ID: 6357

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТРАМВАЙ

139
Дзержинский трамвай — одна из двух трамвайных систем Нижегородской области. Вторая — Нижегородский трамвай.
По состоянию на 2013 год, система подверглась варварскому «погрому» со стороны вредительских местных властей. Дзержинский трамвай находится под угрозой полного уничтожения.
Трамвайная система закрыта спятившими мудаками 17 декабря 2015 года. Вопиющее преступление, акт терроризма. Виновные должны быть наказаны!
Дзержинск — крупный центр химической промышленности. Во многих источниках указывается в числе наиболее загрязнённых городов мира, из-за чего получил прозвище «Дуст» или «Дустоград». Хотя сейчас едва ли он загрязнён сильнее, чем Москва.
Расстояние от станции Дзержинск до станции Нижний Новгород-Московский составляет 33 километра. Окраины городов почти слились.
Город возник у станции Растяпино Московско-Нижегородской железной дороги. Изначальное название станции Растяпино — Чёрное. В XIX веке это была престижная дачная местность, где приобретало дачи зажиточное население Нижнего Новгорода.
Активное строительство промышленных предприятий химической специализации началось с 1915 года. Этому способствовала Первая Мировая война, вывод промышленных предприятий из западной части страны.
В 1929 году посёлок Растяпино был переименован в Дзержинск, в честь большевистского деятеля Ф. Э. Дзержинского (1877-1926). В 1930 году Дзержинск получил статус города. Позднее он был застроен по необычному проекту радиально-лучевой планировки: множество улиц, «веером» расходящихся от центральной площади Дзержинского.
Дзержинск стал крупным городом. Пиковая численность населения была достигнута в 1993 году — 287 тысяч жителей.
Движение трамвая в Дзержинске было открыто 7 ноября 1933 года. На пике развития трамвайная сеть была достаточно крупной. Трамвайный маршрут №1 являлся одним из самых длинных в СССР — расстояние между его конечными пунктами, «Завод имени Я. М. Свердлова» и «Восточное кольцо», составляло 19 километров.
Большая часть химических предприятий Дзержинска сосредоточена в «восточной промышленной зоне», протянувшейся на 12 километров вдоль железной дороги Москва — Нижний Новгород. Трамвайная линия пересекала всю промышленную зону. Крайний пункт «промышленной» линии назывался Восточное кольцо, находился вблизи платформы 421 километр на магистральной железной дороге.
Существенным минусом для трамвайной системы являлся тот факт, что «промышленная» линия полностью дублировала магистральную железную дорогу с движением электропоездов. Она пролегала параллельно магистральной железной дороге, часто — в прямой видимости с неё.
Существовали намерения превратить «промышленную» линию в скоростную, соединить трамвайные сети Дзержинска и Горького (Нижнего Новгорода). «Промышленная» линия заканчивалась почти на границе Дзержинска и Горького.
В 1976 году в Дзержинске был открыт троллейбус. Его наличие позднее оказалось негативным фактором для трамвайной системы. Местные власти уничтожали трамвай под предлогом того, что два вида электротранспорта — «непозволительная роскошь».
В 2000 году было закрыто трамвайное депо №1.
В 2006 году был закрыт дальний участок «промышленной» линии — от станции «Посёлок имени Калинина» («ПО Корунд») до «Восточного кольца».
16 июня 2008 года была закрыта линия по улицам Гайдара и Чапаева, по которой пролегал маршрут №3.
В 2009 году было прекращено движение от депо №2 до «ПО Заря». Все последние годы оно было крайне редким — 2-3 рейса в день.
В том же году в Дзержинск поступили некоторые трамвайные вагоны из полностью ликвидированной трамвайной системы в Иваново.
В марте 2013 года был закрыт участок от «Депо №1» (само депо было закрыто намного раньше) до конечной станции «Посёлок имени Калинина» («ПО Корунд»).
Почти одновременно с этим Дзержинск понёс ещё одну потерю. Была варварски разобрана одна из самых производительных в России узкоколейных железных дорог, расположенная в промышленной части города.
