ID: 7033

ПОЕЗДКА УФА — САЙГАТКА — КАРИНТОРФ — ОПАРИНО, 2014 ГОД

508
Август-сентябрь 2014 года.


ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ЭКСПЕДИЦИИ:
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ДЁМА — ИГЛИНО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ АКБАШ — АГРЫЗ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ АРМЯЗЬ — САЙГАТКА


Прибывает электропоезд ЭД4М-0288 на Рязань.


Нетипичное явление — подъём котла цистерны. Станция Рыбное, окрестности платформы
Жилые Дома (Рязань-Сортировочная). Время 11:57.

В Рязани отдыхаю к западу от железнодорожного моста через реку Трубеж.
Выезд электропоездом на Сасово. Поезд отправляется из тупика к востоку от здания вокзала Рязань I. Здесь условия приемлемые. Московские «быдловозки» остались позади.

Станция Задубровье на участке Рязань — Кустарёвка. Время 16:22.


Платформа Ванчур на участке Рязань — Кустарёвка. Слева — «мостки» для помощника машиниста,
в обязанность которого входит контроль за закрытием дверей. На кривых платформах
для этого нужно отойти в сторону. Время 16:52.


Переезд на окраине города Сасово. Здесь два пути «расходятся». Время 17:53.

В Сасово — быстрым шагом к железнодорожному мосту через реку Цна.

Сасово. Поворотный круг в депо. Время 18:02.


Сасово. Редкий тепловоз ЧМЭ2-121. Время 18:05.

Мост охраняется. Поэтому, не дойдя до него, отклоняюсь влево, под автомобильный мост. Купание у моста.

Сасово. Вид на железнодорожный мост со стороны автомобильного моста. Время 18:29.

Это место знакомо мне по поездке в 2007 году. Тогда я тоже доехал электричками до Сасово, купался у автомобильного моста, а затем доехал в сидячем вагоне до Пронино, немногим ближе Бугульмы. На станции Пронино в то время действовал шпалопропиточный завод с узкоколейной железной дорогой.
В самом городе Сасово я был значительно чаще. Долго «сидел» тут в августе 1999 года.

Сасово. Место купания под автомобильным мостом. Время 18:32.

Делаю заплыв с фотоаппаратом в руке. Хожу по неасфальтированным одноэтажным улицам, среди провинциальных домиков, окружённых яблочными садами. Лучшее время года — август. Но печальное из-за факта приближения конца лета.

Сасово. Время 19:20.

В сумерках возвращаюсь к вокзалу. Вскоре объявили прибытие поезда сообщением Москва — Челябинск.

Билет Сасово — Бугульма. Куплен на сайте ОАО «РЖД», распечатан в автомате, оцифрован до поездки.

До станции Бугульма предстоит поездка в сидячем вагоне. Комфортно. К счастью, соседнее кресло было не занято на протяжении всей поездки.

Внутренний вид сидячего вагона. Время 21:19.

Сплю от Зубовой Поляны до Киндяковки (Ульяновск-Центральный). По Киндяковке — длительная стоянка.
Отправляемся из Киндяковки. Выемка с крутым уклоном. Затем — длиннейший мост через Волгу, за которым посреди водных просторов виден ещё более грандиозный новый автомобильный мост. Вредительская власть не стала делать его автомобильно-трамвайным, как должно было быть.
После Верхней Террасы некоторое время сплю. Здесь нагло и беспричинно разбудил работник полиции. С его удостоверения я записал имя и фамилию: Виталий Тутурин. Это был единственный случай контакта с силовиками за всю длительную экспедицию.
Стоянка в Нурлате. Станция известна по инциденту в 1999 году. Работник милиции возомнил, что он поймал страшного террориста, и чувствовал себя как минимум будущим Героем России за успешную «спецоперацию». Нурлатская эпопея длилась около полусуток. С распространением Интернета её обсуждали как один из самых трагикомических случаев.
С того времени станция очень сильно изменилась. От деревянного вокзала давно нет и следов.
Пронино проследовали без остановки. Пронинский шпалопропиточный завод, похоже, полностью разрушен и разграблен вместе с узкоколейной железной дорогой.

На подходе к станции Бугульма. Встречный грузовой поезд. 29 августа, время 15:48.


Станция Бугульма. Время 15:57.

Бугульма, крупный город на юго-востоке Татарстана. Иду в сторону центра города, приобретаю продукты в магазине «Магнит».
С «мешком» еды возвращаюсь на станцию. Некоторое время отдыхаю.
Выезд пригородным поездом Бугульма — Кандры. Это автомотриса РА1-0018.

Станция Бугульма. Производится посадка на пригородный поезд Бугульма — Кандры. Время 17:21.


Элеватор на окраине Бугульмы. «БОЛЬШЕ ЗЕРНА — БОГАЧЕ СТРАНА». Время 17:36.

После станции Уруссу — граница Татарстана и Башкортостана. Местное время «перескакивает» на два часа вперёд. Железная дорога работает по московскому времени, все расписания на нём.
По причине московского времени и наличия метрополитена Татарстан выглядит намного более близким к цивилизации регионом, чем Башкортостан. Хотя по численности населения Башкортостан его превосходит.
Сумерки, конечная станция Кандры. Новый деревянный вокзал. Из РА1 вышло около десяти человек.
Быстрым шагом иду в северном направлении, за пределы жилой застройки. Поднимаюсь на гору.
Подъём в 4:23 по московскому времени. Быстрым шагом на станцию. Электропоезд на Уфу. Отправление в сумерках, сфотографировать посёлок не удалось.
Четырёхвагонный электропоезд ЭР2Т-7235 на протяжении почти всего маршрута был почти пустым. К сожалению, электропоезда опустели даже в пригородной зоне миллионного города.

Политическая реклама в вагоне электропоезда. Русский президент Башкортостана не стал реальностью.


Проверка и продажа билетов в электропоезде. Московское время 6:56.

На участке Чишмы — Дёма имеются высокие платформы, кроме пунктов Алкино и ещё нескольких.
Участок Чишмы — Юматово ранее был четырёхпутным. Четвёртый путь разобран, остались три действующих пути. Участок Юматово — Дёма остаётся четырёхпутным.
На станции Дёма высокой является только северная платформа, которая ремонтируется и не действует. Действующие платформы в центре огромного парка станционных путей — низкие.
Уфа. «Советский» вокзал здесь был одним из худших в своём роде. После коренной реконструкции он стал немного приличнее. Но лучше бы восстановили старинное здание.
Вокзал находится в глухом месте, под горой у берега реки Белой. Отсюда не особенно далеко до центра города. Но ощущение, что это далёкая и глухая окраина.
Вообще, Уфа — неоднозначный город. Он богатый, красивый и благоустроенный — но сквозные транспортные пути захватывают только его окраины, поэтому для транзитных пассажиров Уфа «пролетает» в стороне, как мелкий райцентр.
Уфа — столица крупнейшей национальной республики. Но малоизвестна в этом качестве, так как находится «в тени» Казани, равно как Башкортостан находится «в тени» Татарстана. Хотя население и экономическое значение Татарстана, как ни странно, ниже!
Но там очень высокие амбиции. Поэтому Казань постоянно на слуху, в отличие от Уфы. И Татарстан занимает позицию «национальной автономии номер один».
Город мог бы иметь большой вес и значение — но находится «в тени», «на отшибе», «тихо затаился где-то в стороне».
Позорный отказ идиотических местных властей от строительства метрополитена. Хотя у города были хорошие шансы в этом плане — повторить успех Казани!
Строительство метро в Казани и Уфе начиналось одновременно — в 1996 году, во время предвыборной кампании Ельцина. Обоим городам федеральный центр дал добро на реализацию проекта и был готов обеспечить финансирование. В Уфе начали создавать строительную базу метростроя, готовились осваивать площадки станций.
Но маразматики во власти «зарубили» мечту о высоком статусе Уфы.
Город без метрополитена — автоматически является глухой и забытой провинцией, по сравнению с городом, имеющим метрополитен.
Иду наверх по трамвайной линии. Знакомый парк имени Якутова, где находится Уфимская детская железная дорога. Я здесь в пятый раз с 1999 года (плюс короткий заход без фотографий в 2003 году).
Вначале я подумал, что движение прекратилось до следующего сезона: на главной станции нет никаких следов жизни, высокая платформа разобрана.

Станция Юность Уфимской детской железной дороги закрыта на ремонт. Московское время 9:00.

Иду к депо. Здесь проходит «линейка» юных железнодорожников. В первые мгновения пришла мысль: возможно, по случаю завершения сезона?
Но оказалось, что движение сегодня будет. Оно будет продолжаться, как обычно, весь сентябрь. В связи с ремонтом станции Юность пункт отправления перенесён на Приозёрную.
Тепловоз ТУ2-104 отправлен в качестве неподвижного экспоната в Самару, в железнодорожный музей. Остались тепловозы ТУ7А-3357 и ТУ10-010.
Фотографирую отправление и следование пасссажирского поезда в составе ТУ10-010 и двух вагонов.

Поезд на станции Приозёрная. На данный момент она стала единственным пунктом посадки пассажиров.
Московское время 9:41.

Пешком по улице Революционной. Трамвайным вагоном до конечной станции «Депо имени Зорина».

Трамвайный вагон на улице Мингажева, недалеко от Революционной. Московское время 10:27.

Затем — длительный пеший переход по улицам города, запутанным маршрутом к трамвайной станции «Зелёная Роща».

Управление автодороги Самара — Челябинск. Оно находится именно в Уфе, хотя эта дорога
давно уже оставляет Уфу в стороне. Московское время 10:47.

Трамвайным вагоном маршрута №16 — от «Зелёной Рощи» до «Улицы Пушкина». Это крупная трамвайная конечная станция, крайний южный пункт Уфимского трамвая.
Пешком по городу. Прохожу мимо БГУ, дома-музея Гафури, дома революционеров, в котором бывал Ленин. Он находится в полузаброшенном состоянии.

Дом революционеров. Московское время 13:28.


Мемориальная доска на доме.


Табличка с названием улицы на многоэтажном доме и мемориальные доски. Московское время 13:30.

Ищу почтовые отделения. Найдя — захожу, спрашиваю о доступе в Сеть. Но он нигде не работает.
Снова улица Пушкина. Вниз по замощёной булыжником улице Трактовой.

Трактовая улица, не изменившаяся со времён дореволюционной России. Спуск к Белой.
Московское время 13:39.

Платформа Правая Белая. Здесь разразился дождь. Хорошо, что есть навес.

Платформа Правая Белая. Московское время 13:57.

Электропоездом на Раевку — до Дёмы.
Обилечивание пассажиров на Правой Белой происходит необычно: касса закрыта, но женщина-кассир с билетопечатающей машиной обходит ожидающих на платформе пассажиров и предлагает взять билет. То же самое — на Дёме, хотя касса там работает.
Огромная узловая станция Дёма, центральная точка железнодорожной Уфы. К северу от станции находится одноимённый жилой район Уфы. Он отделён от центра большой рекой и почти десятью километрами леса, имеет признаки отдельного города.
Вокзал на станции Дёма похож на вокзал станции Юность Уфимской детской железной дороги. Здесь оказалась в наличии доступная электрическая розетка, что очень полезно для меня.

Станция Дёма. Объявление о назначении электропоездов Дёма — Иглино через Юрмаш.
Именно из-за них я поехал в Уфу. Московское время 14:34.


Вокзал на станции Дёма. Московское время 15:35.

Приближается время отправления электропоезда Дёма — Иглино через Юрмаш. Вот он, привычный для Уфы четырёхвагонный состав ЭР2Т-7221. Но никто, кроме меня, в вагоны не садится.
Между тем, железнодорожная линия Дёма — Иглино являлась одной из главных целей поездки. Пассажирское движение здесь неожиданно появилось летом 2014 года. Явно ненадолго.
Линия представляет собой обход города Уфы, предназначенный для грузового движения. Основное назначение — снизить число грузовых поездов в черте города, где когда-то было интенсивное движение электропоездов и не хватало пропускной способности.
Кроме того, на линии Дёма — Иглино есть собственный мост через крупную реку Белая. Это позволяет обеспечить движение в случае вывода из строя основного моста, который находится на перегоне Дёма — Уфа.
Пассажирское движение в виде пригородных электропоездов здесь было приблизительно до 2003 года. Сейчас оно неожиданно вернулось.
По обходу пропускается меньшая часть потока грузовых поездов. Большая часть грузовых поездов идёт через город. Несмотря на это, на линии Дёма — Иглино наблюдаются «пробки» из грузовых составов.
При отправлении в поезде, кроме меня, были только охранник и разъездной кассир, который немедленно проверил билет. Машинист объявляет остановки, хотя объявлять не для кого. В автоинформаторе этот маршрут не записан.
Довольно долго пробираемся через «дебри» огромного Дёмского узла. Остаётся позади станция Дёма-Южная, где пассажирских операций нет и ни один пригородный поезд не останавливается.
Пересекаем по путепроводу двухпутную электрифицированную линию в сторону Карламана. Начинается тот самый участок, ради которого я тащился сюда из Москвы полторы тысячи километров.

Вид из электропоезда, следующего по линии Дёма — Иглино. Московское время 16:06.


Вид из электропоезда, следующего по линии Дёма — Иглино. Московское время 16:07.


Грузовой поезд встречного направления. Московское время 16:13.

Жаль, но факт: пассажиры отвыкли от использования линии Дёма — Иглино, и их не удалось привлечь сюда снова.
Без остановки проследуем пост Чёрное Озеро. Затем — большой мост через реку Белую. Охраняется, как и на главном ходу.
Линия является попеременно двухпутной и однопутной, в примерно равной пропорции. Промежуточная станция на линии одна — Юрмаш.
На станции Юрмаш базируется путейская техника. Здесь есть постоянный персонал, есть небольшой посёлок железнодорожников. Но и здесь тоже никто не садился и не вышел.
Слева периодически видны многоэтажные дома Уфы, расположенные на возвышенности, за много километров отсюда. Довольно продолжительное время рядом находится магистральная автодорога Самара — Челябинск, по которой я не раз проезжал.

Вид из электропоезда, следующего по линии Дёма — Иглино. Московское время 16:19.


Переезд. Московское время 16:20.


Вид в сторону Уфы. Автодорога Самара — Челябинск. Московское время 16:26.


Автодорога Самара — Челябинск. Граница Иглинского района. Московское время 16:45.


Пост 47 км. Здесь, за километр до конца линии, появляются пассажиры. Московское время 16:56.

Пассажиры появились на остановке пост 47 километр. Здесь в вагоны зашло около десятка бабок, возвращавшихся в город с дачного массива. Через километр (!) — слева появляется главный ход Уфа — Кропачёво.
Таким образом, электричка идёт пустой 47 километров, чтобы провезти пассажиров один километр! До остановки у вокзала на станции Иглино — больше, около пяти километров. Но до примыкания к главному ходу — именно столько.
В Иглино электропоезд стоит 25 минут, меняя направление движения. Затём отправляется на Уфу по главному ходу.

Электропоезд ЭР2Т-7221 преодолел «экзотическую» линию Дёма — Иглино и вскоре
отправится в город по главному ходу. Московское время 17:08.

Решаю ночевать где-то поблизости, в окрестностях Иглино, и завтра ещё раз проездить уфимский обход.

Центр посёлка Иглино. Московское время 17:17.

Я зашёл в торговый комплекс, появившийся в хорошо знакомом посёлке Иглино. Поражаюсь наличию в нём эскалатора.

Столовая в Иглино. Решаю воспользоваться ей завтра утром. Московское время 17:26.

Иду пешком около пяти километров — до тех самых дач в районе поста 47 км.

«Полудохлый» дачный массив в районе поста 47 км. Московское время 6:16.

Утром собираю немного лесных орехов — первых в этом году. Фотографирую мост через реку Тауш, стрелку на посту 47 км. Фотографирую электровоз ВЛ10У-566 с грузовым составом, который, похоже, уже много часов стоит на «верхнем» пути.

Табличка на здании поста ЭЦ станции (в других источниках — поста) 47 км.
Персонала здесь нет. Московское время 6:40.

Быстрым шагом пешком в Иглино, проводя фотодокументирование.
Успеваю зайти в столовую. 85 рублей за завтрак, что очень недорого.

Столовая в Иглино. Московское время 8:22.

Выезд электропоездом — снова по обходу на Дёму. Состав тот же, что и вчера — ЭР2Т-7221. На маршрутоуказателе почему-то написано «Юрмаш». Это промежуточная станция на обходе.

Станция Иглино. Электропоезд ЭР2Т-7221 следует до Дёмы, но
на маршрутоуказателе — «Юрмаш». Московское время 8:28.


Станция Иглино. В вагонах — минимальное число бабок,
которые очень скоро выйдут. Московское время 8:30.

На начальном участке линии Иглино — Дёма следовали по «левому» пути, а не «правому», проходящему через путепровод. На «правом» пути всё ещё стоял грузовой поезд.
На посту 47 км вышли бабки. Вскоре, в Баранцево, вышел железнодорожник. Больше вплоть до Дёмы не было никого, кроме меня и двух женщин-разъездных кассиров.
Я думаю, что линия Дёма — Иглино больше, после лета 2014 года, не будет работать с пассажирами никогда. Я проехал по ней дважды в выходные дни августа.
Из 50 километров линии только на протяжении 1-километрового участка были пассажиры — по несколько бабок. Остальные 49 километров — оба раза не было никого, кроме меня, разъездных кассиров и охранников.

