ID: 2223
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА МОКЕИХА-ЗЫБИНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ ПОЕЗДКИ АВТОРА
52
2000 год
Узкоколейная железная дорога была впервые посещена в ходе длительной и крайне жёсткой рабочей экспедиции. Я находился в пути 18 дней, хотя и не отдалялся от Москвы больше чем на 800 километров.
Практически не было денег. Не было паспорта — он был утрачен в ходе экспедиции в Таджикистан. Не было права на бесплатный проезд в пригородных поездах — на тот момент я по своей глупости сознательно отказался от него. Летом 2000 года после нескольких стычек с агрессивными проводниками я убедился в идиотичности этого решения. В октябре 2000 года я вернул бумагу для бесплатного проезда — и теперь недоумеваю, зачем по своей воле терпел столько неприятностей.
Рабочая экспедиция происходила в самых наихудших условиях. Без паспорта, только со справкой о его отсутствии, без ничего! В пригородных поездах неоднократно были матерные перебранки, стычки и драки с соответствующими работниками. Они истерично пытались высадить меня из пригородных поездов с дикими криками, угрозами и тычками.
Вся экспедиция — жесточайшая борьба с холодом (в первой половине поездки) и жарой (во второй половине). Под конец поездки — обилие кровососущих насекомых, из-за которых невозможно было спать. Поэтому сутками я обходился не только почти без еды, но и почти без сна. «Наезд» агрессивных маргиналов в Зинковке, которые за отказ распивать водку пытались взять меня в заложники и расстрелять из ружья.
Общий маршрут поездки: Москва — Тверь — Осеченка — Бологое — Удомля — Сонково — Пищалкино — Мокеиха-2 — Пищалкино — Тихменево — Великий Мох — Тихменево — Ваулово — Варегово — Ваулово — Ярославль — Нерехта — Иваново — 243 км — Нижний Новгород — Бор — Большое Пикино (карьер) — Бор — станция Тоншаево — Сява — Новосявский — Панино — Якшанга — Супротивный — Полдневица — Зинковка — Малое Раменье — Полдневица — Поназырево — Шарья — Кострома — Мисково — Караси — Мисково — Кострома — Москва.
На Мокеиха-Зыбинском торфопредприятии никаких неприятных эпизодов не было. Здесь отношение было хорошим.
От узловой станции Сонково до станции Пищалкино я добрался в вагоне грузового поезда. Это достаточно рискованно: остановка по станции Пищалкино не гарантирована. Но вероятность этого высокая, так как по однопутной линии движется большой поток поездов.
Размышляю так: если и не в Пищалкино, то на следующей станции поезд точно остановится. Если придётся идти пешком, то не больше, чем от Сонково.
Поезд остановился в Пищалкино. Я вылез из полувагона и направился в соседний посёлок Октябрь. Как и ожидалось, здесь есть действующая крупная узкоколейная железная дорога.
Я проехал в кабинах тепловозов по основной, северной линии практически «до упора» — самого дальнего, 5-го участка. Наблюдаю последствия аварии на «времянке».
К сожалению, было сделано всего семь фотографий. В «плёночную» эпоху каждый снимок стоил денег, а их не было.
Было записано множество сведений об узкоколейной железной дороге. Это писалось на бумаге. К сожалению, значительная часть ценной информации пропала. Дурной гражданин Олег Прут (значительно позднее появившийся в Сети как http://alt17.livejournal.com) украл записи.
Все свои бумажные записи в то время я давал известному Антону Кротову для использования в книге-сборнике расписаний «Все электрички России». Со строгим условием — вернуть в полной сохранности, без малейших повреждений, без каких-либо пометок.
К сожалению, Антон Кротов передал бумаги дурным «человекообразным» — Илье Сайтанову и Олегу Пруту. Они работали над составлением сборника расписаний, хотя настоящими любителями железной дороги не являлись.
Первый вернул бесценные бумаги из экспедиции на Сахалин в испохабленном виде, испортив их своими пометками. Сканированные изображения есть в описании экспедиции на Сахалин.
Второй не вернул вообще. Настойчивые требования отдать чужое имущество он категорически игнорировал, от контактов со мной уклонялся. Понятно, что ему эти бумаги не нужны. Он не понимал их значения, и скорее всего выкинул их.
Я хотел как лучше — донести собранную информацию до широкого круга людей. В то время ещё почти не было Интернета. В ответ на благое побуждение я получил вероломство и невосполнимый ущерб (в случае с Прутом). Это не забудется никогда, и ухудшило отношение к людям в целом. Стыд и позор Сайтанову, и особенно — Пруту!
2006 год
Маршрут поездки: Москва — Ярославль — Тихменево (ночёвка в замаскированном месте южнее посёлка) — Пищалкино (ночёвка в заброшенном сарае у станции) — Сонково (ночёвка в замаскированном месте) — Весьегонск — Тверь — Москва.
Участки Москва — Пищалкино, Сонково — Весьегонск и Тверь — Москва преодолены на пригородных поездах. Участок Весьегонск — Тверь преодолён автостопом, на одной попутной машине. При этом была пересечена вся огромная Тверская область с севера на юг. Участок Пищалкино — Сонково преодолён пешком в темноте по путям магистральной железной дороги.
Изучение узкоколейной железной дороги началось утром 20 апреля. В 7:10 прихожу на вокзал в посёлке Октябрь. Там находился готовый к отправлению пассажирский поезд на 6-й участок. Нумерация всех участков приводится в старом, традиционном виде.
Я решил ехать с утра на «северную» линию, которая ведёт к станции Участковая и дальше. На 6-й участок решаю ехать вечером.
Доезжаю сначала до диспетчерской на станции Перегрузочная. Захожу в здание диспетчерской. Долгое время нахожусь в ней, копирую схемы и документы.
Затем — в кабине тепловоза до 4-го участка. Выезд из Перегрузочной в 8:48. В 9:39 проследовали 3-й участок. В 9:48 — 4-й участок.
От 4-го участка в кабине тепловоза до 3-го участка.
От 3-го участка отправляюсь пешком на юг, выполняя фотодокументацию линии.
Между разъездом №9 и Участковой остановился тепловоз ТУ7-0727, следовавший резервом. Машинист по своей инициативе решил довезти меня до пассажирской станции Мокеиха 2.
Осматриваю пути в посёлке Мокеиха 2, ведущие на котельную. Осматриваю небольшое локомотивное депо.
Возвращаюсь на станцию Участковая. Это главная станция в Мокеихе 2. Железнодорожники чаще называют её 8-й пост.
В южной части станции поднимаюсь на осветительную мачту. Фотографирую станцию сверху.
Иду пешком из Участковой на пост 5-й км, выполняя тотальную фотодокументацию двухпутной магистрали.
В 15:34 выезжаю из поста 5-й км рабочим поездом, следующим на 6-й участок. Еду в кабине тепловоза, фотографирую линию в северном направлении.
В 16:00 прибываю на станцию 6-й участок. Быстрый обгон тепловоза. Поезд вскоре отправляется обратно.
В 16:39 выхожу из поезда на платформе Озёрная. Прохожу пешком и фотодокументирую участок Озёрная — Перегрузочная — Техническая.
На станции Перегрузочная поднимаюсь на осветительную мачту. Делаю панорамные снимки.
Отклоняюсь к эстакаде. Фотографирую этот грандиозный объект.
Захожу в депо. Фотографирую все тепловозы, которые в нём были. Дело непростое: требовалось получать доступ в различные здания и отделения, имеющие собственные двери и замки.
Фотодокументирую пути вплоть до крайней южной точки — тупика на пассажирской станции Октябрь. Последний снимок в тупике был сделан в 19:22.
Затем ищу в посёлке людей, которые могли бы располагать историческими материалами по узкоколейной железной дороге. Мне рассказали, что здесь живёт краевед Дмитрий Иванович Смирнов. Я беседовал с ним в его квартире. Скопировал его брошюру «С любовью к Родине». Но информации об узкоколейной железной дороге там немного.
В сумерках прихожу на станцию Пищалкино. В темноте прохожу по шпалам магистральной железной дороги 13 километров. Ночёвка в замаскированном месте южнее путей станции.
Трудно было преодолеть нестерпимое желание уехать утренним пригородным поездом Сонково — Савёлово. Поезд по такому маршруту курсирует один раз в сутки. Савёлово — это пригородная зона Москвы. Если бы я сейчас уехал в Савёлово — то вернулся бы в Москву быстро и гарантированно.
Но я преодолел лень, и отправился из Сонково почти одновременно с отправлением савёловского поезда в прямо противоположную сторону, ещё дальше на север. Выезд поездом сообщением Сонково — Весьегонск. Была проезжена и зафотодокументирована тупиковая железнодорожная линия Овинище — Весьегонск.
Единственно возможный для меня вариант «выбирания» из Весьегонска — автостопом в сторону Твери. Это 248 километров по автодорогам местного значения.
Я опасался надолго «застрять», и не успеть добраться до Москвы в этот день. Но повезло: на окраине Весьегонска вскоре остановился грузовой автомобиль «ГАЗель», следующий в Тверь.
Водитель из Твери, патриот родного города. Заявил, что не стал бы переезжать в Москву, даже если бы была такая возможность. Это правильно, это заслуживает уважения!
Выхожу вблизи Речного вокзала. Трамваем до железнодорожного вокзала. Вскоре — электропоезд на Москву. Несмотря на выезд из Сонково в противоположную от Москвы сторону, я добрался до Москвы в этот же день, причём далеко не поздним вечером.
2014 год
Две ночёвки в посёлке Октябрь и вблизи него. Было сделано большое количество фотографий. Описание этой экспедиции находится на странице http://infojd.ru/dop/poezdka2014mziv.html.
24.05.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
«Узкоколейная железная дорога Мокеиха—Зыбинского торфопредприятия»
Узкоколейная железная дорога была впервые посещена в ходе длительной и крайне жёсткой рабочей экспедиции. Я находился в пути 18 дней, хотя и не отдалялся от Москвы больше чем на 800 километров.
Практически не было денег. Не было паспорта — он был утрачен в ходе экспедиции в Таджикистан. Не было права на бесплатный проезд в пригородных поездах — на тот момент я по своей глупости сознательно отказался от него. Летом 2000 года после нескольких стычек с агрессивными проводниками я убедился в идиотичности этого решения. В октябре 2000 года я вернул бумагу для бесплатного проезда — и теперь недоумеваю, зачем по своей воле терпел столько неприятностей.
Рабочая экспедиция происходила в самых наихудших условиях. Без паспорта, только со справкой о его отсутствии, без ничего! В пригородных поездах неоднократно были матерные перебранки, стычки и драки с соответствующими работниками. Они истерично пытались высадить меня из пригородных поездов с дикими криками, угрозами и тычками.
Вся экспедиция — жесточайшая борьба с холодом (в первой половине поездки) и жарой (во второй половине). Под конец поездки — обилие кровососущих насекомых, из-за которых невозможно было спать. Поэтому сутками я обходился не только почти без еды, но и почти без сна. «Наезд» агрессивных маргиналов в Зинковке, которые за отказ распивать водку пытались взять меня в заложники и расстрелять из ружья.
Общий маршрут поездки: Москва — Тверь — Осеченка — Бологое — Удомля — Сонково — Пищалкино — Мокеиха-2 — Пищалкино — Тихменево — Великий Мох — Тихменево — Ваулово — Варегово — Ваулово — Ярославль — Нерехта — Иваново — 243 км — Нижний Новгород — Бор — Большое Пикино (карьер) — Бор — станция Тоншаево — Сява — Новосявский — Панино — Якшанга — Супротивный — Полдневица — Зинковка — Малое Раменье — Полдневица — Поназырево — Шарья — Кострома — Мисково — Караси — Мисково — Кострома — Москва.
На Мокеиха-Зыбинском торфопредприятии никаких неприятных эпизодов не было. Здесь отношение было хорошим.
От узловой станции Сонково до станции Пищалкино я добрался в вагоне грузового поезда. Это достаточно рискованно: остановка по станции Пищалкино не гарантирована. Но вероятность этого высокая, так как по однопутной линии движется большой поток поездов.
Размышляю так: если и не в Пищалкино, то на следующей станции поезд точно остановится. Если придётся идти пешком, то не больше, чем от Сонково.
Поезд остановился в Пищалкино. Я вылез из полувагона и направился в соседний посёлок Октябрь. Как и ожидалось, здесь есть действующая крупная узкоколейная железная дорога.
Я проехал в кабинах тепловозов по основной, северной линии практически «до упора» — самого дальнего, 5-го участка. Наблюдаю последствия аварии на «времянке».
К сожалению, было сделано всего семь фотографий. В «плёночную» эпоху каждый снимок стоил денег, а их не было.
Было записано множество сведений об узкоколейной железной дороге. Это писалось на бумаге. К сожалению, значительная часть ценной информации пропала. Дурной гражданин Олег Прут (значительно позднее появившийся в Сети как http://alt17.livejournal.com) украл записи.
Все свои бумажные записи в то время я давал известному Антону Кротову для использования в книге-сборнике расписаний «Все электрички России». Со строгим условием — вернуть в полной сохранности, без малейших повреждений, без каких-либо пометок.
К сожалению, Антон Кротов передал бумаги дурным «человекообразным» — Илье Сайтанову и Олегу Пруту. Они работали над составлением сборника расписаний, хотя настоящими любителями железной дороги не являлись.
Первый вернул бесценные бумаги из экспедиции на Сахалин в испохабленном виде, испортив их своими пометками. Сканированные изображения есть в описании экспедиции на Сахалин.
Второй не вернул вообще. Настойчивые требования отдать чужое имущество он категорически игнорировал, от контактов со мной уклонялся. Понятно, что ему эти бумаги не нужны. Он не понимал их значения, и скорее всего выкинул их.
Я хотел как лучше — донести собранную информацию до широкого круга людей. В то время ещё почти не было Интернета. В ответ на благое побуждение я получил вероломство и невосполнимый ущерб (в случае с Прутом). Это не забудется никогда, и ухудшило отношение к людям в целом. Стыд и позор Сайтанову, и особенно — Пруту!
2006 год
Маршрут поездки: Москва — Ярославль — Тихменево (ночёвка в замаскированном месте южнее посёлка) — Пищалкино (ночёвка в заброшенном сарае у станции) — Сонково (ночёвка в замаскированном месте) — Весьегонск — Тверь — Москва.
Участки Москва — Пищалкино, Сонково — Весьегонск и Тверь — Москва преодолены на пригородных поездах. Участок Весьегонск — Тверь преодолён автостопом, на одной попутной машине. При этом была пересечена вся огромная Тверская область с севера на юг. Участок Пищалкино — Сонково преодолён пешком в темноте по путям магистральной железной дороги.
Изучение узкоколейной железной дороги началось утром 20 апреля. В 7:10 прихожу на вокзал в посёлке Октябрь. Там находился готовый к отправлению пассажирский поезд на 6-й участок. Нумерация всех участков приводится в старом, традиционном виде.
Я решил ехать с утра на «северную» линию, которая ведёт к станции Участковая и дальше. На 6-й участок решаю ехать вечером.
Доезжаю сначала до диспетчерской на станции Перегрузочная. Захожу в здание диспетчерской. Долгое время нахожусь в ней, копирую схемы и документы.
Затем — в кабине тепловоза до 4-го участка. Выезд из Перегрузочной в 8:48. В 9:39 проследовали 3-й участок. В 9:48 — 4-й участок.
От 4-го участка в кабине тепловоза до 3-го участка.
От 3-го участка отправляюсь пешком на юг, выполняя фотодокументацию линии.
Между разъездом №9 и Участковой остановился тепловоз ТУ7-0727, следовавший резервом. Машинист по своей инициативе решил довезти меня до пассажирской станции Мокеиха 2.
Осматриваю пути в посёлке Мокеиха 2, ведущие на котельную. Осматриваю небольшое локомотивное депо.
Возвращаюсь на станцию Участковая. Это главная станция в Мокеихе 2. Железнодорожники чаще называют её 8-й пост.
В южной части станции поднимаюсь на осветительную мачту. Фотографирую станцию сверху.
Иду пешком из Участковой на пост 5-й км, выполняя тотальную фотодокументацию двухпутной магистрали.
В 15:34 выезжаю из поста 5-й км рабочим поездом, следующим на 6-й участок. Еду в кабине тепловоза, фотографирую линию в северном направлении.
В 16:00 прибываю на станцию 6-й участок. Быстрый обгон тепловоза. Поезд вскоре отправляется обратно.
В 16:39 выхожу из поезда на платформе Озёрная. Прохожу пешком и фотодокументирую участок Озёрная — Перегрузочная — Техническая.
На станции Перегрузочная поднимаюсь на осветительную мачту. Делаю панорамные снимки.
Отклоняюсь к эстакаде. Фотографирую этот грандиозный объект.
Захожу в депо. Фотографирую все тепловозы, которые в нём были. Дело непростое: требовалось получать доступ в различные здания и отделения, имеющие собственные двери и замки.
Фотодокументирую пути вплоть до крайней южной точки — тупика на пассажирской станции Октябрь. Последний снимок в тупике был сделан в 19:22.
Затем ищу в посёлке людей, которые могли бы располагать историческими материалами по узкоколейной железной дороге. Мне рассказали, что здесь живёт краевед Дмитрий Иванович Смирнов. Я беседовал с ним в его квартире. Скопировал его брошюру «С любовью к Родине». Но информации об узкоколейной железной дороге там немного.
В сумерках прихожу на станцию Пищалкино. В темноте прохожу по шпалам магистральной железной дороги 13 километров. Ночёвка в замаскированном месте южнее путей станции.
Трудно было преодолеть нестерпимое желание уехать утренним пригородным поездом Сонково — Савёлово. Поезд по такому маршруту курсирует один раз в сутки. Савёлово — это пригородная зона Москвы. Если бы я сейчас уехал в Савёлово — то вернулся бы в Москву быстро и гарантированно.
Но я преодолел лень, и отправился из Сонково почти одновременно с отправлением савёловского поезда в прямо противоположную сторону, ещё дальше на север. Выезд поездом сообщением Сонково — Весьегонск. Была проезжена и зафотодокументирована тупиковая железнодорожная линия Овинище — Весьегонск.
Единственно возможный для меня вариант «выбирания» из Весьегонска — автостопом в сторону Твери. Это 248 километров по автодорогам местного значения.
Я опасался надолго «застрять», и не успеть добраться до Москвы в этот день. Но повезло: на окраине Весьегонска вскоре остановился грузовой автомобиль «ГАЗель», следующий в Тверь.
Водитель из Твери, патриот родного города. Заявил, что не стал бы переезжать в Москву, даже если бы была такая возможность. Это правильно, это заслуживает уважения!
Выхожу вблизи Речного вокзала. Трамваем до железнодорожного вокзала. Вскоре — электропоезд на Москву. Несмотря на выезд из Сонково в противоположную от Москвы сторону, я добрался до Москвы в этот же день, причём далеко не поздним вечером.
2014 год
Две ночёвки в посёлке Октябрь и вблизи него. Было сделано большое количество фотографий. Описание этой экспедиции находится на странице http://infojd.ru/dop/poezdka2014mziv.html.
24.05.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
«Узкоколейная железная дорога Мокеиха—Зыбинского торфопредприятия»