ID: 5073

ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

86
Владикавказская детская железная дорога имени В.В. Терешковой находится на южной окраине города Владикавказа — столицы Республики Северная Осетия-Алания. Она является одной из двух детских железных дорог на Северо-Кавказской железной дороге (после Малой Северо-Кавказской детской железной дороги в Ростове-на-Дону).
Владикавказская детская железная дорога имеет конфигурацию кольца. Главной станцией является станция Вечный Огонь.

Владикавказская детская железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1988 году.

Владикавказская детская железная дорога на карте масштаба 1:15 000 (в 1 сантиметре — 150 метров). Детская железная дорога в городе Орджоникидзе (до 1931 года и с 1990 года — Владикавказ) была открыта в 1968 году. Она стала второй детской железной дорогой на Северо-Кавказской железной дороге.
В церемонии закладки детской железной дороги, состоявшейся в 1966 году, принимала участие первая в мире женщина-космонавт В.В. Терешкова. Детская железная дорога была названа именем В.В. Терешковой.
По состоянию на 2011 год, протяжённость Владикавказской детской железной дороги составляет около 2300 метров. С момента открытия она не менялась. Линия представляет собой замкнутое кольцо вытянутой формы. Расположена на южной окраине города, вблизи берега реки Терек и кольца Владикавказского трамвая «Водная Станция».
На Владикавказской детской железной дороге имеется одна станция, которой присвоено название Вечный Огонь. Название связано с тем, что она находится вблизи мемориального комплекса. Сохраняется один остановочный пункт Водная Станция (прежнее название Пионерская). Ранее имелся также остановочный пункт Лагерная. Тяговый подвижной состав представлен тепловозами ТУ2-056 и ТУ7А-2991.

Материал Дмитрия Иванова (краткое описание Владикавказской (Орджоникидзевской) детской железной дороги, по состоянию на 1984-86 гг.).
Орджоникидзевская ДЖД им. В. Терешковой. 1980-е годы
Общие сведения:
Начало строительства — 1966 год. Открыта 2 мая 1968 года. Представляет из себя кольцо протяжённостью (по разным сведениям) от 2200 м до 2370 м (вероятно, 2200 м — это только длина главного пути (кольца), а 2370 м — это длина всех путей, вместе с подъездными).
Детская железная дорога находится на южной окраине города Орджоникидзе (Владикавказа), в районе Водной Станции, между Тбилисским шоссе (ныне проспект Коста, начало Военно-Грузинской дороги) и левым берегом реки Терек. На противоположной стороне шоссе находится главная станция канатной дороги на Лысую гору.
Подвижной состав:
Тепловоз ТУ2-056, 6 пассажирских вагонов Pafawag (по состоянию на 2007 год, возможно, осталось 4 вагона). Тепловоз ТУ7А-2991 был приобретён в конце 1980-х годов.
В пассажирском движении использовался состав из локомотива и четырёх вагонов (вагонов в поезде иногда было меньше по разным причинам). Движение осуществлялось по кольцу против часовой стрелки. 1-й (нулевой) рейс поезд совершал без пассажиров из депо до станции Пионерская.
Станции и сооружения:
1. Пионерская (сейчас Водная Станция). Без путевого развития. Расположена в кривой. Платформа и павильон с кассой расположены справа по ходу поезда. Пассажиры могли приобрести билеты и сесть в поезд только на этой станции.
2. Лагерная.
Станция-призрак. Поезд проходил станцию без остановки. Станция была полуразрушена. Платформа и павильон также справа по ходу поезда, по конструкции похожа на Пионерскую, только на прямом участке. Работала ли она когда-либо, мне неизвестно.
3. Вечный Огонь.
Названа по расположению вблизи Обелиска в честь борцов за Советскую власть на Северном Кавказе. Единственная станция, имеющая путевое развитие. На самой станции 2 пути, 2 высокие пассажирские платформы — одна справа по ходу поезда, вторая между путями. Поезд останавливался у правой платформы. Посадки на этой станции не было, так как не было кассы. На 2-м пути стояли 2 резервных вагона.
В одном комплексе со станцией находится депо. В депо имеется 2 пути, вмещаются 1 локомотив и 4 вагона. Также в депо располагается администрация ДЖД и учебные классы юных железнодорожников.
В 1980-х годах никакой сигнализации и светофоров на дороге не было. В настоящее время, по неподтверждённым данным, есть полуавтоматическая блокировка (проектируется автоблокировка), унифицированная электрическая централизация на станции, светофоры, поездная радиосвязь.
Между Пионерской и Лагерной есть мостик через протоку. От Лагерной до Вечного Огня поезд идёт по насыпи. Имелось 3 неохраняемых переезда.
Также в 1980-х годах на задворках железнодорожной станции Орджоникидзе стоял узкоколейный паровоз (предположительно Гр-329), который, по некоторым сведениям, предназначался для ДЖД, но на саму дорогу так и не попал.


