ID: 812

ШОРТЮГСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

940
На востоке Костромской области находится ведомственная железнодорожная линия протяжённостью 51 километр — Шортюгская железная дорога. По состоянию на конец 2005 года, на ней сохранялось пассажирское сообщение.
По состоянию на 2013 год, крайний северный участок Шортюгской железной дороги, от станции Сорокинская до станции Малое Раменье — разобран. Остальная часть, с большой вероятностью, также будет разобрана.
Начальный пункт линии (станция Супротивный) расположена в Кировской области. Первые несколько километров пролегают по Кировской области, всё остальное — в Костромской области. Главная станция Полдневица находится в Костромской области. Я отношу Шортюгскую железную дорогу к железнодорожным объектам Костромской области.
История
Первые участки Шортюгской железной дороги были открыты в 1930-х годах. Крайний северный участок со станцией Малое Раменье появился лишь в 1970-х годах.
Название «Шортюгская железная дорога» объясняется принадлежностью дороги к Шортюгскому леспромхозу. Шортюг — небольшая река, протекающая в окрестностях посёлка Полдневица.
Вплоть до конца 1990-х годов в поезде сообщением Кострома — Свеча существовал прицепной вагон, отцеплявшийся на станции Супротивный, и следовавший далее до Малого Раменья. Оттуда можно было уехать автобусом в районный центр — село Вохма.
По данным на 2004 год, прицепной вагон из Костромы здесь не курсирует, но незначительное пассажирское движение есть. Линия принадлежит Шортюгскому предприятию промышленного железнодорожного транспорта (ШППЖТ), которое выделилось из состава Шортюгского леспромхоза, и превращено в ОГУП (областное государственное унитарное предприятие).
Пассажирское движение в последние годы своего существования обеспечивалось автомотрисой АС1. В 2009 году пассажирское движение было полностью отменено.
По состоянию на лето 2012 года, Шортюгская железная дорога не действовала. Путь зарастал.
По состоянию на конец 2012 года, был разобран самый дальний участок, от Сорокинской до Малого Раменья.
Наиболее вероятная перспектива — полная разборка.
Краткое описание (по состоянию на 2000 год)
Супротивный (0 км).
Станция находится на исторической Вологодско-Вятской железной дороге. Ныне эта линия относится к Северной железной дороге, и считается частью Транссибирской магистрали, так как через неё проходит нумерация километровых знаков от Москвы до Владивостока. Название, скорее всего, перешло к станции «в наследство» от существовавшего здесь хутора. Слово «супротивный» применительно к человеку когда-то могло означать «строптивый, всегдашний спорщик», а также «родственник».
Здесь имеется вокзал сравнительно современной постройки, внешне почти не отличающийся от многих других вокзальных зданий на этой линии. Никакой письменной информации о поездах на Полдневицу в кассовом зале обычно не бывает.
Путь на Малое Раменье отходит от железнодорожной магистрали к востоку от вокзала. В самом его начале имеется деревянный мост над небольшой речкой Супротивная. Рядом с ним можно видеть неиспользуемый бетонный мост. Он строился в 1980-х годах, когда ветка ещё считалась перспективной, и в её развитие вкладывались значительные средства. Мост был почти достроен, но подвести к нему насыпь и переложить на него путь с деревянного моста «забыли».
Полднев́ица (33 км).
Главная станция железной дороги. Здесь находится управление Шортюгского леспромхоза и Шортюгского ППЖТ, локомотивное депо, диспетчерская, главный нижний склад леспромхоза, на котором когда-то грузилось большинство отправляемых по ветке вагонов с лесом (по состоянию на 2005 год, погрузка леса ведётся только в Малом Раменье).
Посёлок Полдневица в настоящее время является сельским населённым пунктом (ранее он имел статус посёлка городского типа). Несмотря на нерегулярное движение поездов, транспортная проблема для его жителей не является острой — отсюда ежедневно отправляется автобус до районного центра, посёлка Поназырево.
Малое Рамéнье (51 км).
Имеется нижний склад с консольно-козловыми кранами, деревянное здание «вокзала». Железнодорожный путь тянется от «вокзала» ещё на километр — до берега реки Ветлуги. Имеется капитальный железобетонный мост через реку, по которому пролегает асфальтированная автодорога в районный центр — село Вохма.
Поездка в мае 2000 года
На станцию Супротивный я прибыл утренним пригородным поездом сообщением Шарья — Свеча. Дежурный по станции сообщил мне, что пассажирского поезда в сторону Полдневицы в этот день не будет, но должен пойти грузовой состав.
Кроме меня, нашёлся ещё один желающий ехать в Полдневицу — солдат, отвоевавший в Чечне и стремившийся попасть домой — в Вохомский район. Ему «по старой памяти» выдали проездной документ до станции Супротивный, не считаясь с тем, что железная дорога Супротивный — Малое Раменье уже не является удобным путём для попадания в Вохму. Теперь в Вохму можно попасть либо от станции Шарья (четыре часа на автобусе), либо от Костромы (12 часов, один автобус, следующий ночью).
Солдат, одетый в нарядный камуфляж с множеством разных нашивок и цветных ленточек, пытался рассказывать мне о пережитом в Чечне, об ужасах войны и о том, как гибли его товарищи. К тому моменту, когда я вернулся на вокзал после прогулки к мосту, он напился спиртным до почти невменяемого состояния, и рассказывал всё это уже самому себе.
Вскоре прибыл грузовой состав из Полдневицы — тепловоз ТЭМ2 с несколькими полувагонами, гружёными лесом. Добродушная локомотивная бригада пустила в кабину и меня, и пьяного солдата. Они усомнились в правдивости его слов, решив, что в Чечне солдат не был. Мне, слышавшему его «трезвые» рассказы, так не казалось.
Отправляемся на Полдневицу — снова с… несколькими вагонами леса! В ответ на вопрос о том, зачем их нужно гнать обратно, машинист ответил, что вагоны просто так катаются туда-сюда.
— А если серьёзно?
— Ну, МПС их не принимает. А почему — не наше дело.
Вскоре состав миновал границу Кировской и Костромской областей. Небольшую и почти вымершую станцию Нея проследовали без остановки.
Часа через два заезжаем на первые стрелки станции Полдневица — родного дома для тепловоза и локомотивной бригады. Солдата, храпевшего в углу кабины, с трудом удалось растолкать. Его вывели на улицу — частично пинками, частично поддерживая на плечах. Видимо, ближайшие часы он будет валяться на земле, и есть вероятность, что лишится всех сколь-нибудь ценных вещей. В Малое Раменье он сможет попасть лишь на следующий день…
Захожу в двухэтажное здание диспетчерской Шортюгской железной дороги. Расспрашиваю о её истории и нынешнем дне. Мне подарили несколько графиков исполненного движения поездов.
В тот момент мне нужно было попасть не в Малое Раменье, а в глухой лесной посёлок Зинковка — конечный пункт начинающейся в Полдневице Полдневицкой узкоколейной железной дороги.
Переночевав на окраине Полдневицы, утром я уехал по узкоколейной железной дороге на дрезине с безнадёжно пьяными, агрессивными и вооружёнными жителями Зинковки. По приезде я был взят ими в заложники. Отвратительная человекообразная «нечисть» пыталась заставить меня пить водку под угрозой охотничьего ружья. Мне удалось укрыться от них в доме непьющего человека, а затем с его помощью соорудить из подручных материалов плот.
Остаётся позади около полутора суток сплава на плоту по Ветлуге. Ранним утром я оказываюсь на станции Малое Раменье. Пассажирский поезд в тот день должен был быть, но время его отправления никто не знал до самого последнего момента. «Здесь ведомственная ветка, здесь нет расписаний» — так говорил дежурный по станции. Ближе к середине дня из Полдневицы наконец прибыл тепловоз.
Пассажирский поезд оказался грузопассажирским — старый плацкартный пассажирский вагон и несколько вагонов с лесом. Присутствовал проводник, исправно обилечивавший немногочисленных пассажиров.
От Полдневицы до Супротивного никаких поездов в ближайшее время не ожидалось. Здесь приходится выходить на автодорогу. Через какое-то время я уехал в Поназырево в закрытом кузове попутного грузовика.

