ID: 3347

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ПОЛПИНСКАЯ — ДУДОРЕВО

944
Железнодорожная линия Полпинская — Дудорево пролегает по территории города Брянска и Брянского района Брянской области, Хвастовичского и Ульяновского районов Калужской области. Протяжённость железнодорожной линии от станции Полпинская до станции Дудорево составляет 89 километров.
В большинстве расписаний движения поездов (служебных и выставленных на вокзалах), в различных схемах железных дорог и других информационных носителях конечная станция линии подписана как Дудорово.
Тем не менее, официальное название станции согласно ТРА — Дудорево. На табличке, размещённой на здании вокзала, написано «ДУДОРЕВО».
Логически правильно называть станцию Дудорово, так как расположенный вблизи неё населённый пункт всегда назывался Дудорово. Населённого пункта с названием Дудорево в этом районе нет и не было. Однако приходится учитывать наличие названия согласно ТРА.
Автор считает оба варианта («Дудорево» и «Дудорово») одинаково приемлемыми для использования в материале.

Железнодорожная линия являлась основой транспортной сети, главной «нитью жизни» в Хвастовичском и Ульяновском районах. Благодаря появлению железной дороги возникло несколько посёлков, было построено большое число различных предприятий.
Железнодорожная линия была варварски разобрана в 2007 году (участок Еленск — Дудорево) и в 2010-2011 годах (все остальные участки). Уничтожение железной дороги Полпинская — Дудорево является вопиющим примером разграбления России, криминального разгула и наплевательского отношения властей к людям, символом вопиющего беспредела и ужасающей современной действительности.
Первый участок железнодорожной линии, от Полпинской до станции Боев (Рессета), был построен ориентировочно в конце 1920-х годов. Первоначально линия являлась ведомственной, владелец не установлен. Существовавшее официальное название — Полпинская топливная ветвь. Основное назначение железнодорожной линии — вывоз леса, в том числе истопного (дров), обслуживание стекольных заводов. В 1934 году был открыт участок Боев (Рессета) — Еленский Завод (Еленск).
Главные предприятия на железнодорожной линии в первые годы её работы: Боевский стекольный завод и соседний с ним Гутовский лесозавод (станция в этом месте на разных картах подписана либо как Боев, либо как Рессета), лесозавод в селе Теребень, Еленский стекольный завод, Дудоровский стекольный завод.
К началу Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года), скорее всего, линия действовала на всём протяжении — от Полпинской до Дудорово. На топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году, последние 7 километров линии (Мартынки — Дудорово) показаны как строящийся участок.
В период оккупации района железной дороги нацистской Германией (1941-1943) германская армия пыталась использовать железную дорогу для вывоза леса и доставки войск в сторону линии фронта. Железная дорога регулярно выводилась из строя партизанами, являлась местом ожесточённых боёв между партизанами и оккупантами.


НАРОДНЫЕ МСТИТЕЛИ

К.С. Тихоненков

Длительная и ожесточенная борьба разгорелась из-за Полпинской топливной ветки, идущей из Брянска на Хвостовичи и Еленский стеклозавод. Враг хотел использовать эту ветку, чтобы вывезти древесину с лесоскладов, тянувшихся на всем протяжении линии. Другая его цель состояла в том, чтобы перевозить по этой ветке подкрепления к линии фронта. Мы решили не допустить этого.
Как только ветка была приведена в порядок, наши подрывники подняли в воздух мост на 11-м километре дороги. Сделано это было среди белого дня под самым носом противника.
Почти полтора месяца строили они новый мост. Работа уже подходила к концу, было отремонтировано и все стрелочное и путевое хозяйство. Но тут те же наши подрывники бесшумно подобрались к новому мосту, и снова он взлетел в воздух.
Немецко-фашистские захватчики вышли из себя. На партизан был послан целый батальон карателей. Но они едва ноги унесли из лесу не солоно хлебавши. Правда, они хвастались, будто убили 56 партизан. Но это было вранье — никаких жертв у нас не было.
С большими предосторожностями, под усиленной охраной гитлеровцы опять взялись строить мост и ремонтировать дорогу. На 26-м километре, в небольшом поселке, они решили поселить свою караульную роту. Все жители этого поселка были выброшены из домов на тридцатиградусный мороз. Но и врагу не пришлось погреться здесь. Накануне прибытия роты в поселок завезли солому для матрацев. Она нам и пригодилась. Под утро, буквально за два-три часа до появления фашистов, мы подожгли дома. Одновременно был взорван другой мост — на 28-м километре.
Захватчики бесились. Фронт из-под Москвы подвигался на запад. Как никогда, врагу нужна была дорога. И он снова взялся строить и чинить, решив во что бы то ни стало добиться своего.
Но и мы не думали отступать. Продержав ветку под своим контролем несколько месяцев, мы твердо решили не позволить врагу ее использовать. Было решено дать фашистам генеральный бой, который раз и навсегда отбил бы у них охоту соваться на Полпинскую ветку. Этот бой произошел днем 9 марта. Участвовали в нем два партизанских отряда — наш и Брянский городской имени Кравцова.
Мы знали, что в этот день к месту строительства нового моста на 28-м километре должна проследовать 119-я отдельная рота немецко-фашистских войск. Ее-то и надо было прежде всего встретить.
Засада была устроена в низинном месте, в молодом и редком лесу. Это было опасно на случай, если бы нам пришлось перейти к обороне. Но зато здесь был на дороге небольшой мост, и его взрыв должен был помочь разделаться с поездом, в котором ехали захватчики.
Пулеметчики и автоматчики городского отряда залегли в снегу с одной стороны линии, а наш отряд — с другой. Кончились напряженные минуты ожидания. Показался состав. Он шел не в том порядке, как мы рассчитывали: паровоз был не впереди, а сзади, за платформами с материалами и вагонами — теплушками.
Подрывники не растерялись и включили электробатарею в момент прохода по мосту первых платформ. Несколько десятков килограммов взрывчатки превратили мост, платформы и один из вагонов в щепки. Но паровоз остановился. Он мог дать задний ход и все испортить...
Крупнокалиберный пулемет городского отряда прошил паровоз очередью и вывел его из строя. Одновременно открыли огонь другие пулеметчики и автоматчики соседнего отряда. Врага бросились из вагонов в нашу сторону, но тут их встретил новый свинцовый ливень. В вагонах и на снегу были уничтожены десятки гитлеровцев. Особенно метко стрелял наш пулеметчик Алексей Трегубов.
Храбро вел себя в этом бою Коля Сазонов, у которого бандиты убили мать и двух сестер. Шестнадцатилетний юноша до войны был хорошим охотником на белок. И сейчас он без промаха бил фашистов. Затем Коля первым ворвался в вагон, откуда враги отстреливались, и «оседлал» офицера.
Жаркий бой закончился нашей полной победой. 119-я немецкая отдельная рота перестала существовать. Мы уничтожили 230 гитлеровцев, 64 были взяты в плен.
В 1970-х годах была построена «боковая» ветвь длиной около 6 километров — от новой станции Пальцо, сооружённой на 33-м километре линии, до посёлка Пальцо (просторечное название — «Пальцовский БАМ»). Ветвь использовалась для грузовых перевозок, обслуживала в основном Пальцовский экспериментальный завод. Эта линия была разобрана в 1990-х годах.
Как минимум с 1980-х годов линия Полпинская — Дудорево имела статус «подъездного пути МПС». Другой термин, встречавшийся в документах — «хозяйственная ветвь». Де-факто она была обычным малодеятельным участком Московской железной дороги, примерно таким же, как линии Дурово — Владимирский Тупик или Кривандино — Рязановка. Табличка на здании ДС станции Дудорово содержала однозначную надпись: «ДУДОРЕВО МОСКОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ». Однако линия Полпинская — Дудорово не обозначалась в большинстве атласов и схем железных дорог.
В 1980-х годах основными грузоотправителями на линии являлись Журиничский леспромхоз (находился в посёлке Мирный, у станции Журиничи), различные предприятия и склады на станции Теребень (через Теребень завозились и вывозились почти все грузы Хвастовичского района Калужской области), Еленский леспромхоз, лесопункт в посёлке Дудорово (Дудоровский). Кроме того, через Дудорово завозились различные грузы для Ульяновского района Калужской области.
По линии регулярно курсировали пригородные (формально грузопассажирские) поезда сообщением Брянск — Дудорово. В 1990-х годах курсировало два поезда в сутки. Поезд состоял из тепловоза ТЭМ2 и пассажирских вагонов.

Расписание движения поездов, график движения на 1996-1997 годы.


Расписание движения поездов, график движения на 2006-2007 годы.


Расписание движения поездов, график движения на 2006-2007 годы.

Автор совершил поездку по железнодорожной линии 12 апреля 1999 года. Маршрут был следующим: электропоездом от Москвы до Тулы, дизель-поездом до станции Тупик, пешком в Козельск, ночёвка на окраине Козельска, автостопом до Дудорово, поездом до Брянска, затем — длительное путешествие по Украине. Проводницы поезда Дудорово — Брянск были злобными и пытались высадить меня за бесплатный проезд в Еленске, но всё же я доехал до Брянска.
На линии имелась одна станция с сохранившимися семафорами — Теребень. Ранее семафоры были и на других станциях (как минимум Журиничи, Еленск, Дудорово). Но на этих станциях они были убраны. В Дудорово семафор был заменён светофором. В Еленске и Журиничах, по неподтверждённым данным, светофоров не было.
В 2000-х годах положение железнодорожной линии значительно ухудшилось. Вопиющий маразм российской действительности: несмотря на то, что вдоль железной дороги Полпинская — Дудорово остаются действующие леспромхозы в Еленске и Мирном (станция Журиничи), несмотря на то, что никто не отменял необходимость завоза грузов в Хвастовичский и Ульяновский районы — тем не менее, на железной дороге прекратилось грузовое движение! Все многочисленные грузы, которые раньше перевозила железная дорога, стали перевозиться автомобильным транспортом.
Антинародные власти начали открыто заявлять о возможной ликвидации железной дороги.

На малодеятельной железнодорожной линии «Брянск — Дудорево» (Калужская область) за 2005 год перевезено 26,7 тыс. пассажиров. При этом расходы на содержание пути и перевозки составили 12,45 тыс. рублей, а выручка от продажи билетов 467 тыс. рублей. Себестоимость перевозки каждого пассажира составила 448,8 рубля, а в среднем пассажир платил 17,5 рубля. Экономическая неэффективность данной линии без грузовых перевозок очевидна. Из 17609,6 тыс. рублей убытков за 11 месяцев, понесенных отделением дороги в целом по малодеятельным линиям — 62,4% — «вклад» этой линии.
Грузовая работа по погрузке-выгрузке железнодорожных вагонов не осуществляется ни на одной из станций линии. На линии организовано движение пригородного поезда утром/днем и вечером/ночью 5 раз в неделю. Обслуживается 21 остановочный пункт для посадки и высадки пассажиров. Из 5 остановочных пунктов, расположенных на территории Брянского района, 2 (26 км — Мирный и 31 км) не имеют автобусного сообщения.
К н.п. Мирный строится асфальтированная дорога. В настоящее время из 10 км. дороги остается достроить 3 км. При ее сдаче и продлении регулярного автобусного движения до н.п. Мирный в зоне автобусного маршрута окажутся малонаселенные поселки Михайловка, Николаевка, Чистяково, Хотомиричи, Зайцев Двор, Октябрьский, Розново. Останется без транспортного обслуживания 5 жителей н.п. Разъезд 34 км, находящегося в 8 км от н.п.Мирный.
На совещании было предложено несколько вариантов решения проблемы транспортного обеспечения жителей данного направления: сохранить движение поездов и завершить строительство дороги, чтобы открыть регулярное автобусное движение, а также осуществить переселение жителей н.п. Разъезд 34 км. Только после этого администрация области даст согласие на закрытие линии.
27 января 2006 г. // ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
С 1 июля 2006 года маршрут поезда Брянск — Дудорово был сокращён до станции Еленск. На вокзале Брянск-Орловский было вывешено объявление (переписано Е. Стерлиным):
С 1 июля 2006 г. изменяется технология обслуживания участка Брянск-Дудорово
Пп 956/955 Брянск-Дудорово отпр. 9-00 отменяется
С 3 июля 2006 г. пп 958 Брянск-Дудорово отпр. 20:41 будет следовать до станции Еленск по чт, пт, воскр. Поезд 957 Еленск-Брянск отпр. 3:54 по пт, субб, пон.
С 15 июля
Пп 956 Брянск-Еленск отпр. 9.00 следует по субботам
Пп 955 Еленск-Брянск приб 18:30 следует по субботам

К тому моменту станция Еленск, с которой отправлялись десятки вагонов в день, была закрыта — путевое развитие убрали. Чтобы сделать возможным оборот поезда, станцию пришлось восстанавливать — были заново смонтированы стрелочные переводы.
Летом 2007 года участок Еленск — Дудорово был варварски разобран. Его уничтожали основательно, словно готовясь к сдаче территории врагу. Были не только сняты рельсы — но и демонтированы водопропускные трубы, заглублённые в насыпь, с корнем вырваны светофоры и другие сооружения.
В марте 2009 года по железной дороге совершили поездку любители железных дорог из Москвы Андрей Оболенский и Всеволод Назимкин. Спустя несколько дней здесь побывал любитель железных дорог из Рязани С. Калинов (другая версия материала).
31 декабря 2009 года поезд сообщением Брянск — Еленск совершил последний рейс. Вскоре началось варварское уничтожение железной дороги — всего 69-километрового участка Полпинская — Еленск. Преступники действовали нагло и мерзко. Железную дорогу здесь уничтожали столь же основательно, как и тремя годами раньше на участке Еленск — Дудорово. «Под нож» пускали всё, что поддаётся разрушению.
По состоянию на июнь 2011 года, железная дорога была практически полностью разобрана. Оставалось около 1 километра сохранившегося пути вблизи Полпинской (действующий подъездной путь к промышленным предприятиям), и отдельные «недорезанные» участки в глубине леса. Сосредоточенные на линии среднеазиатские гастарбайтеры активно вели порезку последних рельсов.
13-15 июня 2011 года я прошёл пешком все 89 километров разобранной железной дороги — от Полпинской до Дудорово. К сожалению, пришлось совершать поход в самое трудное для лесной проходки время. Имело место «убийственное сочетание» жары, комаров и оводов в огромном количестве. Леса находятся на всём протяжении линии.
Брянская область — южный регион (в представлении жителя Москвы). Несмотря на это, насекомых здесь оказалось почти так же много, как и на Севере. Я привык к тому, что на Юге (например, на Украине) насекомых в лесу практически нет. Всего лишь в 200 километрах южнее Брянска это действительно так, но не здесь...
Выезжаю из Москвы утром прямым электропоездом сообщением Москва — Сухиничи (курсирует только по выходным дням). Быстрая «перебежка» на электропоезд Сухиничи — Брянск. Прямой маршрут Сухиничи — Брянск пролегает через Полпинскую, но данный электропоезд, к сожалению, следовал через Мальцевскую. Приходится добираться в район станции Полпинская городским автобусом и пешком.
У станции Полпинская железная дорога в сторону Дудорово кажется действующей, но это впечатление обманчивое. Через километр накатанные рельсы сменятся ржавыми. Ржавые рельсы вскоре сменятся развороченной насыпью.
Поход по железной дороге занял двое суток, потребовались две ночёвки. Ощущение ужасное: к мучительной борьбе с насекомыми в сочетании с жарой прибавляется тяжёлое эмоциональное чувство. Ближайший понятный аналог: судебное исследование трупа — жертвы жестокого убийцы, при осознании того, что убийца останется безнаказанным.
Первая ночёвка — в посёлке Мирный (станция Журиничи), в заброшенном сарае, что позволило немного снизить воздействие насекомых. Осматриваю мёртвый посёлок 34-й километр: несколько домов, один из которых заперт (очевидно, иногда используется как дача), остальные — открыты нараспашку, со следами недавно ушедшей жизни.
На станциях Журиничи, Рессета (Боев) и Теребень складированы рельсы, снятые на линии. Гастарбайтеры ведут их разделку и погрузку на автомобили. Что интересно, в лагере «разбиральщиков» у станции Журиничи автомобили имеют самарские номера, а в Рессете (Боеве) — московские номера.
В посёлках 46-й километр и 52-й километр есть сохранившиеся дома с признаками жизни. Но людей здесь я не заметил — скорее всего, дома используются как дачи. Добраться до них теперь можно только на автомобиле повышенной проходимости.
Вокзал на станции Теребень служит пристанищем для жителей Средней Азии, дорезающих последние рельсы. От семафоров не осталось никаких следов.
Вторая ночёвка — в Еленске. Здесь удалось найти заброшенный дом, сохранившийся в очень приличном состоянии. Все оконные стёкла целы, благодаря чему внутри нет насекомых. Ранним утром продолжаю путь.
Участок Еленск — Дудорово разобран раньше, сильно зарос и идти здесь намного тяжелее, чем к югу от Еленска.
От посёлка Кудеяр остались два нормально сохранившихся дома, в которые изредко приезжают на сенокос. От посёлка Мартынки не осталось ничего.
15 июня в 11:05 дохожу до вокзала станции Дудорево (деревянное здание сохранилось, чудом уцелела даже табличка). Уже едва передвигаю ноги, но к великому облегчению, «кончились» кровосущие насекомые и под ногами — не заросли, а ровная земля!
«Последний рывок» до автодороги, затем на двух попутных машинах — до Калуги. Непродолжительное купание в Оке, прогулка по городу. Электропоездом в Москву.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (НАЧАЛЬНЫЙ ПУНКТ ЛИНИИ У СТАНЦИИ ПОЛПИНСКАЯ, О.П. 1-Й КИЛОМЕТР)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ОКРЕСТНОСТИ СТАНЦИИ ПОЛПИНСКАЯ, КОНЕЦ ДЕЙСТВУЮЩЕГО УЧАСТКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ОКРЕСТНОСТИ СТАНЦИИ ПОЛПИНСКАЯ,
ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ К ЗАВОДУ И КОНЕЦ РЕЛЬСОВ В СТОРОНУ ДУДОРЕВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (О.П. 5 КМ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (БЫВШИЙ ПОСТ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ С ЛИНИЕЙ КОЗЁЛКИНО — СНЕЖЕТЬСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ВЕЛЬЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (СТАНЦИЯ 12 КМ, СЕЛО МАЛОЕ ПОЛПИНО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С АВТОДОРОГОЙ МОСКВА — КИЕВ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (О.П. 19 КМ, СЕЛО ЖУРИНИЧИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СЕЛО ЖУРИНИЧИ — ОКРЕСТНОСТИ ПОСЁЛКА МИРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ ЖУРИНИЧИ, ПОСЁЛОК МИРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (СТАНЦИЯ ЖУРИНИЧИ, ПОСЁЛОК МИРНЫЙ, РАЗБОРКА
ПОСЛЕДНИХ УЧАСТКОВ ПУТИ К ВОСТОКУ ОТ ЖУРИНИЧЕЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ПЕРЕГОН ЖУРИНИЧИ — ПАЛЬЦО, СОХРАНИВШИЕСЯ РЕЛЬСЫ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (СТАНЦИЯ ПАЛЬЦО, ЗАБРОШЕННОЕ ЗДАНИЕ ДС, О.П. 34 КМ И ПОСЁЛОК 34 КМ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ЛЮТАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (О.П. РЕССЕТА, ИСТОРИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ БОЕВ ЗАВОД)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (О.П. 46 КМ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ОБЕЛЬНА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (О.П. 52 КМ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (ЮЖНЕЕ СТАНЦИИ ТЕРЕБЕНЬ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 21) (СТАНЦИЯ ТЕРЕБЕНЬ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 22) (СТАНЦИЯ ТЕРЕБЕНЬ, ПЕРЕГОН ТЕРЕБЕНЬ — ЕЛЕНСК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 23) (ПЕРЕГОН ТЕРЕБЕНЬ — ЕЛЕНСК, СТАНЦИЯ ЕЛЕНСК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 24) (СТАНЦИЯ ЕЛЕНСК, ПЕРЕГОН ЕЛЕНСК — ДУДОРОВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 25) (О.П. КУДЕЯР, О.П. МАРТЫНКИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 26) (ЮЖНАЯ ГОРЛОВИНА СТАНЦИИ ДУДОРЕВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 27) (СТАНЦИЯ ДУДОРЕВО)

19.07.2011 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу