ID: 1738
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РАДОВИЦКОГО ТРАНСПОРТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1084
Узкоколейная железная дорога Радовицкого транспортного управления — крупная сеть торфовозных узкоколейных железных дорог, расположенная на юго-востоке Московской области, в Егорьевском, Шатурском и Луховицком районах. Вплоть до 2008 года она была одной из крупнейших торфовозных узкоколейных железных дорог России.
Узкоколейная железная дорога была полностью уничтожена в 2009 году.
Узкоколейная железная дорога принадлежала: вначале — отдельным торфопредприятиям, затем Радовицкому транспортному управлению, Радовицкому предприятию промышленного железнодорожного транспорта (в 1980-х годах), Рязановскому торфо-транспортному предприятию, которое являлось подразделением ОАО «Шатурторф» (в последние годы работы).
Проект создания в районе села Радовицы крупного торфопредприятия скорее всего был подготовлен до Великой Отечественной войны. Однако работы до войны не были начаты.
В период Великой Отечественной войны, в 1943-1944 годах, была построена в кратчайшие сроки железная дорога широкой колеи Кривандино — Рязановка. Без железной дороги широкой колеи появление крупного торфопредприятия не было бы возможно.
На участке Кривандино — Сазоново железная дорога широкой колеи была принята в постоянную эксплуатацию в составе НКПС в 1944 году (согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году). Станция Рязановка в справочнике не упоминается. Официально она была сдана в эксплуатацию позже, но это не является доказательством того, что перегон Сазоново — Рязановка был построен позже участка Кривандино — Сазоново. Дата ввода в постоянную эксплуатацию может значительно отличаться от даты открытия временного движения.
Согласно первоначальному проекту, строительство центрального посёлка нового Рязановского торфопредприятия предполагалось у села Радовицы. В первые несколько лет работы железнодорожной линии Кривандино — Рязановка её протяжённость была примерно на 5 километров больше, чем привычная ныне — действовал участок от нынешней станции Рязановка до села Радовицы.
Строительство центрального посёлка торфопредприятия у села Радовицы успело начаться, однако затем было принято решение о переносе центра торфопредприятия на 5 километров севернее. На этом месте был построен центральный посёлок, известный ныне под названием Рязановка (официальное название — Рязановский).
Старый посёлок вблизи Радовиц получил официальное название «Первый посёлок Рязановка». По состоянию на 2009 год, он почти полностью заброшен — от большого когда-то посёлка осталось несколько домов и много развалин.
Одновременно с Рязановкой строился второй крупный посёлок торфяников — Радовицкий Мох (официальное название Радовицкий). Место для него было выбрано в 20 километрах восточнее Рязановки.
По неподтверждённым данным, посёлок, известный под названием Радовицкий Мох, проектировался под названием Рязановка, а посёлок, известный под названием Рязановка, проектировался под названием Радовицкий Мох. Какой-то чиновник перепутал посёлки местами, и неправильные названия закрепились на карте, менять их не стали.
Логика в этой версии есть. Нынешняя Рязановка находится вблизи села Радовицы, а Радовицкий Мох — на значительном удалении от села Радовицы.
Дата официального ввода в действие Рязановского торфопредприятия и торфопредприятия «Радовицкий Мох» — 1952 год. Движение по первым участкам узкоколейной железной дороги началось раньше, ориентировочно в 1949 году. На узкоколейной железной дороге работали паровозы различных типов.
...
По состоянию на 2000 год, протяжённость действующих линий составляла более 60 километров. Сеть узкоколейных железных дорог являлась крупнейшей в регионе по объёму перевозок. Основной покупатель торфа, вывозимого по узкоколейной железной дороге — Шатурская ГРЭС.
До начала 1990-х годов действовала линия, ведущая в Рязанскую область — от станции Прокша к станции Пилево и посёлку Болонь. В нём находится торфопредприятие «Мещера» (Мещерское). Обслуживавшие его линии узкоколейной железной дороги в течение некоторого времени относились к Радовицкому транспортному управлению. На станции Пилево дорога стыковалась с Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дорогой общего пользования, принадлежавшей МПС (от Тумской до Рязани-Пристани).
Несмотря на принадлежность к разным ведомствам, две узкоколейные железные дороги дороги (торфовозная — Радовицкого транспортного управления и общего пользования — Рязанско-Владимирская) составляли единую сеть и технологическую систему. Подвижной состав Радовицкого транспортного управления когда-то заходил на линию МПС. Известно, что на протяжении некоторого времени существовали перевозки торфа от Солотчинского торфопредприятия (станция Ласково на линии Тумская — Рязань-Пристань) на перегруз в посёлке Рязановка.
В 1976 году была открыта ширококолейная линия Сазоново — Пилево. С момента её открытия движение по узкоколейной линии Прокша — Пилево было сведено к минимуму, но она продолжала действовать. Разобрана эта линия была лишь в начале 1990-х годов.
С начала 1990-х годов узкоколейная железная дорога обслуживала только два торфопредприятия — Рязановское и «Радовицкий Мох».
Состояние узкоколейной железной дороги на 1999 год (приводятся на основе данных,
полученных в ходе экспедиции, которая была произведена в конце октября 1999 года).
Главная на сети станция — Торфяная. Она находится в двух километрах от станции Рязановка сети железных дорог общего пользования (конечный пункт ветки от станции Кривандино), в посёлке Рязановка (на топографических картах — Рязановский). Здесь находится пункт перегрузки торфа в вагоны широкой колеи, оборудованный вагоноопрокидывателями.
На этой же станции находится главное депо, диспетчерская железной дороги. Здесь есть паровоз-памятник, он находится в плохом состоянии.
Станция изобилует признаками разрухи, но в то же время является единственным в Московской области местом массовой перегрузки торфа на широкую колею. Ежедневно сюда приходят составы–«вертушки» Шатурской ГРЭС.
Все линии, пролегающие западнее станции Торфяная, включая ветку в район посёлка Анненка, где был кирпичный завод — разобраны в начале 1990-х годов. Теперь на месте торфоразработок между сёлами Радовицы и Алфёрово — гигантский массив садовых участков. Активно разрабатываются торфомассивы, расположенные южнее старинного монастырского села Радовицы.
Магистральная линия узкоколейной железной дороги уходит от станции Торфяная в южном направлении. В 2,5 километрах находится разъезд Комсомольский — один из важнейших раздельных пунктов. Здесь есть большое кирпичное здание, в котором до сих пор работает дежурный!
На разъезде Комсомольский начинается «восточная» линия узкоколейной железной дороги. Когда-то она вела на станцию Пилево, по ней везли на перегруз торф из Рязанской области: из Болони и далёкого Солотчинского торфопредприятия. Теперь это — всего лишь дорога в Радовицкий Мох (станция Свежая), в Рязанскую область уже не уехать.
Следуя по линии, отходящей от Комсомольского на восток, через 6,5 километров можно встретить разъезд Северный. От него начинается линия на юг — так называемое «Лосиное кольцо». Здесь уже простираются владения «Радовицкого Мха».
Линия к торфомассивам Рязановского торфопредприятия южнее Комсомольского проходит по окраине села Радовицы, где когда-то отходила ветка на «Первый рабочий посёлок», пересекает автодорогу Рязановка — Белоомут. В двух километрах от переезда, на 11-м километре от станции Торфяная — бывший разъезд Лесной, где можно видеть развалины кирпичного здания. Линия, которая вела отсюда прямо, на 4-й и 7-й производственные участки, полностью разобрана.
Действующая линия здесь поворачивает на восток. В одном километре от бывшего разъезда Лесной находится действующая станция 6-й участок, в 3,5 километрах — 5-й участок, в семи километрах, к востоку от озера Большое Микино — 3-й участок. Это конечная станция для рабочих поездов от станции Торфяная, курсирующих по рабочим дням с апреля до конца октября. Грузовое движение сохраняется круглый год.
Торфопредприятие «Радовицкий Мох», находящееся в одноимённом посёлке Шатурского района (на картах ошибочно подписан как «Радовицкий»), имеет собственную нумерацию производственных участков. Его 3-й участок находится всего лишь в 6 километрах к востоку от «двойника» — 3-го участка Рязановского торфопредприятия.
Станция узкоколейной железной дороги в посёлке Радовицкий Мох называется Свежая. Расстояние от неё до ближайшей станции Прокша, когда-то узловой (линия на Пилево) — 5,5 км, до Комсомольского — 20 километров, до станции Торфяная — 22,5 км. Раньше почти вся эта линия была двухпутной. Сейчас второй путь остался лишь от станции Прокша до восточной точки примыкания «Лосиного кольца» (1800 метров).
В Радовицком Мхе имеется тупиковый подъездной путь широкой колеи (по состоянию на 1999 год — недействующий). Но здесь нет перегруза. Поэтому торфопредприятие «Радовицкий Мох» направляет составы с торфом на станцию Торфяная, используя торфоперегрузочный пункт своих соседей. В отопительный сезон торф возят и на Свежую — он используется для работы котельной.
На станции имеется локомотивное депо. Рабочие поезда курсируют круглый год по двум маршрутам: Свежая — Прокша — Северный — 2 участок, Свежая — Прокша — пост Озёрный — Фарафоново — 3 участок. Кроме того, есть небольшая линия на торфомассив к востоку от посёлка (5 участок). Торф там добывается в небольших объёмах, и поставляется главным образом на котельную.
По состоянию на 2003 год, значительных изменений в состоянии дорог бывшего Радовицкого транспортного управления не было отмечено. Узкоколейная железная дорога по-прежнему активно работала.
Уничтожение узкоколейной железной дороги
В начале сентября 2008 года Шатурская ГРЭС перестала приобретать торфяное топливо. Это совпало с началом так называемого «Мирового финансового кризиса» (также «Экономического кризиса»), в результате которого развитие России фактически остановилось, началось «скатывание вниз». Экономические показатели были отброшены на многие годы назад. Из-за «кризиса» по всей стране остановились тысячи предприятий, остановилось строительство, «обрушилось» пригородное железнодорожное сообщение, а жизнь большинства населения России, и без того далеко не идеальная, стала ещё тяжелее. К самым ужасным последствиям «кризис» привёл в небольших городах и посёлках.
Уже в сентябре 2008 года стало очевидно, что узкоколейная железная дорога находится под угрозой и вскоре может быть уничтожена. Представители компании-владельца (ОАО «Шатурторф») категорически опровергали такую возможность.
26 сентября 2008 года автор побывал в Радовицком Мхе, встретился с руководством торфопредприятия, осмотрел депо и прилегающие к нему участки линий. Узкоколейная железная дорога здесь на тот момент минимально действовала. На торфопредприятии «Радовицкий Мох» оставался один производственный участок — 2-й. 3-й участок «Радовицкого Мха» был закрыт 2 года назад, хотя пути к нему сохранялись, по ним было нерегулярное движение.
Рабочий поезд ежедневно курсировал от станции Свежая (посёлок Радовицкий Мох) до 2-го участка. Поезд состоял либо из тепловоза с одним пассажирским вагоном, либо из ЭСУ2А без вагонов.
6 октября 2008 года была произведена поездка в Каданок и Рязановку. Как и следовало ожидать, узкоколейная железная дорога в Каданке была полностью разобрана.
В Рязановке я встречаюсь с одним из руководителей ОАО «Шатурторф» Андреем Исаевым. По его мнению, активно обсуждающиеся в Сети слухи о скорой ликвидации узкоколейных железных дорог «Шатурторфа» — это происки недоброжелателей. У «Шатурторфа» много врагов, добивающихся ликвидации узкоколейных железных дорог (скорее всего, желающих купить рельсы в качестве металлолома). Руководители компании «Шатурторф» собираются делать всё возможное, чтобы не допустить подобное развитие событий.
У Шатурской ГРЭС незадолго до этого момента сменился владелец. Новые владельцы не приобретают торф, но согласно своим заявлениям, в будущем планируют его покупать. Последние вагоны с торфом отправились из Рязановки в Шатуру 12 сентября.
Ещё одной проблемой в 2008 году стало то, что в Московской области недавно принятым законом была запрещена (или до предела юридически усложнена) добыча торфа. Причина — экологические соображения. Большего маразма придумать трудно. Если не удастся добиться отмены этого закона, то даже при наличии спроса на торф могло бы получиться так, что добыча торфа будет осуществляться только на «Островах» и вблизи Болони — на тех месторождениях «Шатурторфа», которые находятся за пределами Московской области. При этом строительству платной автодороги Москва — Санкт-Петербург (абсолютно недопустимый объект, строительство которого трудно назвать иначе как тяжким экологическим преступлением) в то же самое время было дано добро...
Регулярного движения по узкоколейной железной дороге из Рязановки в октябре 2008 года не было. Рабочий поезд не курсировал. На торфомассивах оставались только сторожа, их возили на автомобиле — это было дешевле, чем пускать поезд ради двух-трёх человек. Но ожидалось возобновление движения — вывозка ранее добытого торфа.
Зимой 2008/2009 годов движения почти не было. Весной 2009 года ненадолго возобновилась вывозка торфа, накопленного в прошлый сезон. Последний состав с торфом прибыл в Рязановку (станция Торфяная) 20 апреля 2009 года. К сожалению, Шатурская ГРЭС окончательно отказалась от торфяного топлива. После недолгого весеннего возрождения движение снова остановилось — теперь уже навсегда.
ОАО «Шатурторф» было объявлено банкротом. Всё его имущество начали реализовывать за долги. Неизвестными вредителями было принято решение о полном демонтаже и продаже на металлолом всех линий узкоколейных железных дорог, принадлежавших «Шатурторфу», кроме узкоколейной железной дороги Мещерского торфопредприятия в посёлке Болонь. Мещерское торфопредприятие вышло из состава «Шатурторфа». Его удалось сохранить, несмотря на многократное снижение спроса на торф из-за отказа Шатурской ГРЭС от торфяного топлива.
Демонтаж пути вёлся «втихую». О происходящем чудовищном процессе не было ни одного упоминания в средствах массовой информации Шатурского и Егорьевского районов (хотя в одном только Шатурском районе издаются три «локальные» газеты!). Местные жители отказывались участвовать в фактическом убийстве части своей Родины. Поэтому почти все работы по демонтажу выполнялись завезёнными сюда приезжими «гастарбайтерами» из Таджикистана и Узбекистана. В работах по демонтажу не задействовался подвижной состав узкоколейной железной дороги: рельсы резали автогеном, вручную выдирали костыли и грузили на автомобили, двигавшиеся по той же насыпи, где ещё недавно ездили поезда.
16 июня 2009 года был совершён пеший поход по маршруту Свежая (посёлок Радовицкий Мох) — Прокша — Октябрьский — Северный — Лосиный — Северный — Рязановка. 17 июня 2009 года был совершён пеший поход по маршруту Торфяная (Рязановка) — Комсомольский — Лесной — 5-й участок — 3-й участок. Все сохранявшиеся на тот момент линии узкоколейной железной дороги были зафотодокументированы на всём протяжении в пределах видимости.
Никаких шансов на сохранение узкоколейная железная дорога в то время уже не имела. Сохранившиеся линии были непригодны для движения. Приезжие гастарбайтеры активно снимали рельсы на разъезде Лосиный (2-й участок). Предполагалось, что через 2-3 дня они приступят к разборке линии Комсомольский — Свежая. Частично (к востоку от пересечения с автодорогой Рязановка — Белоомут) она уже была разобрана — скорее всего, рельсы украли.
На станции Свежая были порезаны почти все многочисленные вагоны, которые можно было видеть на её путях осенью 2009 года. В депо стояла одна ЭСУ2А.
3-й участок Рязановского торфопредприятия был закрыт и разгромлен, хотя железнодорожный путь к нему был ещё цел. На 5-м участке Рязановского торфопредприятия была собрана вся остававшаяся торфяная техника. Там дежурили сторожа, которые отнеслись ко мне враждебно и пытались выгнать с торфомассива — вероятно, приняв за «металлоломщика».
В диспетчерской узкоколейной железной дороги на станции Торфяная (посёлок Рязановка) жили гастарбайтеры, занимающиеся порезкой вагонов. Для погрузки в кузов автомобиля «ГАЗель» рельсы резали на мелкие куски. Поэтому их повторное использование на другой узкоколейной железной дороге исключено.
Самым дорогостоящим объектом узкоколейной железной дороги являлось здание депо на станции Торфяная в Рязановке. Оно являлось одним из крупнейших локомотивных депо на узкоколейных железных дорогах СССР.
Огромное здание было продано сторонней организации. В нём собирались разместить цех по обработке камня. Не исключалось, что будет сохранён небольшой участок узкоколейной железной дороги вблизи депо, на котором будут выполняться технологические перевозки камня. Но вероятность этого представлялась минимальной.
Находящийся вблизи депо паровоз-памятник ещё стоял на своём месте. Его предлагали купить разным структурам, в том числе ОАО «РЖД» — для установки в музее на Рижском вокзале в Москве. Но «РЖД» вначале отказалось. Не исключалось, что паровоз тоже порежут на металлолом, если не найдут покупателя.
В итоге паровоз был вывезен в Екатеринбург и восстановлен до рабочего состояния.
В ноябре 2009 года демонтаж путей был почти завершён. От огромной сети узкоколейных железных дорог бывшего Радовицкого ППЖТ — Рязановского торфотранспортного предприятия не осталось ничего, кроме небольшого фрагмента путей в Рязановке, между бывшим депо и бывшим механизированным перегрузом. На нём были размещены локомотивы и вагоны, приготовленные к порезке.
Рязановка и Радовицкий Мох, когда-то большие, красивые и благоустроенные посёлки, стали умирающей и никому не нужной «глушью», где нет работы и нет будущего.
В течение 2010 года в Рязановке продолжалась разделка подвижного состава. «Под нож» пускали и почти новые тепловозы, которые мало работали и могли бы служить ещё десятки лет.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ ЛИНИЙ
ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (ЧАСТЬ 1)
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (ЧАСТЬ 2)
ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ДЕПО НА СТАНЦИИ ТОРФЯНАЯ В ПОСЁЛКЕ РЯЗАНОВКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ДЕПО НА СТАНЦИИ ТОРФЯНАЯ В ПОСЁЛКЕ РЯЗАНОВКА, СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — КОМСОМОЛЬСКИЙ К ЗАПАДУ ОТ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С АВТОДОРОГОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — КОМСОМОЛЬСКИЙ, СТАНЦИЯ КОМСОМОЛЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ТОРФЯНАЯ, СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ, ДЕПО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ, ДЕПО, ПАРОВОЗ-ПАМЯТНИК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ (ПОСЁЛОК РАДОВИЦКИЙ МОХ) — РАЗОБРАННЫЙ ПУТЬ К КОТЕЛЬНОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ, НАЧАЛО ПЕРЕГОНА СВЕЖАЯ — ПРОКША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (НАЧАЛО ПЕРЕГОНА СВЕЖАЯ — ПРОКША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (НЕДЕЙСТВУЮЩИЙ ПУТЬ К БАЗЕ ГСМ НА ЗАПАДНОЙ ОКРАИНЕ ПОСЁЛКА РАДОВИЦКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (НЕДЕЙСТВУЮЩИЙ ПУТЬ К БАЗЕ ГСМ
НА ЗАПАДНОЙ ОКРАИНЕ ПОСЁЛКА РАДОВИЦКИЙ МОХ, ПРИБЫТИЕ ЭСУ2А-772 НА СТАНЦИЮ СВЕЖАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПРИБЫТИЕ ЭСУ2А-772 НА СТАНЦИЮ СВЕЖАЯ, ТЕПЛОВОЗЫ В ДЕПО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ТЕПЛОВОЗЫ В ДЕПО НА СТАНЦИИ СВЕЖАЯ,
УПРАВЛЕНИЕ РТТП В ПОСЁЛКЕ РЯЗАНОВКА, ДИСПЕТЧЕРСКАЯ НА СТАНЦИИ ТОРФЯНАЯ В РЯЗАНОВКЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ, ПАРОВОЗ-ПАМЯТНИК, ПУТЬ К ТОРФОПЕРЕГРУЗУ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ — ПУТИ У ТОРФОПЕРЕГРУЗА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ — ПУТИ У ТОРФОПЕРЕГРУЗА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ, ПОСЁЛОК РАДОВИЦКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПЕРЕГОН СВЕЖАЯ — ПРОКША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕРЕГОН СВЕЖАЯ — ПРОКША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕРЕГОН СВЕЖАЯ — ПРОКША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕРЕГОН СВЕЖАЯ — ПРОКША,
БЫВШАЯ СТАНЦИЯ ПРОКША, ПЕРЕГОН ПРОКША — ОКТЯБРЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕРЕГОН ПРОКША — ОКТЯБРЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕРЕГОН ПРОКША — ОКТЯБРЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕРЕГОН ПРОКША — ОКТЯБРЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕРЕГОН ПРОКША — ОКТЯБРЬСКИЙ,
БЫВШИЙ РАЗЪЕЗД ОКТЯБРЬСКИЙ, ПЕРЕГОН ОКТЯБРЬСКИЙ — СЕВЕРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЕРЕГОН ОКТЯБРЬСКИЙ — СЕВЕРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПЕРЕГОН ОКТЯБРЬСКИЙ — СЕВЕРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПЕРЕГОН ОКТЯБРЬСКИЙ — СЕВЕРНЫЙ, СТАНЦИЯ СЕВЕРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ТРЕУГОЛЬНИК У СТАНЦИИ СЕВЕРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (СТАНЦИЯ СЕВЕРНЫЙ, ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — ЛОСИНЫЙ, МОСТ ЧЕРЕЗ КАНАЛ ЖИЛИНСКОГО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — ЛОСИНЫЙ, МОСТ ЧЕРЕЗ КАНАЛ ЖИЛИНСКОГО,
СТАНЦИЯ ЛОСИНЫЙ (2-Й УЧАСТОК), РАБОТА «РАЗБИРАЛЬЩИКОВ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (СТАНЦИЯ ЛОСИНЫЙ (2-Й УЧАСТОК), РАБОТА «РАЗБИРАЛЬЩИКОВ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (СТАНЦИЯ ЛОСИНЫЙ (2-Й УЧАСТОК), РАБОТА «РАЗБИРАЛЬЩИКОВ», СТАНЦИЯ СЕВЕРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (СТАНЦИЯ СЕВЕРНЫЙ, ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — КОМСОМОЛЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — КОМСОМОЛЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — КОМСОМОЛЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 21) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — КОМСОМОЛЬСКИЙ, ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С АВТОДОРОГОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 22) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — КОМСОМОЛЬСКИЙ, ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С АВТОДОРОГОЙ,
ПОСЁЛОК РЯЗАНОВКА, СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ, ПАРОВОЗ-ПАМЯТНИК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 23) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 24) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 25) (ПЕРЕГОН ТОРФЯНАЯ — КОМСОМОЛЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 26) (СТАНЦИЯ КОМСОМОЛЬСКИЙ, ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ЛЕСНОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 27) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ЛЕСНОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 28) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ЛЕСНОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 29) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ЛЕСНОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 30) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ЛЕСНОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 31) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ЛЕСНОЙ, ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С АВТОДОРОГОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 32) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ЛЕСНОЙ, СТАНЦИЯ ЛЕСНОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 33) (СТАНЦИЯ ЛЕСНОЙ, ПЕРЕГОН ЛЕСНОЙ — 5-Й УЧАСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 34) (ПЕРЕГОН ЛЕСНОЙ — 5-Й УЧАСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 35) (ПЕРЕГОН ЛЕСНОЙ — 5-Й УЧАСТОК, СТАНЦИЯ 5-Й УЧАСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 36) (СТАНЦИЯ 5-Й УЧАСТОК, ПЕРЕГОН 5-Й УЧАСТОК — 3-Й УЧАСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 37) (ПЕРЕГОН 5-Й УЧАСТОК — 3-Й УЧАСТОК, ВРЕМЕННЫЕ ПУТИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 38) (ПЕРЕГОН 5-Й УЧАСТОК — 3-Й УЧАСТОК, ВРЕМЕННЫЕ ПУТИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 39) (ПЕРЕГОН 5-Й УЧАСТОК — 3-Й УЧАСТОК, ВРЕМЕННЫЕ ПУТИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 40) (ПЕРЕГОН 5-Й УЧАСТОК — 3-Й УЧАСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 41) (ПЕРЕГОН 5-Й УЧАСТОК — 3-Й УЧАСТОК, СТАНЦИЯ 3-Й УЧАСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 42) (СТАНЦИЯ 3-Й УЧАСТОК, КРАЙНЯЯ ТОЧКА ЛИНИИ У 3-ГО УЧАСТКА, ВОЗВРАЩЕНИЕ
К ПЕРЕСЕЧЕНИЮ С АВТОДОРОГОЙ НА ПЕРЕГОНЕ КОМСОМОЛЬСКИЙ — ЛЕСНОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ У БЫВШЕГО ПЕРЕГРУЗА НА СТАНЦИИ ТОРФЯНАЯ, ПОСЁЛОК РЯЗАНОВКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ У БЫВШЕГО ПЕРЕГРУЗА НА СТАНЦИИ ТОРФЯНАЯ, ПОСЁЛОК РЯЗАНОВКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ У БЫВШЕГО ПЕРЕГРУЗА, БЫВШЕЕ ДЕПО НА СТАНЦИИ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (БЫВШАЯ СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ В ПОСЁЛКЕ РАДОВИЦКИЙ МОХ, БЫВШЕЕ ДЕПО)
24.03.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Московской области»
на главную страницу
Узкоколейная железная дорога была полностью уничтожена в 2009 году.
Узкоколейная железная дорога принадлежала: вначале — отдельным торфопредприятиям, затем Радовицкому транспортному управлению, Радовицкому предприятию промышленного железнодорожного транспорта (в 1980-х годах), Рязановскому торфо-транспортному предприятию, которое являлось подразделением ОАО «Шатурторф» (в последние годы работы).
Проект создания в районе села Радовицы крупного торфопредприятия скорее всего был подготовлен до Великой Отечественной войны. Однако работы до войны не были начаты.
В период Великой Отечественной войны, в 1943-1944 годах, была построена в кратчайшие сроки железная дорога широкой колеи Кривандино — Рязановка. Без железной дороги широкой колеи появление крупного торфопредприятия не было бы возможно.
На участке Кривандино — Сазоново железная дорога широкой колеи была принята в постоянную эксплуатацию в составе НКПС в 1944 году (согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году). Станция Рязановка в справочнике не упоминается. Официально она была сдана в эксплуатацию позже, но это не является доказательством того, что перегон Сазоново — Рязановка был построен позже участка Кривандино — Сазоново. Дата ввода в постоянную эксплуатацию может значительно отличаться от даты открытия временного движения.
Согласно первоначальному проекту, строительство центрального посёлка нового Рязановского торфопредприятия предполагалось у села Радовицы. В первые несколько лет работы железнодорожной линии Кривандино — Рязановка её протяжённость была примерно на 5 километров больше, чем привычная ныне — действовал участок от нынешней станции Рязановка до села Радовицы.
Строительство центрального посёлка торфопредприятия у села Радовицы успело начаться, однако затем было принято решение о переносе центра торфопредприятия на 5 километров севернее. На этом месте был построен центральный посёлок, известный ныне под названием Рязановка (официальное название — Рязановский).
Старый посёлок вблизи Радовиц получил официальное название «Первый посёлок Рязановка». По состоянию на 2009 год, он почти полностью заброшен — от большого когда-то посёлка осталось несколько домов и много развалин.
Одновременно с Рязановкой строился второй крупный посёлок торфяников — Радовицкий Мох (официальное название Радовицкий). Место для него было выбрано в 20 километрах восточнее Рязановки.
По неподтверждённым данным, посёлок, известный под названием Радовицкий Мох, проектировался под названием Рязановка, а посёлок, известный под названием Рязановка, проектировался под названием Радовицкий Мох. Какой-то чиновник перепутал посёлки местами, и неправильные названия закрепились на карте, менять их не стали.
Логика в этой версии есть. Нынешняя Рязановка находится вблизи села Радовицы, а Радовицкий Мох — на значительном удалении от села Радовицы.
Дата официального ввода в действие Рязановского торфопредприятия и торфопредприятия «Радовицкий Мох» — 1952 год. Движение по первым участкам узкоколейной железной дороги началось раньше, ориентировочно в 1949 году. На узкоколейной железной дороге работали паровозы различных типов.
...
По состоянию на 2000 год, протяжённость действующих линий составляла более 60 километров. Сеть узкоколейных железных дорог являлась крупнейшей в регионе по объёму перевозок. Основной покупатель торфа, вывозимого по узкоколейной железной дороге — Шатурская ГРЭС.
До начала 1990-х годов действовала линия, ведущая в Рязанскую область — от станции Прокша к станции Пилево и посёлку Болонь. В нём находится торфопредприятие «Мещера» (Мещерское). Обслуживавшие его линии узкоколейной железной дороги в течение некоторого времени относились к Радовицкому транспортному управлению. На станции Пилево дорога стыковалась с Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дорогой общего пользования, принадлежавшей МПС (от Тумской до Рязани-Пристани).
Несмотря на принадлежность к разным ведомствам, две узкоколейные железные дороги дороги (торфовозная — Радовицкого транспортного управления и общего пользования — Рязанско-Владимирская) составляли единую сеть и технологическую систему. Подвижной состав Радовицкого транспортного управления когда-то заходил на линию МПС. Известно, что на протяжении некоторого времени существовали перевозки торфа от Солотчинского торфопредприятия (станция Ласково на линии Тумская — Рязань-Пристань) на перегруз в посёлке Рязановка.
В 1976 году была открыта ширококолейная линия Сазоново — Пилево. С момента её открытия движение по узкоколейной линии Прокша — Пилево было сведено к минимуму, но она продолжала действовать. Разобрана эта линия была лишь в начале 1990-х годов.
С начала 1990-х годов узкоколейная железная дорога обслуживала только два торфопредприятия — Рязановское и «Радовицкий Мох».
Состояние узкоколейной железной дороги на 1999 год (приводятся на основе данных,
полученных в ходе экспедиции, которая была произведена в конце октября 1999 года).
Главная на сети станция — Торфяная. Она находится в двух километрах от станции Рязановка сети железных дорог общего пользования (конечный пункт ветки от станции Кривандино), в посёлке Рязановка (на топографических картах — Рязановский). Здесь находится пункт перегрузки торфа в вагоны широкой колеи, оборудованный вагоноопрокидывателями.
На этой же станции находится главное депо, диспетчерская железной дороги. Здесь есть паровоз-памятник, он находится в плохом состоянии.
Станция изобилует признаками разрухи, но в то же время является единственным в Московской области местом массовой перегрузки торфа на широкую колею. Ежедневно сюда приходят составы–«вертушки» Шатурской ГРЭС.
Все линии, пролегающие западнее станции Торфяная, включая ветку в район посёлка Анненка, где был кирпичный завод — разобраны в начале 1990-х годов. Теперь на месте торфоразработок между сёлами Радовицы и Алфёрово — гигантский массив садовых участков. Активно разрабатываются торфомассивы, расположенные южнее старинного монастырского села Радовицы.
Магистральная линия узкоколейной железной дороги уходит от станции Торфяная в южном направлении. В 2,5 километрах находится разъезд Комсомольский — один из важнейших раздельных пунктов. Здесь есть большое кирпичное здание, в котором до сих пор работает дежурный!
На разъезде Комсомольский начинается «восточная» линия узкоколейной железной дороги. Когда-то она вела на станцию Пилево, по ней везли на перегруз торф из Рязанской области: из Болони и далёкого Солотчинского торфопредприятия. Теперь это — всего лишь дорога в Радовицкий Мох (станция Свежая), в Рязанскую область уже не уехать.
Следуя по линии, отходящей от Комсомольского на восток, через 6,5 километров можно встретить разъезд Северный. От него начинается линия на юг — так называемое «Лосиное кольцо». Здесь уже простираются владения «Радовицкого Мха».
Линия к торфомассивам Рязановского торфопредприятия южнее Комсомольского проходит по окраине села Радовицы, где когда-то отходила ветка на «Первый рабочий посёлок», пересекает автодорогу Рязановка — Белоомут. В двух километрах от переезда, на 11-м километре от станции Торфяная — бывший разъезд Лесной, где можно видеть развалины кирпичного здания. Линия, которая вела отсюда прямо, на 4-й и 7-й производственные участки, полностью разобрана.
Действующая линия здесь поворачивает на восток. В одном километре от бывшего разъезда Лесной находится действующая станция 6-й участок, в 3,5 километрах — 5-й участок, в семи километрах, к востоку от озера Большое Микино — 3-й участок. Это конечная станция для рабочих поездов от станции Торфяная, курсирующих по рабочим дням с апреля до конца октября. Грузовое движение сохраняется круглый год.
Торфопредприятие «Радовицкий Мох», находящееся в одноимённом посёлке Шатурского района (на картах ошибочно подписан как «Радовицкий»), имеет собственную нумерацию производственных участков. Его 3-й участок находится всего лишь в 6 километрах к востоку от «двойника» — 3-го участка Рязановского торфопредприятия.
Станция узкоколейной железной дороги в посёлке Радовицкий Мох называется Свежая. Расстояние от неё до ближайшей станции Прокша, когда-то узловой (линия на Пилево) — 5,5 км, до Комсомольского — 20 километров, до станции Торфяная — 22,5 км. Раньше почти вся эта линия была двухпутной. Сейчас второй путь остался лишь от станции Прокша до восточной точки примыкания «Лосиного кольца» (1800 метров).
В Радовицком Мхе имеется тупиковый подъездной путь широкой колеи (по состоянию на 1999 год — недействующий). Но здесь нет перегруза. Поэтому торфопредприятие «Радовицкий Мох» направляет составы с торфом на станцию Торфяная, используя торфоперегрузочный пункт своих соседей. В отопительный сезон торф возят и на Свежую — он используется для работы котельной.
На станции имеется локомотивное депо. Рабочие поезда курсируют круглый год по двум маршрутам: Свежая — Прокша — Северный — 2 участок, Свежая — Прокша — пост Озёрный — Фарафоново — 3 участок. Кроме того, есть небольшая линия на торфомассив к востоку от посёлка (5 участок). Торф там добывается в небольших объёмах, и поставляется главным образом на котельную.
По состоянию на 2003 год, значительных изменений в состоянии дорог бывшего Радовицкого транспортного управления не было отмечено. Узкоколейная железная дорога по-прежнему активно работала.
Уничтожение узкоколейной железной дороги
В начале сентября 2008 года Шатурская ГРЭС перестала приобретать торфяное топливо. Это совпало с началом так называемого «Мирового финансового кризиса» (также «Экономического кризиса»), в результате которого развитие России фактически остановилось, началось «скатывание вниз». Экономические показатели были отброшены на многие годы назад. Из-за «кризиса» по всей стране остановились тысячи предприятий, остановилось строительство, «обрушилось» пригородное железнодорожное сообщение, а жизнь большинства населения России, и без того далеко не идеальная, стала ещё тяжелее. К самым ужасным последствиям «кризис» привёл в небольших городах и посёлках.
Уже в сентябре 2008 года стало очевидно, что узкоколейная железная дорога находится под угрозой и вскоре может быть уничтожена. Представители компании-владельца (ОАО «Шатурторф») категорически опровергали такую возможность.
26 сентября 2008 года автор побывал в Радовицком Мхе, встретился с руководством торфопредприятия, осмотрел депо и прилегающие к нему участки линий. Узкоколейная железная дорога здесь на тот момент минимально действовала. На торфопредприятии «Радовицкий Мох» оставался один производственный участок — 2-й. 3-й участок «Радовицкого Мха» был закрыт 2 года назад, хотя пути к нему сохранялись, по ним было нерегулярное движение.
Рабочий поезд ежедневно курсировал от станции Свежая (посёлок Радовицкий Мох) до 2-го участка. Поезд состоял либо из тепловоза с одним пассажирским вагоном, либо из ЭСУ2А без вагонов.
6 октября 2008 года была произведена поездка в Каданок и Рязановку. Как и следовало ожидать, узкоколейная железная дорога в Каданке была полностью разобрана.
В Рязановке я встречаюсь с одним из руководителей ОАО «Шатурторф» Андреем Исаевым. По его мнению, активно обсуждающиеся в Сети слухи о скорой ликвидации узкоколейных железных дорог «Шатурторфа» — это происки недоброжелателей. У «Шатурторфа» много врагов, добивающихся ликвидации узкоколейных железных дорог (скорее всего, желающих купить рельсы в качестве металлолома). Руководители компании «Шатурторф» собираются делать всё возможное, чтобы не допустить подобное развитие событий.
У Шатурской ГРЭС незадолго до этого момента сменился владелец. Новые владельцы не приобретают торф, но согласно своим заявлениям, в будущем планируют его покупать. Последние вагоны с торфом отправились из Рязановки в Шатуру 12 сентября.
Ещё одной проблемой в 2008 году стало то, что в Московской области недавно принятым законом была запрещена (или до предела юридически усложнена) добыча торфа. Причина — экологические соображения. Большего маразма придумать трудно. Если не удастся добиться отмены этого закона, то даже при наличии спроса на торф могло бы получиться так, что добыча торфа будет осуществляться только на «Островах» и вблизи Болони — на тех месторождениях «Шатурторфа», которые находятся за пределами Московской области. При этом строительству платной автодороги Москва — Санкт-Петербург (абсолютно недопустимый объект, строительство которого трудно назвать иначе как тяжким экологическим преступлением) в то же самое время было дано добро...
Регулярного движения по узкоколейной железной дороге из Рязановки в октябре 2008 года не было. Рабочий поезд не курсировал. На торфомассивах оставались только сторожа, их возили на автомобиле — это было дешевле, чем пускать поезд ради двух-трёх человек. Но ожидалось возобновление движения — вывозка ранее добытого торфа.
Зимой 2008/2009 годов движения почти не было. Весной 2009 года ненадолго возобновилась вывозка торфа, накопленного в прошлый сезон. Последний состав с торфом прибыл в Рязановку (станция Торфяная) 20 апреля 2009 года. К сожалению, Шатурская ГРЭС окончательно отказалась от торфяного топлива. После недолгого весеннего возрождения движение снова остановилось — теперь уже навсегда.
ОАО «Шатурторф» было объявлено банкротом. Всё его имущество начали реализовывать за долги. Неизвестными вредителями было принято решение о полном демонтаже и продаже на металлолом всех линий узкоколейных железных дорог, принадлежавших «Шатурторфу», кроме узкоколейной железной дороги Мещерского торфопредприятия в посёлке Болонь. Мещерское торфопредприятие вышло из состава «Шатурторфа». Его удалось сохранить, несмотря на многократное снижение спроса на торф из-за отказа Шатурской ГРЭС от торфяного топлива.
Демонтаж пути вёлся «втихую». О происходящем чудовищном процессе не было ни одного упоминания в средствах массовой информации Шатурского и Егорьевского районов (хотя в одном только Шатурском районе издаются три «локальные» газеты!). Местные жители отказывались участвовать в фактическом убийстве части своей Родины. Поэтому почти все работы по демонтажу выполнялись завезёнными сюда приезжими «гастарбайтерами» из Таджикистана и Узбекистана. В работах по демонтажу не задействовался подвижной состав узкоколейной железной дороги: рельсы резали автогеном, вручную выдирали костыли и грузили на автомобили, двигавшиеся по той же насыпи, где ещё недавно ездили поезда.
16 июня 2009 года был совершён пеший поход по маршруту Свежая (посёлок Радовицкий Мох) — Прокша — Октябрьский — Северный — Лосиный — Северный — Рязановка. 17 июня 2009 года был совершён пеший поход по маршруту Торфяная (Рязановка) — Комсомольский — Лесной — 5-й участок — 3-й участок. Все сохранявшиеся на тот момент линии узкоколейной железной дороги были зафотодокументированы на всём протяжении в пределах видимости.
Никаких шансов на сохранение узкоколейная железная дорога в то время уже не имела. Сохранившиеся линии были непригодны для движения. Приезжие гастарбайтеры активно снимали рельсы на разъезде Лосиный (2-й участок). Предполагалось, что через 2-3 дня они приступят к разборке линии Комсомольский — Свежая. Частично (к востоку от пересечения с автодорогой Рязановка — Белоомут) она уже была разобрана — скорее всего, рельсы украли.
На станции Свежая были порезаны почти все многочисленные вагоны, которые можно было видеть на её путях осенью 2009 года. В депо стояла одна ЭСУ2А.
3-й участок Рязановского торфопредприятия был закрыт и разгромлен, хотя железнодорожный путь к нему был ещё цел. На 5-м участке Рязановского торфопредприятия была собрана вся остававшаяся торфяная техника. Там дежурили сторожа, которые отнеслись ко мне враждебно и пытались выгнать с торфомассива — вероятно, приняв за «металлоломщика».
В диспетчерской узкоколейной железной дороги на станции Торфяная (посёлок Рязановка) жили гастарбайтеры, занимающиеся порезкой вагонов. Для погрузки в кузов автомобиля «ГАЗель» рельсы резали на мелкие куски. Поэтому их повторное использование на другой узкоколейной железной дороге исключено.
Самым дорогостоящим объектом узкоколейной железной дороги являлось здание депо на станции Торфяная в Рязановке. Оно являлось одним из крупнейших локомотивных депо на узкоколейных железных дорогах СССР.
Огромное здание было продано сторонней организации. В нём собирались разместить цех по обработке камня. Не исключалось, что будет сохранён небольшой участок узкоколейной железной дороги вблизи депо, на котором будут выполняться технологические перевозки камня. Но вероятность этого представлялась минимальной.
Находящийся вблизи депо паровоз-памятник ещё стоял на своём месте. Его предлагали купить разным структурам, в том числе ОАО «РЖД» — для установки в музее на Рижском вокзале в Москве. Но «РЖД» вначале отказалось. Не исключалось, что паровоз тоже порежут на металлолом, если не найдут покупателя.
В итоге паровоз был вывезен в Екатеринбург и восстановлен до рабочего состояния.
В ноябре 2009 года демонтаж путей был почти завершён. От огромной сети узкоколейных железных дорог бывшего Радовицкого ППЖТ — Рязановского торфотранспортного предприятия не осталось ничего, кроме небольшого фрагмента путей в Рязановке, между бывшим депо и бывшим механизированным перегрузом. На нём были размещены локомотивы и вагоны, приготовленные к порезке.
Рязановка и Радовицкий Мох, когда-то большие, красивые и благоустроенные посёлки, стали умирающей и никому не нужной «глушью», где нет работы и нет будущего.
В течение 2010 года в Рязановке продолжалась разделка подвижного состава. «Под нож» пускали и почти новые тепловозы, которые мало работали и могли бы служить ещё десятки лет.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ ЛИНИЙ
ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (ЧАСТЬ 1)
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (ЧАСТЬ 2)
ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ДЕПО НА СТАНЦИИ ТОРФЯНАЯ В ПОСЁЛКЕ РЯЗАНОВКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ДЕПО НА СТАНЦИИ ТОРФЯНАЯ В ПОСЁЛКЕ РЯЗАНОВКА, СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — КОМСОМОЛЬСКИЙ К ЗАПАДУ ОТ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С АВТОДОРОГОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — КОМСОМОЛЬСКИЙ, СТАНЦИЯ КОМСОМОЛЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ТОРФЯНАЯ, СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ, ДЕПО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ, ДЕПО, ПАРОВОЗ-ПАМЯТНИК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ (ПОСЁЛОК РАДОВИЦКИЙ МОХ) — РАЗОБРАННЫЙ ПУТЬ К КОТЕЛЬНОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ, НАЧАЛО ПЕРЕГОНА СВЕЖАЯ — ПРОКША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (НАЧАЛО ПЕРЕГОНА СВЕЖАЯ — ПРОКША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (НЕДЕЙСТВУЮЩИЙ ПУТЬ К БАЗЕ ГСМ НА ЗАПАДНОЙ ОКРАИНЕ ПОСЁЛКА РАДОВИЦКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (НЕДЕЙСТВУЮЩИЙ ПУТЬ К БАЗЕ ГСМ
НА ЗАПАДНОЙ ОКРАИНЕ ПОСЁЛКА РАДОВИЦКИЙ МОХ, ПРИБЫТИЕ ЭСУ2А-772 НА СТАНЦИЮ СВЕЖАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПРИБЫТИЕ ЭСУ2А-772 НА СТАНЦИЮ СВЕЖАЯ, ТЕПЛОВОЗЫ В ДЕПО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ТЕПЛОВОЗЫ В ДЕПО НА СТАНЦИИ СВЕЖАЯ,
УПРАВЛЕНИЕ РТТП В ПОСЁЛКЕ РЯЗАНОВКА, ДИСПЕТЧЕРСКАЯ НА СТАНЦИИ ТОРФЯНАЯ В РЯЗАНОВКЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ, ПАРОВОЗ-ПАМЯТНИК, ПУТЬ К ТОРФОПЕРЕГРУЗУ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ — ПУТИ У ТОРФОПЕРЕГРУЗА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ — ПУТИ У ТОРФОПЕРЕГРУЗА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ, ПОСЁЛОК РАДОВИЦКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПЕРЕГОН СВЕЖАЯ — ПРОКША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕРЕГОН СВЕЖАЯ — ПРОКША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕРЕГОН СВЕЖАЯ — ПРОКША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕРЕГОН СВЕЖАЯ — ПРОКША,
БЫВШАЯ СТАНЦИЯ ПРОКША, ПЕРЕГОН ПРОКША — ОКТЯБРЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕРЕГОН ПРОКША — ОКТЯБРЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕРЕГОН ПРОКША — ОКТЯБРЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕРЕГОН ПРОКША — ОКТЯБРЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕРЕГОН ПРОКША — ОКТЯБРЬСКИЙ,
БЫВШИЙ РАЗЪЕЗД ОКТЯБРЬСКИЙ, ПЕРЕГОН ОКТЯБРЬСКИЙ — СЕВЕРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЕРЕГОН ОКТЯБРЬСКИЙ — СЕВЕРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПЕРЕГОН ОКТЯБРЬСКИЙ — СЕВЕРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПЕРЕГОН ОКТЯБРЬСКИЙ — СЕВЕРНЫЙ, СТАНЦИЯ СЕВЕРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ТРЕУГОЛЬНИК У СТАНЦИИ СЕВЕРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (СТАНЦИЯ СЕВЕРНЫЙ, ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — ЛОСИНЫЙ, МОСТ ЧЕРЕЗ КАНАЛ ЖИЛИНСКОГО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — ЛОСИНЫЙ, МОСТ ЧЕРЕЗ КАНАЛ ЖИЛИНСКОГО,
СТАНЦИЯ ЛОСИНЫЙ (2-Й УЧАСТОК), РАБОТА «РАЗБИРАЛЬЩИКОВ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (СТАНЦИЯ ЛОСИНЫЙ (2-Й УЧАСТОК), РАБОТА «РАЗБИРАЛЬЩИКОВ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (СТАНЦИЯ ЛОСИНЫЙ (2-Й УЧАСТОК), РАБОТА «РАЗБИРАЛЬЩИКОВ», СТАНЦИЯ СЕВЕРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (СТАНЦИЯ СЕВЕРНЫЙ, ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — КОМСОМОЛЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — КОМСОМОЛЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — КОМСОМОЛЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 21) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — КОМСОМОЛЬСКИЙ, ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С АВТОДОРОГОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 22) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — КОМСОМОЛЬСКИЙ, ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С АВТОДОРОГОЙ,
ПОСЁЛОК РЯЗАНОВКА, СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ, ПАРОВОЗ-ПАМЯТНИК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 23) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 24) (СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 25) (ПЕРЕГОН ТОРФЯНАЯ — КОМСОМОЛЬСКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 26) (СТАНЦИЯ КОМСОМОЛЬСКИЙ, ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ЛЕСНОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 27) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ЛЕСНОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 28) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ЛЕСНОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 29) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ЛЕСНОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 30) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ЛЕСНОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 31) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ЛЕСНОЙ, ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С АВТОДОРОГОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 32) (ПЕРЕГОН КОМСОМОЛЬСКИЙ — ЛЕСНОЙ, СТАНЦИЯ ЛЕСНОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 33) (СТАНЦИЯ ЛЕСНОЙ, ПЕРЕГОН ЛЕСНОЙ — 5-Й УЧАСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 34) (ПЕРЕГОН ЛЕСНОЙ — 5-Й УЧАСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 35) (ПЕРЕГОН ЛЕСНОЙ — 5-Й УЧАСТОК, СТАНЦИЯ 5-Й УЧАСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 36) (СТАНЦИЯ 5-Й УЧАСТОК, ПЕРЕГОН 5-Й УЧАСТОК — 3-Й УЧАСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 37) (ПЕРЕГОН 5-Й УЧАСТОК — 3-Й УЧАСТОК, ВРЕМЕННЫЕ ПУТИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 38) (ПЕРЕГОН 5-Й УЧАСТОК — 3-Й УЧАСТОК, ВРЕМЕННЫЕ ПУТИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 39) (ПЕРЕГОН 5-Й УЧАСТОК — 3-Й УЧАСТОК, ВРЕМЕННЫЕ ПУТИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 40) (ПЕРЕГОН 5-Й УЧАСТОК — 3-Й УЧАСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 41) (ПЕРЕГОН 5-Й УЧАСТОК — 3-Й УЧАСТОК, СТАНЦИЯ 3-Й УЧАСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 42) (СТАНЦИЯ 3-Й УЧАСТОК, КРАЙНЯЯ ТОЧКА ЛИНИИ У 3-ГО УЧАСТКА, ВОЗВРАЩЕНИЕ
К ПЕРЕСЕЧЕНИЮ С АВТОДОРОГОЙ НА ПЕРЕГОНЕ КОМСОМОЛЬСКИЙ — ЛЕСНОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ У БЫВШЕГО ПЕРЕГРУЗА НА СТАНЦИИ ТОРФЯНАЯ, ПОСЁЛОК РЯЗАНОВКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ У БЫВШЕГО ПЕРЕГРУЗА НА СТАНЦИИ ТОРФЯНАЯ, ПОСЁЛОК РЯЗАНОВКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ У БЫВШЕГО ПЕРЕГРУЗА, БЫВШЕЕ ДЕПО НА СТАНЦИИ ТОРФЯНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (БЫВШАЯ СТАНЦИЯ СВЕЖАЯ В ПОСЁЛКЕ РАДОВИЦКИЙ МОХ, БЫВШЕЕ ДЕПО)
24.03.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Московской области»
на главную страницу