ID: 3300
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ПАЛЬЦО»
177
Торфопредприятие «Пальцо» находилось в посёлке Пальцо, расположенном в Брянском районе Брянской области. В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога торфовозного назначения. Она была одной из крупнейших в регионе.
история (использованы материалы В. А. Мельникова и А. М. Коробанова)
Узкоколейная железная дорога обязана своим появлением строительству Брянской государственной районной электростанции (ГРЭС) в посёлке Белые Берега. Брянская ГРЭС сооружалась в 1920-х годах по плану ГОЭЛРО, введена в эксплуатацию в 1929 году. В первые годы Брянская ГРЭС работала на привозном топливе, поступавшем в Белые Берега по железнодорожной линии широкой колеи, однако вскоре основным видом топлива было решено сделать торф ближайших месторождений.
В 1932 году был открыт первый участок торфовозной узкоколейной железной дороги, его протяжённость составляла 6 километров — от Брянской ГРЭС до ближайшего торфомассива. В последующие годы велось строительство новых линий. В 1937 году на 21-м километре от Белых Берегов был основан посёлок 77-й участок, позднее переименованный в Пальцо. Он стал центром одноимённого торфопредприятия.
По воспоминаниям ветерана строительства дороги и торфопредприятия В. Н. Иванова, для перевозки пассажиров по узкоколейной железной дороге первоначально использовался один вагон, который ставили в грузовые составы (что являлось грубым нарушением правил). В 1937 году было открыто регулярное пассажирское движение по маршруту Белые Берега — 77-й участок (Пальцо). Пассажирский поезд состоял из паровоза и двух либо трёх пассажирских вагонов.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны работа узкоколейной железной дороги прекратилась. Перед сдачей Брянска немцам Брянская ГРЭС была взорвана. Достоверных сведений о состоянии узкоколейной железной дороги в годы оккупации (1941-1943) нет. По утверждению В. А. Мельникова и А. М. Коробанова, узкоколейная железная дорога не работала, по утверждению А. Кульчицкого (?), узкоколейная железная дорога активно использовалась немецкой армией для перевозки вооружений, возможно, для вывоза леса.
В 1943 году, сразу после освобождения территории Брянской области, началось восстановление узкоколейной железной дороги. На станции Торфяная (посёлок Белые Берега) в 1948 году было построено капитальное двухэтажное здание вокзала (на втором этаже находилась диспетчерская).
В 1949-1950 годах был построен новый участок Пальцо — Берёзовое, в 1954 году — участок Берёзовое — Жудерская, расположенный на территории Орловской области. Протяжённость главного хода от станции Торфяная (Белые Берега) до станции Жудерская составила 54 километра.
В 1955 году был сдан в эксплуатацию участок Торфяная (Белые Берега) — Тёплое, протяжённостью 28 километров. На окраине посёлка Белые Берега был построен путепровод над магистральной железнодорожной линией Брянск — Орёл.
На пике развития узкоколейной железной дороги (в 1960-х годах) её протяжённость, с учётом временных путей, составляла около 150 километров. На участках Торфяная — Пальцо — Жудерская и Торфяная — Тёплое существовало пассажирское движение. Кроме того, курсировали рабочие поезда от посёлков до полевых баз на торфомассивах. На участке Торфяная — Пальцо — Жудерская путь содержался в идеальном состоянии — по утверждению В. А. Мельникова и А. М. Коробанова, оно было лучше, чем на некоторых ширококолейных линиях МПС СССР. Разрешённая скорость на некоторых перегонах составляла 60 км/час.
Тяговый подвижной состав до 1960-х годов был представлен паровозами (ВП4 производства Воткинского завода, чехословацкие Кч4 (?), финские ПТ4). Позднее стали поступать тепловозы ТУ4, мотовозы (самоходные электростанции) ЭСУ2А и другие локомотивы. Известно о наличии автомотрис АМ1.
В административном отношении узкоколейная железная дорога являлась цехом торфопредприятия «Пальцо». Она обслуживала также торфопредприятия Жудерское и Тёплое. Главные локомотивные депо находились на станциях Пальцо и Торфяная.
В 1970-х годах лучшие времена узкоколейной железной дороги закончились. В связи с выработкой торфомассивов был разобран участок к востоку от посёлка Пальцо (Пальцо — Берёзовое — Жудерская). Протяжённость сократилась примерно на 40 километров.
По информации от бывшего жителя посёлка Пальцо А. Горчакова, в 1970-х годах посёлок Пальцо стал конечным пунктом железнодорожной линии широкой колеи от новой станции на участке Полпинская — Дудорово. Железнодорожная линия использовалась для грузовых перевозок, обслуживала в основном Пальцовский экспериментальный завод.
Никаких следов пересечения ширококолейной железнодорожной линии с узкоколейной железной дорогой (перегон Пальцо — Берёзовое) заметно не было. Скорее всего, железная дорога широкой колеи пришла в посёлок Пальцо уже после закрытия участка узкоколейной железной дороги Пальцо — Берёзовое — Жудерская.
Вплоть до начала 1990-х годов торф добывался только в окрестностях посёлка Тёплое. Участок Торфяная — Пальцо, ставший тупиковым, использовался в основном для пассажирских перевозок. Пассажирское движение было хорошо развито: поезда курсировали строго по расписанию, которое было вывешено на станциях. Имелись билетные кассы.
По воспоминаниям А. Горчакова, в 1980-х годах основным тяговым подвижным составом на узкоколейной железной дороге были самоходные электростанции (мотовозы) ЭСУ2А. Пассажирские поезда на маршруте Пальцо — Торфяная водили только они. Поезда часто были переполены.
Вдоль линии узкоколейной железной дороги находились сенокосы (участки под сенокос выделял Пальцовский поссовет). В сенокосный сезон (июль-август) из-за отсутствия мест внутри поезда многие пассажиры ехали на крышах вагонов. Осенью, в период вывоза сена, назначались «сеновозные» поезда, состоявшие из ЭСУ2А и двух платформ. На них стога сена доставляли в Пальцо.
В 1991 году было закончено строительство автодороги Карачев — Пальцо, посёлок Пальцо получил автобусное сообщение. Сразу же после этого пассажирское движение по маршруту Торфяная — Пальцо было прекращено. Вскоре участок Торфяная — Пальцо был разобран.
Последним действующим участком узкоколейной железной дороги был участок Торфяная — Тёплое. Ориентировочная дата прекращения его эксплуатации — 1996 год.
По состоянию на апрель 1998 года (первая поездка автора в посёлок Белые Берега), узкоколейная железная дорога не действовала и была почти полностью разобрана. На станции Торфяная оставалось значительное количество подвижного состава, ожидавшего порезки на металлолом.
По состоянию на август 2001 года (вторая поездка в посёлок Белые Берега), от узкоколейной железной дороги почти не оставалось заметных следов. Почти все вагоны были разрезаны и вывезены, почти все здания на станции Торфяная были снесены. Оставался фрагмент рельсового пути на бывшем переезде, входной светофор станции Торфяная (со стороны разъезда Орловский), имевший оригинальную металлическую консоль.
![](pictures/15/bberega2001_01.jpg)
Берег реки Снежеть вблизи бывшей восточной горловины станции Торфяная. Впереди — Брянская ГРЭС и плотина
Белобережского водохранилища, по которой пролегала линия узкоколейной железной дороги.
08.2001
![](pictures/15/bberega2001_02.jpg)
Трасса разобранной узкоколейной железной дороги на берегу Белобережского водохранилища.
Вид на юг, в сторону станции Торфяная. Слева вдали — Брянская ГРЭС.
08.2001
![](pictures/15/bberega2001_03.jpg)
Входной светофор станции Торфяная (со стороны разъезда Орловский).
На переезде сохранился небольшой участок пути.
08.2001
24.12.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Брянской области»
на главную страницу
история (использованы материалы В. А. Мельникова и А. М. Коробанова)
Узкоколейная железная дорога обязана своим появлением строительству Брянской государственной районной электростанции (ГРЭС) в посёлке Белые Берега. Брянская ГРЭС сооружалась в 1920-х годах по плану ГОЭЛРО, введена в эксплуатацию в 1929 году. В первые годы Брянская ГРЭС работала на привозном топливе, поступавшем в Белые Берега по железнодорожной линии широкой колеи, однако вскоре основным видом топлива было решено сделать торф ближайших месторождений.
В 1932 году был открыт первый участок торфовозной узкоколейной железной дороги, его протяжённость составляла 6 километров — от Брянской ГРЭС до ближайшего торфомассива. В последующие годы велось строительство новых линий. В 1937 году на 21-м километре от Белых Берегов был основан посёлок 77-й участок, позднее переименованный в Пальцо. Он стал центром одноимённого торфопредприятия.
По воспоминаниям ветерана строительства дороги и торфопредприятия В. Н. Иванова, для перевозки пассажиров по узкоколейной железной дороге первоначально использовался один вагон, который ставили в грузовые составы (что являлось грубым нарушением правил). В 1937 году было открыто регулярное пассажирское движение по маршруту Белые Берега — 77-й участок (Пальцо). Пассажирский поезд состоял из паровоза и двух либо трёх пассажирских вагонов.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны работа узкоколейной железной дороги прекратилась. Перед сдачей Брянска немцам Брянская ГРЭС была взорвана. Достоверных сведений о состоянии узкоколейной железной дороги в годы оккупации (1941-1943) нет. По утверждению В. А. Мельникова и А. М. Коробанова, узкоколейная железная дорога не работала, по утверждению А. Кульчицкого (?), узкоколейная железная дорога активно использовалась немецкой армией для перевозки вооружений, возможно, для вывоза леса.
В 1943 году, сразу после освобождения территории Брянской области, началось восстановление узкоколейной железной дороги. На станции Торфяная (посёлок Белые Берега) в 1948 году было построено капитальное двухэтажное здание вокзала (на втором этаже находилась диспетчерская).
В 1949-1950 годах был построен новый участок Пальцо — Берёзовое, в 1954 году — участок Берёзовое — Жудерская, расположенный на территории Орловской области. Протяжённость главного хода от станции Торфяная (Белые Берега) до станции Жудерская составила 54 километра.
В 1955 году был сдан в эксплуатацию участок Торфяная (Белые Берега) — Тёплое, протяжённостью 28 километров. На окраине посёлка Белые Берега был построен путепровод над магистральной железнодорожной линией Брянск — Орёл.
На пике развития узкоколейной железной дороги (в 1960-х годах) её протяжённость, с учётом временных путей, составляла около 150 километров. На участках Торфяная — Пальцо — Жудерская и Торфяная — Тёплое существовало пассажирское движение. Кроме того, курсировали рабочие поезда от посёлков до полевых баз на торфомассивах. На участке Торфяная — Пальцо — Жудерская путь содержался в идеальном состоянии — по утверждению В. А. Мельникова и А. М. Коробанова, оно было лучше, чем на некоторых ширококолейных линиях МПС СССР. Разрешённая скорость на некоторых перегонах составляла 60 км/час.
Тяговый подвижной состав до 1960-х годов был представлен паровозами (ВП4 производства Воткинского завода, чехословацкие Кч4 (?), финские ПТ4). Позднее стали поступать тепловозы ТУ4, мотовозы (самоходные электростанции) ЭСУ2А и другие локомотивы. Известно о наличии автомотрис АМ1.
В административном отношении узкоколейная железная дорога являлась цехом торфопредприятия «Пальцо». Она обслуживала также торфопредприятия Жудерское и Тёплое. Главные локомотивные депо находились на станциях Пальцо и Торфяная.
В 1970-х годах лучшие времена узкоколейной железной дороги закончились. В связи с выработкой торфомассивов был разобран участок к востоку от посёлка Пальцо (Пальцо — Берёзовое — Жудерская). Протяжённость сократилась примерно на 40 километров.
По информации от бывшего жителя посёлка Пальцо А. Горчакова, в 1970-х годах посёлок Пальцо стал конечным пунктом железнодорожной линии широкой колеи от новой станции на участке Полпинская — Дудорово. Железнодорожная линия использовалась для грузовых перевозок, обслуживала в основном Пальцовский экспериментальный завод.
Никаких следов пересечения ширококолейной железнодорожной линии с узкоколейной железной дорогой (перегон Пальцо — Берёзовое) заметно не было. Скорее всего, железная дорога широкой колеи пришла в посёлок Пальцо уже после закрытия участка узкоколейной железной дороги Пальцо — Берёзовое — Жудерская.
Вплоть до начала 1990-х годов торф добывался только в окрестностях посёлка Тёплое. Участок Торфяная — Пальцо, ставший тупиковым, использовался в основном для пассажирских перевозок. Пассажирское движение было хорошо развито: поезда курсировали строго по расписанию, которое было вывешено на станциях. Имелись билетные кассы.
По воспоминаниям А. Горчакова, в 1980-х годах основным тяговым подвижным составом на узкоколейной железной дороге были самоходные электростанции (мотовозы) ЭСУ2А. Пассажирские поезда на маршруте Пальцо — Торфяная водили только они. Поезда часто были переполены.
Вдоль линии узкоколейной железной дороги находились сенокосы (участки под сенокос выделял Пальцовский поссовет). В сенокосный сезон (июль-август) из-за отсутствия мест внутри поезда многие пассажиры ехали на крышах вагонов. Осенью, в период вывоза сена, назначались «сеновозные» поезда, состоявшие из ЭСУ2А и двух платформ. На них стога сена доставляли в Пальцо.
В 1991 году было закончено строительство автодороги Карачев — Пальцо, посёлок Пальцо получил автобусное сообщение. Сразу же после этого пассажирское движение по маршруту Торфяная — Пальцо было прекращено. Вскоре участок Торфяная — Пальцо был разобран.
Последним действующим участком узкоколейной железной дороги был участок Торфяная — Тёплое. Ориентировочная дата прекращения его эксплуатации — 1996 год.
По состоянию на апрель 1998 года (первая поездка автора в посёлок Белые Берега), узкоколейная железная дорога не действовала и была почти полностью разобрана. На станции Торфяная оставалось значительное количество подвижного состава, ожидавшего порезки на металлолом.
По состоянию на август 2001 года (вторая поездка в посёлок Белые Берега), от узкоколейной железной дороги почти не оставалось заметных следов. Почти все вагоны были разрезаны и вывезены, почти все здания на станции Торфяная были снесены. Оставался фрагмент рельсового пути на бывшем переезде, входной светофор станции Торфяная (со стороны разъезда Орловский), имевший оригинальную металлическую консоль.
![](pictures/15/bberega2001_01.jpg)
Берег реки Снежеть вблизи бывшей восточной горловины станции Торфяная. Впереди — Брянская ГРЭС и плотина
Белобережского водохранилища, по которой пролегала линия узкоколейной железной дороги.
08.2001
![](pictures/15/bberega2001_02.jpg)
Трасса разобранной узкоколейной железной дороги на берегу Белобережского водохранилища.
Вид на юг, в сторону станции Торфяная. Слева вдали — Брянская ГРЭС.
08.2001
![](pictures/15/bberega2001_03.jpg)
Входной светофор станции Торфяная (со стороны разъезда Орловский).
На переезде сохранился небольшой участок пути.
08.2001
24.12.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Брянской области»
на главную страницу