Поездка автора, 2011 год (основное описание: http://infojd.ru/dop/poezdka2011sk.html)
Владикавказская детская железная дорога являлась из основных целевых объектов данной экспедиции. Благодаря южному климату сезон работы дороги длительный — с начала мая до 4 ноября. В мае и в осенние месяцы движение производится только по воскресеньям.
Я прибыл на Владикавказскую детскую железную дорогу 11 сентября, в воскресенье. Имелось некоторое волнение: точно ли дорога будет работать? Полной уверенности в этом нет.
Вначале дорога показалась закрытой до весны: пути ржавые, из персонала — вроде бы только охрана. Но меня заверили, что движение будет.
Через некоторое время я побывал в депо и учебных помещениях, осмотрел тепловоз ТУ2-056. Начальник детской железной дороги Наталья Келахсаева и другие сотрудники отнеслись к моей работе исключительно хорошо. Было предоставлено для копирования множество исторических фотографий. Мне показали созданные юными железнодорожниками и персоналом дороги железнодорожные модели.
Реконструкция Владикавказской детской железной дороги давно запланирована, но пока не начата. Один из инструкторов заверил меня в том, что многие работники Северо-Кавказской железной дороги видели погруженный на платформу узкоколейный тепловоз, доставлявшийся из Ростова в сторону Владикавказа. Ему сообщили, что тепловоз уже на подходе к Осетии, на детской железной дороге все ждали, что вот-вот его привезут к ним, но тепловоз не поступил на дорогу. Инструктор стал выяснять, куда делся тепловоз, опрашивал многих железнодорожников — и выяснил, что тепловоз поступил в Алагир, оттуда — на одну из шахт, имеющихся в этой части Северной Осетии (может быть, в Садон или Бурон). Теоретически возможна также поставка на стройплощадку Зарамагской ГЭС.
Если это правда, то информация сенсационная — на шахтных узкоколейных железных дорогах почти никогда не используется и не использовался подвижной состав наземных узкоколейных железных дорог. Едва ли не единственное известное исключение — это Сланцы (http://infojd.ru/12/slantsy-ujd.html). Но достоверность информации нужно проверять.
Совершаю поездку по Владикавказской детской железной дороге, затем фотодокументирую её пешком. Тяговый подвижной состав здесь прежний: тепловозы ТУ7А-2991 и ТУ2-056, оба в рабочем состоянии. Стоимость билета 60 рублей. Поезд курсирует без расписания. При достаточном количестве пассажиров он находится в движении почти весь день, кроме часового перерыва на обед. Дорога обслуживается юными железнодорожниками.

Билет для проезда в поезде. Продан 11 сентября 2011 года. Один из работников дороги оказался нервным, устроил тотальную проверку документов и вещей, придирался к отсутствию в паспорте штампа о воинской обязанности (хотя он не нужен после 27 лет) и устроил экзамен на знание Инструкции по сигнализации — дабы убедиться в том, что я действительно тот, за кого себя выдаю. Но это можно понять: регион крайне неспокойный.
Северная Осетия живёт в крайнем напряжении, и причина на то есть — теракты и перестрелки, «ликвидации боевиков» здесь происходят постоянно, в Москве их обычно даже не замечают. Ещё хуже было в начале 1990-х годов, когда происходил осетино-ингушский конфликт. Большой неожиданностью для меня было узнать, что даже в самое тяжёлое, голодное и полувоенное время — в начале 1990-х годов, Владикавказская детская железная дорога продолжала работать, воспитывала подрастающее поколение железнодорожников. В то время как детская железная дорога, расположенная, к примеру, во вполне благополучном Челябинске, тогда была закрыта...

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ, ДЕПО, ЛОКОМОТИВЫ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ, ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, НАЧАЛО ПЕШЕГО ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ, ЗАКРЫТАЯ ПЛАТФОРМА ЛАГЕРНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ, ПЛАТФОРМА ВОДНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ)

11.02.2013 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Северной Осетии»
на главную страницу