ID: 3127
НОВОМОСКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
219
В городе Новомосковске Тульской области находится одна из лучших российских детских железных дорог. Она является одной из главных городских достопримечательностей. Факт наличия детской железной дороги придаёт городу особый статус. Являясь обладателем детской железной дороги, Новомосковск превзошёл не только свой областной центр, но и некоторые крупнейшие города (Самару, Саратов, Воронеж, Москву).
История
Инициатором создания детской железной дороги был директор комбината «Москвауголь» (одного из градообразующих предприятий Сталиногорска, нынешнего Новомосковска) Дмитрий Григорьевич Оника. Проектирование детской железной дороги началось в мае 1953 года, в нём участвовали недавние выпускники Московского института инженеров транспорта (МИИТа). Местом размещения детской железной дороги был выбран городской парк, окружённый жилой застройкой и железнодорожной линией Урванка — Сборная (позднее превратившейся в тупиковую ветвь Урванка — Московская). В связи с ограниченностью пространства для детской железной дороги была выбрана кольцевая конфигурация.
15 июня 1953 года директором комбината «Москвауголь» был подписан приказ о начале строительства Сталиногорской детской железной дороги. В течение последующих месяцев был проделан огромный объём работ, получен подвижной состав. 21 декабря 1953 года по детской железной дороге торжественно проследовал первый поезд.
В первый год своей работы Сталиногорская детская железная дорога была «ведомственной» и не учитывалась в общей статистике детских железных дорог МПС СССР. Но это продолжалось недолго — 17 декабря 1954 года детская железная дорога была передана из подчинения комбината «Москвауголь» Министерства угольной промышленности СССР в подчинение Министерства путей сообщения СССР.
Первый сезон работы детской железной дороги в составе МПС был открыт 26 мая 1955 года. Именно эта дата стала отмечаться как день основания детской железной дороги, и отсчёт её истории официально чаще всего ведётся с 1955 года (что является в корне неверным). В то время через Сталиногорск пролегала Московско-Курско-Донбасская железная дорога, поэтому детская железная дорога получила официальное название «Малая Московско-Курско-Донбасская железная дорога».
До 1957 года город Сталиногорск находился на территории Московской области. До момента его передачи в Тульскую область на территории Московской области действовали две детские железные дороги (однако они относились к разным железным дорогам). С 1961 года, после ликвидации Московско-Курско-Донбасской железной дороги и переименования Сталиногорска в Новомосковск, детская железная дорога официально называется Новомосковской.
В 1970 году паровая тяга была заменена тепловозной — на детскую железную дорогу поступили тепловозы ТУ2-241 и ТУ3-003. Однако тепловоз ТУ3-003 пробыл здесь недолго — вскоре его было решено передать на Ярославскую детскую железную дорогу. В конце 1971 года поступил тепловоз ТУ2-126. С этого момента тяговый подвижной состав Новомосковской детской железной дороги не менялся.
В 1985 году пассажирские вагоны Pafawag, построенные в Польше, были заменены вагонами ПВ40 производства Демиховского машиностроительного завода (в количестве 4 единицы). В 1974 году было открыто административно-учебное здание на станции Берёзки, существующее поныне.
В 1979 году на детской железной дороге появился третий остановочный пункт — платформа Юннатская. Однако она использовалась непродолжительное время. Почти во все сезоны работы детской железной дороги платформа Юннатская выполняла исключительно одну функцию: юный проводник объявлял, что поезд проследует платформу Юннатская без остановки.
К сезону 2006 года на Новомосковскую детскую железную дорогу поступили 5 пассажирских вагонов ПВ40, прошедших капитальный ремонт с продлением срока службы в вагонном депо Орехово-Зуево (ранее эти вагоны находились на Малой Московской детской железной дороге). Количество вагонов увеличилось с 4 до 9. Один из вагонов был переоборудован в «свадебный» (предназначен для поездок участников свадебных церемоний).
Территория станции Берёзки при поступлении новых вагонов подверглась незначительной реконструкции, была огорожена по всему периметру. Ушли в прошлое ручные стрелки — станция была оборудована электрической централизацией стрелок и сигналов.
По данным на июнь 2004 года, на Новомосковской детской железной дороге находились два тепловоза: ТУ2-241, названный «Ветерок», и ТУ2-126, названный «Быстрый». Работает обычно только ТУ2-241. Пассажирские поезда движутся только в одном направлении: против часовой стрелки.
В каждом поезде всегда бывает 4 пассажирских вагона, один из них — «экскурсионный». Другого подвижного состава на дороге нет (за исключением съёмных путейских тележек).
Путевое развитие имеет только станция Берёзки. На детской железной дороге насчитывалось 5 стрелочных переводов, все они были ручными.
Редкая особенность Новомосковской детской железной дороги — наличие участка, на котором путь пролегает вплотную к железной дороге общего пользования. Участком широкой колеи, вплотную прилегавшим к Новомосковской детской железной дороге, была тупиковая линия Урванка — Московская, использовавшаяся только для движения городских электропоездов (http://infojd.ru/28/novomoskovsk.html).
Подвижной состав на Новомосковскую детскую железную дорогу благодаря близости к широкой колее доставлялся без использования автомобильного транспорта, как на других детских железных дорогах. Узкоколейные тепловозы и вагоны подвозили на платформах широкой колеи к детской железной дороге. Прямо с перегона Урванка — Московская они ставились краном на узкоколейные рельсы.
К сожалению, в 2009 году ширококолейная линия Урванка — Московская была варварски разобрана. Заявленный предлог для этого — расширение автомобильной дороги. Это столь же дико, как разборка путей Московского метрополитена на совмещённом Нагатинском мосту для расширения улицы. Дикое решение принесло ущерб транспорту и усложнило доставку подвижного состава на Новомосковскую детскую железную дорогу.
На дороге несколько лет продолжалась масштабная реконструкция. Считается, что старт ей дал лично руководитель Российских железных дорог Владимир Якунин, побывавший на Новомосковской детской железной дороге 14 сентября 2009 года.
Реконструкция была завершена в 2012 году. На открытии Новомосковской детской железной дороги после реконструкции присутствовали губернатор Тульской области Владимир Груздев и начальник Московской железной дороги Владимир Молдавер.
Трасса Новомосковской детской железной дороги не изменилась. Но всюду было уложено новое верхнее строение пути. От платформ Юннатская и Пионерская не осталось никаких следов. Взамен на некотором удалении от них были построены платформы Парковая и Исток Дона.
На всём протяжении были уложены железобетонные шпалы. Было построено новое здание вагонного депо на станции Берёзки. Раньше было только локомотивное депо.
Установлены локомотивы-памятники ТУ2-126 и Эр787-75 (ширококолейный паровоз).
В сентябре 2010 года был получен тепловоз ТУ10-002. В ноябре 2012 года поступил тепловоз ТУ10-018. Поступили новые пассажирские вагоны.
Новомосковская детская железная дорога официально с начала 2012 года называется весьма коряво, «Тульская детская железная дорога». Хотите такое название — создайте этот объект действительно в Туле, на базе варварски разобранной железной дороги от станции Тула-Лихвинская! А здесь такое название представляется необоснованным.
Протяжённость Новомосковской детской железной дороги небольшая. Она представляет собой замкнутое кольцо, что нежелательно для детских железных дорог. Ибо сводится к минимуму маневровая работа, и объект своей конфигурацией насаждает мысли о несерьёзности. Новомосковская детская железная дорога не имеет никакого транспортного значения.
Несмотря на это, Новомосковская детская железная дорога была и остаётся в числе лучших. По многим показателям она превосходит «главную» ДЖД Московской железной дороги, расположенную недалеко от Москвы.
Поездки автора
27 июля 2004 года. Первое посещение Новомосковска. В ходе этой экспедиции я посещал также шахту «Бельковская».
Прохожу по линии пешком, проезжаю в пассажирском поезде. Беседую с руководством дороги. Делаются «плёночные» фотографии в небольшом количестве.
13 мая 2009 года. Новомосковск посещён по пути на шахту «Подмосковная». Делаются фотографии. Движение поездов в этот день ещё не открылось.
10 июля 2010 года. Приезжаю в Новомосковск на автомобиле с Александром [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ], который здесь был впервые провезён по детской железной дороге. На следующий день он был вывезен на Малую Московскую детскую железную дорогу.
Реконструкция Новомосковской детской железной дороги была в разгаре. Строились станции Исток Дона и Парковая. При этом движение поездов не прекращалось.
17 июля 2016 года. Поездка происходила по маршруту Москва — Новомосковск — Алексин — Калуга — Москва, на пригородных поездах.
В этот день работал тепловоз ТУ10-018. ТУ10-002 стоит в депо. И там же с 2010 года стоит отставленный от работы ТУ2-241, который всё ещё собираются передать на Малую Московскую детскую железную дорогу. Сфотографировать тепловозы в депо не удалось.
Дорога выглядит большим, развитым, серьёзным объектом. По ощущениям — своим размахом она в разы превосходит Малую Московскую детскую железную дорогу.
Как Волчанск — город трамвая, так Новомосковск — город Малой Магистрали! Хотя здесь есть много другого необычного. Например, единственная в регионе действующая шахта. Не угольная — они все закрыты, а гипсовая. Длина выработок — больше длины Московского метро. Вторая по близости к Москве шахта находится вблизи Арзамаса, Нижегородская область.
Проехал в поезде (в третий раз), поддержав дорогу на 55 рублей, стандартный билет.
Беседую с работниками дороги в учебном корпусе. Ко мне отнеслись очень хорошо. Жаль, что времени мало. Оставляю в подарок две книги «По рельсам и по земле».
Предложили проехать в кабине ТУ10. Редкая возможность узнать изнутри современный узкоколейный тепловоз. Появление которого было удивительным делом. Жаль, что он, скорее всего, никогда не выйдет за пределы детских железных дорог.
Выхожу на Истоке Дона — и в скоростном темпе на вокзал. Успеваю за три минуты до отправления дизель-поезда Урванка — Алексин.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
РАЗНОЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ПЛАТФОРМА ЮННАТСКАЯ, СТАНЦИЯ БЕРЁЗКИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ БЕРЁЗКИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (СТАНЦИЯ БЕРЁЗКИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ДЕПО НА СТАНЦИИ БЕРЁЗКИ, ПОЕЗДКА НА ПОЕЗДЕ, СТРОЯЩИЕСЯ ПЛАТФОРМЫ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (СТАНЦИЯ БЕРЁЗКИ, СТРОЯЩАЯСЯ ПЛАТФОРМА ИСТОК ДОНА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2016 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ЛИНИЯ, ТЕПЛОВОЗ-ПАМЯТНИК ТУ2-126,
ПРОСЛЕДОВАНИЕ ПОЕЗДА, ТЕРРИТОРИЯ ДЕПО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2016 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ БЕРЁЗКИ, ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2016 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, СТАНЦИЯ БЕРЁЗКИ, СТАНЦИЯ ИСТОК ДОНА)
22.03.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Тульской области»
на главную страницу
История
Инициатором создания детской железной дороги был директор комбината «Москвауголь» (одного из градообразующих предприятий Сталиногорска, нынешнего Новомосковска) Дмитрий Григорьевич Оника. Проектирование детской железной дороги началось в мае 1953 года, в нём участвовали недавние выпускники Московского института инженеров транспорта (МИИТа). Местом размещения детской железной дороги был выбран городской парк, окружённый жилой застройкой и железнодорожной линией Урванка — Сборная (позднее превратившейся в тупиковую ветвь Урванка — Московская). В связи с ограниченностью пространства для детской железной дороги была выбрана кольцевая конфигурация.
15 июня 1953 года директором комбината «Москвауголь» был подписан приказ о начале строительства Сталиногорской детской железной дороги. В течение последующих месяцев был проделан огромный объём работ, получен подвижной состав. 21 декабря 1953 года по детской железной дороге торжественно проследовал первый поезд.
В первый год своей работы Сталиногорская детская железная дорога была «ведомственной» и не учитывалась в общей статистике детских железных дорог МПС СССР. Но это продолжалось недолго — 17 декабря 1954 года детская железная дорога была передана из подчинения комбината «Москвауголь» Министерства угольной промышленности СССР в подчинение Министерства путей сообщения СССР.
Первый сезон работы детской железной дороги в составе МПС был открыт 26 мая 1955 года. Именно эта дата стала отмечаться как день основания детской железной дороги, и отсчёт её истории официально чаще всего ведётся с 1955 года (что является в корне неверным). В то время через Сталиногорск пролегала Московско-Курско-Донбасская железная дорога, поэтому детская железная дорога получила официальное название «Малая Московско-Курско-Донбасская железная дорога».
До 1957 года город Сталиногорск находился на территории Московской области. До момента его передачи в Тульскую область на территории Московской области действовали две детские железные дороги (однако они относились к разным железным дорогам). С 1961 года, после ликвидации Московско-Курско-Донбасской железной дороги и переименования Сталиногорска в Новомосковск, детская железная дорога официально называется Новомосковской.
В 1970 году паровая тяга была заменена тепловозной — на детскую железную дорогу поступили тепловозы ТУ2-241 и ТУ3-003. Однако тепловоз ТУ3-003 пробыл здесь недолго — вскоре его было решено передать на Ярославскую детскую железную дорогу. В конце 1971 года поступил тепловоз ТУ2-126. С этого момента тяговый подвижной состав Новомосковской детской железной дороги не менялся.
В 1985 году пассажирские вагоны Pafawag, построенные в Польше, были заменены вагонами ПВ40 производства Демиховского машиностроительного завода (в количестве 4 единицы). В 1974 году было открыто административно-учебное здание на станции Берёзки, существующее поныне.
В 1979 году на детской железной дороге появился третий остановочный пункт — платформа Юннатская. Однако она использовалась непродолжительное время. Почти во все сезоны работы детской железной дороги платформа Юннатская выполняла исключительно одну функцию: юный проводник объявлял, что поезд проследует платформу Юннатская без остановки.
К сезону 2006 года на Новомосковскую детскую железную дорогу поступили 5 пассажирских вагонов ПВ40, прошедших капитальный ремонт с продлением срока службы в вагонном депо Орехово-Зуево (ранее эти вагоны находились на Малой Московской детской железной дороге). Количество вагонов увеличилось с 4 до 9. Один из вагонов был переоборудован в «свадебный» (предназначен для поездок участников свадебных церемоний).
Территория станции Берёзки при поступлении новых вагонов подверглась незначительной реконструкции, была огорожена по всему периметру. Ушли в прошлое ручные стрелки — станция была оборудована электрической централизацией стрелок и сигналов.
По данным на июнь 2004 года, на Новомосковской детской железной дороге находились два тепловоза: ТУ2-241, названный «Ветерок», и ТУ2-126, названный «Быстрый». Работает обычно только ТУ2-241. Пассажирские поезда движутся только в одном направлении: против часовой стрелки.
В каждом поезде всегда бывает 4 пассажирских вагона, один из них — «экскурсионный». Другого подвижного состава на дороге нет (за исключением съёмных путейских тележек).
Путевое развитие имеет только станция Берёзки. На детской железной дороге насчитывалось 5 стрелочных переводов, все они были ручными.
Редкая особенность Новомосковской детской железной дороги — наличие участка, на котором путь пролегает вплотную к железной дороге общего пользования. Участком широкой колеи, вплотную прилегавшим к Новомосковской детской железной дороге, была тупиковая линия Урванка — Московская, использовавшаяся только для движения городских электропоездов (http://infojd.ru/28/novomoskovsk.html).
Подвижной состав на Новомосковскую детскую железную дорогу благодаря близости к широкой колее доставлялся без использования автомобильного транспорта, как на других детских железных дорогах. Узкоколейные тепловозы и вагоны подвозили на платформах широкой колеи к детской железной дороге. Прямо с перегона Урванка — Московская они ставились краном на узкоколейные рельсы.
К сожалению, в 2009 году ширококолейная линия Урванка — Московская была варварски разобрана. Заявленный предлог для этого — расширение автомобильной дороги. Это столь же дико, как разборка путей Московского метрополитена на совмещённом Нагатинском мосту для расширения улицы. Дикое решение принесло ущерб транспорту и усложнило доставку подвижного состава на Новомосковскую детскую железную дорогу.
На дороге несколько лет продолжалась масштабная реконструкция. Считается, что старт ей дал лично руководитель Российских железных дорог Владимир Якунин, побывавший на Новомосковской детской железной дороге 14 сентября 2009 года.
Реконструкция была завершена в 2012 году. На открытии Новомосковской детской железной дороги после реконструкции присутствовали губернатор Тульской области Владимир Груздев и начальник Московской железной дороги Владимир Молдавер.
Трасса Новомосковской детской железной дороги не изменилась. Но всюду было уложено новое верхнее строение пути. От платформ Юннатская и Пионерская не осталось никаких следов. Взамен на некотором удалении от них были построены платформы Парковая и Исток Дона.
На всём протяжении были уложены железобетонные шпалы. Было построено новое здание вагонного депо на станции Берёзки. Раньше было только локомотивное депо.
Установлены локомотивы-памятники ТУ2-126 и Эр787-75 (ширококолейный паровоз).
В сентябре 2010 года был получен тепловоз ТУ10-002. В ноябре 2012 года поступил тепловоз ТУ10-018. Поступили новые пассажирские вагоны.
Новомосковская детская железная дорога официально с начала 2012 года называется весьма коряво, «Тульская детская железная дорога». Хотите такое название — создайте этот объект действительно в Туле, на базе варварски разобранной железной дороги от станции Тула-Лихвинская! А здесь такое название представляется необоснованным.
Протяжённость Новомосковской детской железной дороги небольшая. Она представляет собой замкнутое кольцо, что нежелательно для детских железных дорог. Ибо сводится к минимуму маневровая работа, и объект своей конфигурацией насаждает мысли о несерьёзности. Новомосковская детская железная дорога не имеет никакого транспортного значения.
Несмотря на это, Новомосковская детская железная дорога была и остаётся в числе лучших. По многим показателям она превосходит «главную» ДЖД Московской железной дороги, расположенную недалеко от Москвы.
Поездки автора
27 июля 2004 года. Первое посещение Новомосковска. В ходе этой экспедиции я посещал также шахту «Бельковская».
Прохожу по линии пешком, проезжаю в пассажирском поезде. Беседую с руководством дороги. Делаются «плёночные» фотографии в небольшом количестве.
13 мая 2009 года. Новомосковск посещён по пути на шахту «Подмосковная». Делаются фотографии. Движение поездов в этот день ещё не открылось.
10 июля 2010 года. Приезжаю в Новомосковск на автомобиле с Александром [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ], который здесь был впервые провезён по детской железной дороге. На следующий день он был вывезен на Малую Московскую детскую железную дорогу.
Реконструкция Новомосковской детской железной дороги была в разгаре. Строились станции Исток Дона и Парковая. При этом движение поездов не прекращалось.
17 июля 2016 года. Поездка происходила по маршруту Москва — Новомосковск — Алексин — Калуга — Москва, на пригородных поездах.
В этот день работал тепловоз ТУ10-018. ТУ10-002 стоит в депо. И там же с 2010 года стоит отставленный от работы ТУ2-241, который всё ещё собираются передать на Малую Московскую детскую железную дорогу. Сфотографировать тепловозы в депо не удалось.
Дорога выглядит большим, развитым, серьёзным объектом. По ощущениям — своим размахом она в разы превосходит Малую Московскую детскую железную дорогу.
Как Волчанск — город трамвая, так Новомосковск — город Малой Магистрали! Хотя здесь есть много другого необычного. Например, единственная в регионе действующая шахта. Не угольная — они все закрыты, а гипсовая. Длина выработок — больше длины Московского метро. Вторая по близости к Москве шахта находится вблизи Арзамаса, Нижегородская область.
Проехал в поезде (в третий раз), поддержав дорогу на 55 рублей, стандартный билет.
Беседую с работниками дороги в учебном корпусе. Ко мне отнеслись очень хорошо. Жаль, что времени мало. Оставляю в подарок две книги «По рельсам и по земле».
Предложили проехать в кабине ТУ10. Редкая возможность узнать изнутри современный узкоколейный тепловоз. Появление которого было удивительным делом. Жаль, что он, скорее всего, никогда не выйдет за пределы детских железных дорог.
Выхожу на Истоке Дона — и в скоростном темпе на вокзал. Успеваю за три минуты до отправления дизель-поезда Урванка — Алексин.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
РАЗНОЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ПЛАТФОРМА ЮННАТСКАЯ, СТАНЦИЯ БЕРЁЗКИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ БЕРЁЗКИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (СТАНЦИЯ БЕРЁЗКИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ДЕПО НА СТАНЦИИ БЕРЁЗКИ, ПОЕЗДКА НА ПОЕЗДЕ, СТРОЯЩИЕСЯ ПЛАТФОРМЫ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (СТАНЦИЯ БЕРЁЗКИ, СТРОЯЩАЯСЯ ПЛАТФОРМА ИСТОК ДОНА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2016 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ЛИНИЯ, ТЕПЛОВОЗ-ПАМЯТНИК ТУ2-126,
ПРОСЛЕДОВАНИЕ ПОЕЗДА, ТЕРРИТОРИЯ ДЕПО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2016 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ БЕРЁЗКИ, ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2016 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, СТАНЦИЯ БЕРЁЗКИ, СТАНЦИЯ ИСТОК ДОНА)
22.03.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Тульской области»
на главную страницу