ID: 4984

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНОГО КОМБИНАТА

67
Железнодорожная сеть Орджоникидзевского горно-обогатительного комбината находится в окрестностях города Орджоникидзе Днепропетровской области. Город Орджоникидзе расположен вблизи станции Чертомлык на магистральной железнодорожной линии Запорожье — Апостолово.
Железнодорожная сеть удивительна во многих отношениях. По данным на 2010 год, это было единственное место в мире, где продолжали использоваться в регулярном пассажирском движении полноценные электросекции Ср3 (в виде одновагонной переделки была также Ср3 на линии Хашури — Сурами).
Это одна из последних ширококолейных ведомственных железных дорог Украины с регулярным пассажирским движением. На линии Десна — Полигон пассажирское движение не является регулярным, формально существующее расписание не выполняется.
Основная деятельность Орджоникидзевского горно-обогатительного комбината — добыча и обогащение марганцевой руды. Руда добывается открытым способом — в карьерах.
Активная добыча руды в окрестностях города Никополя ведётся с 1880-х годов. Первыми были освоены месторождения в районе нынешнего посёлка Горняцкое (к северу от города Орджоникидзе), и к востоку от Никополя — в нынешнем городе Марганец.
В 1904 году была открыта станция Осокоровка на железнодорожной линии Александровск (ныне Запорожье) — Апостолово. В 1910 году станция была переименова в Чертомлык, по названию близлежащей реки. Топоним «Чертомлык» — тюркского происхождения, дословно означает «щучий».
После открытия станции Осокоровка был поднят вопрос о прокладке ветви до рудного месторождения. Но тогда построить железнодорожную ветку не удалось. Железнодорожная ветка от станции Чертомлык в северном направлении была построена не позднее 1926 года.
В 1934 году было создано самостоятельное рудоуправление — рудник имени Орджоникидзе. В том же году был утверждён генеральный план строительства на руднике новых промышленных объектов. В 1935 году были введены в эксплуатацию шахты №№ 1, 2, 3, 4, обогатительная фабрика. Была проложена железнодорожная ветка, соединяющая станцию Чертомлык с обогатительной фабрикой рудника имени Орджоникидзе. Она пролегла в стороне от старой линии.
Пассажирское сообщение на железнодорожных линиях в районе города Орджоникидзе первоначально выполнялось поездами на паровозной тяге. В числе прочих, имелся маршрут от станции Калинина (город Орджоникидзе) до станции Чертомлык.
Не позднее 1960-х годов железнодорожная сеть была электрифицирована. В 1980-х годах железнодорожная сеть получила второй выход к железным дорогам общего пользования (помимо выхода к станции Чертомлык). Была построена линия от станции Чкаловская (Чкаловский карьер №1) до станции Никополь II, расположенной вблизи Никопольского завода ферросплавов.
В 1980-х годах на двух маршрутах пассажирского движения курсировали четыре пары поездов в день. Подвижной состав — электросекции Ср3. Проезд в поездах всегда был бесплатным.
Долгое время удивительная железнодорожная сеть была малоизвестна. О существовании на ней пассажирского движения мало кто знал, кроме местных жителей. Для широкой публики «чудо в Орджоникидзе» открыли любители железных дорог из Киева А. Порев и С. Трушель. Произошло это лишь в начале 2005 года.
На момент первых исследований любителей железных дорог здесь существовало два маршрута движения электропоездов: Калинина — Чкаловская и Бункерная — Шевченковская. Эти маршруты между собой не пересекались.
Когда-то сеть пассажирских перевозок электросекциями Ср3 была более обширной. В частности, на север электросекции курсировали до крайней в этом направлении станции Северная (вместо Шевченковской).
Вместе с тем, следует отметить, что существование пассажирского движения на карьерных железнодорожных линиях всегда было редким явлением. А для 2000-х годов — это явление исключительное.
Зимой 2006-2007 годов электросекции Ср3-1524 и Ср3-1758 прошли капитальный ремонт в депо Никополь Приднепровской железной дороги. Ремонт обошёлся Орджоникидзевскому ГОКу примерно в миллион гривен (120 000 долларов США). Прекращать пассажирские перевозки тогда никто не собирался.
С 1 ноября 2008 года был отменён маршрут Бункерная — Шевченковская. С этого момента электропоезда стали курсировать только на восток от города Орджоникидзе (станция Калинина) — до Промышленной и Чкаловской.
Железная дорога была посещена автором 19 ноября 2010 года. Удалось совершить поездку в Ср3-1524 от платформы 5 км до Чкаловской и обратно — от Береговой до Калинина. Проезд в поезде по-прежнему бесплатный для всех. По всем признакам, такая железная дорога воспринималась как чудо.
На тот момент почти все железнодорожные линии (в том числе и те, на которых не было пассажирского движения) оставались действующими. Напряжение в контактной сети — 1,5 кВ. Наиболее распространённые локомотивы — электровозы EL21.
В ходе поездки я побывал в конторе Железнодорожного цеха Ордоникидзевского ГОКа, побеседовал с его начальником С. Митиным, подарил свою книгу.
«Дикий капитализм» всё же добил удивительную железнодорожную достопримечательность и самый удобный вид транспорта для местных жителей, добирающихся на работу. С 1 мая 2012 года движение на последнем маршруте электрички было прекращено. Электросекции были выставлены на продажу.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПЛАТФОРМА 5 КМ, ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА, СТАНЦИЯ ЧКАЛОВСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ЧКАЛОВСКАЯ, ПЕШАЯ ПРОХОДКА УЧАСТКА ЧКАЛОВСКАЯ — БЕРЕГОВАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЛАТФОРМА БЕРЕГОВАЯ, ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА, СТАНЦИЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ, СТАНЦИЯ КАЛИНИНА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ КАЛИНИНА, БЫВШИЙ ВОКЗАЛ И ЗДАНИЕ ЖДЦ)

23.03.2012 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу