ID: 6732

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЗАПЛЮССКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

249
Зáплюсское торфопредприятие находится в посёлке городского типа Зáплюсье Плюсского района Псковской области. В ведении торфопредприятия находится узкоколейная железная дорога торфовозного назначения.
Опытная добыча торфа на торфомассиве Заплюсский Мох вблизи деревни Заплюсье началась в 1953 году. Датой начала строительства Заплюсского торфопредприятия считается 1955 год. Ориентировочная дата начала строительства узкоколейной железной дороги — 1957 год. В 1958 году отдельные участки были введены в эксплуатацию.
Первоочередные участки узкоколейной железной дороги соединили строящийся посёлок Заплюсье с торфомассивом, расположенным к востоку от посёлка, и со станцией Лямцево на магистральной железнодорожной линии Луга — Псков, расположенной приблизительно в 20 километрах к северо-западу.
У станции Лямцево, в населённом пункте Пряслино, была построена станция Перегрузочная. На станции были введены в строй 4 вагоопрокидывателя. Добытый Заплюсским торфопредприятием топливный торф стал поставляться на электростанции в Ленинграде и Кировске.
В 1961 году Заплюсье получило статус посёлка городского типа. Посёлок «поглотил» старинную деревню, известную с 15 века. Численность населения посёлка в его «лучшие времена» составляла около 5 тысяч человек.
В 1960-х годах протяжённость узкоколейной железной дороги увеличилась почти в 3 раза. Был построен участок, соединяющий магистральный ход Заплюсье — Перегрузочная с новым торфопредприятием Вердуга, которое создавалось вблизи населённого пункта Волошово Лужского района Ленинградской области. На новой линии был построен значительный по своим масштабам путепровод через двухпутную железнодорожную линию Луга — Псков. Ещё одна новая линия соединила магистральный ход Заплюсье — Перегрузочная с песчаным карьером, расположенным вблизи населённого пункта Ретюнь.
Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы. В 1960-х годах поступили мотовозы МД54-4 и тепловозы ТУ4, затем — тепловозы ТУ6А, мотовозы ЭСУ1 и ЭСУ2А.
В первой половине 1990-х годов была разобрана линия к торфопредприятию «Вердуга», за исключением небольшого участка, соединяющего котельную посёлка Волошово с торфомассивом. Этот участок стал изолированной узкоколейной железной дорогой. На линии Заплюсье — Перегрузочная сохранялась регулярная вывозка торфа.
По состоянию на июль 2000 года (первая поездка автора на узкоколейную железную дорогу), доставка торфа на станцию Перегрузочная была прекращена. Узкоколейная железная дорога использовалась для доставки пожарных (по совместительству — сторожей) из Заплюсья на станцию Перегрузочная, один раз в двое суток по участку узкоколейной железной дороги Заплюсье — Перегрузочная проезжала ЭСУ2А. На участке от Заплюсья до торфомассива сохранялось регулярное движение.
В конце 2000 года вывоз торфа на станцию Перегрузочная возобновился. В какой-то момент события на дороге стали развиваться по оптимистичному сценарию: начался ремонт пути, на магистральном участке Заплюсье — Перегрузочная было заменено немало шпал.
В 2005 году поставка на торфа на станцию Перегрузочная была навсегда прекращена. В августе 2005 года был начат демонтаж путей и оборудования на станции Перегрузочная. К началу 2006 года участок Заплюсье — Перегрузочная был разобран.
В течение 2005 года была полностью разобрана также узкоколейная железная дорога на торфопредприятии «Вердуга».
По состоянию на 2006 год, сохранялся небольшой участок узкоколейной железной дороги протяжённостью менее 5 километров — от окрестностей посёлка Заплюсье до торфомассива. Непосредственно в посёлке Заплюсье узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. Путепровод над автодорогой Санкт-Петербург — Киев, по которому пролегала линия узкоколейной железной дороги, связывавшая Заплюсье с торфомассивами, был повреждён при транспортировке под ним экскаватора, не вошедшего в габарит. После этого движение через путепровод было запрещено.
Новый начальный пункт узкоколейной железной дороги был оборудован к востоку от автодороги Санкт-Петербург — Киев. Вывезенный по узкоколейной железной дороге торф перегружается на автотранспорт. Тяговый подвижной состав представлен двумя тепловозами ТУ6А и одним мотовозом ЭСУ2А.
________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________



