ID: 7072
ПОЕЗДКА БИШКЕК — АЛТЫНКОЛЬ — ТАШКЕНТ — ЗАРАФШАН, 2016 ГОД (ЧАСТЬ 1)
568
Это первая часть публикации. Продолжение — во второй части.
Покупка электронного авиабилета Москва - Бишкек на сайте "Аэрофлота".
Первоначальные планы такие: из Бишкека - возможно, вечерним пригородным поездом до Мерке. Поездом дальнего следования до Луговой, затем до Алма-Аты. Железнодорожная линия Жетыген - Алтынколь. Поездом Алма-Ата - Чимкент, затем до Черняевки (граница).
Плакат у аэропорта Шереметьево. В России поставлен вопрос о повышении минимально допустимого возраста
при попупке алгоколя с 18 до 21 года. 19 апреля, время 5:32.
Выход на посадку на рейс в Бишкек. Время 7:40.
Северные окрестности Москвы. Время 8:20.
Перелёт комфортный. На трёх смежных креслах два человека, так что достаточно просторно. Попросил две порции еды, дали. Но при этом пассажиры впереди вовсе отказались от еды.
Город Лобня и станция Лобня. Внизу - начальный участок железнодорожной линии
Шереметьевская - Аэропорт Шереметьево. Время 8:23.
Клязьминское и Учинское водохранилище. Время 8:24.
Аэродром Чкаловский. Время 8:26.
Город Рошаль, "дальний восток" Московской области. Я немало походил по его улицам
незадолго до вылета в Русскую Азию. Время 8:36.
От Владимирской области, приблизительно Уршель, до Димитровграда в Ульяновской области - облачность, потом немного разрыв в облаках. Над Казахстаном большей частью облачно. Перелёт длится ровно 4 часа.
------------ Время 12:00.
Казахстан, Жамбылская область. Плотина ----- Время 12:02.
Казахстан, Жамбылская область. Время 12:08.
Произведена посадка в аэропорту Бишкек-Манас. Московское время 12:26.
Аэропорт Бишкек-Манас небольшой и провинциальный, как и весь Бишкек, как и вся Киргизия. Пограничный контроль чисто символический. За секунду ставят штамп без вопросов. Если предъявлен внутренний российский паспорт, право въезда по которому сохраняется - тогда не ставят ничего. Идиотских миграционных карт тут нет. Вещи не смотрят.
Аэропорт Бишкек-Манас. Вид с привокзальной площади. Московское время 12:52, местное время 15:52.
Дорога в город. Время 16:08.
Заброшенное здание в центре Бишкека. Время 19:34.
Здесь странным образом имеется упоминание украинского добровольческого батальона "Азов", участвовавшего в войне на Донбассе.
Бишкек. 20 апреля, время 10:04.
"Гостевой дом "Кузя".
Высохшее Комсомольское озеро. Время 10:11.
Канал у Комсомольского озера.
Дом на улице Усенбаева. В значительной части Бишкек состоит из такой застройки.
Подземный переход в центре города.
Министерство экономики Кыргызстана.
В центре Бишкека выставлены плакаты с биографией героев Великой Отечественной войны.
Место общественного доступа в Сеть на бульваре Эркиндик. Понравилась эта случайно встреченная картинка.
Компьютерный клуб на бульваре Эркиндик. Время имеет свойство быстро кончаться...
Вокзал Бишкек II ( "новый вокзал", главный в городе). Время 12:10.
На вокзале Бишкека появился "Выносной единый миграционный центр" по вопросам трудовой миграции в Россию.
Тепловоз ТЭ33А-0253 с поездом Бишкек - Москва. Время 12:17.
Станция ххх. Время 14:01.
Пограничник на станции Каинда. Время 14:41.
В вагоне поезда. Время 15:40.
Казахстанская станция Мерке, принадлежащая Киргизской железной дороге. Время 17:19.
Станция Муньке. Статус аналогичный: территория Казахстана, но Кыргызская железная дорога. Время 17:43.
Поезд приближается к узловой станции Луговая. Недостроенный путепровод, который должен был являть собой
разноуровневое пересечении линии в Кыргызстан с Туркестано-Сибирской магистралью
(Арысь - Алма-Ата - Семипалатинск). Время 18:06.
Служебное здание на станции Луговая. Распространённый в прошлом лозунг "Казахстан-2030" сменился на "Казахстан-2050".
Рефрижераторный вагон на станции Луговая. Время 18:09.
Вагоны с надписью "Локотранс" не могут оставить равнодушным. Для меня - это не грузовая железнодорожная компания, это единственный регулярно выходящий журнал о железной дороге на русском языке.
Расписание движения поезда Бишкек - Москва, вывешенное в вагоне.
Тепловоз ТЭ33А-0253 привёл поезд Бишкек - Москва на станцию Луговая. Время 18:13.
Вокзал на станции Луговая.
Посёлок Луговой. Время 18:21.
Дом культуры в посёлке Луговой.
Окраина посёлка Луговой. На дороге написано: "ЕДИНСТВО И СОЛИДАРНОСТЬ - ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НАШЕЙ СТРАНЫ".
Время 18:37.
Впереди - магистральная автодорога Ташкент - Алма-Ата. Время 18:43.
Выезд из посёлка Луговой.
Автостопом от Луговой до Алма-Аты. С ночёвкой у Мерке.
Указатель на Ташкент. На самом деле автомобильный путь туда будет на 170 километров длиннее - требуется заезд в Ялламу.
Окраина посёлка Луговой.
У дороги на Алма-Ату.
Дорога на Алма-Ату. До главного города Казахстана - --- километров.
Автомобиль странных казахов. Время 19:19.
Развилка у посёлка Мерке. Направо - Бишкек, налево - Алма-Ата. Время 19:55.
Парадный въезд в посёлок Мерке.
Местность у посёлка Мерке. 21 апреля, время
Дождливая дорога на Алма-Ату. Время 10:27.
Дорога на Алма-Ату. Время 11:15.
Дорога на Алма-Ату. Время 11:16.
Справа от дороги местами почти вплотную находится казахско-кыргызская граница с колючей проволокой и вышками. Время 11:25.
Дорога на Алма-Ату. Въезд в село Георгиевка, к которому националисты прилепили кличку "Кордай". Время 12:17.
Дорога на Алма-Ату. Время 12:25.
Дорога на Алма-Ату. Время 12:25.
Дорога на Алма-Ату. Время 13:56.
Окраина Алма-Аты. Время 16:45.
Новый православный храм на окраине Алма-Аты. Время 16:55.
Автомобиль с номерами Карагандинской области, владелец которого не побоялся выставить надпись "Россия" и Георгиевскую ленту.
Алма-Ата. Глухие торцы "советских" многоэтажных домов украшены изображениями различных выдающихся зданий мира.
На этом доме изображено медресе Мадере-Шах в Исфахане, Иран.
На этом доме 1970-х годов постройки изображён храм Покрова на Нерли под Владимиром. Подписи нет - каждый
образованный человек узнает это древнейшее здание по одному лишь силуэту.
Ограждение стройплощадки метрополитена.
Ограждение стройплощадки метрополитена.
Ограждение стройплощадки метрополитена. Изображён проходческий щит "Алматыметростроя".
Улица ---- Впереди - станция метро "Москва". Время 18:59.
Вход на станцию Алма-Атинского метрополитена "Москва".
Вокзал Алма-Ата II. Табло с отображением ближайших поездов. Время 19:44.
Комната отдыха на вокзале Алма-Ата2. Вероятно, это самый дешёвый в городе вариант цивилизованного ночлега. Время 22:14.
Первый и последний в этой экспедиции платный ночлег завершён. 22 апреля, время 7:19.
На вокзале Алма-Ата2 действует представительство Урумчийской железной дороги Китая.
Вокзал Алма-Ата2. Вид из города.
В окрестностях вокзала установлен в качестве памятника грузовой автомобиль
времён Великой Отечественной войны, известный как "полуторка".
Алма-Ата. Начинается "переброска" по автодорогам почти до границы с Китаем.
Окраина города. Радует именно такое название торгового центра. Время 8:52.
Дорога у села ... Время 10:17.
У поворота на Иссык. Время 10:33.
Новый, многополосный участок. Время 11:54.
На протяжении десятков километров дорога выглядит так: полоска асфальта среди
безжизненной степи на сотни километров. Время 12:57.
От Алма-Аты уже 230 километров. Время 13:23.
Дорога ---- Время 13:55.
Въезжаем в Жаркент. Время 14:48.
Жаркент. Дом ----- Время 15:00.
Жаркент. Дом ----- Время 15:02.
Жаркент. Районный акимат. Время 15:53.
Жаркент. Новая мечеть.
Жаркент. Автобус с китайскими номерами у восточного выезда. Время 16:09.
Жаркент. Новые дома, построенные вместе с железной дорогой. Время 16:37.
Дорога. Время 16:38.
Новый вокзал на новой станции Алтынколь. Время 16:50.
Информация о поезде Алма-Ата - Алтынколь.
Плацкартный вагон поезда Алтынколь - Алма-Ата-2 (тупиковый вокзал). 1380 тенге (270 рублей), включая обязательное бельё. В пять раз дешевле российской цены.
Расписание движения поездов по станции Алтынколь.
Маршрутная доска на одном из вагонов поезда сообщением Алтынколь - Алма-Ата.
Железная дорога у станции Алтынколь. Начало 283 километра, отсчёт от станции Жетиген.
Вид на запад, в сторону Жетигена. Время 18:01.
Станция Алтынколь. Тепловоз в ходе манёвров. Время 18:02.
Станция Алтынколь. Тепловоз ТЭ33А-0214 с пассажирским поездом на Алма-Ату. Время 18:09. Такой станции не найти ни на одной карте железных дорог Советского Союза!
Станция Алтынколь. Полицейские проявляли ко мне интерес и, вероятно, надолго запомнят
странного путешественника. Время 18:10.
Станция на линии Жетиген - Алтынколь. Время 19:22.
Поезд прибыл на тупиковую станцию Алма-Ата2. 23 апреля, время 2:33.
Станция Алма-Ата2 Вид в сторону вокзала. Время 9:13.
Маршрутная доска с поезда "Казахстан" Алма-Ата - Москва. Маршрутных досок на этом поезде уже нет,
а вскоре исчезнет и собственно поезд.
Алма-Ата, магазин "Верный". В Московской области есть сеть магазинов с таким же названием.
А здесь это довольно смелый шаг: напоминания о первом названии города
не приветствуются властями. Время 9:54.
Центр Алма-Атинской области перенесён в Талды-Курган. Там, в 300 километрах от Алма-Аты - акимат (администрация) области.
В Алма-Ате оставлено представительство акимата.
В этом здании размещалось руководство Казахской ССР.
Указатель направления к станции метро "Алмалы". Информация о станциях метро присутствует
на значительном расстоянии от собственно станций, что правильно.
Памятник. Время 10:08.
В городе встречаются таблички, вывешенные ещё в эпоху СССР: "место сбора при землетрясении".
Вход на станцию Алма-Атинского метрополитена "Алмалы". Время 10:37.
Станция Алма-Атинского метрополитена "Алмалы". Наклонный (эскалаторный) тоннель.
Станция Алма-Атинского метрополитена "Москва". Время 11:13. Типовая дешёвка. А надо было строить на средства Москвы, достойно, чтобы было чем гордиться!
Станция Алма-Атинского метрополитена "Сайран". Время 11:21.
Станция Алма-Атинского метрополитена "Сайран". Наземный вестибюль.
Недействующая трамвайная линия на проспекте ------ , у плотины Сайранского пруда. Время 11:48.
Спущенный Сайранский пруд. Здесь бывает обширная водная гладь,
но нередко он выглядит так - весьма уныло.
Автовокзал "Сайран". Большие автобусы разных частных перевозчиков
курсируют отсюда в основном на Чимкент. На Бишкек - только микроавтобусы.
От автовокзала "Сайран" микроавтобусом на Бишкек. 240 километров, 1300 тенге (255 рублей).
Идиотская граница перед Бишкеком всеми, кроме водителей, может проходиться только пешком.
Зря пускают прямые маршрутки Алма-Ата - Бишкек! Разумнее было бы иначе - только до границы с двух сторон.
Через границу всем пассажирам надо двигаться пешком. Это довольно быстро. А затем надо долго и тупо ждать свою маршрутку, прохождение которой может затянуться на часы. Надо запомнить номер машины при выходе из неё. А затем напряжённо всматриваться в номера.
В итоге пассажиры не дождались, их бесплатно взял другой микроавтобус.
Место посадки в микроавтобусы на Бишкек. Время 12:11.
В микроавтобусе требуют заполнять список пассажиров с номером документа каждого из них.
Водитель "пустил по кругу" в салоне бумажку, в которой каждый пассажир должен вписать фамилию, инициалы и номер документа. Связано с трансграничным статусом рейса. Те, кто едет по Казахстану, до Георгиевки - возмущаются, но заполнять требуют и от них.
Памятник. Время 12:50.
Казахстан уделяет большое внимание пропаганде своей национальной идеи. Причём это уже граничит с манией великодержавности. Бесконечные памятники всевозможным ханам и батырам, тотальные переименования улиц в честь них же.
Казахстан стремится быть современной "продвинутой" страной. Вдоль дороги встречаются
ветрогенераторы, подобно Западной Европе. Время 14:47.
Село Георгиевка. ------ АЗС "Газпромнефть" - приятный признак близких отношений с Россией. Время 15:16.
Казахстанский пункт пропуска на дороге в Бишкек. Это главные "ворота" Кыргызстана. Время 15:28.
Казахстанская миграционная карточка. Здесь её предстоит сдать.
Мост через пограничную реку. Все, кроме водителей, обязаны пересекать его пешком. Вреия 15:37.
Киргизский пункт пропуска остался позади. Здесь, как и в России,
посты ДПС (дорожно-патрульной службы). Время 15:47.
У пункта пропуска. Кыргызстан не поспешил за Россией с переименованием милиции в полицию.
У дороги от пункта пропуска к Бишкеку. Время 16:35.
Западная окраина Бишкека. Памятник Махатма Ганди, выдающемуся деятелю Индии, где я был три месяца назад. Время 17:00.
Выхожу у памятника Махатма Ганди - самому известному государственному деятелю Индии, в которой я был на три месяца раньше. "Проводнику" её независимости, "отцу нации". В отличие от большинства подобных исторических фигур, Махатма Ганди известен ещё и как великий гуманист и противник насилия.
Второстепенная станция Бишкек I, исторически - первый и главный вокзал в городе. Табличка
именно в таком виде: "ОСТАНОВКА ЛОКОМОТИВА ПРИГОРОДНЫХ ПОЕЗДОВ" -
вероятно, существует только здесь и нигде больше. Время 17:34.
Бегом по Бишкеку к станции Бишкек I (старый вокзал). Успеваю на пригородный поезд Бишкек - Мерке. Покупаю в кассе билет до Беловодской за 17 сом. В поезде билет не спросили.
Поезд межгосударственный, идёт в Казахстан. Единственный межгосударственный пригородный поезд в Русской Азии.
Расписание движения поездов на вокзале Бишкек I.
В эпоху СССР станция сохраняла название Пишпек, тогда как главный вокзал был одноимённым с городом - Фрунзе.
Памятная табличка на вокзале. Время 17:35.
Вид на вокзал со стороны города. Здание имеет явно дореволюционный стиль.
Паровоз-памятник Еа-2325 на станции Бишкек I.
Паровоз-памятник был установлен в 2009 году, к 85-летию прибытия первого поезда в Бишкек. Единственный паровоз на территории Кыргызстана.
Табличка на паровозе-памятнике.
Станция Бишкек I. Прибывает пригородный поезд сообщением Бишкек II - Мерке. Время 17:46.
Железнодорожная линия Луговая - Бишкек - Рыбачье. Конец 3772 километра от Москвы-Казанской
через Ряжск, Самару, Оренбург. Вид на восток. Время 17:57.
Западный пригород Бишкека. Вокруг города на много километров тянется малоэтажная хаотичная застройка. Время 18:02.
Станция Сокулук. Станционное здание. Время 18:10.
Вид из вагона в южном направлении. После короткого пояса полей начинаются горы, которые достигают высоты 3000 метров. Их вершины скрыты за облаками. Время 18:20.
От Беловодской - больше часа пешком по сёлам Беловодское и Садовое. В темноте - поиски Луговой улицы и семьи Третьяковых по опросам местного населения.
Русские сельские жители Киргизии. Родились и выросли в горняцком посёлке Ак-Тюз, это тоже Чуйская область, но к востоку от Бишкека. Переехали в Садовое - и больше никуда ехать не собираются, бросать Родину не намерены! Это вызывает уважение!
Вокзал на станции Беловодская. Здесь я выхожу и отправляюсь на поиски затерянного в соседнем селе Садовое дома продвинутых граждан, увлечённых путешествиями. Время 19:03.
Пригородный поезд Бишкек II - Мерке на станции Беловодская. Пригородные поезда Кыргызстана, как и поезда дальнего следования, сохранили "советскую" зелёную окраску вагонов.
Станция Беловодская. Вид в западном направлении с переходного моста.
На станции Беловодская есть переходной мост над путями, один из двух в Кыргызстане, второй - в Рыбачьем. Им никто не пользуется, все переходят по путям, которые почти всегда пусты. Мост, видимо, был построен специально для того, чтобы я когда-нибудь поднялся на него и сфотографировал станцию!
Село Беловодское. Время 19:12.
Село Беловодское. Российским происхождением любого товара здесь гордятся. Но как же далеко сейчас это село от России, если руководствоваться официальными границами! Время 19:51.
Село Садовое, укатель улиц. Время 20:24.
Юрий Третьяков, Аскар и Марина. 24 апреля, время 10:44.
Улица в селе Садовое. Время 10:53.
Садовое. Главная улица здесь - Советская, её пересекает улица Ленина. Время 11:06.
Беловодское. Вид из маршрутного микроавтобуса к границе. Время 11:26.
Пункт пропуска на дороге Бишкек - Мерке. Время 12:23.
Пункт обмена валют. Курс обмена рублей, долларов и тенге в Киргизии удивительно выгодный, разница между ценой покупки и продажи небольшая.
Ещё один обменный пункт.
Южнее пункта пропуска. Вдоль границы установлена колючая проволока. Время 12:46.
Казахская сторона границы. Дорога вглубь Казахстана. Время 14:03.
Оглянувшись назад... Дурной казахстанский пункт пропуска. Когда-нибудь он исчезнет,
как и прочие проявления границ, мешающих развитию цивилизации!
Дорога в селе Мерке. Время 14:32.
Самолёт-памятник в Мерке. Время 14:32.
Автомагистраль на участке Мерке - Луговой. Время 14:44.
вокзал на станции Луговая. Здесь удалось приобрести дефицитный для Казахстана билет в плацкартный вагон ближайшего поезда до Чимкента. Время 15:17.
Памятные таблички на станции Луговая - начальном пункте Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали.
Станция Луговая. Прибывает пассажирский поезд сообщением Кокчетав - Кызылорда.
Поезд ведёт электровоз ВЛ80С-1860. Время 15:50.
Поезд Кокчетав - Кызылорда удивил наличием уцелевших маршрутных досок - исчезающего явления из прошлого.
Поезд Кокчетав - Кызылорда. Маршрутная доска.
Переполненный плацкартный вагон.
Вокзал на станции Тараз (Джамбул). Время 17:43.
Тараз (Джамбул). На платформе суета. Казахстан - железнодорожная страна!
В плацкартном вагоне. Время 17:53.
Поезд преодолевает горный участок. Время 18:43.
Станция Бурное чудом сохранила славянское название.
Вокзал дореволюционной постройки на станции Бурное. Время 19:14.
Более современное здание на станции Бурное.
Вид из вагона налево по ходу движения. Где-то в глубинах заснеженного горного хребта проходит
граница Казахстана и Узбекистана. Возможно, хотя бы среди заснеженных гор
её не смогли обнести колючей проволокой. Время 19:19.
Станция Чимкент. Вид в западном направлении. Время 8:00.
Чимкент. Вид от вокзала в город. Время 8:02.
Станция Чимкент. Единственный в Южном Казахстане электропоезд вскоре отправится
по маршруту Чимкент - Сары-Агаш. Время 8:04.
Одной из обязанностей локомотивной бригады электропоезда является смена "тряпичных" маршрутоуказателей в кабине перед каждым отправлением по маршруту. Прокрутить их нужно в четырёх местах. Иногда это довольно "напряжное" дело. Случается, ткань застревает, или бывает трудно
Кабина электропоезда. Маршрутоуказатель тут менять не приходится.
Электропоезд ЭР9Т-729 на станции Чимкент.
Билет Чимкент - Сарыагач на бланке дальнего следования. Для перевода в рубли нужно делить на пять.
В такую позорную ерунду превратились билеты дальнего следования в казахстанских вокзальных кассах. Нормальные билеты, а не это позорище, в Казахстане выдают коммерческие кассы.
После посадки в электропоезд Чимкент - Сарыагач проводник выдаёт посадочный талон.
Чимкент.
Утром - на электропоезд Чимкент - Сары-Агач. Это единственный маршрут электропоезда на огромных просторах Южного Казахстана.
В четырёхвагонном составе ЭР9Т-729 открыта только одна дверь - во втором с головы вагоне. У двери стоят проводники. Строго требуется билет, без него не пускают.
Хотя раньше в казахстанских пригородных поездах я встречал обратное: билет можно купить только внутри.
Заполненность до Арыси небольшая, после Арыси выше. Машинист объявляет остановки на двух языках. Русских, кроме меня, нет, в этих местах их почти ноль. Весь маршрут, от Чимкента до Сары-Агача, в электропоезде обычно никто не проезжает: поезд в пути пять часов, а автотранспорт два часа.
Сары-Агач - интересное место. Этот город расположен напротив Ташкента - бывшей "столицы Средней Азии". Как известно, казахи считали Ташкент своим городом и желали сделать его своей столицей, когда столицей Узбекской ССР был Самарканд. Но Сталин отказал им. Граница прошла по окраине Ташкента.
Сары-Агач, дословно "жёлтое дерево". Он был ташкентским пригородом, городом-спутником главного мегаполиса Русской Азии. Он был целиком "завязан" на Ташкент, про административную границу никто не вспоминал.
Но вот - трагедия 1991 года. Границы из линий на карте превратились в ужасные "шрамы" на земле: колючая проволока, вышки, собаки и солдаты с автоматами. Отменили движение пригородных поездов и автобусов, сделали почти невозможным проезд на автомобиле, превратили пересечение границы в долгую издевательскую процедуру.
Сары-Агач отгорожен от Ташкента, но после этого он стал быстро расти! Сюда переселяются узбекистанцы, бегущие от невыносимой обстановки в своей республике. Это не только этнические казахи, но и русские, татары и прочие.
Я посоветовал бы властям Казахстана всемерно развивать это направление. Объявить, что Сары-Агач теперь - новый Ташкент. Может быть, даже официально назвать его так - подобно Нововоронежу или Новому Уренгою. Агитировать ташкентцев переезжать сюда: ехать далеко не надо, зато дышится тут свободно! Построить здесь красивые здания, похожие на те, которые были снесены в Ташкенте. Необъяснимых сносов очень много.
В Сары-Агаче есть пункт пропуска "Капланбек". На нём убеждаюсь: пропускают только с узбекскими и казахскими паспортами. Нужно ехать на Черняевку, "крюк" в пятнадцать километров.
В вагоне электропоезда. Весьма ограниченный перечень граждан с правом бесплатного проезда.
Информация о стоимости проезда. При посадке на промежуточных пунктах билет продадут внутри, без тех процедур, что необходимы для покупки билета дальнего следования.
Окраина огромного хаотично разросшегося Чимкента. Вид из вагона. Время 8:23.
Станция Черноводский. Время 8:41.
Вокзал дореволюционной постройки на станции Бадам. Время 9:02.
В вагоне электропоезда. Время 9:50.
Электропоезд прибывает на узловую станцию Арысь. Время 9:50.
Вокзал дореволюционной постройки на станции Арысь. Время 10:13.
Станция Шагыр. Время 10:58.
Станция. Время 11:11.
Станция Ченгельды. Время 11:49.
Станция Дарбаза. Время 12:19.
Станция Дарбаза. Время 12:50.
Электропоезд прибыл на станцию Сарыагач. Время 13:06.
Электропоезд ЭР2Т-729 на станции Сарыагач. Вид в северном направлении. Время 13:08.
Расписание движения поездов по станции Сарыагач.
Внутренний вид вокзала на станции Сарыагач.
Станция Сарыагач. Вид с переходного моста в сторону Ташкента.
Сарыагач. Таксисты у вокзала.
Попытка перейти границу на пункте пропуска Сарыагач - Келес предсказуемо не удалась.
Окраина города Сарыагач. Средняя школа №4 имени Гагарина. Время 13:59.
Сарыагач. Впереди - главная дорога, по которой предстоит преодолеть до Черняевки. Время 14:02.
Сарыагач, объявление у АЗС. Русский язык здесь преобладает.
Последние километры перед пунктом пропуска "Черняевка". Время 14:37.
Окрестности пункта пропуска "Черняевка". Композиция, символизирующая начало Южно-Казахстанской области. Время 14:38.
Казахстанская миграционная карта вскоре будет сдана.
Оборотная сторона миграционной карты. Предупреждение о необходимости регистрации в течение 5 дней устарело.
Автобусы у казахстанского пункта пропуска.
На подходе к казахстанскому пункту пропуска. Здесь пыльно и хаотично. Но хорошо, что "Черняевка" открыта и не требуется, как в прошлые годы, 150-километровый объезд через пункт пропуска "Яллама".
Ворота пункта пропуска, который официально называется "Жибек Жолы". Двигаться можно только пешком. Время 14:52.
Черняевка пройдена на удивление быстро. Никаких ужасов, описанных про "худший пограничный пункт в регионе" не было. Удивительное дело, тотального "шмона" не было, только сканер.
В маршрутной "ГАЗели" на узбекской стороне границы меняю 50 американских долларов на сумы. Курс - 6400 сум за доллар. С собой у меня было 80 долларов, причём они были подарены, а не куплены в московском обменнике. Специально покупать их для поездки в Русскую Азию я бы не стал. Все узбекские менялы принимают и рубли, хотя курс может быть чуть хуже, чем за доллар.
Обе стороны пограничного перехода остались позади. Узбекистан, место отправления автобусов на Ташкент. Время 15:26.
Непосредственно у ворот узбекского пункта пропуска стоят автобусы на Ташкент, но ждать отправления пришлось бы весьма долго. Лучше пройти несколько сотен метров вперёд, появятся часто курсирующие "маршрутки".
Дорога от пункта пропуска в сторону Ташкента. Время 15:27.
"Маршрутка" на Ташкент. Время 15:31.
Автомобильный въезд в Ташкент. Время 16:05.
Ташкент, объявления. Время 16:58.
Ташкент, объявления. Время 16:59.
Трамвайная конечная станция Время 17:00.
Трамвайная конечная станция
В трамвайном вагоне. Возможно, 1 апреля, когда повысилась стоимость проезда, никто не предполагал, что через месяц трамвай полностью уничтожается.
Информация о льготах. Вместо "Великая Отечественная война" в Узбекистане пишут "война 1941-45 годов".
Вагон отправляется со станции. Одновременно прибывает другой вагон аналогичного типа. Время 17:12.
Движение по линии. Время 17:33.
Движение по линии. Время 17:49.
Промежуточное кольцо оказалось конечным пунктом. Время 17:52.
Вагон на кольца Время 17:53.
Уже недействующая линия. Время 18:10.
Развилка. Время 18:14.
Районы частного сектора в Ташкенте официально поделены на махалли. Время 18:40.
Недействующая трамвайная линия. Время 18:46.
Мечеть. Время 19:07.
"Уголок советского Ташкента". Время 19:54.
У станции метро. Время 19:58.
Уличные плакаты. "2016 год - год здоровой матери и ребёнка".
Метромост у станции "Пушкинская". Время 20:11.
Закрытый вход на станцию "Пушкинская".
Пишу из интернет-клуба вблизи станции метро "Буюк Ипак Йули", которая для любого нормального ташкентца всегда была и будет "Максим Горький". 2500 сум за час, закрывается в 21:00.
Тут типичное развлечение властей - всё ломать, строить новое по-своему, снова ломать, снова строить и ломать. Так тут и с вокзалами, и с многим другим. Ощущение, что целенаправленно искореняют следы России и СССР. Но также нередко почему-то, снеся советское здание и построив на его месте другое, вскоре его тоже сносят и строят уже третье.
В городе Коканд была "советская" детская железная дорога. Разобрали, не оставив ничего. Потом построили детскую железную дорогу в другом районе Коканда. Вложили миллионы - не сумов, а долларов. И, не успев открыть движение, полностью разобрали, а всю местность перестроили!
Площадь у конечной станции метро "Буюк ипак йули", которую продолжают называть "Максим Горький". Время 22:09.
Район частного сектора. Здесь своя жизнь, не похожая на многоэтажные районы. Время 12:15.
Уличные объявления.
Уличные объявления.
Заведение общественного доступа в Сеть у станции метро "Максим Горький".
Заведение общественного доступа в Сеть у станции метро "Максим Горький".
Магазин "Светлана" - не менее известный ориентир этого района, чем станция метро. Время 15:37.
Станция метро "Буюк ипак йули" ( "Максим Горький"). Время 15:42.
В Ташкентском метро пока ещё уцелели две "идеологически неправильные" станции - "Пушкинская" и "Космонавтов". Их тоже угрожают переименовать: "зачем нам Пушкин, он не имеет отношения к Узбекистану". "Зачем станция имени космонавтов, в Узбекистане космонавтов нет".
Следует отметить, что среди космонавтов есть этнические узбеки или, по крайней мере, жители Узбекистана - Салижан Шарипов и Владимир Джанибеков (он русский, несмотря на фамилию, но жил в Ташкенте). Джанибеков изображён на мозаичном портрете в центральном зале станции. Однако Шарипов и Джанибеков - россияне. Тех, кто уехал в Россию, официальная пропаганда выставляет предателями.
Интересно, что станция имени Космонавтов была и в Пражском метро. Во времена озверелой "декоммуннизации" её переименовали, как якобы "просоветский" объект. Даже несмотря на то, что у Чехословакии есть свои космонавты. Побывавшие на орбите, естественно, с помощью Советского Союза.
В вагоне поезда на метромосту. Один из пассажиров похож на президента США Барака Обаму.
Озеро в парке Навои. Время 16:16.
В Узбекистане остался большой процент советских автомобилей. Но ни одного советского номера на них нет. Время 16:57.
Памятник Юрию Гагарину, чудом пока ещё уцелевший. Время 17:03.
Нередкое явление для Узбекистана - русский язык латиницей. Время 17:17.
Вывоз верхнего строения трамвайного пути. Время 17:21.
Разборка трамвайных путей. Варвары-геростраты действуют с яростным остервенением. Время 17:29.
Разборка трамвайных путей. Время 17:30.
Разборка трамвайных путей. Время 17:31.
Элементы контактной сети лежат на ещё не снятых рельсах. Время 17:47.
Рельсы и элементы контактной сети. Считанными днями раньше здесь было интенсивное движение. Время 17:48.
---------------------
часть 2 — следующая
16.05.2016 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу
Покупка электронного авиабилета Москва - Бишкек на сайте "Аэрофлота".
Первоначальные планы такие: из Бишкека - возможно, вечерним пригородным поездом до Мерке. Поездом дальнего следования до Луговой, затем до Алма-Аты. Железнодорожная линия Жетыген - Алтынколь. Поездом Алма-Ата - Чимкент, затем до Черняевки (граница).
Плакат у аэропорта Шереметьево. В России поставлен вопрос о повышении минимально допустимого возраста
при попупке алгоколя с 18 до 21 года. 19 апреля, время 5:32.
Выход на посадку на рейс в Бишкек. Время 7:40.
Северные окрестности Москвы. Время 8:20.
Перелёт комфортный. На трёх смежных креслах два человека, так что достаточно просторно. Попросил две порции еды, дали. Но при этом пассажиры впереди вовсе отказались от еды.
Город Лобня и станция Лобня. Внизу - начальный участок железнодорожной линии
Шереметьевская - Аэропорт Шереметьево. Время 8:23.
Клязьминское и Учинское водохранилище. Время 8:24.
Аэродром Чкаловский. Время 8:26.
Город Рошаль, "дальний восток" Московской области. Я немало походил по его улицам
незадолго до вылета в Русскую Азию. Время 8:36.
От Владимирской области, приблизительно Уршель, до Димитровграда в Ульяновской области - облачность, потом немного разрыв в облаках. Над Казахстаном большей частью облачно. Перелёт длится ровно 4 часа.
------------ Время 12:00.
Казахстан, Жамбылская область. Плотина ----- Время 12:02.
Казахстан, Жамбылская область. Время 12:08.
Произведена посадка в аэропорту Бишкек-Манас. Московское время 12:26.
Аэропорт Бишкек-Манас небольшой и провинциальный, как и весь Бишкек, как и вся Киргизия. Пограничный контроль чисто символический. За секунду ставят штамп без вопросов. Если предъявлен внутренний российский паспорт, право въезда по которому сохраняется - тогда не ставят ничего. Идиотских миграционных карт тут нет. Вещи не смотрят.
Аэропорт Бишкек-Манас. Вид с привокзальной площади. Московское время 12:52, местное время 15:52.
Дорога в город. Время 16:08.
Заброшенное здание в центре Бишкека. Время 19:34.
Здесь странным образом имеется упоминание украинского добровольческого батальона "Азов", участвовавшего в войне на Донбассе.
Бишкек. 20 апреля, время 10:04.
"Гостевой дом "Кузя".
Высохшее Комсомольское озеро. Время 10:11.
Канал у Комсомольского озера.
Дом на улице Усенбаева. В значительной части Бишкек состоит из такой застройки.
Подземный переход в центре города.
Министерство экономики Кыргызстана.
В центре Бишкека выставлены плакаты с биографией героев Великой Отечественной войны.
Место общественного доступа в Сеть на бульваре Эркиндик. Понравилась эта случайно встреченная картинка.
Компьютерный клуб на бульваре Эркиндик. Время имеет свойство быстро кончаться...
Вокзал Бишкек II ( "новый вокзал", главный в городе). Время 12:10.
На вокзале Бишкека появился "Выносной единый миграционный центр" по вопросам трудовой миграции в Россию.
Тепловоз ТЭ33А-0253 с поездом Бишкек - Москва. Время 12:17.
Станция ххх. Время 14:01.
Пограничник на станции Каинда. Время 14:41.
В вагоне поезда. Время 15:40.
Казахстанская станция Мерке, принадлежащая Киргизской железной дороге. Время 17:19.
Станция Муньке. Статус аналогичный: территория Казахстана, но Кыргызская железная дорога. Время 17:43.
Поезд приближается к узловой станции Луговая. Недостроенный путепровод, который должен был являть собой
разноуровневое пересечении линии в Кыргызстан с Туркестано-Сибирской магистралью
(Арысь - Алма-Ата - Семипалатинск). Время 18:06.
Служебное здание на станции Луговая. Распространённый в прошлом лозунг "Казахстан-2030" сменился на "Казахстан-2050".
Рефрижераторный вагон на станции Луговая. Время 18:09.
Вагоны с надписью "Локотранс" не могут оставить равнодушным. Для меня - это не грузовая железнодорожная компания, это единственный регулярно выходящий журнал о железной дороге на русском языке.
Расписание движения поезда Бишкек - Москва, вывешенное в вагоне.
Тепловоз ТЭ33А-0253 привёл поезд Бишкек - Москва на станцию Луговая. Время 18:13.
Вокзал на станции Луговая.
Посёлок Луговой. Время 18:21.
Дом культуры в посёлке Луговой.
Окраина посёлка Луговой. На дороге написано: "ЕДИНСТВО И СОЛИДАРНОСТЬ - ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НАШЕЙ СТРАНЫ".
Время 18:37.
Впереди - магистральная автодорога Ташкент - Алма-Ата. Время 18:43.
Выезд из посёлка Луговой.
Автостопом от Луговой до Алма-Аты. С ночёвкой у Мерке.
Указатель на Ташкент. На самом деле автомобильный путь туда будет на 170 километров длиннее - требуется заезд в Ялламу.
Окраина посёлка Луговой.
У дороги на Алма-Ату.
Дорога на Алма-Ату. До главного города Казахстана - --- километров.
Автомобиль странных казахов. Время 19:19.
Развилка у посёлка Мерке. Направо - Бишкек, налево - Алма-Ата. Время 19:55.
Парадный въезд в посёлок Мерке.
Местность у посёлка Мерке. 21 апреля, время
Дождливая дорога на Алма-Ату. Время 10:27.
Дорога на Алма-Ату. Время 11:15.
Дорога на Алма-Ату. Время 11:16.
Справа от дороги местами почти вплотную находится казахско-кыргызская граница с колючей проволокой и вышками. Время 11:25.
Дорога на Алма-Ату. Въезд в село Георгиевка, к которому националисты прилепили кличку "Кордай". Время 12:17.
Дорога на Алма-Ату. Время 12:25.
Дорога на Алма-Ату. Время 12:25.
Дорога на Алма-Ату. Время 13:56.
Окраина Алма-Аты. Время 16:45.
Новый православный храм на окраине Алма-Аты. Время 16:55.
Автомобиль с номерами Карагандинской области, владелец которого не побоялся выставить надпись "Россия" и Георгиевскую ленту.
Алма-Ата. Глухие торцы "советских" многоэтажных домов украшены изображениями различных выдающихся зданий мира.
На этом доме изображено медресе Мадере-Шах в Исфахане, Иран.
На этом доме 1970-х годов постройки изображён храм Покрова на Нерли под Владимиром. Подписи нет - каждый
образованный человек узнает это древнейшее здание по одному лишь силуэту.
Ограждение стройплощадки метрополитена.
Ограждение стройплощадки метрополитена.
Ограждение стройплощадки метрополитена. Изображён проходческий щит "Алматыметростроя".
Улица ---- Впереди - станция метро "Москва". Время 18:59.
Вход на станцию Алма-Атинского метрополитена "Москва".
Вокзал Алма-Ата II. Табло с отображением ближайших поездов. Время 19:44.
Комната отдыха на вокзале Алма-Ата2. Вероятно, это самый дешёвый в городе вариант цивилизованного ночлега. Время 22:14.
Первый и последний в этой экспедиции платный ночлег завершён. 22 апреля, время 7:19.
На вокзале Алма-Ата2 действует представительство Урумчийской железной дороги Китая.
Вокзал Алма-Ата2. Вид из города.
В окрестностях вокзала установлен в качестве памятника грузовой автомобиль
времён Великой Отечественной войны, известный как "полуторка".
Алма-Ата. Начинается "переброска" по автодорогам почти до границы с Китаем.
Окраина города. Радует именно такое название торгового центра. Время 8:52.
Дорога у села ... Время 10:17.
У поворота на Иссык. Время 10:33.
Новый, многополосный участок. Время 11:54.
На протяжении десятков километров дорога выглядит так: полоска асфальта среди
безжизненной степи на сотни километров. Время 12:57.
От Алма-Аты уже 230 километров. Время 13:23.
Дорога ---- Время 13:55.
Въезжаем в Жаркент. Время 14:48.
Жаркент. Дом ----- Время 15:00.
Жаркент. Дом ----- Время 15:02.
Жаркент. Районный акимат. Время 15:53.
Жаркент. Новая мечеть.
Жаркент. Автобус с китайскими номерами у восточного выезда. Время 16:09.
Жаркент. Новые дома, построенные вместе с железной дорогой. Время 16:37.
Дорога. Время 16:38.
Новый вокзал на новой станции Алтынколь. Время 16:50.
Информация о поезде Алма-Ата - Алтынколь.
Плацкартный вагон поезда Алтынколь - Алма-Ата-2 (тупиковый вокзал). 1380 тенге (270 рублей), включая обязательное бельё. В пять раз дешевле российской цены.
Расписание движения поездов по станции Алтынколь.
Маршрутная доска на одном из вагонов поезда сообщением Алтынколь - Алма-Ата.
Железная дорога у станции Алтынколь. Начало 283 километра, отсчёт от станции Жетиген.
Вид на запад, в сторону Жетигена. Время 18:01.
Станция Алтынколь. Тепловоз в ходе манёвров. Время 18:02.
Станция Алтынколь. Тепловоз ТЭ33А-0214 с пассажирским поездом на Алма-Ату. Время 18:09. Такой станции не найти ни на одной карте железных дорог Советского Союза!
Станция Алтынколь. Полицейские проявляли ко мне интерес и, вероятно, надолго запомнят
странного путешественника. Время 18:10.
Станция на линии Жетиген - Алтынколь. Время 19:22.
Поезд прибыл на тупиковую станцию Алма-Ата2. 23 апреля, время 2:33.
Станция Алма-Ата2 Вид в сторону вокзала. Время 9:13.
Маршрутная доска с поезда "Казахстан" Алма-Ата - Москва. Маршрутных досок на этом поезде уже нет,
а вскоре исчезнет и собственно поезд.
Алма-Ата, магазин "Верный". В Московской области есть сеть магазинов с таким же названием.
А здесь это довольно смелый шаг: напоминания о первом названии города
не приветствуются властями. Время 9:54.
Центр Алма-Атинской области перенесён в Талды-Курган. Там, в 300 километрах от Алма-Аты - акимат (администрация) области.
В Алма-Ате оставлено представительство акимата.
В этом здании размещалось руководство Казахской ССР.
Указатель направления к станции метро "Алмалы". Информация о станциях метро присутствует
на значительном расстоянии от собственно станций, что правильно.
Памятник. Время 10:08.
В городе встречаются таблички, вывешенные ещё в эпоху СССР: "место сбора при землетрясении".
Вход на станцию Алма-Атинского метрополитена "Алмалы". Время 10:37.
Станция Алма-Атинского метрополитена "Алмалы". Наклонный (эскалаторный) тоннель.
Станция Алма-Атинского метрополитена "Москва". Время 11:13. Типовая дешёвка. А надо было строить на средства Москвы, достойно, чтобы было чем гордиться!
Станция Алма-Атинского метрополитена "Сайран". Время 11:21.
Станция Алма-Атинского метрополитена "Сайран". Наземный вестибюль.
Недействующая трамвайная линия на проспекте ------ , у плотины Сайранского пруда. Время 11:48.
Спущенный Сайранский пруд. Здесь бывает обширная водная гладь,
но нередко он выглядит так - весьма уныло.
Автовокзал "Сайран". Большие автобусы разных частных перевозчиков
курсируют отсюда в основном на Чимкент. На Бишкек - только микроавтобусы.
От автовокзала "Сайран" микроавтобусом на Бишкек. 240 километров, 1300 тенге (255 рублей).
Идиотская граница перед Бишкеком всеми, кроме водителей, может проходиться только пешком.
Зря пускают прямые маршрутки Алма-Ата - Бишкек! Разумнее было бы иначе - только до границы с двух сторон.
Через границу всем пассажирам надо двигаться пешком. Это довольно быстро. А затем надо долго и тупо ждать свою маршрутку, прохождение которой может затянуться на часы. Надо запомнить номер машины при выходе из неё. А затем напряжённо всматриваться в номера.
В итоге пассажиры не дождались, их бесплатно взял другой микроавтобус.
Место посадки в микроавтобусы на Бишкек. Время 12:11.
В микроавтобусе требуют заполнять список пассажиров с номером документа каждого из них.
Водитель "пустил по кругу" в салоне бумажку, в которой каждый пассажир должен вписать фамилию, инициалы и номер документа. Связано с трансграничным статусом рейса. Те, кто едет по Казахстану, до Георгиевки - возмущаются, но заполнять требуют и от них.
Памятник. Время 12:50.
Казахстан уделяет большое внимание пропаганде своей национальной идеи. Причём это уже граничит с манией великодержавности. Бесконечные памятники всевозможным ханам и батырам, тотальные переименования улиц в честь них же.
Казахстан стремится быть современной "продвинутой" страной. Вдоль дороги встречаются
ветрогенераторы, подобно Западной Европе. Время 14:47.
Село Георгиевка. ------ АЗС "Газпромнефть" - приятный признак близких отношений с Россией. Время 15:16.
Казахстанский пункт пропуска на дороге в Бишкек. Это главные "ворота" Кыргызстана. Время 15:28.
Казахстанская миграционная карточка. Здесь её предстоит сдать.
Мост через пограничную реку. Все, кроме водителей, обязаны пересекать его пешком. Вреия 15:37.
Киргизский пункт пропуска остался позади. Здесь, как и в России,
посты ДПС (дорожно-патрульной службы). Время 15:47.
У пункта пропуска. Кыргызстан не поспешил за Россией с переименованием милиции в полицию.
У дороги от пункта пропуска к Бишкеку. Время 16:35.
Западная окраина Бишкека. Памятник Махатма Ганди, выдающемуся деятелю Индии, где я был три месяца назад. Время 17:00.
Выхожу у памятника Махатма Ганди - самому известному государственному деятелю Индии, в которой я был на три месяца раньше. "Проводнику" её независимости, "отцу нации". В отличие от большинства подобных исторических фигур, Махатма Ганди известен ещё и как великий гуманист и противник насилия.
Второстепенная станция Бишкек I, исторически - первый и главный вокзал в городе. Табличка
именно в таком виде: "ОСТАНОВКА ЛОКОМОТИВА ПРИГОРОДНЫХ ПОЕЗДОВ" -
вероятно, существует только здесь и нигде больше. Время 17:34.
Бегом по Бишкеку к станции Бишкек I (старый вокзал). Успеваю на пригородный поезд Бишкек - Мерке. Покупаю в кассе билет до Беловодской за 17 сом. В поезде билет не спросили.
Поезд межгосударственный, идёт в Казахстан. Единственный межгосударственный пригородный поезд в Русской Азии.
Расписание движения поездов на вокзале Бишкек I.
В эпоху СССР станция сохраняла название Пишпек, тогда как главный вокзал был одноимённым с городом - Фрунзе.
Памятная табличка на вокзале. Время 17:35.
Вид на вокзал со стороны города. Здание имеет явно дореволюционный стиль.
Паровоз-памятник Еа-2325 на станции Бишкек I.
Паровоз-памятник был установлен в 2009 году, к 85-летию прибытия первого поезда в Бишкек. Единственный паровоз на территории Кыргызстана.
Табличка на паровозе-памятнике.
Станция Бишкек I. Прибывает пригородный поезд сообщением Бишкек II - Мерке. Время 17:46.
Железнодорожная линия Луговая - Бишкек - Рыбачье. Конец 3772 километра от Москвы-Казанской
через Ряжск, Самару, Оренбург. Вид на восток. Время 17:57.
Западный пригород Бишкека. Вокруг города на много километров тянется малоэтажная хаотичная застройка. Время 18:02.
Станция Сокулук. Станционное здание. Время 18:10.
Вид из вагона в южном направлении. После короткого пояса полей начинаются горы, которые достигают высоты 3000 метров. Их вершины скрыты за облаками. Время 18:20.
От Беловодской - больше часа пешком по сёлам Беловодское и Садовое. В темноте - поиски Луговой улицы и семьи Третьяковых по опросам местного населения.
Русские сельские жители Киргизии. Родились и выросли в горняцком посёлке Ак-Тюз, это тоже Чуйская область, но к востоку от Бишкека. Переехали в Садовое - и больше никуда ехать не собираются, бросать Родину не намерены! Это вызывает уважение!
Вокзал на станции Беловодская. Здесь я выхожу и отправляюсь на поиски затерянного в соседнем селе Садовое дома продвинутых граждан, увлечённых путешествиями. Время 19:03.
Пригородный поезд Бишкек II - Мерке на станции Беловодская. Пригородные поезда Кыргызстана, как и поезда дальнего следования, сохранили "советскую" зелёную окраску вагонов.
Станция Беловодская. Вид в западном направлении с переходного моста.
На станции Беловодская есть переходной мост над путями, один из двух в Кыргызстане, второй - в Рыбачьем. Им никто не пользуется, все переходят по путям, которые почти всегда пусты. Мост, видимо, был построен специально для того, чтобы я когда-нибудь поднялся на него и сфотографировал станцию!
Село Беловодское. Время 19:12.
Село Беловодское. Российским происхождением любого товара здесь гордятся. Но как же далеко сейчас это село от России, если руководствоваться официальными границами! Время 19:51.
Село Садовое, укатель улиц. Время 20:24.
Юрий Третьяков, Аскар и Марина. 24 апреля, время 10:44.
Улица в селе Садовое. Время 10:53.
Садовое. Главная улица здесь - Советская, её пересекает улица Ленина. Время 11:06.
Беловодское. Вид из маршрутного микроавтобуса к границе. Время 11:26.
Пункт пропуска на дороге Бишкек - Мерке. Время 12:23.
Пункт обмена валют. Курс обмена рублей, долларов и тенге в Киргизии удивительно выгодный, разница между ценой покупки и продажи небольшая.
Ещё один обменный пункт.
Южнее пункта пропуска. Вдоль границы установлена колючая проволока. Время 12:46.
Казахская сторона границы. Дорога вглубь Казахстана. Время 14:03.
Оглянувшись назад... Дурной казахстанский пункт пропуска. Когда-нибудь он исчезнет,
как и прочие проявления границ, мешающих развитию цивилизации!
Дорога в селе Мерке. Время 14:32.
Самолёт-памятник в Мерке. Время 14:32.
Автомагистраль на участке Мерке - Луговой. Время 14:44.
вокзал на станции Луговая. Здесь удалось приобрести дефицитный для Казахстана билет в плацкартный вагон ближайшего поезда до Чимкента. Время 15:17.
Памятные таблички на станции Луговая - начальном пункте Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали.
Станция Луговая. Прибывает пассажирский поезд сообщением Кокчетав - Кызылорда.
Поезд ведёт электровоз ВЛ80С-1860. Время 15:50.
Поезд Кокчетав - Кызылорда удивил наличием уцелевших маршрутных досок - исчезающего явления из прошлого.
Поезд Кокчетав - Кызылорда. Маршрутная доска.
Переполненный плацкартный вагон.
Вокзал на станции Тараз (Джамбул). Время 17:43.
Тараз (Джамбул). На платформе суета. Казахстан - железнодорожная страна!
В плацкартном вагоне. Время 17:53.
Поезд преодолевает горный участок. Время 18:43.
Станция Бурное чудом сохранила славянское название.
Вокзал дореволюционной постройки на станции Бурное. Время 19:14.
Более современное здание на станции Бурное.
Вид из вагона налево по ходу движения. Где-то в глубинах заснеженного горного хребта проходит
граница Казахстана и Узбекистана. Возможно, хотя бы среди заснеженных гор
её не смогли обнести колючей проволокой. Время 19:19.
Станция Чимкент. Вид в западном направлении. Время 8:00.
Чимкент. Вид от вокзала в город. Время 8:02.
Станция Чимкент. Единственный в Южном Казахстане электропоезд вскоре отправится
по маршруту Чимкент - Сары-Агаш. Время 8:04.
Одной из обязанностей локомотивной бригады электропоезда является смена "тряпичных" маршрутоуказателей в кабине перед каждым отправлением по маршруту. Прокрутить их нужно в четырёх местах. Иногда это довольно "напряжное" дело. Случается, ткань застревает, или бывает трудно
Кабина электропоезда. Маршрутоуказатель тут менять не приходится.
Электропоезд ЭР9Т-729 на станции Чимкент.
Билет Чимкент - Сарыагач на бланке дальнего следования. Для перевода в рубли нужно делить на пять.
В такую позорную ерунду превратились билеты дальнего следования в казахстанских вокзальных кассах. Нормальные билеты, а не это позорище, в Казахстане выдают коммерческие кассы.
После посадки в электропоезд Чимкент - Сарыагач проводник выдаёт посадочный талон.
Чимкент.
Утром - на электропоезд Чимкент - Сары-Агач. Это единственный маршрут электропоезда на огромных просторах Южного Казахстана.
В четырёхвагонном составе ЭР9Т-729 открыта только одна дверь - во втором с головы вагоне. У двери стоят проводники. Строго требуется билет, без него не пускают.
Хотя раньше в казахстанских пригородных поездах я встречал обратное: билет можно купить только внутри.
Заполненность до Арыси небольшая, после Арыси выше. Машинист объявляет остановки на двух языках. Русских, кроме меня, нет, в этих местах их почти ноль. Весь маршрут, от Чимкента до Сары-Агача, в электропоезде обычно никто не проезжает: поезд в пути пять часов, а автотранспорт два часа.
Сары-Агач - интересное место. Этот город расположен напротив Ташкента - бывшей "столицы Средней Азии". Как известно, казахи считали Ташкент своим городом и желали сделать его своей столицей, когда столицей Узбекской ССР был Самарканд. Но Сталин отказал им. Граница прошла по окраине Ташкента.
Сары-Агач, дословно "жёлтое дерево". Он был ташкентским пригородом, городом-спутником главного мегаполиса Русской Азии. Он был целиком "завязан" на Ташкент, про административную границу никто не вспоминал.
Но вот - трагедия 1991 года. Границы из линий на карте превратились в ужасные "шрамы" на земле: колючая проволока, вышки, собаки и солдаты с автоматами. Отменили движение пригородных поездов и автобусов, сделали почти невозможным проезд на автомобиле, превратили пересечение границы в долгую издевательскую процедуру.
Сары-Агач отгорожен от Ташкента, но после этого он стал быстро расти! Сюда переселяются узбекистанцы, бегущие от невыносимой обстановки в своей республике. Это не только этнические казахи, но и русские, татары и прочие.
Я посоветовал бы властям Казахстана всемерно развивать это направление. Объявить, что Сары-Агач теперь - новый Ташкент. Может быть, даже официально назвать его так - подобно Нововоронежу или Новому Уренгою. Агитировать ташкентцев переезжать сюда: ехать далеко не надо, зато дышится тут свободно! Построить здесь красивые здания, похожие на те, которые были снесены в Ташкенте. Необъяснимых сносов очень много.
В Сары-Агаче есть пункт пропуска "Капланбек". На нём убеждаюсь: пропускают только с узбекскими и казахскими паспортами. Нужно ехать на Черняевку, "крюк" в пятнадцать километров.
В вагоне электропоезда. Весьма ограниченный перечень граждан с правом бесплатного проезда.
Информация о стоимости проезда. При посадке на промежуточных пунктах билет продадут внутри, без тех процедур, что необходимы для покупки билета дальнего следования.
Окраина огромного хаотично разросшегося Чимкента. Вид из вагона. Время 8:23.
Станция Черноводский. Время 8:41.
Вокзал дореволюционной постройки на станции Бадам. Время 9:02.
В вагоне электропоезда. Время 9:50.
Электропоезд прибывает на узловую станцию Арысь. Время 9:50.
Вокзал дореволюционной постройки на станции Арысь. Время 10:13.
Станция Шагыр. Время 10:58.
Станция. Время 11:11.
Станция Ченгельды. Время 11:49.
Станция Дарбаза. Время 12:19.
Станция Дарбаза. Время 12:50.
Электропоезд прибыл на станцию Сарыагач. Время 13:06.
Электропоезд ЭР2Т-729 на станции Сарыагач. Вид в северном направлении. Время 13:08.
Расписание движения поездов по станции Сарыагач.
Внутренний вид вокзала на станции Сарыагач.
Станция Сарыагач. Вид с переходного моста в сторону Ташкента.
Сарыагач. Таксисты у вокзала.
Попытка перейти границу на пункте пропуска Сарыагач - Келес предсказуемо не удалась.
Окраина города Сарыагач. Средняя школа №4 имени Гагарина. Время 13:59.
Сарыагач. Впереди - главная дорога, по которой предстоит преодолеть до Черняевки. Время 14:02.
Сарыагач, объявление у АЗС. Русский язык здесь преобладает.
Последние километры перед пунктом пропуска "Черняевка". Время 14:37.
Окрестности пункта пропуска "Черняевка". Композиция, символизирующая начало Южно-Казахстанской области. Время 14:38.
Казахстанская миграционная карта вскоре будет сдана.
Оборотная сторона миграционной карты. Предупреждение о необходимости регистрации в течение 5 дней устарело.
Автобусы у казахстанского пункта пропуска.
На подходе к казахстанскому пункту пропуска. Здесь пыльно и хаотично. Но хорошо, что "Черняевка" открыта и не требуется, как в прошлые годы, 150-километровый объезд через пункт пропуска "Яллама".
Ворота пункта пропуска, который официально называется "Жибек Жолы". Двигаться можно только пешком. Время 14:52.
Черняевка пройдена на удивление быстро. Никаких ужасов, описанных про "худший пограничный пункт в регионе" не было. Удивительное дело, тотального "шмона" не было, только сканер.
В маршрутной "ГАЗели" на узбекской стороне границы меняю 50 американских долларов на сумы. Курс - 6400 сум за доллар. С собой у меня было 80 долларов, причём они были подарены, а не куплены в московском обменнике. Специально покупать их для поездки в Русскую Азию я бы не стал. Все узбекские менялы принимают и рубли, хотя курс может быть чуть хуже, чем за доллар.
Обе стороны пограничного перехода остались позади. Узбекистан, место отправления автобусов на Ташкент. Время 15:26.
Непосредственно у ворот узбекского пункта пропуска стоят автобусы на Ташкент, но ждать отправления пришлось бы весьма долго. Лучше пройти несколько сотен метров вперёд, появятся часто курсирующие "маршрутки".
Дорога от пункта пропуска в сторону Ташкента. Время 15:27.
"Маршрутка" на Ташкент. Время 15:31.
Автомобильный въезд в Ташкент. Время 16:05.
Ташкент, объявления. Время 16:58.
Ташкент, объявления. Время 16:59.
Трамвайная конечная станция Время 17:00.
Трамвайная конечная станция
В трамвайном вагоне. Возможно, 1 апреля, когда повысилась стоимость проезда, никто не предполагал, что через месяц трамвай полностью уничтожается.
Информация о льготах. Вместо "Великая Отечественная война" в Узбекистане пишут "война 1941-45 годов".
Вагон отправляется со станции. Одновременно прибывает другой вагон аналогичного типа. Время 17:12.
Движение по линии. Время 17:33.
Движение по линии. Время 17:49.
Промежуточное кольцо оказалось конечным пунктом. Время 17:52.
Вагон на кольца Время 17:53.
Уже недействующая линия. Время 18:10.
Развилка. Время 18:14.
Районы частного сектора в Ташкенте официально поделены на махалли. Время 18:40.
Недействующая трамвайная линия. Время 18:46.
Мечеть. Время 19:07.
"Уголок советского Ташкента". Время 19:54.
У станции метро. Время 19:58.
Уличные плакаты. "2016 год - год здоровой матери и ребёнка".
Метромост у станции "Пушкинская". Время 20:11.
Закрытый вход на станцию "Пушкинская".
Пишу из интернет-клуба вблизи станции метро "Буюк Ипак Йули", которая для любого нормального ташкентца всегда была и будет "Максим Горький". 2500 сум за час, закрывается в 21:00.
Тут типичное развлечение властей - всё ломать, строить новое по-своему, снова ломать, снова строить и ломать. Так тут и с вокзалами, и с многим другим. Ощущение, что целенаправленно искореняют следы России и СССР. Но также нередко почему-то, снеся советское здание и построив на его месте другое, вскоре его тоже сносят и строят уже третье.
В городе Коканд была "советская" детская железная дорога. Разобрали, не оставив ничего. Потом построили детскую железную дорогу в другом районе Коканда. Вложили миллионы - не сумов, а долларов. И, не успев открыть движение, полностью разобрали, а всю местность перестроили!
Площадь у конечной станции метро "Буюк ипак йули", которую продолжают называть "Максим Горький". Время 22:09.
Район частного сектора. Здесь своя жизнь, не похожая на многоэтажные районы. Время 12:15.
Уличные объявления.
Уличные объявления.
Заведение общественного доступа в Сеть у станции метро "Максим Горький".
Заведение общественного доступа в Сеть у станции метро "Максим Горький".
Магазин "Светлана" - не менее известный ориентир этого района, чем станция метро. Время 15:37.
Станция метро "Буюк ипак йули" ( "Максим Горький"). Время 15:42.
В Ташкентском метро пока ещё уцелели две "идеологически неправильные" станции - "Пушкинская" и "Космонавтов". Их тоже угрожают переименовать: "зачем нам Пушкин, он не имеет отношения к Узбекистану". "Зачем станция имени космонавтов, в Узбекистане космонавтов нет".
Следует отметить, что среди космонавтов есть этнические узбеки или, по крайней мере, жители Узбекистана - Салижан Шарипов и Владимир Джанибеков (он русский, несмотря на фамилию, но жил в Ташкенте). Джанибеков изображён на мозаичном портрете в центральном зале станции. Однако Шарипов и Джанибеков - россияне. Тех, кто уехал в Россию, официальная пропаганда выставляет предателями.
Интересно, что станция имени Космонавтов была и в Пражском метро. Во времена озверелой "декоммуннизации" её переименовали, как якобы "просоветский" объект. Даже несмотря на то, что у Чехословакии есть свои космонавты. Побывавшие на орбите, естественно, с помощью Советского Союза.
В вагоне поезда на метромосту. Один из пассажиров похож на президента США Барака Обаму.
Озеро в парке Навои. Время 16:16.
В Узбекистане остался большой процент советских автомобилей. Но ни одного советского номера на них нет. Время 16:57.
Памятник Юрию Гагарину, чудом пока ещё уцелевший. Время 17:03.
Нередкое явление для Узбекистана - русский язык латиницей. Время 17:17.
Вывоз верхнего строения трамвайного пути. Время 17:21.
Разборка трамвайных путей. Варвары-геростраты действуют с яростным остервенением. Время 17:29.
Разборка трамвайных путей. Время 17:30.
Разборка трамвайных путей. Время 17:31.
Элементы контактной сети лежат на ещё не снятых рельсах. Время 17:47.
Рельсы и элементы контактной сети. Считанными днями раньше здесь было интенсивное движение. Время 17:48.
---------------------
часть 2 — следующая
16.05.2016 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу