Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 6749

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КУЛЕБАКСКОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЗАВОДА

391
Узкоколейная железная дорога Кулебакского металлургического завода имени С.М. Кирова имеет известность благодаря нетрадиционной ширине колеи — 1067 мм. По состоянию на 2007 год, в России есть две полноценные железные дороги с шириной колеи 1067 мм. Одна из них — Сахалинская железная дорога, принадлежащая компании «РЖД», вторая обслуживает Кулебакский металлургический завод.
Помимо ширины колеи, эти узкоколейные железные дороги имеют мало общего: протяжённость Сахалинской железной дороги — более 1000 км, в Кулебаках развёрнутая длина путей составляет около 3 километров. В отличие от Сахалина, здесь используются традиционные узкоколейные локомотивы и вагоны.

Узкоколейная железная дорога Кулебакского металлургического завода является одной из старейших в России. История узкоколейной железной дороги продолжительная и малоизученная.
Кулебакский металлургический (первоначально железоделательный) завод основан в 1868 году. По утверждению Л. Москалёва, автора книги «Наши узкоколейные паровозы», первые два танк-паровоза, имевшие осевую формулу 0-2-0, поступили в Кулебаки в 1875 году. Предположительно, эти паровозы были построены в 1872 году бельгийским заводом Кокериль.


Танк-паровоз с вертикально расположенным котлом типа 0-2-0 №0
на Кулебакском заводе. Ориентировочно 1870-е годы.
Снимок из коллекции Л. Москалёва.

Первые паровозы были доставлены в Кулебаки гужевым транспортом. Протяжённость узкоколейной железной дороги в то время была минимальной, она выполняла межцеховые перевозки внутри территории Кулебакского железоделательного завода. С первого дня работы узкоколейной железной дороги ширина колеи составляла 1067 мм (в принятых на тот момент мерах длины — 3 фута 6 дюймов).
В 1895 году Коломенский паровозостроительный завод изготовил для Кулебакского железоделательного завода два двухосных танк-паровоза типа 58.
В 1890-х годах вступила в строй магистральная линия узкоколейной железной дороги Кулебаки — пристань Липки на реке Оке (окрестности нынешнего города Навашино), протяжённостью около 32 километров. Река Ока в то время служила основным путём для транспортировки оборудования и продукции железоделательного завода. Появление узкоколейной железной дороги позволило значительно увеличить объём его работы.
Цитата из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», статья «Кулебакская железная дорога», ориентировочно 1902 год ( http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/057/57059.htm):
Кулебакская железная дорога — узкоколейная, частного пользования, длиной 30 вер.; построена от Кулебакского железоделательного завода (см.) Ардатовского уезда Нижегородской губернии, до пристани Липки на реке Оке, почти против города Мурома.
В 1912 году вблизи пристани Липки была открыта станция Навашино на новой железнодорожной магистрали широкой колеи — Люберцы-Арзамасской железнодорожной линии. Станция Навашино стала пунктом перевалки грузов на узкоколейную железную дорогу (станция Мордовщик), значение водного пути снизилось.
В 1920-х годах на участке Навашино — Кулебаки узкоколейная железная дорога была перестроена на широкую колею. Но приблизительно в то же самое время началось строительство узкоколейных путей к востоку и югу от посёлка (с 1932 года — города) Кулебаки. Известно о следующих линиях: Кулебаки — торфомассив у села Мурзицы (торфовозная), Кулебаки — торфомассив у посёлка Ульищи (торфовозная), Кулебаки — торфомассив вблизи посёлка Мещерское (станция Сонино Люберцы-Арзамасской железной дороги), Кулебаки — Меляево — Гремячево (предназначалась для вывоза доломита и щебня из карьеров в Гремячево), Кулебаки — Серебрянка (лесовозная).
По неподтверждённым данным, торфовозные линии на Мурзицы и Ульищи были построены до 1917 года. Торфовозная линия на Мещерское была построена позднее, имела разноуровневое пересечение с Люберцы-Арзамасской железной дорогой. На участке Кулебаки — Первомайский существовал трёхниточный путь (1067 мм/1520мм).
На лесовозной линии, пролегавшей от города Кулебаки в южном направлении, существовали лесные посёлки Краснородниковский и Серебрянка. Максимальная удалённость от Кулебак составляла около 35 километров.
Возможно, лесовозные линии не принадлежали Кулебакскому металлургическому заводу, однако технологически все участки узкоколейной железной дороги работали в виде единой сети. Главное депо находилось на территории Кулебакского металлургического завода.
К началу 1970-х годов линии узкоколейной железной дороги за пределами города Кулебаки были разобраны. Добыча торфа в окрестностях Кулебак прекратилась, вывозка леса стала осуществляться автомобильным транспортом, для вывоза доломита из Гремячево в качестве замены узкоколейной железной дороги была проложена линия широкой колеи от станции Мухтолово. С 1970-х годов по сегодняшний день узкоколейная железная дорога обеспечивает лишь технологические межцеховые перевозки Кулебакского металлургического завода имени Кирова.
В июле 2000 года автор впервые побывал на узкоколейной железной дороге Кулебакского металлургического завода. Хотелось бы поблагодарить сотрудников администрации завода, которые пошли мне навстречу и выписали пропуск на территорию.
Почти половина путей узкоколейной железной дороги в настоящее время — трёхниточные (1067/1520 мм). Территория завода относительно невелика по площади, плотно насыщена железнодорожными путями. Перевозится различная металлургическая продукция, главным образом холодные болванки в открытых платформах.
Среди имеющихся локомотивов — четыре тепловоза ТУ7. Отличий от остальных тепловозов этой серии, предназначенных для использования на стандартной узкой колее 750 мм, внешне практически не проявляется.
Имеется роторный снегоочиститель ТУ7Р.
В целом, узкоколейная железная дорога выглядит неплохо. Руководство предприятия считает нужным сохранять её в будущем. В 2000 году поднимался вопрос о заказе на Камбарском машиностроительном заводе новых тепловозов. По неподтверждённым данным, новые тепловозы ТУ7 поступили в Кулебаки в 2001 году.



«Трёхнитка». Снимок сделан из кабины тепловоза. Cлева —
ограда территории завода, впереди — состав в тупике.
07.2000


Один из участков пути.
07.2000



Одна из стрелок на территории завода.
07.2000




12.2003 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Нижегородской области»
на главную страницу