ID: 7262

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

506

Республика Северная Осетия-Алания — субъект Российской Федерации. Столица — г. Владикавказ. Площадь — 8 000 км², численность населения 704,4 тыс. чел. (2005).

По состоянию на 2011 год, было известно о наличии на территории Северной Осетии одной гарантированно действующей узкоколейной железной дороги — Владикавказской детской железной дороги.
По неподтверждённым данным, в Алагирском районе (?) есть узкоколейная железная дорога с локомотивом производства Камбарского машиностроительного завода.
АЛАГИРСКИЙ РАЙОН

Лесовозная узкоколейная железная дорога в окрестностях города Алагира. Начальный пункт — город Алагир.

Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:250 000, изданной в США в 1953 году. Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1988 году
Согласно информации от С. Ф. Григоровича, автора книги «По горам и равнинам Северной Осетии», в долине реки Савердон (Саурдон) действовала узкоколейная железная дорога лесовозного назначения. Её начальным пунктом являлся город Алагир.
Узкоколейная железная дорога была открыта в 1930-х годах либо ранее. Скорее всего, помимо линии в долине реки Савердон и линии от села Кора до Алагира, существовали и другие линии.
Цитата из материала «Детство и война», опубликованного в издании «Краснодарские известия» (http://www.ki-gazeta.ru/C6707591709D1B03C32571850022A939):
Хорошо помню утро 22 июня 1941 года. Нас, подростков, вывезли в поле для оказания помощи колхозникам, к тому времени я окончил 4-й класс. Неожиданно в ясном солнечном небе появились чёрные самолёты. Заходя со стороны поля, они стали сбрасывать бомбы на железнодорожную станцию. Рёв самолетов, взрывы бомб, крики детей и взрослых — все смешалось в единую какофонию.
Этот воздушный налёт сделал Ивана одноруким инвалидом в неполные 12 лет.
На долгое время пришлось оставить учёбу, которая теперь казалась мальчику несбыточной мечтой. Ведь главу семьи Максименко забрали в 1937 году, и больше родные его не увидели. Мама осталась с тремя малолетними детьми. Только после возвращения с фронта дяди, взявшего племянника к себе, Иван Максименко смог продолжить учебу.
После семилетки Иван поступил в лесотехнический техникум, по окончании которого был направлен на работу в г. Алагир, Северная Осетия, на должность начальника службы движения узкоколейной железной дороги. Проработал три года, поступил на дневное отделение в Московский лесотехнический институт. Жил на стипендию. Тяжело было, помощи от кого-либо ждать не приходилось.

Цитата из книги «По горам и равнинам Северной Осетии», изданной в 1960 году, автор — Григорович С.Ф. (http://piligrim-andy.narod.ru/text/ravnin.html):
Из Садонского ущелья возвращаемся в г. Алагир. Посещение Унальского и Садонского ущелий займет 4-5 дней. Если вы желаете совершить интересное путешествие по горам района, можно рекомендовать следующие дополнительные маршруты:
а) Из Садона по разработанной тропе подняться на Ходский перевал (2600 м), расположенный на Скалистом хребте, а затем спуститься по притоку Урсдона — Саурдону в ущелье реки Урсдон, поросшее прекрасным буковым лесом. В ущелье Саурдона ведутся лесоразработки. Заготовленная древесина вывозится по узкоколейной железной дороге в г. Алагир.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.
__________________________________________________________________________________________________
Лесовозная узкоколейная железная дорога (?) вблизи населённого пункта Кодахджин. Возможный начальный пункт — населённый пункт Кодахджин, расположенный на левом берегу реки Тёплая.

Район возможного местонахождения узкоколейной железной
дороги на топографической карте масштаба 1:100 000
(узкоколейная железная дорога не обозначена).
По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога (либо рельсовый путь узкой колеи, на котором применялась конная либо ручная тяга) действовала (действовал) в 1930-1950-х годах. Вблизи Кодахджина в то время находился исправительно-трудовой лагерь, заключённые которого вели заготовку леса. Узкоколейная железная дорога пролегала по долинам рек Тёплая и Гнилая.
Узкоколейная железная дорога (?) полностью разобрана.

ГОРОД ВЛАДИКАВКАЗ

Владикавказская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Вечный Огонь, расположенная в городе Владикавказе.
По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога действует.
__________________________________________________________________________________________________
Городская узкоколейная железная дорога (трамвай). Начальный пункт — город Владикавказ.
Трамвайное движение в городе Владикавказе было открыто 16 августа 1904 года. Ширина колеи — 1000 мм. Трамвай принадлежал Франко-Бельгийскому обществу.
В начале XX века рассматривались планы строительства высокогорной междугородной трамвайной линии от Владикавказа до Тифлиса (Тбилиси). Их реализация не начиналась.
В 1918 году Владикавказский трамвай был национализирован. В 1920-1924 годах трамвайное движение не осуществлялось.
Первый участок ширококолейной трамвайной линии был построен в 1933 году. В 1936 году реконструкция трамвайной сети города Орджоникидзе на колею 1524 мм была завершена.
Владикавказский трамвай широкой колеи

КИРОВСКИЙ РАЙОН (центр района — село Эльхотово)

Узкоколейная железная дорога Дарг-Кох — Алагир. Начальный пункт — станция Дарг-Кох, расположенная на железнодорожной линии Прохладная — Гудермес.

Железнодорожная линия широкой колеи Дарг-Кох — Алагир
на топографической карте масштаба 1:500 000.
По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога Дарг-Кох — Алагир была построена в 1920-х годах. Возможно, имелось ответвление от станции Ардон до станции Дигора, узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с лесовозной узкоколейной железной дорогой в районе Алагира.
В 1934 году узкоколейная железная дорога была заменена железнодорожной линией широкой колеи и передана НКПС.
Цитата из документальной повести «Эдельвейсы Гизельдона», автор — Л.Н. Шуваева (http://www.darial-online.ru/2002_3/shuvaev.shtml):
«Семён (Дагка) Константинович Билаонов родился в 1888 году в селении Христиановское (Дигоре) в крестьянской семье. В 1901 году он окончил там школу. С 1906 по 1908 год работал на Восточно-Сибирской железной дороге вместе со своим отцом. В 1908-1912 году учился во Владикавказском реальном училище, а потом работал на Уссурийской железной дороге, став старшим техником пути.
После революции работал начальником железнодорожной дистанции, а в 24 году вернулся домой, в Осетию. В Осетии он работал начальником Дарг-Кох-Алагирской узкоколейной дороги, затем начальником Садонских полиметаллических рудников.»


ПРИГОРОДНЫЙ РАЙОН (центр района — село Октябрьское)

Узкоколейная железная дорога (?) на стройплощадке Гизельдонской ГЭС. Возможный начальный пункт — Гизельдонская ГЭС, расположенная вблизи населённого пункта Кобан.

Район возможного местонахождения узкоколейной железной
дороги на топографической карте масштаба 1:100 000
(узкоколейная железная дорога не обозначена).
Строительство Гизельдонской ГЭС велось в 1927-1934 годах. При строительстве производился подвоз материалов в вагонетках.
Скорее всего, для перемещения вагонеток использовалась ручная, а также конная тяга. Находившийся на стройплощадке Гизельдонской ГЭС рельсовый путь узкой колеи не являлся узкоколейной железной дорогой.
Цитата из документальной повести «Эдельвейсы Гизельдона», автор — Л.Н. Шуваева (http://www.darial-online.ru/2002_3/shuvaev.shtml):
«Плотина на Гизельдоне опирается на глыбы завала. Чтобы вода не просачивалась сквозь эту стенку, её специальным образом уплотнили, в частности гравием и глинами. Сырая, тяжёлая и вязкая глина вручную помещалась на тачки или в вагонетки и отправлялась к месту будущей плотины. Туда же доставлялся щебень, который добывался из поймы Геналдона. Лошади проваливались в вязкий грунт. Приходилось с большими усилиями тянуть вагонетки или тачки. Для этого была построена узкоколейка — дорога, которая не давала вязнуть этому виду транспорта.»

25.06.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу