ID: 4592

ПЫЛИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

122
Начальным пунктом Пылинской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Сокольники, расположенный вблизи поста 76 километр на железнодорожной линии Торжок — Соблаго («РЖД», Октябрьская железная дорога). Узкоколейная железная дорога была лесовозной, принадлежала Пылинскому лесопункту Каменского леспромхоза. Управление Каменского леспромхоза находилось в районном центре, городе Кувшиново.
Недалеко от Сокольников находится посёлок Ранцево с торфовозной узкоколейной железной дорогой.
История (часть информации получена от Сергея Костыгова)
Первый участок узкоколейной железной дороги был построен в 1949 году. Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы. Вывозка леса производилась в сортиментах, основным прицепным подвижным составом были платформы.
В 1950-х годах протяжённость узкоколейной железной дороги значительно увеличилась. Магистраль имела тяжёлый профиль, при её строительстве был проделан значительный объём работ.
В 1964 году поступили первые тепловозы ТУ4, однако паровозы после этого продолжали работать. В конце 1960-х годов на узкоколейную железную дорогу были переданы два паровоза, ранее находившихся на Максатихинской узкоколейной железной дороге (Максатихинский район Калининской области), которую было решено ликвидировать.
Ориентировочная дата прекращения использования паровой тяги — 1974 год. С этого времени на узкоколейной железной дороге работали тепловозы ТУ4 и ТУ6А, мотовозы МД54-4 и другие локомотивы. «Тяжёлых» тепловозов ТУ7, насколько известно, на узкоколейной железной дороге не было.
Магистральная линия узкоколейной железной дороги до конца 1970-х годов пролегала в юго-восточном направлении (станция Сокольники — стрелка Дорошиха, расположенная на 3-м километре от Сокольников, в точке поворота линии с юга на восток — разъезд Трясна — разъезд Коша — разъезд Волошня). Максимальная удалённость от посёлка Сокольники составляла около 30 километров. От Дорошихи имелась ветка в южном направлении, в сторону населённого пункта Страна Советов.
Лесных посёлков, предназначенных для постоянного проживания, на узкоколейной железной дороге никогда не было.
К концу 1970-х годов запасы леса вблизи старой магистрали были исчерпаны. Основной район лесозаготовок переместился на запад. От станции Гасня 1-я в 1980-х годах была построена новая линия, ведущая в западном направлении. Она пересекла по мосту реку Ворчала. Во всех известных автору топографических картах масштаба 1:100 000 и 1:200 000 эта линия не обозначена.
В 1997 году вывозка леса по узкоколейной железной дороге прекратилась. Приказ о закрытии узкоколейной железной дороги был подписан в 1998 году. На протяжении последующих двух лет узкоколейная железная дорога использовалась жителями посёлка Сокольники для поездок в лес на съёмных мотодрезинах.
Окончательная разборка узкоколейной железной дороги началась в 2000 году. Возможно, она продолжалась и в 2001 году. Ни одного исправного тепловоза к тому времени не оставалось, поэтому при разборке использовались трактора.
По состоянию на апрель 2005 года, в посёлке Сокольники имелось как минимум пять кабин тепловозов ТУ6А, кабина мотовоза МД54-4-3315 (построен Истьинским машиностроительным заводом в 1969 году), несколько платформ и крытых грузовых вагонов. На окраине посёлка сохранялся полуразрушенный деревянный мост через реку Трясна. Насыпь узкоколейной железной дороги в окрестностях Сокольников была превращена в грунтовую автодорогу.
Нижний склад Пылинского лесопункта в посёлке Сокольники оставался действующим. Лес поступал на нижний склад автомобильным транспортом.

17.10.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Тверской области»
на главную страницу