Деревянный мост вблизи станции Супротивный. Вид из-под нового моста.
05.2000


Станция Полдневица. Слева — диспетчерская Шортюгской железной дороги.
05.2000


Станция Малое Раменье. Здание ДС (вокзал).
05.2000

Поход 30-31 июля 2012 года (основное описание: http://infojd.ru/dop/poezdka2012kostravia.html)
От Малого Раменья начинается пешее фотодокументирование недействующей Шортюгской железной дороги. Предстоит пройти пешком 51 километр, хотя из-за травм ноги я вообще хожу с трудом.
Комаров мало по сравнению с июнем — их уже нельзя загребать руками. Но и останавливаться нельзя. В объектив попадают постоянно. Весь день шёл дождь. Проходка железной дороги осуществлялась в мокром состоянии.
Шортюгская железная дорога сильно заросла. Следы движения есть только от Сорокинской до Полдневицы. Это небольшой участок. Там недавно прошла дрезина.
Мост у через реку Шортюг у станции Сорокинская (посёлок Новый) пытались ремонтировать. На остальных участках рельсов зачастую не видно. Тем не менее, рельсы лежат везде.
Путевое развитие на станциях почти полностью убрано. Мосты прогнили и едва ли пропустят что-то тяжелее дрезины АС1А.
В Малом Раменье не было ни одного вагона. Путей почти не было, немногие имеющиеся — сильно заросли. Оставались две стрелки.
В Полдневице стояла двухосная цистерна 1934 года постройки и ещё немного подвижного состава. В Сорокинской, Дароватке и Нее из подвижного состава не было ничего.
Линию всё ещё не дают разбирать, всё ещё надеятся. Текущим владельцем остаётся Областное государственное учреждение «Шортюгское ППЖТ». Единственный «персонал», регулярно выходящий на работу на железной дороге длиной 51 километр — женщина-сторож депо в Полдневице. Управление железной дороги в Полдневице закрыто.
На второй день пешего фотодокументирования (в это время я шёл из Дароватки в Супротивный) жители Полдневицы обещали, что по линии впервые за много месяцев попробуют прогнать АС1А до Малого Раменья. Для этого линию придётся основательно чистить.
Регулярное движение невозможно без серьёзной реконструкции. От Полдневицы до Супротивного состояние такое, что простой чисткой от травы едва ли обойтись.
У Супротивного есть небольшой размытый кусок. Мосты настолько сгнили, что кажется — можно одной ногой снести.
Если будут выделены деньги на ремонт, теоретически шанс на возрождение Шортюгской железной дороги есть. Но я на это не надеюсь.
Вернувшись из этой экспедиции, я узнал, зачем Шортюгскую железную дорогу сейчас пытаются сделать пригодной для движения. Оказывается, в начале сентября на ней должна состояться экскурсионная поездка для группы туристов. Все детали этого — здесь: http://ivan-da-maria.org/2012/08/kostroma-bogovarovo/. Не исключено, что это будет последний случай движения по железной дороге...
Ночую в пристанционной деревне Дароватка в комфортных условиях — в заброшенном доме с целыми окнами. Здесь есть несколько жилых домов и десятки заброшенных. В деревне Нея — то же самое.
В Шабрихе — только заброшенные дома, никаких признаков жизни. От посёлка 26 километр не осталось вообще ничего. На его месте — поляна в лесу, не содержащая даже развалин.
С большим опозданием относительно изначального плана я дошёл до входных стрелок станции Супротивный на магистральной железной дороге. Документация 51 километра ржавых рельсов и зарослей закончена.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
РАЗНОЕ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ МАЛОЕ РАМЕНЬЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ МАЛОЕ РАМЕНЬЕ, УЧАСТОК МАЛОЕ РАМЕНЬЕ — СОРОКИНСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (УЧАСТОК МАЛОЕ РАМЕНЬЕ — СОРОКИНСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (УЧАСТОК МАЛОЕ РАМЕНЬЕ — СОРОКИНСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (УЧАСТОК МАЛОЕ РАМЕНЬЕ — СОРОКИНСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (УЧАСТОК МАЛОЕ РАМЕНЬЕ — СОРОКИНСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (УЧАСТОК МАЛОЕ РАМЕНЬЕ — СОРОКИНСКАЯ, СТАНЦИЯ СОРОКИНСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (УЧАСТОК СОРОКИНСКАЯ — ПОЛДНЕВИЦА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (УЧАСТОК СОРОКИНСКАЯ — ПОЛДНЕВИЦА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (УЧАСТОК СОРОКИНСКАЯ — ПОЛДНЕВИЦА, СТАНЦИЯ ПОЛДНЕВИЦА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ ПОЛДНЕВИЦА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (СТАНЦИЯ ПОЛДНЕВИЦА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (УЧАСТОК ПОЛДНЕВИЦА — ДАРОВАТКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (УЧАСТОК ПОЛДНЕВИЦА — ДАРОВАТКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (УЧАСТОК ПОЛДНЕВИЦА — ДАРОВАТКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (УЧАСТОК ПОЛДНЕВИЦА — ДАРОВАТКА, БЫВШИЙ ПОСЁЛОК 26 КИЛОМЕТР)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (УЧАСТОК ПОЛДНЕВИЦА — ДАРОВАТКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (УЧАСТОК ПОЛДНЕВИЦА — ДАРОВАТКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (УЧАСТОК ПОЛДНЕВИЦА — ДАРОВАТКА, СТАНЦИЯ ДАРОВАТКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (СТАНЦИЯ ДАРОВАТКА, УЧАСТОК ДАРОВАТКА — НЕЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 21) (УЧАСТОК ДАРОВАТКА — НЕЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 22) (УЧАСТОК ДАРОВАТКА — НЕЯ, НЕЖИЛОЙ ПОСЁЛОК ШАБРИХА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 23) (УЧАСТОК ДАРОВАТКА — НЕЯ, НЕЖИЛОЙ ПОСЁЛОК ШАБРИХА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 24) (УЧАСТОК ДАРОВАТКА — НЕЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 25) (УЧАСТОК ДАРОВАТКА — НЕЯ, СТАНЦИЯ НЕЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 26) (УЧАСТОК НЕЯ — СУПРОТИВНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 27) (УЧАСТОК НЕЯ — СУПРОТИВНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 28) (УЧАСТОК НЕЯ — СУПРОТИВНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 29) (УЧАСТОК НЕЯ — СУПРОТИВНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 30) (НАЧАЛЬНЫЙ ПУНКТ ЛИНИИ У СТАНЦИИ СУПРОТИВНЫЙ)

11.2002 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу