ID: 5900

КУЗЮГСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

55
Кýзюгская узкоколейная железная дорога появилась значительно раньше соседнего «гиганта узкой колеи» — Кобринской узкоколейной железной дороги. Начальным пунктом узкоколейной железной дороги являлся посёлок Безбожник (часть посёлка, расположенная к западу от железнодорожной линии Киров — Котлас)
Ориентировочная дата открытия первого участка Кýзюгской узкоколейной железной дороги — 1946 год. На 3-м километре (пересечение с рекой Кýзюг) находился посёлок Кýзюг. В 19 километрах от Безбожника имелся лесной посёлок Квартал 61-й.
Кузюгская узкоколейная железная дорога пролегала в юго-западном направлении от посёлка Безбожник. Она пересекала в одном уровне Октябрьскую узкоколейную железную дорогу (начальный пункт — посёлок Октябрьский), имевшую совершенно иную ведомственную принадлежность. Пересечение находилось на 13-м километре. Далее магистральная линия продолжалась ещё, как минимум, на 6 километров.
По неподверждённым данным, соединение Кузюгской и Октябрьской узкоколейных железных дорог было также и в 24 километрах от Безбожника.
По узкоколейной железной дороге возили не только лес, но и воду, необходимую для предприятий и населения посёлка Безбожник. Её закачивали в цистерны на мосту через реку Кýзюг.
В 1964 году вблизи реки была построена водонапорная станция с очистными сооружениями, проведён водопровод до Безбожника. После этого потребность в таких перевозках отпала.
Узкоколейная железная дорога действовала, ориентировочно, до 1967 года. До самого последнего момента на ней работали паровозы и маломощные мотовозы.
Последним начальником Кузюгской узкоколейной железной дороги был М. И. Комлев. После её закрытия в 1967 году он был назначен на должность начальника службы пути Кобринской узкоколейной железной дороги.
После официального закрытия и прекращения движения узкоколейная железная дорога разбиралась не сразу. По слухам, её запрещали разбирать военные — в этом районе находился военный полигон (по другим данным, он лишь планировался к постройке).
Кузюгская узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 1970-х годах.

23.09.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Кировской области»
на главную страницу