде не требуются. Промежуточных остановок нет.
Местные жители в разговорной речи называют поезд «мотаня». Так же называют в обиходной речи электропоезда в Степногорске и пригородный поезд на линии Слюдянка — Порт Байкал.
Использование железной дороги Предзаводская — Саяногорск для чего-либо, кроме пассажирских перевозок, технически невозможно — она не имеет подъездных путей, заканчивается двухпутной пассажирской станцией и тупиком. Кроме пассажирского поезда, на линии иногда можно встретить дрезину путейцев.
Планов отмены пассажирского движения нет. Есть все основания полагать, что пассажирское движение в обозримом будущем сохранится.
Полное описание рабочей экспедиции в 2011 году находится на странице http://infojd.ru/dop/poezdka2011bt.html.
По состоянию на 2019 год, здесь ничего не изменилось, движение сохраняется в прежнем виде.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ САЯНОГОРСК, СТАНЦИЯ ПРЕДЗАВОДСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПРЕДЗАВОДСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПРЕДЗАВОДСКАЯ, НАЧАЛО ПЕРЕГОНА ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕРЕГОН ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕРЕГОН ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕРЕГОН ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕРЕГОН ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕРЕГОН ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК, СТАНЦИЯ САЯНОГОРСК)

27.05.2011 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу