ID: 6630
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НА РАСВУМЧОРРСКОМ РУДНИКЕ
381
Расвумчоррский рудник находится на восточной окраине города Кировска. Рудник производит добычу апатито-нефелиновой руды, добыча ведётся в основном подземным способом. Владелец рудника, по состоянию на 2008 год — ОАО «Апатит».
На руднике действует шахтная узкоколейная железная дорога. Наземных участков узкоколейной железной дороги, находящихся на открытом воздухе, не существует. Имеются наземные участки в крытых галереях (их протяжённость минимальная, исчисляется десятками метров). Ширина колеи составляет 750 мм. Практически все пути электрифицированы.
Территория Расвумчоррского рудника на топографической карте масштаба 1:50 000.
Условно нанесена линия узкоколейной железной дороги, пролегающая
в материально-ходовой штольне горизонта +440 метров по направлению
Расвумчоррский рудник — Центральный рудник.
Первые участки путей узкой колеи были уложены почти одновременно с началом строительства рудника в 1954 году. По состоянию на июль 2008 года, узкоколейная железная дорога имеет сложную структуру линий, расположенных на трёх подземных горизонтах. Развёрнутая протяжённость путей исчисляется десятками километров. На трёх горизонтах существуют три сети, не имеющие «рельсового» соединения. Связь между ними осуществляется через вертикальные стволы.
Портал материально-ходовой штольни горизонта +440 метров находится в здании управления рудника, в непосредственной близости от остановки автобусов, связывающих рудник с городом Кировском. Порталы штолен горизонтов +470 метров и +520 метров находятся к северо-востоку от здания управления рудника, выше по склону горы.
Пути узкоколейной железной дороги проложены менее чем в половине горных выработок. Помимо узкой колеи, под землёй используются различные транспортные средства на пневмошинах, а также конвейерный транспорт. На самом верхнем горизонте (+600 метров), имеющем многокилометровую сеть выработок, узкоколейной железной дороги нет.
Помимо узкоколейной железной дороги, на руднике действуют подземные пути широкой колеи (часть железнодорожной сети цеха железнодорожного транспорта ОАО «Апатит»). Развёрнутая протяжённость подземных железнодорожных путей широкой колеи — около 6 километров. Технология добычи руды, в предельно кратком изложении, организована следующим образом: из забоев руда доставляется к рудоспускам в вагонетках узкоколейной железной дороги, а также с помощью безрельсовых транспортных средств. Из рудоспусков руда сбрасывается непосредственно в вагоны-думпкары широкой колеи, в которых доставляется на апатито-нефелиновые обогатительные фабрики (АНОФ), расположенные в городе Апатиты и вблизи станции Айкувен.
На узкоколейной железной дороге осуществляется движение рабочих поездов. Наибольшее значение имеет участок, пролегающий по материально-ходовой штольне горизонта +440 метров. Данная штольня ведёт в направлении Центрального рудника, не имеющего собственных путей узкой колеи (Центральный рудник ведёт добычу открытым способом). В зимнее время (зима здесь длится 9 месяцев) рабочие Центрального рудника доставляются на работу по узкоколейной железной дороге. Поездка в вагонетке занимает около 10 минут, затем — подъём клетью по вертикальному стволу на производственную площадку Центрального рудника, расположенную в непосредственной близости от его управления. При сильных снежных заносах, препятствующих автомобильному движению, это позволяет избежать следования по небезопасной автодороге.
Тяговый подвижной состав представлен в основном электровозами К10. Насчитывается не менее 30 единиц электровозов. Стандартный грузовой состав состоит из двенадцати вагонеток.
Планов замены узкоколейной железной дороги безрельсовыми видами транспорта нет. Узкоколейная железная дорога имеет перспективы работы в обозримом будущем.
Ссылки:
http://www.b-port.com/info/smi/mv/?issue=3058&article=58239 — «Расвумчоррский стиль» («Мурманский Вестник», выпуск № 159 от 24 августа 2007 года)
http://www.solidarnost.org/article.php?issue=57§ion=50&article=1197 — «На плато Расвумчорр не приходит весна» («Солидарность», №35 от 22.09.2004 года)
27.07.2008 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Мурманской области»
на главную страницу
На руднике действует шахтная узкоколейная железная дорога. Наземных участков узкоколейной железной дороги, находящихся на открытом воздухе, не существует. Имеются наземные участки в крытых галереях (их протяжённость минимальная, исчисляется десятками метров). Ширина колеи составляет 750 мм. Практически все пути электрифицированы.
Территория Расвумчоррского рудника на топографической карте масштаба 1:50 000.
Условно нанесена линия узкоколейной железной дороги, пролегающая
в материально-ходовой штольне горизонта +440 метров по направлению
Расвумчоррский рудник — Центральный рудник.
Первые участки путей узкой колеи были уложены почти одновременно с началом строительства рудника в 1954 году. По состоянию на июль 2008 года, узкоколейная железная дорога имеет сложную структуру линий, расположенных на трёх подземных горизонтах. Развёрнутая протяжённость путей исчисляется десятками километров. На трёх горизонтах существуют три сети, не имеющие «рельсового» соединения. Связь между ними осуществляется через вертикальные стволы.
Портал материально-ходовой штольни горизонта +440 метров находится в здании управления рудника, в непосредственной близости от остановки автобусов, связывающих рудник с городом Кировском. Порталы штолен горизонтов +470 метров и +520 метров находятся к северо-востоку от здания управления рудника, выше по склону горы.
Пути узкоколейной железной дороги проложены менее чем в половине горных выработок. Помимо узкой колеи, под землёй используются различные транспортные средства на пневмошинах, а также конвейерный транспорт. На самом верхнем горизонте (+600 метров), имеющем многокилометровую сеть выработок, узкоколейной железной дороги нет.
Помимо узкоколейной железной дороги, на руднике действуют подземные пути широкой колеи (часть железнодорожной сети цеха железнодорожного транспорта ОАО «Апатит»). Развёрнутая протяжённость подземных железнодорожных путей широкой колеи — около 6 километров. Технология добычи руды, в предельно кратком изложении, организована следующим образом: из забоев руда доставляется к рудоспускам в вагонетках узкоколейной железной дороги, а также с помощью безрельсовых транспортных средств. Из рудоспусков руда сбрасывается непосредственно в вагоны-думпкары широкой колеи, в которых доставляется на апатито-нефелиновые обогатительные фабрики (АНОФ), расположенные в городе Апатиты и вблизи станции Айкувен.
На узкоколейной железной дороге осуществляется движение рабочих поездов. Наибольшее значение имеет участок, пролегающий по материально-ходовой штольне горизонта +440 метров. Данная штольня ведёт в направлении Центрального рудника, не имеющего собственных путей узкой колеи (Центральный рудник ведёт добычу открытым способом). В зимнее время (зима здесь длится 9 месяцев) рабочие Центрального рудника доставляются на работу по узкоколейной железной дороге. Поездка в вагонетке занимает около 10 минут, затем — подъём клетью по вертикальному стволу на производственную площадку Центрального рудника, расположенную в непосредственной близости от его управления. При сильных снежных заносах, препятствующих автомобильному движению, это позволяет избежать следования по небезопасной автодороге.
Тяговый подвижной состав представлен в основном электровозами К10. Насчитывается не менее 30 единиц электровозов. Стандартный грузовой состав состоит из двенадцати вагонеток.
Планов замены узкоколейной железной дороги безрельсовыми видами транспорта нет. Узкоколейная железная дорога имеет перспективы работы в обозримом будущем.
Ссылки:
http://www.b-port.com/info/smi/mv/?issue=3058&article=58239 — «Расвумчоррский стиль» («Мурманский Вестник», выпуск № 159 от 24 августа 2007 года)
http://www.solidarnost.org/article.php?issue=57§ion=50&article=1197 — «На плато Расвумчорр не приходит весна» («Солидарность», №35 от 22.09.2004 года)
27.07.2008 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Мурманской области»
на главную страницу