ID: 1

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА БЕРЕЗИНО

388
Торфобрикетный завод Березино (РУП «Торфобрикетный завод», торфобрикетный участок РУП «Березинорайгаз») находится в окрестностях города Березино — центра Березинского района Минской области Республики Беларусь. Ранее это было торфопредприятие имени XXIII съезда КПСС.
Не следует путать Березино и Березинское. Березинское находится в Молодечненском районе Минской области. В Березинском была значительная узкоколейная железная дорога. Она полностью разобрана в 2004 году. Несмотря на то, что в Березинском выпускаются стрелочные переводы узкой колеи.
По официальным данным, торфопредприятие имени 23-го съезда КПСС действует с 1966 года. 23-й съезд Коммунистической партии Советского Союза проходил в Кремлёвском дворце съездов с 29 марта по 8 апреля 1966 года.
Цель создания торфопредприятия — производство коммунально-бытового топлива для населения (торфобрикета) и добыча торфа для сельского хозяйства Березинского района.
Сырьевой базой был определён Ивановский торфомассив. На топографических картах он подписан как Вольсинское болото.
Узкоколейная железная дорога была и остаётся Железнодорожным цехом торфопредприятия (торфобрикетного завода). По сравнению со многими другими подобными узкоколейными железными дорогами, она имеет неплохое техническое оснащение.

Торфобрикетный завод и главная станция на спутниковых снимках (источник — «Google maps»,
ориентировочная дата съёмки — 2011 год).

Торфобрикетный завод был построен в лесной местности, на противоположном от города берегу реки Березины.
По информации от исследователя железных дорог из г. Санкт-Петербурга Василия Турченко, в 2009 году здесь были следующие тепловозы: ТУ8-0081, ТУ7А-3034, ЭСУ2А-930, ТУ6МБ-3380, ТУ7МБ-0740 (доставлен из Березинского в Молодечненском районе), ТУ6А (порезан). Также: путеукладчик ППР2м, 30 вагонов ТСВ6А, 3 вагона-хоппера, 1 восьмиосная платформа, 1 цистерна, 1 снегоочиститель. Когда-то была автомотриса АМ1, а также 2 пассажирских вагона, 1 вагон-столовая.
По статистике 2009 года: на торфобрикетном заводе заняты 104 человека, из них инженерно-технические работники — 11, рабочие — 93. Организационная структура: участки добычи торфа и брикетирования, транспортный участок, железнодорожный цех.
За 2009 год произведено торфобрикетов — 21 000 тонн, добыто фрезерного торфа для брикетирования — 43 000 тонн.
В 2010 году начался масштабный ремонт узкоколейной железной дороги. На всём протяжении главной линии будут уложены тяжёлые рельсы и пропитанные шпалы.
Поездка автора в 2011 году (основное описание: http://infojd.ru/dop/poezdka2011by.html)
Добираюсь в Березино из Гродзянки. Раньше здесь было торфопредприятие имени XXIII съезда КПСС. Видя посвящённые ему материалы в журнале «Торфяная промышленность», я не сразу смог понять, где находится это торфопредприятие.
Интересно, что такое название (производственное республиканское унитарное торфопредприятие «Имени 23 съезда КПСС») ещё сохранялось в 2007 году.
На момент поездки узкоколейная железная дорога активно реконструировалась. Одновременно с этим велось расширение станции и строительство нового корпуса торфобрикетного завода. В связи с реконструкцией вывозка торфа прекратилась в июле 2011 года. Предполагалось возобновить её к концу года.
На узкоколейной железной дороге есть один производственный участок — «Ивановский». Он расположен в 14 километрах от торфобрикетного завода. Предполагается продление узкоколейной железной дороги на новый торфомассив, в сторону села Матевичи.
Движения рабочих поездов на узкоколейной железной дороге уже давно нет. Рабочих-торфяников на производственный участок доставляют автобусом.
Полный список тягового подвижного состава узкоколейной железной дороги: ТУ7А-3034 (реконструкции не подвергался), ТУ7МБ-0740, ТУ8МБ-0081 (до реконструкции это был ТУ8-0081), ТУ6МБ-3380, ЭСУ2А-930 (реконструкции не подвергалась, достоверность номера под вопросом).
Проезжаю по узкоколейной железной дороге до производственного участка. В пути долгое время велась разгрузка тяжёлых рельсов ширококолейного образца.
Работа по реконструкции здесь ведётся без привлечения военных железнодорожников — в отличие от некоторых других узкоколейных железных дорог Беларуси. Состояние пути до реконструкции и после реконструкции отличается разительно.
14 километров от участка до торфобрикетного завода иду пешком с тотальным фотодокументированием. Интересным объектом является крупный (по меркам узкоколейных железных дорог) мост через реку Клёва. Судя по облику, мост построен совсем недавно на месте старого моста.
Вернувшись на торфобрикетный завод, иду к автодороге Минск — Могилёв. Ближайшее целевое место — Ухвала.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ЗАВОД, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ,
СТАНЦИЯ НА УЧАСТКЕ ИВАНОВСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ НА УЧАСТКЕ ИВАНОВСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ НА УЧАСТКЕ ИВАНОВСКИЙ, НАЧАЛО ПЕШЕЙ ФОТОДОКУМЕНТАЦИИ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПЕРЕЕЗД У ДЕРЕВНИ РУДЕНКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПУТЕУКЛАДЧИК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КЛЁВА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2022 ГОДУ

24.12.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Минской области»
на главную страницу