ID: 3822

ЗЕБЛЯКОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

285
Начальным пунктом Зеблякóвской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Зебляки Шарьинского района Костромской области.
Посёлок Зебляки расположен вблизи станции Зебляки на железнодорожной магистрали Галич — Котельнич (историческая Вологодско-Вятская железная дорога).
Строительство узкоколейной железной дороги началось в 1946 году. В 1950-х годах появился лесной посёлок Васенёво на 32-м километре магистрали. Несколько позднее — лесной посёлок Октябрьский (Дудное) на 64-м километре, вблизи берега судоходной и сплавной реки Ветлуги.
С учётом многочисленных веток, протяжённость Зебляковской узкоколейной железной дороги составляла не менее 100 километров.
На протяжении некоторого времени Зебляковская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с соседней Якшангской узкоколейной железной дорогой. Фактическая протяжённость линий единой сети, состоявшей из трёх узкоколейных железных дорог (Зебляковской, Якшангской и Поназыревской) достигала трёхсот километров.
По состоянию на сентябрь 1997 года (первая поездка автора в Зебляки), узкоколейная железная дорога действовала. Оба лесных посёлка, Васенёво и Октябрьский (Дудное), оставались жилыми, но в Октябрьском число жителей было минимальным.
Существовало пассажирское движение по следующему расписанию:


Зебляки — Васенёво
понедельник 7:00
вторник 7:00, 14:00
четверг 7:00, 14:00
пятница 7:00
суббота 7:00
воскресенье 7:00

Васенёво — Зебляки (время отправления ориентировочное)
понедельник 9:00
вторник 9:00, 16:00
четверг 9:00, 16:00
пятница 9:00
суббота 16:00
воскресенье 15:00

Зебляки — Октябрьский
среда 7:00 — 11:35

Октябрьский — Зебляки
среда 11:40 — 15:30 (ориентировочно)


Крайний северный участок магистрали узкоколейной железной дороги (приблизительно от 59 километра до Октябрьского) был разобран до 2004 года. В 2004 году был выселен лесной посёлок Васенёво. Прекратилось пассажирское движение. Но продолжали курсировать рабочие поезда.
По состоянию на 2006 год, осталось около 30 километров магистрали. Зебляковская узкоколейная железная дорога является единственной узкоколейной железной дорогой, сохранившейся в восточной части Костромской области. Все соседние узкоколейные железные дороги (Якшангская, Поназыревская, Полдневицкая, и другие) уже полностью разобраны.
Будущее узкоколейной железной дороги неясно. По мнению автора, вероятность долговременного сохранения Зебляковской узкоколейной железной дороги является минимальной.
Недалеко от посёлка Зебляки магистраль узкоколейной железной дороги пересекает автодорогу Кострома — Киров. Согласно планам развития автомобильных дорог, она должна стать частью основной автомагистрали страны, пролегающей от Москвы до Владивостока. В 2006 году на этой дороге уже имеется значительный поток автотранспорта. Наличие такого переезда — ещё один признак того, что на долгую жизнь узкоколейной железной дороги надеяться не стоит.
Посёлок Зебляки — родной для известного любителя железных дорог Дмитрия Баландина. По состоянию на 2000-е годы, он не жил в Зебляках, но регулярно бывал в них. Поэтому Зебляковская узкоколейная железная дорога, по сравнению с остальными узкоколейными железными дорогами, последние годы на очень высоком уровне обследовалась и фотодокументировалась.
Недостатка информации о последних годах узкоколейной железной дороги нет. Дмитрий Баландин внимательно следил за ней, создал документальный фильм «Ещё живой раритет» (http://dsbalandin.livejournal.com/1564.html, http://www.trainsim.ru/index.php?action=download&category=121&game=1, http://www.trainsim.ru/index.php?action=getfile&id=1078), целиком посвящённый узкоколейной железной дороге. Выложил большое количество фотографий на сайте Parovoz.com.
Единственное, чего в Сети нет вообще — это фотографий участка Васенёво — Дудное, когда он действовал, станции и посёлка Дудное.
В конце 2010 года Зебляковская узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.
В сентябре 1997 года я последовательно побывал в Антропово, Еленском, Зебляках, Якшанге и Поназырево. Узкоколейные железные дороги в этих пунктах лишь немного обследовались, но не проезжались.
Осуществить поездку по узкоколейной железной дороге удалось в ноябре 1997 года. Выехав утром из Москвы на попутных машинах, к вечеру я добрался до Зебляков (расстояние — около 700 километров). В одном из помещений на территории леспромхоза дежурил сторож, разрешивший мне переночевать в тепле.
Среда, 19 ноября 1997 года, раннее утро…
Мне повезло: расписание движения пассажирских поездов, выясненное в сентябре, ещё выполнялось. Пассажирский поезд, состоявший из одного вагона ПВ40, отправился к далёкому берегу Ветлуги.
Оплата проезда в поезде предусмотрена не была. Число пассажиров оказалось минимальным.
Лесной посёлок Октябрьский (Дудное) выглядел как полузаброшенная деревня. Поезд встречали все немногочисленные жители посёлка — около десяти человек.
Отсюда я решил двигаться в направлении посёлка Притыкино, чтобы выяснить состояние Михайловицкой узкоколейной железной дороги. И уехать автостопом в Шарью.
Река Ветлуга покрылась прочным льдом, благодаря чему попасть на противоположный берег оказалось легко. К сожалению, лишь там, на правом берегу Ветлуги, была сделана первая в этой поездке удачная фотография.

Вид на замёрзшую реку Ветлуга. Снимок сделан напротив посёлка Октябрьский (Дудное).
Я только что приехал сюда из Зебляков на пассажирском поезде
сообщением Зебляки — Октябрьский и перешёл реку по льду.
11.1997

Поход по узкоколейной железной дороге в 2010 году
В последние годы огромная когда-то Зебляковская узкоколейная железная дорога приходила в упадок. Но всё же на 5-7 лет пережила своих соседей — такие узкоколейные железные дороги, как Якшангская, Поназыревская, Полдневицкая, Октябрьская, и другие.
Работа узкоколейной железной дороги окончательно прекратилась в 2009 году. На данный момент она не действует. Можно предположить, что она находится на завершающей стадии уничтожения. Нужно приезжать и выполнять пешую фотодокументацию.
29 мая 2010 года была совершана проходка всех не разобранных к тому моменту участков узкоколейной железной дороги — магистрали от Зебляков до 18 километра и ветки от разъезда Западный (16 км) в западном направлении, около 6 километров.
Общий маршрут экспедиции: Москва — Ярославль-Главный (пригородные поезда) — Филино (городской транспорт и пешком) — Данилов — Буй — Галич (пригородные поезда) — Зебляки (общий вагон поезда Кострома — Свеча, которому оставалось существовать недолго) — узкоколейная железная дорога (пешком) — Зебляки — Шабалино — Котельнич — Шахунья — Нижний Новгород — Москва (пригородные поезда).
В Зебляки я прибыл 29 мая в 5:10 поездом Кострома — Свеча. Это единственный оставшийся в регионе поезд с общим вагоном. В ходу 3 раза в неделю. Скоро его отменят навсегда.
Нижний склад, где начиналась узкоколейная железная дорога, находится на восточной окраине посёлка, там все пути уже были разобраны.
Но на станции, немногим севернее нижнего склада, ржавые пути сохранялись. Большая часть подвижного состава уже была порезана и вывезена, но что-то ещё оставалось.
К огромному удивлению, вижу на станции человека, фотографирующего тепловозы. Несмотря на то, что время — 5:50 утра! Не узнать его было невозможно, хотя видел его только в фильме. Это Дмитрий Баландин.
Оказалось, что он решил сфотографировать прибывающий поезд из Костромы, а затем «заодно» отправиться на станцию узкоколейной железной дороги.
От Д. Баландина узнаю, что в начале мая здесь была группа московских «фанатов» железных дорог во главе с С. Костыговым, проехавших все сохранившиеся участки на мотодрезине, которую эти деятели возят с собой.
Мне предстояло пройти всю узкоколейную железную дорогу пешком. Причём в кратчайший срок, чтобы успеть на вечерний пригородный поезд Шарья — Свеча.
Прохожу всю магистраль и 6 километров ветки. Оставляю без документации только «времянку» на вырубке.
В сумме, с учётом ходьбы по посёлку и окрестностям, за день было пройдено 55 километров в быстром темпе и практически без остановки. Это не лучшим образом сказалось на состоянии в последующие дни.

Маршрут похода на спутниковых снимках. http://old.wikimapia.org/#lat=58.4085467&lon=45.8174515&z=12&l=1&m=s&v=9 — спутниковые снимки района местонахождения Зебляковской узкоколейной железной дороги.
В разграбленной диспетчерской, как ни странно, несмотря на постоянный «контроль» за дорогой со стороны Дмитрия Баландина и неоднократные визиты других любителей, сохранилось значительное число исторических документов. Это графики исполненного движения, приказы.
Многие из найденных ценных документов были вывезены. Когда удастся изыскать время, к 2050 году, они будут оцифрованы и выложены в Сеть.
Окончательно разобрать узкоколейную железную дорогу собираются в ближайшие месяцы. Можно только посочувствовать Дмитрию Баландину, на глазах которого исчезает родная для него узкоколейная железная дорога — и поблагодарить его за проведённую в предшествующие годы работу по фотодокументированию Зебляковской узкоколейной железной дороги.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
CХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
РАЗНОЕ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ЗЕБЛЯКИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ЗЕБЛЯКИ, СТАНЦИЯ, ТЕПЛОВОЗЫ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЗЕБЛЯКИ, СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ЗЕБЛЯКИ, СТАНЦИЯ, НАЧАЛО ПЕШЕЙ ФОТОДОКУМЕНТАЦИИ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПЕРЕЕЗД)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ,
СТАНЦИЯ ЗАПАДНЫЙ В БЫВШЕМ ПОСЁЛКЕ ЗАПАДНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ,
СТАНЦИЯ ЗАПАДНЫЙ, МАГИСТРАЛЬ К СЕВЕРУ ОТ ЗАПАДНОГО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (КОНЕЦ РЕЛЬСОВ НА МАГИСТРАЛИ,
ЛИНИЯ ОТ ЗАПАДНОГО НА ЗАПАД)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (ЛИНИЯ ОТ ЗАПАДНОГО НА ЗАПАД)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (ЛИНИЯ ОТ ЗАПАДНОГО НА ЗАПАД)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 21) (ЛИНИЯ ОТ ЗАПАДНОГО НА ЗАПАД)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 22) (ЛИНИЯ ОТ ЗАПАДНОГО НА ЗАПАД)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 23) (ЛИНИЯ ОТ ЗАПАДНОГО НА ЗАПАД, НАЧАЛО «ВРЕМЯНКИ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 24) (ВРЕМЯНКА К ЗАПАДУ ОТ ЗАПАДНОГО, СТАНЦИЯ ЗАПАДНЫЙ,
ЛИНИЯ НА ДАЛЬНИЙ НИЖНИЙ СКЛАД В ОКРЕСТНОСТЯХ ЗЕБЛЯКОВ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 25) (ЛИНИЯ НА ДАЛЬНИЙ НИЖНИЙ СКЛАД В ОКРЕСТНОСТЯХ ЗЕБЛЯКОВ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 26) (ДАЛЬНИЙ НИЖНИЙ СКЛАД В ОКРЕСТНОСТЯХ ЗЕБЛЯКОВ, СТАНЦИЯ ЗЕБЛЯКИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 27) (СТАНЦИЯ ЗЕБЛЯКИ)

01.11.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Костромской области»
на главную страницу