ID: 6719

ВЯЗЕМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

162
Вяземская узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных, принадлежала Вяземскому леспромхозу. На протяжении длительного времени узкоколейная железная дорога была крупнейшей в Хабаровском крае. Её протяжённость на пике развития составляла не менее 170 километров.
Начальный пункт узкоколейной железной дороги, город Вяземский, возник в 1894 году благодаря строительству Уссурийской железной дороги. Назван в честь инженера О. П. Вяземского, участвовавшего в создании железной дороги.
Первый участкок Вяземской узкоколейной железной дороги был открыт в 1930-х годах. На линиях узкоколейной железной дороги создавались лесные посёлки, в которых проживали «спецпоселенцы».

Цитата из воспоминаний бывшей жительницы посёлка Викторов Ключ, находившегося на 7-м километре Вяземской узкоколейной железной дороги (http://www.khv.ru/md/1998/12535/ob34.htm):
В сентябре 1950 года нас выслали на Дальний Восток: меня, мужа Феодосия, младшего брата Ростислава — Ярослава и четырехлетнюю Олю, дочь. Произошло все очень просто. Однажды к дому подъехала повозка, и представитель сельсовета объявил, что наша семья на основании постановления Особого Совещания МГБ подлежит выселению. И что «карета подана».
Хотя морально мы к тому готовились, собраться — с мыслями и с вещами — было трудно. Помню, что в дорогу из самого ценного мы взяли две иконы, доставшиеся нам по наследству от родителей, да самотканные льняные рушники. Все остальное оставили на разграбление. А через месяц, на станции Вяземская, нас уже разбирали, как живой товар, по местным леспромхозам. Так мы попали на один из заготовительных пунктов с красивым названием Викторов Ключ.
В неустроенном бараке, через крышу которого просматривались звезды, надо было вступать в зиму. На помощь не надеялись. Надо было выживать, но прежде давать проценты. Справились. И так еще не раз мы ценой огромных усилий налаживали дом, хозяйство, закладывали сад — в этом нам помогали те самые иконы под рушниками, которые всегда были с нами. Они оберегали нас, напоминали о родном Торчине. Они «вернули» живым после всех лагерей и Ростислава.
Только в 1953 году вся наша семья наконец собралась вместе, но уже не в Викторовом Ключе, где мы только что обустроились и чего, видно, нельзя было простить, а на участке Южный того же леспромхоза. Где опять корчевали и отстраивались с нуля. Я помню, как мы дежурили на узкоколейке, чтобы не пропустить приезд сына.

В 1966 году была открыта линия от посёлка Третья Седьмая до посёлка Медвежий. Этот посёлок был основан в 1947 году, вплоть до 1966 года не имел железной дороги и являлся весьма труднодоступным.
http://medvez.russchools.ru/istoriyanashegoposelka.aspx — материал на сайте школы посёлка Медвежий
Количество имевшихся на узкоколейной железной железной дороге лесных посёлков не установлено. Многие посёлки были ликвидированы в 1970-х и 1980-х годах. В другие посёлки (среди них — Шумный, Медвежий) были проведены автодороги.
В период от 1989 года до 1995 года узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. По направлению главных линий узкоколейной железной дороги были проложены лесовозные автодороги.
По состоянию на 2008 год, Вяземский леспромхоз остаётся действующим. Одним из немногочисленных напоминаний о действовавшей когда-то узкоколейной железной дороге являются две кабины тепловозов ТУ7 (?) на территории нижнего склада. Параллельно начальному участку узкоколейной железной дороги пролегает подъездной путь широкой колеи, обслуживающий базу ГСМ.
Лесной посёлок Шумный, находившийся на узкоколейной железной дороге, остаётся жилым. Сообщение с посёлком осуществляется по «ведомственной» лесовозной автодороге Вяземского леспромхоза, проложенной на месте узкоколейной железной дороги.

12.03.2009 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Хабаровского края»
на главную страницу