ID: 1163

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ДЕМИХОВСКОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА

165
Все знают, что в Московской области одна узкоколейная железная дорога. Находится в Жуковском, работает только три месяца в году. Но нет — на самом деле две!
Узкоколейная железная дорога Демиховского машиностроительного завода, по данным на 2016 год — вторая (и последняя) уцелевшая узкоколейная железная дорога Московской области. Она настолько короткая, что спорный вопрос, действительно ли это узкоколейная железная дорога. По крайней мере, действительно ли это полноценная узкоколейная железная дорога.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5229056 — все фотографии. В случае недоступности org можно заменить на net или com.
Демиховский машиностроительный завод находится в посёлке Демихóво Орехово-Зуевского района Московской области. На протяжении длительного времени в заводских табличках указывалось, что завод находится в городе Орехово-Зуево.
Демихово почти вплотную примыкает к городу Орехово-Зуево, но всегда являлось отдельным населённым пунктом. Как ни странно, в некоторых документах статус населённого пункта указан как деревня. Реально — посёлок.
До 1994 года Демиховский машиностроительный завод являлся крупнейшим в СССР производителем прицепного подвижного состава узкой колеи. С 1994 года продукция завода — электропоезда, предназначенные для магистральных железных дорог.
Датой основания Демиховского машиностроительного завода считается 1935 год. На тот момент в селе Демихово существовала шелкоткацкая фабрика. До революции 1917 года она принадлежала предпринимателям Ветровым.
В 1935 году началось переоборудование шелкоткацкой фабрики в механический завод. Первоначально он выпускал аппаратуру для химической промышленности, затем — различное оборудование для торфяной промышленности. В годы Великой Отечественной войны выпускалась продукция оборонного назначения.
По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога в Демихове появилась почти одновременно с механическим заводом. До появления железной дороги широкой колеи узкоколейная железная дорога являлась основным средством сообщения с заводом. Главная линия узкоколейной железной дороги соединяла Демихово с заводом «Карболит», расположенным на западной окраине города Орехово-Зуево.
С 1950-х годов основным, а затем и единственным видом продукции завода Демиховского машиностроительного (бывшего механического) завода стал подвижной состав узкой колеи.
Первоначально завод выпускал как прицепной подвижной состав (вагоны), так и тяговый подвижной состав (автомотрисы, автодрезины, самоходные электростанции, в минимальном количестве — электротепловозы). Позднее специализацией завода стало производство исключительно прицепного подвижного состава.
Узкоколейная железная дорога на участке Демихово — Карболит в 1960-х (?) годах была заменена железнодорожной линией широкой колеи. С этого времени узкоколейная железная дорога действовала только внутри территории завода.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 1985 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).
В 1987 году было принято решение о развёртывании на Демиховском машиностроительном заводе производства электропоездов для магистральных железных дорог. После 1991 года, когда Рижский вагоностроительный завод (на тот момент основной производитель электропоездов) оказался за пределами России, актуальность перепрофилирования Демиховского машиностроительного завода на производство электропоездов многократно возросла.
До 1991 года предполагалось, что Демиховский машиностроительный завод в качестве производителя электропоездов будет дополнять Рижский вагоностроительный завод. После 1991 года стало очевидным, что это предприятие должно полностью заменить Рижский вагоностроительный завод. Производство электропоездов на Рижском заводе вскоре почти прекратилось, ограничившись одним составом за несколько лет.
В 1991 году на Демиховском машиностроительном заводе побывал исследователь железных дорог Павел Кашин. По информации от него, в то время территория завода была плотно насыщена путями узкоколейной железной дороги, их развёрнутая протяжённость составляла несколько километров.
Имелся участок пути колеи 1000 мм. Он находился вблизи цеха, в котором собирались вагоны-самосвалы (думпкары), предназначенные для отправки во Вьетнам.
Тяговый подвижной состав узкоколейной железной дороги в 1991 году был представлен двумя тепловозами ТУ6А и двумя (?) тепловозами ТУ8 (построены Камбарским машиностроительным заводом), тремя мотовозами ЭСУ2А и одним мотовозом ЭСУ1 (построены Губинским механическим заводом).
Узкоколейная железная дорога выполняла межцеховые грузовые перевозки. Также узкоколейная железная дорога использовалась для доставки продукции завода, вагонов узкой колеи, от сборочных цехов до места погрузки на платформы широкой колеи.
Активная реконструкция завода началась в 1992 году. 28 декабря 1992 года был принят заказчиком первый вагон электропоезда. Эта дата на заводе хорошо известна и позиционируется как «второе рождение».
К сожалению, при реконструкции были уничтожены почти все производственные мощности и цеха, рассчитанные на выпуск подвижного состава узкой колеи. Была утрачена значительная часть соответствующей технической документации.
С 1994 года единственной продукцией завода являются электропоезда. Вероятность восстановления производства подвижного состава узкой колеи близка к нулю.
В Чапаевске (Самарская область) были обнаружены узкоколейные вагоны-думпкары УВС22, производства Демиховского машиностроительного завода, с отметкой о выпуске в ноябре 2000 года.
Для опрошенных работников завода это было большой неожиданностью. Вероятнее всего, вагоны-думпкары были построены на много лет раньше, затерялись где-то в глухом углу завода. Перед продажей их обновили.
В марте 1997 года я впервые побывал в посёлке Демихово. Территория завода, огороженная забором, была обойдена по периметру, предпринимались попытки найти сохранившиеся участки узкоколейной железной дороги. Сделать это не удалось, что неудивительно — скорее всего, к тому моменту почти все участки внутризаводской узкоколейной железной дороги уже были разобраны. А единственный крошечный уцелевший участок из-за забора не увидеть.
В августе 2000 года я во второй раз побывал в Демихово. Попасть внутрь заводского периметра не удалось.
13 февраля 2014 года я впервые оказался внутри завода. Спасибо его руководству! Но посещалось только производство электропоездов. Об узкоколейной железной дороге я узнал, но не увидел её.
11 декабря 2015 года я побывал на узкоколейной железной дороге. Спасибо за помощь сотруднице завода Галине Щелупановой! Попадание на крупное предприятие со строгим пропускным режимом доступно не каждому.
Узкоколейная железная дорога обслуживает деревообрабатывающий цех №2. Назначение — доставка деревянных досок от склада в цеховое здание.
Протяжённость узкоколейной железной дороги из конца в конец на открытом воздухе — около 150 метров. Есть путевое развитие.
Тяговый подвижной состав: действующий мотовоз ЭСУ2А-876, 1986 года выпуска. Построен в посёлке Губино — здесь же, в Орехово-Зуевском районе. Неисправный мотовоз ЭСУ2Б — музейная ценность.
На момент первого посещения узкоколейной железной дороги движения не было, и машиниста не было. Доброжелательные работники завода решили помочь мне. 19 мая 2016 года я ещё раз попал на узкоколейную железную дорогу. На ней было организовано движение.
Машинист узкоколейного мотовоза Евгений — ветеран завода. Работает здесь много десятков лет. Помнит времена, когда узкоколейная железная дорога вела на завод «Карболит».

http://www.dmzavod.ru — официальный сайт Демиховского машиностроительного завода
http://ru.wikipedia.org/wiki/Демиховский_машиностроительный_завод — материал из «Википедии» — «свободной энциклопедии»


14.04.2008 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Московской области»
на главную страницу