ID: 6985

ПОЕЗДКА В МУРМАНСКУЮ ОБЛАСТЬ, 2008 ГОД

161
Рабочая экспедиция была произведена 4-11 июля 2008 года.

Рабочая экспедиция в Мурманскую область была произведена главным образом для изучения железнодорожной линии Айкувен — Ловозеро. Но я опоздал. Враги и «террористы» успели полностью уничтожить объект, важный для экономики и для военной безопасности России.
Москва-Внуково — Мурманск, самолёт авиакомпании «Sky Express» в ночь с 4 на 5 июля. Расстояние 1501 км. На всём протяжении перелёта — облачность.

Прибыли в аэропорт Мурманск. 5 июля, время 4:18.


Аэропорт Мурманск, вид со стороны города. Время 4:22.


У посёлка Мурмаши.

Мурмаши (ударение на «и», несходно с Мурманском) — пригород областного центра. Есть монументальный вокзал на самой северной в мире железнодорожной линии Мурманск — Никель. Построен в середине 1950-х годов, один из последних представителей «сталинского» стиля. Первоначально имел шпиль, который затем убрали. На станции, к немалому удивлению, есть высокая платформа.
По маршруту Мурманск — Никель курсирует единственный в Мурманске пригородный поезд. На главном ходу (Мурманск — Апатиты) все пригородные поезда отменены в 1996 году.
К огромнейшему сожалению, я не проехал в пригородном поезде Мурманск — Никель, назначив это на следующую экспедицию в Мурманскую область. А потом поезд отменят.
На этой суровой земле высокая численность населения наблюдается по двум причинам: наличие полезных ископаемых и военно-стратегическая важность этой земли на краю России, у выхода в северные моря. Быть может, можно добавить третью причину — морской порт. Но настоящий большой порт только один — Мурманск, а городов много.
Жить тут можно только по необходимости, для какой-то определённой цели. Места хотя и «курортные» по сравнению с Норильском или Певеком, но всё-таки тоже очень трудные.
Мурманская область — наверное, самый милитаризированный регион России, где очень многое связано с армией и флотом. Где наибольший процент военнослужащих среди населения и наибольшее количество «закрытых» городов и посёлков. Но даже Российская армия всей своей мощью, к сожалению, не смогла отстоять железную дорогу Айкувен — Ловозеро, обслуживавшую оборонные объекты. Стыд и позор!
Предыдущее посещение Мурманской области было в 1997 году. Тогда я подвергся нападению преступников в милицейской форме. Ублюдки, оставшиеся безнаказанными, совершили несколько уголовно наказуемых деяний. Искать их я не буду, никаких доказательств и «зацепок» нет.
Мончегорскую детскую тюрьму надо бы когда-нибудь детально сфотографировать снаружи. Но это в другой раз.
Главный целевой объект рельсового транспорта — железнодорожная линия Ловозеро (посёлок Ревда) — Айкувен. К сожалению, она была разобрана в прошлом, 2007 году. Это одна из самых печальных потерь железных дорог России в последнее время.

Дом культуры энергетиков в Мурмашах, 1936 года постройки, то есть одно из немногих в Мурманске
и окрестностях зданий довоенной эпохи. Заброшен после пожара в 1997 году. Время 14:30.


Вокзал Мурманск, конец пассажирского движения. Время 15:41.


Вокзал Мурманск — одно из лучших зданий в городе.


Мурманск. Время 16:45.


Мурманск. Вид сверху на станцию и Кольский залив. Время 16:51.


Вагон поезда Киев — Мурманск. Исчезнут и маршрутные доски, и такой поезд.


Южнее станции Мурманск. Вид в сторону Санкт-Петербурга, откуда отсчёт расстояния.


Дорожный указатель. Киркенес — это город в Норвегии, Лотта — пункт пропуска на границе с Финляндией. 6 июля, время 9:43.


Новый мост через Кольский залив. Время 9:58.


Станция Оленегорск, на самом деле — Оленья. Время 16:07.


Ревда. В этой дальней глуши есть дома выше пяти этажей. Ударение на «е»,
в отличие от Ревды в Свердловской области. Время 18:08.


Музей Ловозерского ГОК. Я детально осмотрел его, но не фотографировал, к сожалению.


Разрушенная станция Ловозеро в посёлке Ревда (http://infojd.ru/29/revda.html). Акт вопиющего беспредела.
Подрыв целостности России и должен наказываться не менее строго, чем сепаратизм.
Позор России. Преступники должны быть наказаны!


87 км от Айкувена. Столько километров разграблено, впереди будет ещё 10 километров до воинской части.


Разрушенная станция Ловозеро в посёлке Ревда (http://infojd.ru/29/revda.html).


Разрушенная станция Ловозеро в посёлке Ревда (http://infojd.ru/29/revda.html).


Разрушенная станция Ловозеро в посёлке Ревда (http://infojd.ru/29/revda.html).


Ревда.


Узкоколейная железная дорога на Карнасуртском руднике. Колея 600 мм. http://infojd.ru/29/karnasurt.html


Узкоколейная железная дорога на Карнасуртском руднике. Колея 600 мм. http://infojd.ru/29/karnasurt.html


Узкоколейная железная дорога на Карнасуртском руднике. Колея 600 мм. http://infojd.ru/29/karnasurt.html


Узкоколейная железная дорога на Карнасуртском руднике. Колея 600 мм. http://infojd.ru/29/karnasurt.html


Ревда. Начинается мокрый (очень мокрый!) автостоп в Апатиты. Время 16:11.


Полуразрушенный вокзал в Кировске. 8 июля, время 9:50.


Полуразрушенный вокзал в Кировске.


Полуразрушенный вокзал в Кировске.

В Кировске и его окрестностях находится значительная по своим масштабам сеть ведомственных железных дорог широкой колеи (железнодорожный цех ОАО «Апатит»). Почти все линии электрифицированы на постоянном токе. Ещё недавно использовались электровозы ВЛ22, сейчас их нет.
Электровозное депо находится на станции Айкувен, тепловозное депо — на станции Юкспоррйок. Имеется «транзитный» тоннель (ведёт на Кировский рудник) и «тупиковые» штольни, ведущие к подземной погрузочной станции, расположенной приблизительно под карьером Центрального рудника.

Депо на станции Юкспоррйок.


Пути вблизи северной горловины станции Юкспоррйок. Вид в северном направлении.


Впереди находится южный портал тоннеля, ведущего на Кировский рудник.


Южный портал тоннеля, ведущего на Кировский рудник.


Порталы штолен, ведущих на подземную погрузочную станцию (находятся вблизи Расвумчоррского рудника).
Иначе говоря, тоннель тупиковый, пути кончаются под землёй.


Там же. Соседний портал (правый на предыдущем снимке) крупным планом.


Вид из тоннеля.

На Расвумчоррском руднике (окрестности Кировска) находится действующая узкоколейная железная дорога колеи 750 мм. В отличие от Карнасуртского рудника, здесь почти нет наземных участков.

Расвумчоррский рудник. Электровоз К10 на разминовке вблизи посадочной площадки.


Пути у посадочной площадки.


Устье штольни.


Пути у посадочной площадки.


железнодорожный объект промышленного транспорта Время 15:03.


Станция Апатиты. Электропоезд ЭД9М-0048 на Кандалакшу. Время 16:59.


Вокзал на станции Кандалакша. Станция открыта вместе с Мурманской железной дорогой
в самые последние месяцы и дни Российской Империи. Вокзал в его нынешнем виде
действует с 1936 года. Время 19:37.


Станция Полярный Круг. 9 июля, время 9:59.


Прибывший из Кандалакши электропоезд ЭД9М-0050 на станции Лоухи. Время 11:10.


Станция в районном центре, названном в честь героини карельского народного эпоса, имеет позорнейший вокзал.


Расписание. Пригородных поездов пока ещё много (потом будут единицы в неделю). Но мне нужно совершить автостопный рывок.

Очень волнительный и напряжённый момент. Автостопная переброска из Лоухи в Кемь. У меня в наличии пять часов.
А проехать автостопом нужно около двухсот километров. При этом дорога не прямая. Сначала десять километров из Лоухи до «федеральной трассы», потом по ней, а потом ещё двадцать километров до Кеми. То есть ожидать попутную машину, скорее всего, придётся как минимум в трёх разных местах.
Именно так и получилось. Всё под дождём. До федеральной трассы. Там остановился «дальнобойщик», едущий из Мурманска в Санкт-Петербург. При том, что «дальнобойщики» подвозят крайне редко.
Выхожу у поворота на Кемь, но это ещё не всё. До города небольшой участок, но пешком, ясное дело, никак не добежать даже величайшему бегуну в мире. Самое досадное будет, если зависну здесь и на электропоезд не успею.

Станция Кемь. Электропоезд ЭД9М-0140 отправится на Медвежью Гору. Переброска удалась!!!!
Время 16:19.


Блок-пост 813 км. Ограничивает однопутный «разрыв» Шуерецкая — 813 км. Вероятно, это связано с наличием моста
через реку Шуя. Участок Беломорск — Апатиты почти полностью двухпутный, причём является таким давно.


Станция Горелый Мост. Таблички с названиями в Карелии — на русском и финском. Напоминание о существовавшей
до 1956 года Карело-Финской АССР. В СССР двуязычные таблички полагались
союзным республикам, но не полагались автономным.


Станция Медвежья Гора. Слева — электропоезд ЭД9М-0150, прибывший из Петрозаводска, справа — электропоезд ЭД9М-0140, прибывший из Кеми. Время 22:37.


Станция Медвежья Гора, вид в северном направлении. Справа — электропоезд ЭД9М-0150, прибывший из Петрозаводска, слева —
электропоезд ЭД9М-0140, прибывший из Кеми. Оба электропоезда пока ещё курсируют ежедневно.


Станция Медвежья Гора.


Станция Медвежья Гора. Придумали только извратное «Medvegya-Gora». Правильно — Karhuma:ki.


Вокзал в Петрозаводске — один из лучших и самых монументальных на сети РЖД. Тоже напоминание
о статусе союзной республики. 10 июля, время 7:04.


Станция Свирь. Электропоезд на Волховстрой. Только здесь вернулось лето.


Станция Мурманские Ворота.

13.01.2018 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу