ID: 6625

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СЕРГЕЕВИЧСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

126
Сергеевичское торфопредприятие находится в посёлке Правдинский Пуховичского района Минской области, сравнительно недалеко от Минска. В его ведении находится одна из крупнейших узкоколейных железных дорог Республики Беларусь: даже после многочисленных «урезаний», её протяжённость составляет около 35 километров.
Время постройки узкоколейной железной дороги с достоверностью не выяснено. Самая поздняя из возможных дат - 1960-е годы.
По неподтверждённым данным, первые участки узкоколейной железной дороги появились до Великой Отечественной войны. Однако на всех известных автору топографических картах, изданных до 1945 года, узкоколейная железная дорога отсутствует.
Есть слухи о том, что здесь когда-то работали тепловозы ТУ2. Это также представляется сомнительным.
В 1970-х годах появилась «связка» c узкоколейной железной дорогой Слуцкого торфопредприятия», посёлок Гацук. В начале 1990-х годов «связка» была разобрана.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте.

Я впервые побывал на узкоколейной железной дороге в ноябре 1999 года. Она стала первой из посещённых мной узкоколейных железных дорог Беларуси.
Удалось проехать от Перегрузочной (Руденск) до Центрального (Правдинский) и далее до Колодино. Затем - в Центральный (Правдинский), оттуда в Руденск по автодорогам.
В 2009 году здесь побывал исследователь железных дорог из Москвы Сергей Костыгов.
По состоянию на 2015 год, узкоколейная железная дорога продолжает работать. Но движения на участке Центральный (Правдинский) - Перегрузочная (Руденск) нет. Путь зарос, его будущее неясно.
Краткое описание узкоколейной железной дороги, по состоянию на ноябрь 1999 года (поездка автора)
Крайней восточной точкой узкоколейной железной дороги является станция Перегрузочная, расположенная на окраине посёлка Руденск. Она соединена подъездным путём со станцией Руденск на магистральной линии Минск – Осиповичи Белорусской железной дороги (историческая Либаво-Роменская железная дорога).
Перегрузочная станция не оборудована вагоноопрокидывателями. В последнее время на широкую колею перегружают только брикетированный торф, который доставляется сюда по узкой колее в контейнерах. Для перегрузки контейнеров используется консольно-козловой кран. Движение на Перегрузочную по узкой колее достаточно редкое (обычно один поезд в сутки).
В восьми километрах от Перегрузочной находится станция Центральный (посёлок Правдинский) – главная станция дороги. В посёлке действует торфобрикетный завод, на который поступает большая часть торфа, вывозящегося с торфомассивов. Какая-то часть торфа перегружается на автомобили и доставляется на сельскохозяйственные предприятия для использования в качестве удобрения.
Между станцией Центральный и торфомассивами регулярно курсируют рабочие поезда, состоящие из одного пассажирского вагона. Их пассажиры – не только рабочие-торфяники: поездами пользуются для поездок в направлении районного центра жители населённых пунктов Теребель, Волосач и Колодино.
Действует также линия, ведущая в южном направлении, в сторону населённого пункта Сергеевичи. В отопительный сезон она используется для вывоза шлака, образующего при работе поселковой котельной, к месту его сваливания. Линия будет продлена ещё примерно на 6 километров, до новых торфомассивов, и будет использоваться для вывоза торфа.
Обозначенный на многих топографических картах участок, соединяющий узкоколейную железную дорогу Сергеевичского торфопредприятия с узкоколейной железной дорогой торфопредприятия в посёлке Гацук (Радичево) не действует уже много лет, и почти полностью разобран.


Фрагмент графика исполненного движения поездов за 30 июня 1999 года
(получен в диспетчерской узкоколейной железной дороги на станции
Центральный в ноябре 1999 года).



Фрагмент графика исполненного движения поездов за 30 июня 1999 года
(получен в диспетчерской узкоколейной железной дороги на станции
Центральный в ноябре 1999 года).


06.12.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Минской области»
на главную страницу