ID: 5352

«НОВАЯ» КОКАНДСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

142
Новая Кокандская детская железная дорога расположена в юго-восточной части города Коканда. Коканд — крупный город, расположенный в западной части Ферганской области Республики Узбекистан. Он не является административным центром, однако здесь расположена крупная узловая станция, локомотивное депо.

Город Коканд, местонахождение новой детской железной дороги на спутниковом снимке (источник — «Google Maps»).
Дата съёмки — 2002 год. На тот момент детской железной дороги здесь ещё не было!

Новая детская железная дорога на спутниковом снимке (источник — «Google Maps»). Нанесена условно.
Дата съёмки — сентябрь 2002 года. На тот момент детской железной дороги здесь ещё не было!
С 1958 года до начала 1990-х годов в центральной части города Коканда действовала детская железная дорога. Она была полностью и безвозвратно уничтожена в 1990-х годах.
В 2000-х годах кто-то из представителей местной власти твёрдо решил восстановить объект гордости и славы Коканда — детскую железную дорогу. Однако восстановить её на прежнем месте не представлялось возможным. Территория старой детской железной дороги к тому времени давно была перестроена и использовалась по другому назначению.
Для новой детской железной дороги Коканда было найдено другое место — парк на юго-восточной окраине города. Никакого отношения к старой детской железной дороге новая детская железная дорога не имеет. Она была построена «с нуля». Основной объём работ был выполнен в 2008 году. Новая детская железная дорога, как и старая, имеет конфигурацию кольца.
Летом 2008 года от железнодорожника из г. Ташкента Н. Клочкова поступила информация о том, что в Коканде восстанавливают детскую железную дорогу. Для неё на Ташкентском вагоноремонтном заводе были капитально отремонтированы три пассажирских вагона ПВ38. В Коканде для неё должен быть отремонтирован тепловоз ТУ7-0544. Весь этот подвижной состав когда-то работал на старой детской железной дороге.
30 августа 2008 года я приехал в Коканд. Детальное описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2008kgtj.html.
Как выяснилось, от старой детской железной дороги, находившейся в центре города Коканда, в парке Мукими (бывший Центральный парк культуры и отдыха), не осталось никаких следов. Территория парка подверглась реконструкции, признаков наличия шпал и каких-либо строений на остановочных пунктах найти не удалось.
Увидев в парке человека славянской внешности (как и в других крупных городах Узбекистана, здесь их осталось 1-2 процента), спрашиваю у него, есть ли в городе детская железная дорога. Вскоре к беседе присоединился местный сотрудник милиции. Удалось выяснить, что детская железная строится, и находится в парке где-то на окраине города. К сожалению, не удалось узнать, где именно. Некоторые жители города помнят старую детскую железную дорогу, работавшую до 1991 года, но о новой детской железной дороге не слышали.
После нескольких часов трудных поисков загадочный объект в итоге всё же был найден!
Новая Кокандская детская железная дорога находится вблизи улицы Фурката (юго-восточная окраина города), в нескольких километрах от старой детской железной дороги. Строительство детской железной дороги началось в 2008 году. Путь уложен на всём протяжении кольца длиной свыше 1 километра. Смонтирован стрелочный перевод и уложены первые метры пути на ветви, ведущей к проектируемому депо.
Начато строительство кирпичного павильона на одной из двух запроектированных станций. Строительство второй станции не начиналось. Никакого подвижного состава в Коканде не было. Он стоял в Ташкенте и дожидался отправки.
В то время казалось: пройдёт ещё совсем немного времени, и на карте Узбекистана появится новая детская железная дорога, построенная «с нуля».
К сожалению, всё пошло по самому дикому сценарию. Дикость и маразматичность ситуации не поддаётся никакому описанию!!!
Уже почти полностью построенная узкоколейная железная дорога не была введена в эксплуатацию. Вагоны, предназначенные для новой дороги, были доставлены из Ташкента в Коканд, но на саму дорогу не попали. Позже вагоны было решено отправить обратно в Ташкент. Они поступили на узкоколейную железную дорогу в Ташкентском музее железнодорожного транспорта.
Тепловоз ТУ7-0544, капитально отремонтированный в депо Коканд, тоже нашёл «пристанище» в ташкентском музее. Скорее всего, работать он не будет.
Состояние Новой Кокандской детской железной дороги на 2012 год не выяснено. К сожалению, из этого города приходит слишком мало информации. Практически все, кто посещает форум города Коканда (http://www.kokand.org/forum/viewtopic.php?t=2658) — не являются его нынешними жителями, они покинули город очень давно.
Вероятно, узкоколейная железная дорога, в строительство которой были вложены огромные средства и усилия — либо заброшена, либо разобрана. Будучи построенной, но не проработав ни дня...

ИЗОБРАЖЕНИЯ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПОХОД ПО ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОХОД ПО ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОХОД ПО ЛИНИИ, ВАГОНЫ ДЛЯ КОКАНДА В ТАШКЕНТЕ)

06.02.2012 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Ферганской области»
на главную страницу