ID: 4868

АВДЕЕВСКИЙ ТРАМВАЙ

296
Авдеевский трамвай — одна из первых систем «промышленного» трамвая. Единственная система промышленного трамвая в Украине. Отличия «промышленного» трамвая от остальных трамвайных систем: главное назначение — связь жилой части города и крупного промышленного предприятия. Существует только одна линия.
Системы, сходные с Авдеевским трамваем: Новополоцкий трамвай, Мозырский трамвай, Старооскольский трамвай, Усть-Илимский трамвай, Рязанский трамвай (уничтожен варварской властью).
Необычные особенности Авдеевского трамвая:
Благодаря сочетанию начальных букв находится и всегда будет находиться на первом месте в списке из более чем ста наших трамвайных сетей.
Несмотря на это, удивительно малоизвестен. Об Авдеевском трамвае мало пишут, он абсолютно «не на слуху» — в отличие, например, от трамвая в Мозыре или Черёмушках.
До 2003 года имел длинный загородный участок, пролегавший по малонаселённой степной местности.

Авдеевский трамвай на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1991 году. Участок Некрасова — Спартак ныне разобран.
Авдеевка — небольшой город, расположенный в 10 километрах от миллионного Донецка. Главное предприятие города — Авдеевский коксохимический завод (АКХЗ). Это одно из крупнейших в мире предприятий подобного рода.
Строительство Авдеевского коксохимического завода началось в 1960 году. Завод было решено разместить к северу от жилой части города. Предприятие является экологически вредным, поэтому должно быть расположено на удалении от жилья. Деревни, расположенные в непосредственной близости от строящегося завода, были выселены и снесены.
Для сообщения между жилой частью Авдеевки и коксохимическим заводом было решено использовать трамвай. Система промышленного трамвая в Авдеевке была построена раньше, чем аналогичные системы в других городах.
30 ноября 1963 года вступила в эксплуатацию 1-я коксовая батарея АКХЗ. 23 августа 1965 года был открыт первый участок трамвайной линии — от посёлка Химик (новая часть Авдеевки, строившаяся одновременно с АКХЗ) до центральной проходной.
В 1969 году линия была продлена на юг — до улицы Некрасова. В 1972 году было открыто продление на север — до 4-й проходной АКХЗ.
В те же годы планировалось создать линию междугородного трамвая Авдеевка — Донецк. Основные работы по строительству линии в сторону Донецка были проведены, но движение открыто не было.
В 1986 году основная часть линии в сторону Донецка была открыта. Появился маршрут №3 — «депо» — «Спартак». Трамвайные вагоны пошли из Авдеевки в село Спартак, откуда до ближайшей точки сети Донецкого трамвая по прямой остаётся три километра.
С открытием линии на село Спартак протяжённость Авдеевского трамвая возросла почти вдвое. По-прежнему сохранялась линейная конфигурация: одна линия без каких-либо ответвлений.
В 2003 году движение на Спартак было прекращено. После этого линия на участке «улица Некрасова» — «Село Спартак» была варварски разобрана.
http://timbes5.livejournal.com/89418.html — фотографии закрытой линии в селе Спартак.
Шансов на восстановление линии на Спартак нет. Трасса разобранной трамвайной линии в 2000-х годах была перегорожена широкой насыпью Донецкой кольцевой автодороги.
Я побывал в Авдеевке 30 августа 2010 года. От автостанции, расположенной напротив донецкого вокзала — автобусом «Богдан» до Авдеевки.
Выхожу вблизи южной конечной станции «улица Некрасова». Вскоре уезжаю на «Центральную проходную».
От «Центральной проходной» до «4-й проходной» иду пешком, выполнив тотальную фотодокументацию.
Движение на участке «улица Некрасова» — «Центральная проходная» достаточно интенсивное. По сравнению с другими, полуживыми трамвайными системами малых городов Донецкой области, Авдеевский трамвай работает неплохо.
В отличие от Донецкого трамвая — «татровой» системы, здесь подвижной состав состоит исключительно из вагонов КТМ5. Есть двухвагонные поезда.
На крайнем северном участке движение редкое, увязано с рабочими сменами. Днём интервал может составлять несколько часов.
На станции «4-я проходная», крайнем северном пункте Авдеевского трамвая, я решаю «до упора» ждать вагона. Ждать пришлось почти три часа. Это было трудно — терпеть выбросы завода невыносимо. Здесь — не воздух, а смесь различных химических веществ.
Рядом с конечной станцией «4-я проходная» находится небольшая пожарная часть, где дежурят пожарные. Как они выживают в такой «атмосфере» — непостижимо. Но ещё хуже должно быть тем, кто вынужден работать непосредственно на территории АКХЗ.
Расписание движения поездов нигде не вывешено. Пытаюсь узнать о времени прибытия ближайшего вагона у пожарных.
Наконец, я дождался вагона и выехал из «газовой камеры». Вся сеть Авдеевского трамвая полностью проезжена!
Доезжаю до депо. Фотографирую подвижной состав из-за ограды. Там имел место редкий для тихой Украины случай, когда какие-то люмпены «наехали» на меня за фотографирование. Они не были работниками трамвайного хозяйства.
Из Авдеевки уезжаю «маршруткой» в Ясиноватую. Оттуда — электропоездом до Енакиево, с заездом в Нижнюю Крынку.
В феврале 2014 года власть в столице Украины Киеве сменилась силовым путём. После этого на территории южных и восточных регионов Украины начались стихийные народные выступления. Жители Юга и Востока были недовольны произошедшим в Киеве и желали автономии.
В Донецкой и Луганской областях произошли захваты протестующими зданий местных органов власти. Там задавали резонный вопрос: если в Киеве можно захватывать мэрию и прочие государственные структуры, то почему у нас нельзя?
Однако новая власть Украины, появившаяся после массовых захватов киевских административных зданий, объявила протестующее население Донбасса сепаратистами и террористами. Им заявили: никакой автономии не будет, а будете продолжать протест — получите силовое усмирение.
В 2014 году на территории Донецкой и Луганской областей развернулась полномасштабная кровопролитная война. Число погибших (как вооружённых участников с обеих сторон, так и мирных жителей) по неофициальным данным, исчисляется десятками тысяч.
Уродливый российский режим под предводительством Путина поддерживает бессмысленную войну. Первые, относительно мирные протесты здесь состояли из местного населения, но полномасштабная война является возможной только из-за вмешательства России. У местных жителей для этого нет ни оружия, ни, что самое главное, желания разрушать свои дома и погибать.
По состоянию на октябрь 2014 года, город Авдеевка находился на линии фронта. Бои ведутся в непосредственной близости от жилой части. Значительная часть населения покинула Авдеевку.
В отдельные дни Авдеевка превращалась в «ад на земле». Было много разрушений и жертв среди мирного населения.
Следует отметить: Авдеевка была (и остаётся, по состоянию на 2016 год) прифронтовым городом с украинской стороны. Все разрушения и жертвы, имеющиеся здесь — от снарядов и мин, выпущенных боевиками противостоящей киевским властям «Донецкой народной республики».
Я не поддерживаю ни одну из сторон конфликта и считаю, что война недопустима ни по какому поводу. Действия России, «подогревающей» войну — ужасны и преступны.
Несмотря ни на что, Авдеевский коксохимический завод даже в дни самых ожесточённых боёв продолжал работать. По крайней мере в минимальном объёме — чтобы сохранить коксовые батареи, которые нельзя останавливать.
Трамвайное движение во второй половине 2014 года сохранялось на участке от депо до коксохимического завода. В жилой зоне, которая расположена наиболее близко к линии фронта, движения не было.
22 января 2015 года, после очередного обстрела, движение полностью остановилось.
По состоянию на начало 2016 года, как ни печально, Авдеевский трамвай не работал уже больше года и находился в полуразграбленном состоянии.
Всё лето 2016 года город оставался прифронтовым. Бои продолжались, хотя и с невысокой интенсивностью. Тем не менее, трамвай решили восстановить. Были проведены работы по расчистке линии и монтажу контактной сети.
1 октября 2016 года трамвайное движение возобновилось на участке Депо — «Центральная проходная АКХЗ». Это лишь половина участка от «Некрасова» до «4-й проходной», но это — великое благо. Авдеевский трамвай снова в строю!
В январе 2017 года трамвайное движение прекратилось по причине возобновления активных боевых действий и отключения электроэнергии.
По состоянию на январь 2018 года, трамвайного движения нет. С момента прохода последнего вагона уже истёк год. Нет уверенности в том, что трамвайная система будет восстановлена.
Авдеевка остаётся, быть может, самым опасным прифронтовым местом. Обстрелы со стороны боевиков «ДНР» возможны в любой момент.
Ситуация на январь 2019 года: никаких позитивных изменений нет. Ситуация — печальнее некуда.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ЛИНИЯ ВБЛИЗИ ЮЖНОЙ КОНЕЧНОЙ СТАНЦИИ «УЛИЦА НЕКРАСОВА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (УЧАСТОК «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОХОДНАЯ» — «4-Я ПРОХОДНАЯ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (УЧАСТОК «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОХОДНАЯ» — «4-Я ПРОХОДНАЯ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СЕВЕРНАЯ КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ «4-Я ПРОХОДНАЯ», ДЕПО И ОКРЕСТНОСТИ ДЕПО)

25.10.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу