ID: 121
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЖИТКОВИЧСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ
387
Житковичское торфопредприятие (Житковичский торфобрикетный завод) находится в посёлке Червоное Житковичского района Гомельской области Республики Беларусь.
В ведении торфопредприятия находится крупная узкоколейная железная дорога. Её южный конечный пункт — станция Перегрузочная, расположенная на окраине города Житковичи.
Главная станция узкоколейной железной дороги находится в посёлке Червоное. Станция Перегрузочная в Житковичах является второстепенной.
Эта узкоколейная железная дорога — крупнейшая узкоколейная железная дорога в России и Беларуси среди торфовозных узкоколейных железных дорог. Скорее всего, и крупнейшая в мире среди торфовозных узкоколейных железных дорог. Протяжённость действующих линий, по состоянию на 2012 год, составляла около 40 километров.
На втором месте по протяжённости, по данным на 2012 год, находится узкоколейная железная дорога Гороховского торфопредприятия в Кировской области (http://infojd.ru/15/gorohovskoe.html).
Станция Перегрузочная в Житковичах на спутниковых снимках (источник — «Google maps»,
ориентировочная дата съёмки — 2011 год).
Посёлок Червоное, на белорусском языке — Чырвонае, получил название от одноимённого озера. Озеро является одним из крупнейших в Беларуси и крупнейшим в историко-географическом регионе Полесье. От берега озера до посёлка — 4 километра.
«Чырвоны» на белорусском языке означает «красный». Но посёлок — исключительно Червоное. Не следует путать с одноимённым посёлком под Житомиром, где была главная станция узкоколейной железной дороги сахарного завода.
Название перешло к посёлку от озера. Его происхождение — идеологическое. Озеро переименовали в Червоное большевики в 1932 году. До этого оно называлось Князь-озеро или Жид-озеро.
Недалеко от этих мест в 1920-1939 годах проходила граница с Польшей. Но Житковичи и Червоное озеро оставались на советской территории.
Освоение торфяного месторождения Булев Мох, расположенного к западу от озера Червоное, было начато в 1960-х годах. Во второй половине 1960-х годов началось строительство узкоколейной железной дороги и посёлка Червоное.
Узкоколейная железная дорога строилась от станции Житковичи на железной дороге широкой колеи в северном направлении. Изначально по ней подвозились материалы для строительства торфопредприятия и посёлка. Но главную станцию узкоколейной железной дороги с самого начала было решено разместить в Червоном.
В 1971 году началась добыча фрезерного торфа. Узкоколейная железная дорога вступила в постоянную эксплуатацию.
На тот момент здесь было торфопредприятие «Червоное». Строительство торфобрикетного завода началось позже.
В 1980 году был открыт торфобрикетный завод. Несмотря на расположение в Червоном, его назвали Житковичским — по районному центру. Торфопредприятие стало называться Житковичским.
Я впервые побывал на узкоколейной железной дороге 9 октября 2012 года. Полное описание рабочей экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2012by.html.
На окраине города Житковичи нахожу станцию узкой колеи. Обнаруживаю приятный факт: она действует! Здесь есть грузовое движение. Как правило, один поезд в сутки.
На широкую колею здесь перегружается не торфокрошка, как обычно было на торфопредприятиях Российской Федерации, а готовая продукция — торфобрикет. Среди потребителей — Речицкая, Пружанская и Бобруйская мини-ТЭЦ.
Около 15 часов выезжаю в тепловозе из Перегрузочной в Червоное. Это удалось с большим трудом. Здесь строгие порядки. Другим скорее всего повторить это не удастся.
Преодолев 19 километров, грузовой поезд прибыл к торфобрикетному заводу.
В Червоном иду в здание управления торфопредприятия (сейчас это ОАО «Житковичский торфобрикетный завод»). Встречаюсь с директором — Михаилом Владимировичем Молочко. Он отнёсся ко мне доброжелательно. Спасибо за содействие!
М. В. Молочко — неординарный человек. Руководит торфопредприятием десятки лет, сохранил его в самые трудные 1990-е годы. Не допустил разборки каких-либо участков узкоколейной железной дороги.
Между тем, я до последнего не был уверен, что линия от Червоного до широкой колеи (станция Перегрузочная) сохранилась и действует. На большинстве торфопредприятий Беларуси подобные участки разобрали.
Массовая перегрузка торфа из вагонов узкой колеи на широкую колею сейчас есть лишь в двух точках Беларуси: здесь и в Лиде, на торфопредприятии «Дитва».
Михаил Васильевич — кандидат технических наук, автор трёх запатентованных изобретений, более двадцати научных публикаций. Награждён знаком «Изобретатель СССР».
Предполагается значительное развитие узкоколейной железной дороги. По планам, вскоре начнётся строительство линии приблизительно в эту точку — торфомассив между деревнями Замошье и Ветчинская Рудня.
Средства на строительство, по словам директора, уже выделены. Длина узкоколейной железной дороги составит до семидесяти километров!
В Червоном есть вокзал узкой колеи. Регулярно, по расписанию, курсируют пассажирские поезда от посёлка до торфомассива Булев Мох. Поездами пользуются также жители деревни Рог для попадания в Червоное и обратно.
Тяговый подвижной состав, который удалось найти в ходе поездки:
ТУ7МБ-3101 (проехал в нём),
ТУ6МБ-2673
ТУ6А-1780, специфически переделан
кабина ЭСУ2А-2ХХ (сарай на огороде в Червоном)
ТУ8МБ-0085
ЭСУ2А-348
ЭСУ3А (номер неизвестен, металлической таблички нет)
ТУ8МБ-0215
Узкоколейная железная дорога большая и впечатляющая. Она мне понравилась с первого взгляда. Но сейчас пребывание будет коротким. Приеду ещё не раз.
Вечером возвращаюсь попутным автотранспортом из Червоного в Житковичи. В общем вагоне поезда Брест — Витебск доезжаю до Орши.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПЕРЕГРУЗ БРИКЕТОВ В ВАГОНЫ ШИРОКОЙ КОЛЕИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В ЧЕРВОНОЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В ЧЕРВОНОЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В ЧЕРВОНОЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В ЧЕРВОНОЕ, ПУТИ ВБЛИЗИ ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ЧЕРВОНОЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ЧЕРВОНОЕ, ПАССАЖИРСКАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ЧЕРВОНОЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ЧЕРВОНОЕ, ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО)
16.12.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Гомельской области»
на главную страницу
В ведении торфопредприятия находится крупная узкоколейная железная дорога. Её южный конечный пункт — станция Перегрузочная, расположенная на окраине города Житковичи.
Главная станция узкоколейной железной дороги находится в посёлке Червоное. Станция Перегрузочная в Житковичах является второстепенной.
Эта узкоколейная железная дорога — крупнейшая узкоколейная железная дорога в России и Беларуси среди торфовозных узкоколейных железных дорог. Скорее всего, и крупнейшая в мире среди торфовозных узкоколейных железных дорог. Протяжённость действующих линий, по состоянию на 2012 год, составляла около 40 километров.
На втором месте по протяжённости, по данным на 2012 год, находится узкоколейная железная дорога Гороховского торфопредприятия в Кировской области (http://infojd.ru/15/gorohovskoe.html).
Станция Перегрузочная в Житковичах на спутниковых снимках (источник — «Google maps»,
ориентировочная дата съёмки — 2011 год).
Посёлок Червоное, на белорусском языке — Чырвонае, получил название от одноимённого озера. Озеро является одним из крупнейших в Беларуси и крупнейшим в историко-географическом регионе Полесье. От берега озера до посёлка — 4 километра.
«Чырвоны» на белорусском языке означает «красный». Но посёлок — исключительно Червоное. Не следует путать с одноимённым посёлком под Житомиром, где была главная станция узкоколейной железной дороги сахарного завода.
Название перешло к посёлку от озера. Его происхождение — идеологическое. Озеро переименовали в Червоное большевики в 1932 году. До этого оно называлось Князь-озеро или Жид-озеро.
Недалеко от этих мест в 1920-1939 годах проходила граница с Польшей. Но Житковичи и Червоное озеро оставались на советской территории.
Освоение торфяного месторождения Булев Мох, расположенного к западу от озера Червоное, было начато в 1960-х годах. Во второй половине 1960-х годов началось строительство узкоколейной железной дороги и посёлка Червоное.
Узкоколейная железная дорога строилась от станции Житковичи на железной дороге широкой колеи в северном направлении. Изначально по ней подвозились материалы для строительства торфопредприятия и посёлка. Но главную станцию узкоколейной железной дороги с самого начала было решено разместить в Червоном.
В 1971 году началась добыча фрезерного торфа. Узкоколейная железная дорога вступила в постоянную эксплуатацию.
На тот момент здесь было торфопредприятие «Червоное». Строительство торфобрикетного завода началось позже.
В 1980 году был открыт торфобрикетный завод. Несмотря на расположение в Червоном, его назвали Житковичским — по районному центру. Торфопредприятие стало называться Житковичским.
Я впервые побывал на узкоколейной железной дороге 9 октября 2012 года. Полное описание рабочей экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2012by.html.
На окраине города Житковичи нахожу станцию узкой колеи. Обнаруживаю приятный факт: она действует! Здесь есть грузовое движение. Как правило, один поезд в сутки.
На широкую колею здесь перегружается не торфокрошка, как обычно было на торфопредприятиях Российской Федерации, а готовая продукция — торфобрикет. Среди потребителей — Речицкая, Пружанская и Бобруйская мини-ТЭЦ.
Около 15 часов выезжаю в тепловозе из Перегрузочной в Червоное. Это удалось с большим трудом. Здесь строгие порядки. Другим скорее всего повторить это не удастся.
Преодолев 19 километров, грузовой поезд прибыл к торфобрикетному заводу.
В Червоном иду в здание управления торфопредприятия (сейчас это ОАО «Житковичский торфобрикетный завод»). Встречаюсь с директором — Михаилом Владимировичем Молочко. Он отнёсся ко мне доброжелательно. Спасибо за содействие!
М. В. Молочко — неординарный человек. Руководит торфопредприятием десятки лет, сохранил его в самые трудные 1990-е годы. Не допустил разборки каких-либо участков узкоколейной железной дороги.
Между тем, я до последнего не был уверен, что линия от Червоного до широкой колеи (станция Перегрузочная) сохранилась и действует. На большинстве торфопредприятий Беларуси подобные участки разобрали.
Массовая перегрузка торфа из вагонов узкой колеи на широкую колею сейчас есть лишь в двух точках Беларуси: здесь и в Лиде, на торфопредприятии «Дитва».
Михаил Васильевич — кандидат технических наук, автор трёх запатентованных изобретений, более двадцати научных публикаций. Награждён знаком «Изобретатель СССР».
Предполагается значительное развитие узкоколейной железной дороги. По планам, вскоре начнётся строительство линии приблизительно в эту точку — торфомассив между деревнями Замошье и Ветчинская Рудня.
Средства на строительство, по словам директора, уже выделены. Длина узкоколейной железной дороги составит до семидесяти километров!
В Червоном есть вокзал узкой колеи. Регулярно, по расписанию, курсируют пассажирские поезда от посёлка до торфомассива Булев Мох. Поездами пользуются также жители деревни Рог для попадания в Червоное и обратно.
Тяговый подвижной состав, который удалось найти в ходе поездки:
ТУ7МБ-3101 (проехал в нём),
ТУ6МБ-2673
ТУ6А-1780, специфически переделан
кабина ЭСУ2А-2ХХ (сарай на огороде в Червоном)
ТУ8МБ-0085
ЭСУ2А-348
ЭСУ3А (номер неизвестен, металлической таблички нет)
ТУ8МБ-0215
Узкоколейная железная дорога большая и впечатляющая. Она мне понравилась с первого взгляда. Но сейчас пребывание будет коротким. Приеду ещё не раз.
Вечером возвращаюсь попутным автотранспортом из Червоного в Житковичи. В общем вагоне поезда Брест — Витебск доезжаю до Орши.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПЕРЕГРУЗ БРИКЕТОВ В ВАГОНЫ ШИРОКОЙ КОЛЕИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В ЧЕРВОНОЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В ЧЕРВОНОЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В ЧЕРВОНОЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В ЧЕРВОНОЕ, ПУТИ ВБЛИЗИ ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ЧЕРВОНОЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ЧЕРВОНОЕ, ПАССАЖИРСКАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ЧЕРВОНОЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ЧЕРВОНОЕ, ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО)
16.12.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Гомельской области»
на главную страницу