По состоянию на конец 2013 года, в Дзержинске осталось два трамвайных маршрута: №4 «Железнодорожный вокзал» — «Швейная Фабрика», №5 «Трамвайное депо №1» — «Завод имени Я. М. Свердлова». По сравнению с 2005 годом, протяжённость сети сократилась примерно в три раза.
Пассажирский подвижной состав Дзержинского трамвая представлен исключительно вагонами производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. Все вагоны, кроме служебных, имеют бугельный токосъём. Некоторые служебные вагоны имеют пантографы.
Осталось единственное действующее депо — №2. Линия от «Швейной Фабрики» до депо №2 действует, но является служебной, пассажирского движения не имеет.
Существует угроза полного закрытия трамвайной системы. Антинародные власти Дзержинска многократно сообщали, что не успокоятся на уже проведённых ими вредительских действиях, и продолжат уничтожение созданной трудом предков самой цивилизованной транспортной системы.
В городе есть движение в защиту трамвая — «Дзержинцы за трамвай». Прогрессивное население пытается остановить беспредельщиков.
Будущее Дзержинского трамвая предсказать трудно.
Я впервые побывал в Дзержинске в 1996 году. Был осмотрен участок трамвайной линии вблизи вокзала. В последующие годы я неоднократно совершал поездки.
9 октября 2005 года, возвращаясь из длительной поездки на Алапаевскую узкоколейную железную дорогу, я вышел из электропоезда на платформе 421 километр. Рядом находился крайний восточный пункт Дзержинского трамвая — «Восточное кольцо».
Я ждал трамвайного вагона много часов. Но, к сожалению, не дождался. 9 октября 2005 года приходилось на воскресенье. По выходным дням движения здесь почти не было.
«Промышленная» линия проезжена не была. В следующем году большую часть этой линии разобрали.
21 мая 2007 года было сделано несколько фотографий вблизи вокзала.
Я проехал по всему маршруту №3 — от железнодорожного вокзала до улицы Островского. К сожалению, фотографий с этой линии не сохранилось.
17 октября 2008 года, возвращаясь из длительной поездки на Пильвенскую узкоколейную железную дорогу, я вышел из электропоезда на станции Дзержинск. Доезжаю до «Швейной фабрики». Затем — пешая проходка и фотодокументирование линии от «Швейной фабрики» до «ПО Заря».
Рядом с конечной станцией «ПО Заря» прошёл вагон в сторону города. Я опоздал на него на несколько минут.
На конечной станции «ПО Заря» пытаюсь дождаться следующего трамвайного вагона. Ждал больше часа, но не дождался. В результате я опоздал на электропоезд сообщением Горький — Владимир и не смог в этот день вернуться домой, как планировалось. Длительная и крайне жёсткая поездка, проходившая в нечеловеческих условиях, из-за этого внепланово увеличилась. Прибавилась ещё одна холодная ночёвка во Владимире.
Я всё же надеялся успеть на электропоезд. Поэтому, отчаявшись дождаться вагона, бежал от конечной станции «ПО Заря» в сторону города. У депо встречаю вагон, выходящий на линию. Женщина-водитель согласилась провезти меня до «Швейной фабрики».
От «Швейной фабрики» — пешком до соседней остановки «18-я школа». Не тороплюсь — я понял, что на электропоезд уже не успеваю.
Вагоном маршрута №4 доезжаю до остановки «проспект Свердлова» у платформы Пушкино.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 И 2007 ГОДАХ («ВОСТОЧНОЕ КОЛЬЦО», «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ «ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА», ЛИНИЯ «ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА» — «ПО ЗАРЯ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ЛИНИЯ НА «ПО ЗАРЯ», ОКРЕСТНОСТИ ДЕПО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЛИНИЯ НА «ПО ЗАРЯ», ДЕПО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ЛИНИЯ НА «ПО ЗАРЯ», СТАНЦИЯ «ПО ЗАРЯ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ «ПО ЗАРЯ», УЗЕЛ «ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ЛИНИЯ ОТ «ШВЕЙНОЙ ФАБРИКИ» К ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ВОКЗАЛУ)

30.01.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу