ID: 3376

МАЛАЯ СВЕРДЛОВСКАЯ (ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ) ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

237
Малая Свердловская (Екатеринбургская) детская железная дорога находится в юго-восточной части города Екатеринбурга, в Центральном парке культуры и отдыха имени В.В. Маяковского.
По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога имеет конфигурацию петли. Протяжённость составляет около 2400 метров.
Решение о строительстве детской железной дороги в Свердловске (с 1991 года Екатеринбург) было принято в конце 1950-х годов. Строительство началось осенью 1958 года. Значительный объём работ по строительству детской железной дороги был выполнен пионерами и комсомольцами города на субботниках и воскресниках.
9 июля 1960 года Малая Свердловская детская железная дорога была торжественно открыта. Дорога была названа именем советского писателя Николая Островского. На момент открытия имелись следующие раздельные и остановочные пункты: Центральная (главная станция), Водная (с 1970 года — Солнечная), Пост (с 1970 года Юбилейная), станция Пионерская.
Основным локомотивом являлся тепловоз ТУ2-092 (по разным данным, до отправки в Свердловск работал на одной из узкоколейных железных дорог Южно-Уральской железной дороги либо поступил на детскую железную дорогу непосредственно с Калужского машиностроительного завода). Кроме него, имелся неустановленный мотовоз, использовавшийся при путевых работах. Прицепной подвижной состав — восемь пассажирских вагонов Pafawag, построенных в Польше.
Приблизительно в 1973 году на Малую Свердловскую детскую железную дорогу поступил тепловоз ТУ2-141 (ранее находился на магистральной узкоколейной железной дороге Эстонии). В 2001 году поступил тепловоз ТУ2-236, ранее находившийся на Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороге Московской железной дороги.
По состоянию на август 2007 года (поездка автора), Малая Свердловская детская железная дорога работала. Движение поездов осуществлялось с начала мая до конца сентября по четвергам, пятницам, субботам, воскресеньям. Имелся один исправный тепловоз — ТУ2-092, два неисправных: ТУ2-236 из Тулы-Лихвинской (предполагалось, что он будет отремонтирован), ТУ2-141 (предполагалось, что он будет порезан).
В 2006 году было заявлено о начале реализации грандиозного проекта реконструкции детской железной дороги. Согласно проекту, детская железная дорога должна была быть значительно удлинена, причём почти все новые участки должны быть построены в стороне от старых (тем не менее, дорога не выйдет за пределы парка имени Маяковского). Должно было быть построено новое здание вокзала и учебного корпуса. Заявлялось, что сезон 2006 года будет последним для дороги в её «старом» виде. Однако никакое строительство в 2007 году не началось.
Грандиозный проект реконструкции, строительства новых линий и нового учебного корпуса остался на бумаге. В 2009-2010 годах дорога подверглась небольшой реконструкции (не идущей ни в какое сравнение с гигантскими планами 2006 года). Здание 1960 года постройки на станции Центральная было отремонтировано, на всём протяжении узкоколейной железной дороги были заменены шпалы с деревянных на железобетонные. В начале 2010 года поступил новый тепловоз ТУ7А-3355 производства Камбарского машиностроительного завода.
Не обошлось без «ложки дёгтя». Тепловоз, который пришёл в депо Свердловск-Сортировочный в нормальном виде, по решению неустановленного вредителя был превращён из тепловоза в «дебиловоз» — поразительное по своему демонстративному уродству посмещище, которое вызывает омерзение и может лишь оттолкнуть от детской железной дороги. Аналогичные «чудеса идиотизма», к сожалению, работают на Малой Западно-Сибирской (Новосибирской) и Кемеровской детской железной дорогах.
Тепловоз ТУ2-236 был отремонтирован в локомотивном депо Свердловск-Сортировочный (с сохранением оригинального внешнего вида) и в мае 2010 года вернулся на детскую железную дорогу. Также к сезону 2010 года поступили три пассажирских вагона производства Камбарского машиностроительного завода. Тепловоз ТУ2-092, по данным на конец 2009 года, находился в депо Свердловск-Сортировочный, его судьба была неясна. Тепловоз ТУ2-141, по данным на 2010 год, оставался на дороге.


Малая Свердловская (Екатеринбургская) детская
железная дорога на плане города.



Малая Свердловская (Екатеринбургская) детская
железная дорога на плане города.



Детская железная дорога на топографической карте
масштаба 1:50 000, изданной в 1985 году.



Впереди — крайний пункт железнодорожной линии (тупик на станции Центральная).
Вид в западном направлении.
28.10.2004



Вид приблизительно оттуда же в обратную сторону. Справа —
платформа и вокзал станции Центральная.
28.10.2004



Тепловоз ТУ2-141 на втором пути станции Центральная. Вид в западном направлении.
28.10.2004



Тепловоз ТУ2-236 на втором пути станции Центральная, вид в западном направлении
(в сторону тупика). До 2001 года этот тепловоз находился
на Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороге.
28.10.2004



Крайняя восточная стрелка станции Центральная, за ней начинается основная линия
узкоколейной железной дороги. Вид в восточном направлении. С правой стороны
находятся пассажирские вагоны Pafawag производства Польши,
установленные в качестве служебных помещений.
28.10.2004



Немногим далее. Вид в обратную сторону, впереди — станция Центральная.
Слева — один из двух «вкопанных в землю» вагонов Pafawag.
28.10.2004



Кривая, где линия поворачивает с востока на юг. Вид в сторону остановочного пункта Солнечная.
28.10.2004



Вид из той же точки в противоположном направлении. Впереди — станция Центральная.
28.10.2004



Немногим южнее, вид в сторону станции Центральная. Слева от путей находится жилой(?) дом,
«затерявшийся» в глубине лесопарка.
28.10.2004



Вторая кривая (место, где линия «поворачивает» с юга на восток).
Вид в ту же сторону.
28.10.2004


09.03.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Свердловской области»
на главную страницу