ID: 6244

ЗАБОРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

275
Начальным пунктом Зáборской узкоколейной железной дороги являлась станция Лидь, расположенная в посёлке Зáборье. Посёлок Заборье находится вблизи одноимённой станции на магистральной железнодорожной линии Подборовье — Вологда («РЖД», Октябрьская железная дорога). Узкоколейная железная дорога принадлежала Подборовскому леспромхозу.
Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1950 год. На узкоколейной железной дороге было несколько лесных посёлков: Октябрьский, Ропля, Ленинский (ликвидированы в 1970-е годы), Красноборский (этот посёлок, в отличие от остальных, «пережил» узкоколейную железную дорогу).
Суммарная протяжённость линий узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла не менее 150 километров. Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы, затем — тепловозы различных типов.
По состоянию на 1999 год, узкоколейная железная дорога действовала. Расстояние вывоза леса составляло около 70 километров. Дважды в неделю курсировал пассажирский поезд сообщением Заборье — Красный Бор (Красноборский).
Решение о закрытии узкоколейной железной дороги было принято в 2001 году. Демонтаж пути был завершён в 2003 году.

Подборовский комплексный леспромхоз (текст из книги «Ленлес: годы становления и развития», изданной в 1992 году)
Подборовский леспромхоз образован в 1943 году путём отделения от Ефимовского леспромхоза. В состав леспромхоза вошли Заборский, Тургошский, Великодворский и Коробищенский лесопункты.
1 февраля 1948 года леспромхоз со ст. Подборовье переехал на ст. Заборье.
В 1947 году в состав Подборовского леспромхоза передана Верхневольская лесобаза.
1 августа 1964 года Подборовский леспромхоз был объединён с Ефимовским лестрансхозом.
В 1986 году путём объединения Подборовского леспромхоза и Подборовского лесхоза был образован Подборовский комплексный леспромхоз.
Леспромхоз расположен в восточной части Ленинградской области на территории 232,8 тыс. га, из них 60 процентов покрыты лесами с преобладанием хвойных насаждений. В состав леспромхоза входят Шидрозерское, Кургальское, Боровское, Колпинское, Корвальское, Лидское, Заборское, Тургошское лесничества, Заборский, Тургошский, Верхневольский, Лидский лесопункты, нижний склад с лесопильным цехом, узкоколейная железная дорога и транспортный цех с ремонтно-механическими мастерскими.
Леспромхоз ежегодно создаёт лесных культур на площади более 1 тыс. га, проводит уход за лесными культурами на 3,6 тыс. га и ведёт подготовку почвы для посадки лесных культур на 1 тыс. га.
Леспромхоз ежегодно заготавливает и вывозит около 260 тыс. куб. м древесины и раскряжевывает 310 тыс. куб. м, выпускает 50 тыс. куб. м пиломатериалов и 3 тыс. куб. м короткомерной пилопродукции.
Общая численность работающих составляет 1000 чел., в том числе в лесном хозяйстве трудятся 120 чел.
Леспромхоз имеет 30,6 тыс. кв. м жилья, 4 детских сада, 4 клуба и 19 магазинов различного профиля.
В леспромхозе ведутся большие работы как по новому строительству, так и но капитальному ремонту производственных объектов и объектов социальной сферы. Так, только за последний год построены 10 км узкоколейной железной дороги, 10 км грунтовых автодорог, 14 км линий электропередач, новая столовая в Верхневольском лесопункте, 750 кв. м жилья, новая почта, проведен капитальный ремонт буферных площадок лесопильного цеха и 1,5 тыс. кв. м жилья, заасфальтировано 3,5 км дорог в посёлке и на территории леспромхоза и пр. На эти и другие работы леспромхозом израсходовано более 4 млн. рублей.
Руководство леспромхоза:
Директор Михаил Александрович ДЕНИСОВ (тел. 563-31).
Главный инженер — Николай Александрович ЩЕПАЧЕВ (тел. 563-21).
Главный лесничий — Николай Анатольевич БАРАНОВ (тел. 563-80).
Заместители директора — Игорь Сергеевич НОВИКОВ (тел. 562-52) и Михаил Васильевич РАТНИКОВ (тел. 563-74).
Адрес: 187660, Ленинградская обл, п/о Заборье. Телетайп: 309567 «Тюк». Кап АТС: 266.


Поездки и походы автора
9 сентября 1999 года. Прихожу в Заборье пешком в темноте, проделав многочасовой пеший путь из Смородинки, с соседней Горбачёвской узкоколейной железной дороги.
Спящий посёлок, но на станции узкоколейной железной дороги поддерживается активность. В главном станционном здании всю ночь дежурит молодая женщина-диспетчер. Она разрешила мне спать в одном из помещений.
Ближе к утру отправился грузовой поезд за лесом. Локомотивная бригада доброжелательная. Проезжаю по узкоколейной железной дороге, если учитывать оба направления, сильно больше ста километров.
Возвращаюсь в Заборье ещё днём. Скорость поездов тут оказалась высокой по узкоколейным меркам. Выше, чем в Смородинке. Настоящая таёжная магистраль!
Автостопом по местной дороге к магистральной автотрассе Новая Ладога — Вологда. К темноте удалось добраться до Череповца.
18 мая 2005 года. Прибываю в Заборье электропоездом сообщением Волховстрой — Бабаево со станции Ефимовская, где велось изучение одной из последних ещё не разобранных на тот момент узкоколейных железных дорог.
Полный разгром! Гигантскую магистраль узкой колеи с огромной протяжённостью и производительностью «разбомбили» кошмарным образом.
На тот момент циркулировали слухи, что в десятках километров севернее, в районе Красного Бора, остался действующий участок. Опросы в Заборье опровергали это. Ехать проверять невозможно: труднодоступная глушь.
Электропоездом, возращающимся из Бабаево в Волховстрой — до соседней станции Подборовье. Там ночёвка. Утром — выезд поездом Подборовье — Кабожа — Хвойная.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (РАЗРУШЕННАЯ СТАНЦИЯ ЛИДЬ В ПОСЁЛКЕ ЗАБОРЬЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (РАЗРУШЕННАЯ СТАНЦИЯ ЛИДЬ В ПОСЁЛКЕ ЗАБОРЬЕ)

04.11.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Ленинградской области»
на главную страницу