ID: 337

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ТУРШОВКА»

171
Торфопредприятие «Туршовка» (торфобрикетный завод «Туршовка») находится в посёлке Ухвала Крупского района Минской области Республики Беларусь.
В ведении торфопредприятия находится небольшая узкоколейная железная дорога торфовозного назначения.
Торфопредприятие «Туршовка» действует с 1970 года. Скорее всего, узкоколейная железная дорога была построена тогда же.
Сырьевой базой торфопредприятия было решено сделать обширное болото к югу от озера Нерыб, вдоль реки Брусята.
Первоначально добыча торфа велась в южной части болота, между деревнями Черноосово и Гумны. Позднее район добычи торфа переместился в северную часть болота, ближе к озеру Нерыб.
Линия узкоколейной железной дороги изначально имела лёгкие рельсы Р-18. Протяжённость была небольшой: около 6 километров постоянных путей, а также «времянки».
По информации от исследователя железных дорог из г. Санкт-Петербурга В. Турченко, в 2009 году здесь были следующие тепловозы: ТУ8МБ-288 (изначально, до капитального ремонта в Борисове — ТУ8-0168), ТУ8МБ-174 (изначально — ТУ8-0018); ТУ6А с неустановленным номером, ТУ6А-2390 — недействующий, частично порезан. Имелось 16 вагонов ТСВ6А, один пассажирский вагон, четыре вагона-платформы. Один вагон-цистерна, которая много лет стоит без движения в качестве хранилища топлива.
Среди подвижного состава, отмеченного в 2011 году — также вагон-хоппер.
В 2007 году ТУ6А-2390 ещё был относительно цел (http://narrow.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=9442&LNG=RU — фотография, сделанная любителем железных дорог из Минска Г. Капустниковым).
Поездка автора в 2011 году (основное описание: http://infojd.ru/dop/poezdka2011by.html)
Предыдущим, перед Ухвалой, местом посещения было Березино. Я надеялся добраться от Березино до Ухвалы автостопом в светлое время. Но это не удалось.
Ночёвка в селе Дмитровичи. Утром добираюсь до Ухвалы. Пешком на промышленный комплекс торфопредприятия «Туршовка».
После переговоров с руководством «Туршовки» начинаю обследование узкоколейной железной дороги. Она небольшая, но активно работает.
Осталось два тепловоза: ТУ8МБ-288, ТУ8МБ-174. Тепловозы ТУ6А порезаны.
Торф вывозится как на торфоперерабатывающий завод, так и на разгрузочную эстакаду, расположенную южнее производственного участка (полевой базы). Там торф перегружается на автомобили. По словам работников торфопредприятия, автомобилями торф вывозится в основном в город Бобруйск.
Торфоперерабатывающий завод (ранее — торфобрикетный завод) выпускает пакетированный торф, используемый в качестве удобрения и грунта для рассады. Также на торфе работает котельная.
Состояние путей плохое. Узкоколейная железная дорога нуждается в глубокой реконструкции. В отличие, к примеру, от Татарки или Березино, здесь пути очень давно не ремонтировались.
Добыча торфа ведётся немногим южнее озера Нерыб. Плечо вывоза — около 7 километров. Действующих пассажирских вагонов на узкоколейной железной дороге нет. Рабочих возят автобусом.
Полевая база — сравнительно новая. Она находится не там, где обозначена на «советских» картах. Расстояние от главной станции составляет 6 километров.
В работах по освоению новых участков торфомассива на тот момент принимали участие граждане Молдовы. Предполагалось освоение новых площадей в северном направлении.
Я проехал в тепловозе от завода до места погрузки торфа на «времянке». Это заняло три часа. Обратно — пешком, с тотальной фотодокументацией.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ТЕПЛОВОЗ ТУ8МБ-288)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОЕЗДКА НА ТОРФОМАССИВ,
РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ НА РАЗГРУЗОЧНОЙ ЭСТАКАДЕ У ПОЛЕВОЙ БАЗЫ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОЛЕВАЯ БАЗА, УКЛАДКА ВРЕМЕННОГО ПУТИ, ПОГРУЗКА ТОРФА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПОГРУЗКА ТОРФА, ВРЕМЕННЫЙ ПУТЬ, НАЧАЛО ПЕШЕЙ ФОТОДОКУМЕНТАЦИИ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПОЛЕВАЯ БАЗА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПОЛЕВАЯ БАЗА, ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (РАЗГРУЗОЧНАЯ ЭСТАКАДА У ПОЛЕВОЙ БАЗЫ, ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПЕРЕЕЗД У ДЕРЕВНИ ЧЕРНООСОВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)

24.12.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Минской области»
на главную страницу