Разобранная линия узкоколейной железной дороги к торфопредприятию «Вердуга»
южнее путепровода над железнодорожной линией Луга — Псков.
07.2000




Тупик узкоколейной железной дороги на станции Перегрузочная, расположенный рядом с домиком пожарных.
Летом 2000 года сюда один раз в два дня прибывала ЭСУ2А из Заплюсья.
07.2000




Подъездной путь широкой колеи на станции Перегрузочная, начинающийся на станции Лямцево.
07.2000




Пути узкоколейной железной дороги на станции Перегрузочная.
07.2000


________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________


Примерно в 0 часов 30 минут 7 июля 2010 года я во второй раз прибыл на узкоколейную железную дорогу. Маршрут был таким: Москва — Бологое — Дно — Батецкая — Луга — Заплюсье — Луга — Санкт-Петербург — Москва. Участи Батецкая — Заплюсье и Заплюсье — Луга были преодолены автостопом, всё остальное — на пригородных поездах.
От Москвы до станции Батецкая я добрался полностью на пригородных поездах, с пересадками в Твери, Бологое (ночёвка), Дно.
В 19:15 выхожу из пригородного поезда Дно — Оредеж на станции Батецкая. От Батецкой предстоит неприятный этап автостопа.
«Выбирание» заняло почти час. В 20:05 я выхожу на дорогу местного значения Новгород — Луга. Вскоре остановился попутный небольшой грузовик. Водитель подвёз до пересечения с федеральной автодорогой Санкт-Петербург — Киев — Одесса, которая с недавних пор оставляет в стороне город Луга. Здесь я оказался в 20:35.
У развязки в районе Луги я тупо простоял много часов. Нет ничего мерзее, чем стоять на обочине федеральной трассы, когда по ней нужно проехать всего-то 30 километров! Процент подвозящих водителей на магистральных дорогах всегда бывает во много раз ниже, чем на местных.
Проклинаю всё на свете. Автостоп отвратителен в высшей степени! Выхода нет, нужно «биться до последнего». И самое досадное, что мне нужно проехать 30 километров. А проезжающие мимо эгоисты наверняка думают, что я направляюсь куда-то за тысячи километров, на Украину или в Литву...
Я прошёл несколько километров вперёд и назад, пробовал «голосовать» в разных местах. На меня пытался «наехать» какой-то местный маргинал. Автостоп — мерзость!
На стоянке остановился «КамАЗ» с военными номерами. Военнослужащие ехали в свою часть в Псковской области. Они остановились для мелкого ремонта.
Военные согласились меня подвезти. Впервые за три часа нашлись нормальные люди! Некоторое время жду выезда. Короткая поездка в огромном камуфлированном грузовике по ночной дороге.
Вот и табличка, как обычно на этой дороге, продублированная латиницей: ЗАПЛЮСЬЕ/ZAPLYUSYE. Выхожу из «КамАЗа». На часах 0:25. Впереди — путепровод узкоколейной железной дороги. Поднимаюсь на насыпь слева от него.
На самом путепроводе рельсы ржавые, путь зарос. Но рядом, с восточной стороны, стоит снегоочиститель, прицепленный к тепловозу ТУ6А! За тепловозом начинаются накатанные рельсы!
Ночую внутри снегочистителя. Его наличие оказалось весьма кстати — ночью разразился дождь.
Поднимаюсь примерно в 7:30. Вовремя успеваю собрать вещи: вскоре в снегоочиститель стали заходить люди. Оказывается, он используется в качестве пассажирского вагона — так как ни одного обычного пассажирского вагона здесь не осталось.
Прошу у машиниста разрешение проехать в кабине. Оно было получено без проблем. Около 8 часов рабочий поезд отправился на производственный участок. Протяжённость маршрута — 2,8 км.
Номер тепловоза практически не читался. По информации от любителей железных дорог, это ТУ6А-2794. Помимо него, есть ЭСУ2А-539. Имеется путеукладочный поезд.
От производственного участка иду в Заплюсье, выполняя тотальное пешее фотодокументирование. Захожу на небольшую ветвь в южном направлении, к новому торфоперерабатывающему комплексу.

Узкоколейная железная дорога на «Wikimapia.Org», состояние на 2010 год. Участок к западу от путепровода
не действует, хотя не разобран (за некоторыми исключениями).

В посёлке Заплюсье осматриваю разрушенную главную станцию, которая когда-то имела огромные масштабы. Здесь остался небольшой участок действующего пути — по нему доставленный автотранспортом торф завозится к приёмному бункеру перерабатывающего цеха. Протяжённость исчисляется десятками метров. Тяга канатная, локомотивов нет.
В жилой части посёлка нахожу контору торфопредприятия. Долго и обстоятельно беседую с руководством о текущей ситуации. Мнение руководителя: скорее всего, нынешний небольшой участок узкоколейной железной дороги будет работать. Полный переход на автомобильную вывозку нецелесообразен.
Хотелось бы восстановить движение непосредственно в посёлок Заплюсье, через путепровод. Но едва ли это получится. Сейчас путепровод в аварийном состоянии, ездить по нему нельзя. Затраты на ремонт были бы непосильными.
Руководитель пожаловался, что никто не хочет работать. Казалось бы, как это возможно здесь, в посёлке, где рабочих мест почти нет?
Он объяснил: здесь остались в основном те, кто работать не хочет в принципе. Активное население уехало. Откуда берут деньги на жизнь? Многие оформляют себе инвалидность, кто-то объедает родителей-пенсионеров. Хотя на пенсию даже одному человеку жить можно только впроголодь. С недавних пор часть населения посёлка составляют «алкаши» из Санкт-Петербурга, которых вывезли сюда квартирные дельцы. Они пропивают вручённые им за неравноценный обмен средства.
Необычный факт: вся действующая узкоколейная железная дорога сейчас находится в Ленинградской области, хотя сам посёлок Заплюсье — в Псковской. Там же находятся все разрабатываемые торфомассивы. Торфопредприятию сейчас приходится иметь дело в основном с властями Ленинградской области.
Выхожу на магистральную автодорогу. У въездного знака Ленинградской области начинаю попытки уехать автостопом. На этот раз долго стоять не пришлось: вскоре остановилась легковая машина с двумя жителями Латвии, которые подвезли до центра Луги. Оттуда — электропоездом в Санкт-Петербург.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ЛИНИЯ У ПУТЕПРОВОДА, ПОЕЗДКА, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧАСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧАСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧАСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ЛИНИЯ У ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УЧАСТКА, ТОРФОМАССИВ, ПУТЕУКЛАДОЧНЫЙ ПОЕЗД)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ЛИНИЯ МЕЖДУ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ УЧАСТКОМ И ПУТЕПРОВОДОМ,
ОТВЕТВЛЕНИЕ НА ТОРФОМАССИВ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ЛИНИЯ МЕЖДУ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ УЧАСТКОМ И ПУТЕПРОВОДОМ,
ОТВЕТВЛЕНИЕ К ТОРФОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕМУ КОМПЛЕКСУ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ЛИНИЯ К ТОРФОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕМУ КОМПЛЕКСУ, ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ГЛАВНУЮ ЛИНИЮ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ К ВОСТОКУ ОТ ПУТЕПРОВОДА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (НЕДЕЙСТВУЮЩИЙ ПУТЕПРОВОД)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ К ВОСТОКУ ОТ ПУТЕПРОВОДА, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ЗАПЛЮСЬЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ЗАПЛЮСЬЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ЗАПЛЮСЬЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ЗАПЛЮСЬЕ,
ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПУТЬ С КАНАТНОЙ ТЯГОЙ, КОНТОРА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ)

11.2002 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Псковской области»
на главную страницу