ID: 5882

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ИРВАНЦЕВСКОГО ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА

80
Ирванцевский торфобрикетный завод (в течение какого-то времени — Ирванцевское торфопредприятие) находится в посёлке Куты Вторые Семёновского района Черниговской области Украины.
В ведении завода находится узкоколейная железная дорога. По состоянию на 2011 год, это одна из двух в Черниговской области (вторая — в селе Смолин) и одна из немногих во всей Украине действующих торфовозных узкоколейных железных дорог.
Торфобрикетный завод работает с 1971 года. Узкоколейная железная дорога была открыта вместе с заводом.
Название происходит от реки Рванец, устаревшее название Ирванец. Связи с железными дорогами широкой колеи завод не имеет и никогда не имел. Ближайшая железнодорожная станция Семёновка находится в 11 километрах.
Узкоколейная железная дорога никогда не была большой. Гигантом торфяной промышленности в Черниговской области был Замглайский торфобрикетный завод, и самая крупная узкоколейная железная дорога находилась в Замглае.
Огромный Замглай в 1990-х годах был полностью разрушен, узкоколейная железная дорога разобрана. А этот небольшой объект, расположенный в отдалённом углу области — вопреки всему, выжил.
В марте 2004 года на узкоколейной железной дороге побывал любитель железных дорог из Киева Андрей Порев.
Информация от Андрея Порева:
Узкоколейная железная дорога оказалась работающей. Более того, к обозначенным на карте 8 километрам пути можно смело добавлять еще 5-7, дорогу достроили в восточном направлении к новым торфяникам.
Имеется подвижной состав:
ТУ6А-2293
3 тепловоза ТУ8 в рабочем состоянии), все без номеров
ТУ8 ( «в ремонте»)
ТУ4-1830
запущенная ЭСУ2А, без номеров
два пассажирских вагона ПВ-40
примерно два десятка грузовых вагонов ТСВ
Немного удивило такое большое количество локомотивов. А в остальном типичный торфозавод с типичным же двухстойловым депо.
Как выяснилось, часть тепловозов и вагонов поступили сюда в 2003 году с закрывшейся торфовозной узкоколейной железной дороги в посёлке Прогресс Менского района Черниговской области.

В 2005-2006 годах завод прошёл реконструкцию. Объём движения по узкоколейной железной дороге возрос.
http://www.ua.all.biz/news/index.php?newsid=85449 — 2006 год
Производственная мощность Ирванцевского торфобрикетного завода увеличилась вдвое
На Ирванцевском торфобрикетном заводе, расположенном в Семеновском районе Черниговской области, вдвое увеличена производственная мощность. В работу дополнительно включены два пресса, которые пять лет считались списанными, были завезены с завода, прекратившего свою деятельность, и стояли без дела. Необходимость отремонтировать и ввести их в действие возникла по причине стремительного роста спроса на торфобрикет, сказал коммерческий директор государственного предприятия «Черниговторф» Сергей Липский.
Теперь, когда на Ирванцевском заводе работают четыре пресса, его мощность составляет 150-180 тонн брикетов в сутки. Создано 18 новых рабочих мест, передает Укринформ.
Что касается спроса на торфобрикет, то такого, как в этом году, отметил Липский, еще не было. Его повышению в значительной мере содействовала политика Черниговской облгосадминистрации, направленная в поддержку торфодобывающей отрасли. Сказался на ситуации также дефицит угля и рост цен на газ.
Следовательно, если в прошлом году за 10 месяцев бюджетными организациями области было закуплено 1,87 тыс. т брикета, то в этом году за аналогичный период 12,68 тыс. т. Население также активно запасается местным природным топливом. Очередь за ним, по словам Липского, километровая, ежедневно в ней стоят 30-40 грузовиков. Чтобы загрузиться, частникам приходится ожидать почти сутки. «Брикет с Ирванцевского завода у нас даже не завозится на склад, грузится прямо с прессов», — говорит коммерческий директор.
Сергей Липский отмечает повышение спроса на торфобрикет и в Европе. В качестве примера, приводит разницу в рыночных ценах: «В прошлом году на границу мы поставляли брикет по цене 56 долларов, да еще и уговаривали, чтобы взяли. Сейчас Европа покупает по 102 доллара и говорит: «Большое спасибо».
За границу «Черниговторф» поставляет брикет только после выполнения государственного плана по обеспечению организаций бюджетной сферы и коммунальных потребителей. За 10 месяцев 2006 года этот план выполнен на 115%.
СПРАВКА. Государственное предприятие «Черниговторф» имеет два торфобрикетных завода и 6 производственных участков, где работает 350 человек. За год ГП добывает 145 тыс. тонн торфа, изготавливает 60-75 тыс. тонн торфобрикета. Запасы торфа на Черниговщине одни из наибольших в Украине и составляют 260 млн. тонн.

Но после реконструкции завод работает не очень стабильно. Сохраняется множество проблем.
Публикация из газеты «Голос Украины», 26.09.2007, автор — Виталий ВИЛЕЙ.
http://web.archive.org/web/20081201175845/http://www.golos.com.ua/rus/article/1190727642.html
Торфобрикетный завод должен работать в интересах Украины!
О ситуации, которая не «сложилась» — как нередко можно услышать, — а которую «сложили» вполне конкретные лица, причастные своими особенными интересами к топливной отрасли, а следовательно, и к Ирванцевскому торфобрикетному заводу, расположенному в поселке Куты Семеновского района на Черниговщине, мы уже сообщали в «Голосе Украины» от 7 сентября 2007 года.
Публикация вызвала определенный резонанс и письма читателей; проблема нашла отражение в передаче Радио «Свобода» 13 сентября 2007 года. Читатели и слушатели требуют дополнительных объяснений этой ситуации.
В развитие темы запомните восемь показательных цифр. Производственная мощность предприятия составляет 35 тыс. тонн брикета в год, который по объему груза равняется 600 железнодорожным вагонам, тогда как из существующих залежей торфа, используемых заводом, можно изготовить не менее 50 млн. тонн брикета. Вот и подумайте, на сколько лет хватит этих залежей.
Однако в течение последних нескольких лет в результате мероприятий, организованных черниговскими областными чиновниками при поддержке столичных, производство торфобрикета на заводе уменьшилось в 3,5 раза, а вместо местного торфобрикета, имеющего теплотворность (до 5800 ккал) и невысокую зольность (до 18 процентов), на Черниговщину завозится донецкий низкосортный уголь с зольностью около 50 процентов. К тому же тонна этого донецкого угля стоит на 25—30 процентов дороже.
В то же время большой размах в области приобрели работы по газификации сел: проектно-геодезические работы, прокладка труб, создание локальных сетей, установка оборудования и т. п. И все это преимущественно с привлечением личных денег крестьян, соответственно, с дальнейшей перспективой повышения цен на российский газ, что мы наблюдаем как устоявшуюся тенденцию, особенно после 4 января 2006 года, когда было подписано печально известное газовое соглашение.
Такая она убедительная иллюстрация нашей энергетической «независимости» в отдельно взятой области Украины.
...
Правда, тогда дело приобрело такую огласку, что еженедельник «Зеркало недели» посылает на место событий двух корреспондентов В. Фоменко и И. Хоменко, которые 12 февраля 2005 года публикуют в этом издании большой материал под выразительным заголовком «Докладная записка».
Авторы утверждают, что финансово-производственная афера в торфоэнергетичечкой отрасли является результатом деятельности мафиозных структур, к которым непосредственно причастно руководство и правоохранительные органы Черниговской области, и что эта афера фактически превратилась в гангстерскую войну.
Следует процитировать несколько фрагментов из этого материала, который и нынче не только не утратил актуальности, но и приобрел еще большую:
«Так называемая «плановая убыточность» отечественных торфоразработок не должна никого вводить в заблуждение. Торф — экологически чистое топливо будущего. Он одинаково хорошо сжигается на теплоэлектростанциях и перерабатывается в дизельное горючее. Его также используют как натуральное органическое удобрение, а в сочетании с бишофитом он восстанавливает плодородие грунта в районах, загрязненных в результате добычи нефти. Залежи полесского торфа на ближайшие несколько веков практически неисчерпаемы...».
Вот где собака зарыта! Вот где причина особенного, придирчивого и откровенно криминального интереса влиятельных лиц Черниговской области к торфобрикетным предприятиям. И понятно почему. Ведь Ирванцевский торфобрикетный завод сегодня добывает сырье на торфяном поле площадью 1000 гектаров, запасов которого хватит до конца этого века. Тогда как вся площадь торфяника составляет 6000 гектаров.
После всех махинаций этот завод, с такими огромными залежами энергетического сырья, остался единственным предприятием этой отрасли на территории Черниговской, Сумской и Киевской областей.
Казалось бы, надо радоваться такому Божьему дару в условиях энергетической зависимости Украины от России и быстренько осуществить диверсификацию в направлении развития торфобрикетной и торфохимической отраслей.
Но ведь вы понимаете, что некоторые сегодняшние «столоначальники» во властных кабинетах давно разучились (а может, никогда и не умели?) радоваться нашему национальному достоянию и всенародной отечественной собственности в Украине. Они зачисляют в свой актив лишь свою частную собственность или так называемую акционерную, которую тоже используют как собственную.
...
Ирванцевский торф стал сегодня пробным камнем для проверки на патриотизм. Председатель Семеновского райсовета Сергей Евменов и его коллега председатель Семеновской райгосадминистрации Ярослав Майданский без громких слов приобрели для нескольких бюджетных учреждений района котлоагрегаты новейшей модели, которые эффективно работают на торфобрикете.
Они считают, что добыча, переработка и использование торфа на севере Украины имеют огромные перспективы. Впрочем, так считают не только они, но все, кому дорога наша независимость.

По состоянию на 2017 год, завод и узкоколейная железная дорога действуют.
Поездка автора, июнь 2011 года
Дизель-поездом РА2 от Глухова до Семёновки с тремя сменами направления движения, по станциям Маково, Терещенская и Новгород-Северский. Прибытие на станцию Семёновка ночью. Ночёвка вблизи станции.
Утром осматриваю мрачный тупик, где оборвалась железнодорожная линия Новозыбков — Новгород-Северский. Длительный пеший переход в Куты Вторые. Был небольшой участок автомобильного подвоза.
Директор торфобрикетного завода принял меня очень хорошо. Разрешил осматривать и фотографировать узкоколейную железную дорогу, и отправил служебным автобусом «ПАЗ» на торфополе. Ещё около километра прохожу по рельсам до места, где в данный момент грузится поезд. Место погрузки расположено восточнее автодороги Семёновка — Жадово.
Старый, «полуживой» тепловоз ТУ6А и девять вагонов ТСВ. Вскоре последние вагоны загружены. Отправляемся на завод в Куты.
Удивляюсь, что работники торфобрикетного завода говорят между собой на великорусском варианте русского языка. Признаков украинского, возможно, даже меньше, чем по другую сторону границы, в Брянской области (до которой отсюда двадцать километров).
Фотографирую линию из тепловоза в сторону завода. Путь в очень плохом состоянии. Едем медленно. И тем не менее первый вагон заваливается набок, а тепловоз сходит с рельсов второй тележкой. Остальные вагоны удержались.
Вернуть тепловоз на рельсы своими силами невозможно. Сообщаем о происшествии на завод, ждём. Хорошо, что место «тракторно доступное».
Из Кутов приехал погрузчик на колёсном ходу. Отталкивает тепловоз от вагона, поднимает тележку. С немалыми усилиями поставили на рельсы.
С вагоном так просто не справиться. Для его подъёма понадобится не только трактор, но ещё и кран. Этим займутся завтра. Тепловоз едет в депо без вагонов.
За два километра до завода меняем направление движения: без этого не обойтись. Затем — мост через речку Рванец, самое крупное искусственное сооружение.
Весь путь — около восьми километров. Это вся узкоколейная железная дорога.
Осматриваю главную станцию. Здесь четыре «условно ходовых» тепловоза. Есть кабина тепловоза ТУ6А первых лет выпуска, аналогичная кабинам ТУ4. Пассажирские вагоны остались, но давно не используются.
ТУ4 и ЭСУ2А, которые видел Андрей Порев в 2004 году — этого уже нет.
Задача на сегодня — добраться до расположенного на другом конце области Смолина, или хотя бы до Чернигова. А затем — удивительная Десна.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ЛИНИЯ, ТОРФОМАССИВ, ПОГРУЗКА ТОРФА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОГРУЗКА ТОРФА, ДВИЖЕНИЕ В СТОРОНУ ЗАВОДА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (АВАРИЯ, ПОДЪЁМ ТЕПЛОВОЗА, ДВИЖЕНИЕ В СТОРОНУ ЗАВОДА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СМЕНА НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ, МОСТ ЧЕРЕЗ РВАНЕЦ, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)

10.03.2018 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Черниговской области»
на главную страницу