Автор в вагоне электропоезда. Других
пассажиров в составе нет.
Московское время 9:22.


Пересечение с центральной автодорогой в город и второстепенным
подъездным путём. Московское время 9:35.


Старинный двухосный вагон, поставленный на вечную стоянку.
Станция Дёма. Московское время 10:01.

От Дёмы — до Уфы электропоездом ЭР2Т-7216. Переход на первый путь вокзала, где стоял электропоезд ЭР2Т-7220 сообщением Уфа — Урман. На нём — до платформы Спортивная, которая находилась в состоянии реконструкции.

Платформа Спортивная. Московское время 11:31.

Платформа Спортивная находится в северной части Уфы. Северные районы Уфы существенно обособлены от остальной части и когда-то являлись отдельным городом Черниковском.
Северная Уфа — центр нефтепереработки. Здесь находятся крупнейшие в России нефтеперерабатывающие заводы. Раньше к ним курсировали электропоезда — до станций Бензин и Загородная. К сожалению, в 2008 году их движение было отменено.
От Загородной железная дорога продолжается как ведомственная ещё на 15 километров — до города Благовещенска, где находится крупный завод «Полиэф» и другие предприятия. Пассажирского движения на Благовещенск никогда не было.
Маразматики и вредители, засевшие во властных кабинетах, в 2004 году уничтожили трамвайную линию, связывающую север и юг Уфы. Тем самым, Уфимский трамвай был разорван на две части. Вместо того, чтобы устранить «разорванность» города, наделённые властью идиоты ещё больше усилили её.
Официально предполагается восстановить связь севера и юга, построив соединительную линию по другому направлению. Но будет ли это сделано — большой вопрос. В Уфе с 1985 года не было случаев строительства трамвайных линий. Напротив, закрытия — массовое явление.
На данный момент в «Черниковке» действует изолированная система, фактически состоящая из одной линии с ответвлением. В отличие от трамвайной системы на юге Уфы, где работают отечественные вагоны, в Черниковке — «татровая» система.
Одна из улиц с трамвайным движением носит редкое и правильное название — Трамвайная. Причём это важная и протяжённая улица.

Изолированная трамвайная система северной Уфы (Черниковки). Вагон на Трамвайной улице,
в окрестностях платформы Спортивная. Московское время 11:31.

Проезжаю трамвайную сеть севера Уфы, начав от от станции «Стадион имени Гастелло». Там разразился ливень.

Черниковка. Вид из трамвайного вагона. Московское время 12:06.

Еду до остановки «улица Максима Горького». Пешком — назад, до «Орджоникидзевского РУВД». Это начальный пункт линии, которая когда-то была очень длинной и вела к станции Загородная.

Линия у остановки «улица Максима Горького». Вид в сторону «Интернациональной».
Московское время 12:15.


Остановка «улица Максима Горького». Московское время 12:15.

Доезжаю до конечной станции «Монтажников». Сейчас это самый северный пункт «черниковского трамвая». Там остался один маршрут — №3. Причём и вагон на нём один. Почти пустой, оплата водителю.

Вагон на конечной станции «Монтажников». После двух «обрезаний» — это самый северный пункт,
причём и он под угрозой закрытия. Московское время 12:51.


Вид от конечной станции «Монтажников» в сторону Загородной. Московское время 12:51.

Раньше, во времена единой Уфы, линия продолжалась на много километров дальше — до станции Загородная. В 1996 году она была сокращена от «Загородной» до «Новоуфимского НПЗ», а в 2004 году — от «Новоуфимского НПЗ» до «Монтажников».
Тем же вагоном — от «Монтажников» назад.
От «Колхозного рынка» — до «Интернациональной». Проезжаю по улице Нежинской. Откуда такое нетипичное название? Нежин — довольно небольшой город в Черниговской области.

Вид из трамвайного вагона. Московское время 13:23.


Нежинская улица. Московское время 13:24.

Вспоминаю, что на Нежинской улице жил (а может быть, и живёт) турист Анас Зарипов, с которым в 1997 году я переписывался с помощью бумажной почты (адрес он узнал из публикации в газете «Вольный Ветер»). Который сообщил, что Белорецкая узкоколейная железная дорога действует.

Конечная станция «Интернациональная». Московское время 13:33.

От конечной станции трамвая «Интернациональная» — пешком на станцию Черниковка. У двухэтажных бараков набираю воду в уличной колонке.
На станции Черниковка какой-то тупой железнодорожный охранник пытался «приставать» ко мне из-за фотографирования. Доезжаю электропоездом до Дёмы.
По длинному переходному мосту покидаю станцию Дёма и кратковременно захожу в жилые кварталы.
Дёма — это прижелезнодорожный район Уфы, созданный железной дорогой, живущий железной дорогой, расположенный на значительном удалении от основной части города. Аналоги — Юдино в Казани и Лянгасово в Кирове, но они меньше по масштабам.
«Уфа-железнодорожная» оказалась на удивление цивилизованным и благоустроенным местом. Всё-таки Башкортостан внешне оставляет благоприятное впечатление. Местами похоже на Беларусь. Очень жаль, что отказались от метро!
Жаль, что здесь «загнобили» Уфимский трамвай, варварски уничтожив половину сети, прекратили на начальном этапе строительство метрополитена.

Железнодорожный район Дёма. Таблички на здании, в котором находятся различные
железнодорожные службы, в том числе и Башкортостанская пригородная
пассажирская компания. Её табличка содержит символику ОАО «РЖД».
Хотя, согласно официальной версии, пригородные компании
не являются подразделениями ОАО «РЖД».
Московское время 15:44.


Центр Дёмы. Московское время 15:49.

Захожу в супермаркет «Матрица».

Дёма. Московское время 16:00.


Станция Дёма. Прибывает электропоезд ЭД4М-081 сообщением Уфа — Кандры. Московское время 16:37.

Электропоезд Уфа — Кандры. После станции Чишмы — почти пустой. Женщина-разъездной кассир стала считать пассажиров.

Платформа Пионерская — «столичного» типа. Московское время 17:06.


Станция Сафарово. Московское время 17:51.

Кандры. Прибываю под начинающийся дождь.

Вокзал на станции Кандры. Московское время 19:28.


Посёлок Кандры. Советский мотоциклетный номер. Московское время 19:32.

Выезжаю на РА1-0082 маршрута Кандры — Бугульма. Отправление в темноте.

Пригородный поезд Кандры — Бугульма в виде РА1-0082. 1 сентября, московское время 4:26.

РА1-0018 маршрута Бугульма — Набережные Челны. Поездка длительная. Маршрут пролегает по однопутной линии Акбаш — Агрыз.
После отправления из Бугульмы пришлось останавливаться: какая-то бабка села в этот поезд, а должна была ехать в противоположном направлении — в сторону Кандров.

Станция Бугульма. Пригородный поезд на Набережные Челны (РА1-0018). Время 6:54.


Переезд в окрестностях станции Кульшарипово. Вид налево по ходу движения. Время 9:01.


Станция Акташ. Скрещение поездов Бугульма — Набережные Челны (РА1-0018)
и Набережные Челны — Бугульма (РА1-0013). Вид на север. Время 9:22.


Поезд прибывает на станцию Набережные Челны. Время 11:31.


Вокзал на станции Набережные Челны. Вид из поезда. Время 11:32.

В Набережных Челнах — короткая прогулка по привокзальному району, заход в магазин. Небольшое фотографирование трамвая.
Выезжаю пригородным поездом Набережные Челны — Ижевск. Здесь замены на РА1 не произошло — это состав из тепловоза ТЭП70БС и трёх пассажирских вагонов.

Поезд вступает на плотину Нижнекамской ГЭС. Вид на город Набережные Челны. Время 12:39.

Медленный, но комфортный поезд перенёс из татарского «автограда» в столицу Удмуртии. В 1980-х годах непродолжительное время маршрут этого поезда выглядел как «Брежнев — Устинов».
«Волна» переименований крупных городов в 1980-е годы прошла после длительного перерыва. Такого не случалось со времён Сталина. Она затронула также Рыбинск (непродолжительное время назывался Андропов), и последним — город Шарыпово в Красноярском крае, хотя он небольшой (непродолжительное время назывался Черненко).
Думается, если бы в честь маршала СССР назвали город с «корявым» или искусственным названием — например, Комсомольск-на-Амуре, то он бы мог и остаться Устиновом. Но в Ижевске это название вызывало резкую неприязнь и было устранено в самом начале «демократизации» — в 1987 году.
За три года существования города Устинова это название стремились «популяризировать». Были развешаны плакаты: «Ознаменуем ударным трудом высокую честь быть жителями города Устинова!». Новое название развесили в виде огромных букв на зданиях аэропорта и вокзала.
Маршал Дмитрий Устинов был слабо связан с Ижевском, хотя под его руководством здесь строились оружейные заводы. В отличие от великого оружейного конструктора Калашникова, жившего и работавшего здесь 60 лет. На неофициальном уровне обсуждалась идея переименования в Калашников.
Путь по Ижевску: от вокзала — пешком до конечной станции трамвая «Московская улица». Трамвайным вагоном — через центр Ижевска до остановки «Магазин «Океан».

Ижевский трамвай. Развилка линий у остановки «Магазин «Океан». Время 17:22.

Захожу на почту. Заряжаю батареи, пишу вышерасположенный текст.

Почтовый компьютер. Время 19:00.


Почтовый компьютер. Время 19:53.


Почтовый компьютер. Время 19:53.

В сумерках — купание в городском пруду.

Ижевский пруд. Время 20:08.

Пешком по путям довольно длительную дистанцию — до конечной станции трамвая «Кинотеатр «Аврора».
Утром продолжаю проезд трамвайной сети Ижевска. Она находится в идеальном состоянии. Это радует и греет душу! Жаль, что это редкое исключение для России. Всюду должно быть так!
Благодаря отличному состоянию, частому движению и высокой скорости трамвайная сеть была проезжена вдвое быстрее, чем обычно проезжаются сети такого масштаба.

Трамвайная линия на Промышленную. Время 9:23.

Трамвайная сеть Ижевска проезжена полностью! Линию на «Огнеупорную» я ещё и прошёл пешком с тотальной фотодокументацией.

Троллейбусная площадка на конечной станции «Улица Ворошилова». Время 9:55.


Центр Ижевска. Время 10:41.


Центр Ижевска, городской пруд. Время 10:43.


Ижевск. Здесь ещё существует «Агентство по обслуживанию пассажиров» ОАО «РЖД».
Раньше в таких местах можно было без очередей купить билеты.
Теперь это едва ли актуально. Время 11:00.

Здесь пока ещё московское время. К большому огорчению, так будет недолго. Вскоре вернётся маразм прошлых лет: Удмуртия и Самарская область перейдут на часовую разницу со всеми соседними регионами. Пока наслаждаюсь пребыванием в «родном» часовом поясе.
От трамвайной станции «Огнеупорная» двигаюсь пешком на вокзал.

«Огнеупорная» — конечный пункт трамвайной линии, пролегающей
по районам «частного сектора». Время 11:37.

Выезд пригородным поездом Ижевск — Сайгатка. Состав поезда — тепловоз ТЭП70-0563 с одним плацкартным вагоном. По Агрызу — смена направления движения.
На участке Армязь — Сайгатка это единственный пассажирский поезд. Линия Армязь — Сайгатка является одной из немногих ещё не проезженных мной.

Станция Армязь. Поезд вступил на начальный участок линии Армязь — Сайгатка. Время 16:41.

Движение по «Сайгатской ветви» редкое, особенно на саму Сайгатку. Основной поток грузовых поездов отклоняется по станции Ужуиха на Каучук.

Поезд прибыл на станцию Сайгатка. Московское время 17:56.

Вокзал в Сайгатке ОАО «РЖД» продало. Он превращён в храм. О проданном вокзале в Сайгатке: http://www.novayagazeta.ru/society/64822.html.
Впрочем, есть вероятность, что единственный пассажирский поезд на Сайгатку скоро отменят. И вокзал станет неактуальным как явление.
Станция Сайгатка, город Чайковский. Это Пермский край, хотя город тяготеет к Ижевску. По автодорогам до Ижевска отсюда 100 километров, а до Перми — 270 километров.
Осмотр города. Он не является старинным и не содержит исторических достопримечательностей, но выглядит приятно. Нетипичное явление: есть прокат велосипедов за 100 рублей в час.
Купание в Воткинском водохранилище. Затем двигаюсь в «приплотинную» часть Чайковского.

«Приплотинная» часть Чайковского. 3 сентября, московское время 8:13.

Утром я прошёл пешком по плотине Воткинской ГЭС. Вопреки предположению, железной дороги на ней никогда не было.

Техническое строение судоходного шлюза Воткинской ГЭС. Московское время 8:41.


Впереди — плотина Воткинской ГЭС. Московское время 8:53.

Железная дорога подходила и подходит до сих пор к плотине Воткинской ГЭС с левого берега, со стороны Сайгатки. Непосредственно на плотине железной дороги никогда не было, и место для неё не предусмотрено.
На правом берегу железная дорога находится сравнительно близко, но к плотине не подходит.

Плотина Воткинской ГЭС осталась позади. За ней я возвращаюсь в Удмуртию.
У въездного знака время «перескакивает» на два часа.
Московское время 9:33.

Западнее Воткинской ГЭС находится станция Построечная — конечный пункт ведомственной железнодорожной линии Кварса — Построечная. Это крупнейшая ведомственная железнодорожная линия Удмуртии.
Вначале показалось, что это железная дорога полностью разобрана. Позднее я выяснил, что это не так. Основная часть путевого развития станции Построечная разобрана. Но самое необходимое — осталось.
Железнодорожная линия обслуживает Камский завод ЖБИиК (железобетонных изделий и конструкций), расположенный у станции Построечная.
Проездить линию Кварса — Построечная я не смог. Движение по ней — не каждый день. Это отложено на другую поездку.

Станция Построечная. Время 11:09.

От Построечной до Воткинска подвёз на «УАЗ-буханке» житель Украины. Он направлялся в Пермский край. Кратчайший путь из Чайковского во многие другие районы Пермского края пролегает через Воткинск.

Автодорога Чайковский — Воткинск. Впереди — село Кварса. Время 13:19.

Выхожу на пересечении с железнодорожной линией Камская — Беркуты. Она уцелела только на начальном участке.
Двигаюсь к станции Камская. Затем — длительная прогулка по Воткинску. Здесь я не был с 2003 года.

Воткинск. Время 15:24.

Действующего доступа в Сеть на центральной почте Воткинска не оказалось.

Воткинск. Автобусная остановка «Казанский вокзал». Время 17:55.

Вокзал в Воткинске называется «Казанский вокзал». Именно такая табличка есть на многих городских автобусах. Когда-то был ещё и «камский» вокзал — станция Камская. Причём исторически он первый.
Но вокзала в Воткинске как такового теперь нет. Компания «РЖД» продала его. В здании находится магазин автозапчастей.
От Воткинска до Ижевска — в пригородном поезде из ЧМЭ3 и одного вагона. Удивительно — сообщалось о переходе на РА1. Использование такого поезда в самом деле расточительно. Досадно, что пассажиропоток между крупными городами настолько мал.
Выезд пригородным поездом Ижевск — Балезино. Состав поезда — тепловоз с одним плацкартным вагоном.

Станция Ижевск. Пригородный поезд сообщением Ижевск — Балезино
готовится к отправлению. Время 7:14.

В поезде находились двое иностранных путешественников. Похоже — даже не просто путешественников, а любителей железных дорог.
Это были поляки. Я не общался с ними, но узнал страну происхождения по языку, который в письменном виде понятен почти полностью, а в разговорном виде при прослушке чужого разговора понятна лишь небольшая часть.

Железнодорожная линия Агрыз — Ижевск — Пибаньшур. Станция Андрейшур. Время 10:47.


Железнодорожная линия Агрыз — Ижевск — Пибаньшур. Станция Зилай. Время 11:04.


Поезд из Ижевска прибыл на станцию Балезино. Время 11:46.

На участке Балезино — Глазов, длиной 29 километров, сейчас имеет место разрыв в пригородном движении. Пришлось воспользоваться автобусом за 78 рублей.

«ПАЗики» на привокзальной площади в Балезино. Одним из них
придётся воспользоваться и мне. Время 11:47.


Электропоезд ЭС2Г-003 на станции Балезино. Он перегоняется в «холодном» состоянии
с завода-изготовителя в Верхней Пышме. Пунктом назначения окажется
испытательный полигон в Щербинке. Время 11:52.


Окрестности Балезино. Деревянная мечеть в селе Кестым. Удмурты — православный народ,
но кроме них, в Удмуртии проживает немало татар. Не исключение —
и северные районы, далёкие от Татарстана. Время 12:20.

Две минуты не успел на электропоезд Глазов — Киров. Придётся ждать следующего. Хожу по Глазову.

Многоэтажный дом «позднесоветской» постройки в Глазове. Город необычен типом застройки,
сходной с пригородами Москвы. Время 12:55.

Нахожу библиотеку в центре Глазова. Адрес — улица Кирова, дом 11. Стоимость доступа в Сеть — 46 рублей за час. Вот её сайт: http://glazovskaya-zbc.3dn.ru.
В наше время это (общественный доступ в Сеть) — большая редкость.

Глазовская библиотека. Время 13:04.


Доступ в Сеть в Глазовской библиотеке.


Глазовская библиотека. Время 15:12.


Старинное здание, в котором размещается Глазовская библиотека. Время 15:12.

Работница библиотеки отнеслась ко мне очень доброжелательно. Угостила чаем и отказалась от платы.
Позже было обнаружено, что на сайте библиотеки появилась целая статья обо мне.
Купаюсь в холодной Чепце, сплавав с правого берега до левого (городского) берега.

Река Чепца. Вид с правого берега (противоположного относительно города). Время 15:33.


Мост через Чепцу. Время 15:33.

Через несколько часов я буду в Чепецке. Начнётся очередное «инспектирование» Каринской узкоколейной железной дороги (http://infojd.ru/15/karintorf.html), от которой остался только короткий участок. Но с крупным мостом и активным пассажирским движением.
Пешком на вокзал. Фотографирую станцию с переходного моста, который находится восточнее вокзала.

Глазов, окрестности переходного моста. Заборная надпись «ACAB» сейчас является очень популярной в России.
Приблизительный перевод аббревиатуры с английского: «все менты — сволочи». Зря: по сравнению
с жёсткой американской полицией, российская полиция — образец
демократичности и гуманности! Время 16:47.


Глазов, окрестности переходного моста. Время 16:48.


Глазов, окрестности переходного моста. Мнение местных жителей о США. Время 16:51.

Покупка продуктов в привокзальном магазине «Магнит». На автостанции покупаю клей, так как завтра предстоит расклеивать в вагонах заранее отпечатанные «схемы Кирово-Чепецкого метрополитена». Автор схемы — не я, а другой гражданин: http://metroblog.ru/post/4246/. Но я её несколько модернизировал. Надеюсь, что расклейка схемы привлечёт интерес местного населения и СМИ.
Электропоездом — от Глазова до Бумкомбината, ближайшей к Чепецку станции с пассажирским движением.

Электропоезд ЭР9Т-713 на станции Глазов. Маршрутоуказатель. Время 17:21.


Электропоезд ЭР9Т-713 на станции Глазов. Время 17:21.

По станции Яр — долгая стоянка. Автоинформатор объявляет прибытие на конечный пункт, хотя это не так. Во всех расписаниях поезд отмечен как Глазов — Киров.
Станция Бумкомбинат. Прибытие в полной темноте.

Станция Бумкомбинат. Время 21:03.

Никакого бумажного комбината в этой местности никогда не было. Есть Кирово-Чепецкий химический комбинат, бумагу никогда не выпускавший. До 1990-х годов он был полусекретным. Станция названа «для запутывания шпионов».
Несколько километров пешком по грунтовой дороге. Ночёвка.

Плодоносящие яблони под Чепецком. Здесь они ещё есть, хотя это — «ближний север».


Окрестности Чепецка. Слева — куст орешника с большим количеством лесных орехов.
Это — намного большая редкость, чем яблоки. Время 6:52.

Утром собираю немного яблок и пакет лесных орехов. Яблони на вятской земле попадаются, что поначалу казалось неожиданным. Потом я выяснил, что в минимальном количестве яблоневые деревья есть даже в Архангельской области и республике Коми. Появляются они там не сами по себе — их нужно долго и упорно выращивать.
В забитом «ПАЗике» — до окраины города за 16 рублей.

Кирово-Чепецк. Время 7:38.


Кирово-Чепецк. Время 7:39.

В 7:42 оказываюсь на узкоколейной железной дороге.
По линии узкоколейной железной дороги направляюсь к станции Новый, которая стала тупиковой.

Узкоколейная железная дорога. Вид в сторону станции Новый. Время 7:42.


Пассажирский поезд на станции Новый. Время 7:54.

На станции Новый начинаю расклеивать «схему метро».

В Кирово-Чепецке отныне есть метрополитен! Время 8:02.

Жители с интересом рассматривают схему и удивляются новому статусу города.

Первый чепецкий зритель схемы, которая имеет шанс
стать знаменитой на весь город. Время 8:06.


Рассматривание схемы. Время 8:06.

Выезжаю пассажирским поездом на Техническую.

Посадка в пассажирский поезд на станции Боёво. Время 8:28.


В вагоне поезда. Время 8:54.


Поезд прибыл на станцию Техническая. Время 8:57.

Техническая (посёлок Каринторф) — главная станция огромной когда-то узкоколейной железной дороги. Теперь это конечный пункт. Предыдущее посещение этого места было в 2012 году.
В диспетчерской c 2007 года висит мой календарь.

Диспетчерская узкоколейной железной дороги. Моя продукция сохранилась. Время 9:00.

Беседую с известной мне Фаиной Евгеньевной, получаю согласие на расклейку «схем метро» в вагонах.

Работник железной дороги Фаина Евгеньевна. Время 9:29.

Ситуация тут печальная. Но ещё как минимум год движение «протянет» по причине отсутствия автомобильного моста.

Конец рельсов на станции Техническая. Раньше магистраль
продолжалась отсюда на 40 километров. Время 9:37.

Возвращаюсь поездом в город, на станцию Боёво.

«Схема метро» появилась и в вагоне. Время 9:48.


Обилечивание пассажиров. Доходы от продажи билетов незначительны и покрывают лишь малую часть
затрат на движение поезда. Время 9:56.

Иду на мост через Чепцу. Некоторое время отдыхаю в ожидании поезда.

Необычный автомобиль у железнодорожного моста. Время 10:29.

Фотографирую необычный автомобиль, сделанный на основе стандартного «УАЗ». Фотографирование привлекло внимание едущих в нём, они остановились, немного поговорили (без какой-либо недоброжелательности).

По мосту над Чепцой следует поезд сообщением Новый — Техническая. Время 10:42.

Фотографирую проследование по мосту поезда на Техническую. Затем возвращаюсь в город.

Мост над Чепцой. 2014 год оказался редким «ореховым» годом. Время 10:44.


Пост дежурного у моста. Время 11:20.


Чепецк. Время 11:37.


Чепецк. Время 11:53.

Почтовое отделение в верхней части проспекта Мира. Оно знакомо с 2012 года. Удивительная редкость для «Почты России» — здесь оплата не за трафик (обычно это 4 рубля за 1 МБ, разорительно дорого), а за время. Сейчас — 64 копейки/минута.

Почтовое отделение с дешёвым доступом в Сеть. Почтовый компьютер, «полудохлый» и выматывающий. Время 12:24.

Просматриваю некоторые ресурсы, пишу краткий текст о ходе экспедиции. Затруднительно из-за некачественного экрана и «медленного» компьютера.

Чепецк, проспект Мира. Время 12:49.


Чепецк. Время 12:54.


Чепецкий автовокзал. Время 12:56.

Автобус Кирово-Чепецк — Киров. Завышенная, скотская цена — 93 рубля за 30 километров. Для сравнения: на Украине, при более дорогом бензине, проезд такого расстояния традиционно стоил (на прошлый год) эквивалент 20-30 рублей.

«Парадный» въезд в Чепецк. Вид из автобуса. Время 13:11.

Перемещение автобусом — очень медленное и неудобное. Долго стояли на переезде в Поздино. Cтало ясно, что я опаздываю на поезд Киров — Луза.

Переезд у станции Поздино (Нововятск). Обычно здесь приходится стоять
минут по десять в лучшем случае. Время 13:50.

Автобусы со стороны Чепецка идут на автовокзал не прямым маршрутом, а «вкруговую», почти через центр города. Решаю бежать на вокзал Киров-Котласский, там поезд минут на десять позже.

Киров. Время 14:31.


Киров. Время 14:38.

Бегу несколько километров по улицам «вятской столицы». Но всё же опоздал.

Киров. Автомобиль с грузинскими номером — исключительная, невероятная редкость для России.
Я не видел такие много лет. Представляется, что их единицы. Границу РФ — Грузия, по
моим наблюдениям, пересекают машины с российскими, армянскими, украинскими
номерами — но только не с грузинскими. Время 14:40.


Окрестности станции Киров-Котласский. Время 14:46.


Дореволюционный вокзал на станции Киров-Котласский. Время 14:49.


Расписание движения поездов по станции Киров-Котласский. Время 14:51.


Табличка на станции Киров-Котласский. Время 14:52.



У станции Киров-Котласский. Время 15:21.


Киров (Вятка). Центр города. Время 15:50.

Город приятный и интересный, с хорошо сохранившимся дореволюционным центром. Неправильно, что я здесь так часто бываю (столица самого узкоколейного региона России!), но почти всегда посещаю только привокзальную местность.
Здесь нет трамвая — это, конечно, существенный, огромный недостаток города. Равно как бесконечно досадно за факт отсутствия трамвая в других исторически ценных городах России: Владимир, Новгород, Псков, Кострома, Калуга...
Убеждён, что рано или поздно трамвай здесь появится! С опозданием на 150 лет, но появится.

Киров. Информация об исчезнувших объектах Хлыновского кремля. Время 15:56.


Киров. Вид сверху на реку Вятку. Время 15:57.


Киров. Время 16:05.

Купаюсь в реке Вятке, хотя на календаре 5 сентября, а местность далеко не южная. Дальше по плану — Опарино, с опозданием на день относительно изначально предусмотренного.

Киров. Время 17:47.


Киров. Время 18:22.

Рано утром — пешком на вокзал.

Местность между станцией Киров и платформой Ломовская. 6 сентября, время 5:22.

Выезд на Опарино утренним поездом Киров — Пинюг, с большой задержкой относительно плана. После прибытия в Опарино придётся провести много времени на Опаринской узкоколейной железной дороге. http://infojd.ru/28/oparino.html

В вагоне пригородного поезда Киров — Пинюг. Время 6:22.

По станции Мураши пригородный поезд имеет длительную стоянку. Во многих расписаниях он ложно указан как Киров — Мураши. Хвостовые вагоны в Мурашах отцепляют.

Мураши. Дом культуры железнодорожников, постройки 1950-х годов. Время 9:24.


Станция Староверческая. Время 10:33.


Станция Вазюк. Время 10:45.


Разъезд Нагибино. Время 10:56.


Вокзал на станции Опарино. Время 11:20.


Поезд сообщением Киров — Пинюг на станции Опарино. Время 11:20.

Опарино — центр одного из самых малонаселённых и бездорожных районов Кировской области. Но районный центр был всегда близок к цивилизации, благодаря железной дороге. Это нельзя сказать про остальной район.
Впрочем, с недавнего времени в Опарино легко попасть и на автомобиле. Уже открыта автомобильная дорога Мураши — Опарино, хотя пока она частично является разбитой «грунтовкой». Это существенно сократило пассажиропоток в поездах.
Здесь я не был с 2004 года. В моих фантазиях Опарино должно было стать образцовым российским райцентром. Я представлял, что вместо бараков тут будут многоэтажные кирпичные дома строго на одну семью. Причём ни одного похожего по архитектуре — не надо лепить тупое однообразие, как в «гнилой» Америке!
Все улицы — не просто асфальтированные, но и под раздвижными крышами, закрывающимися в плохую погоду. Сеть закрытых зимних пространств: застеклённые галереи с ярким искусственным светом и растущими внутри пальмами. Тёплые озёра под крышей — так, чтобы всю зиму можно было полноценно ходить, жить и не видеть снега. Вокзал — 30-этажный дворец, как в Детройте, только ещё мощнее. Железная дорога заходит внутрь здания, ворота открываются только при движении поездов.
Фантазировать можно всё что угодно, а пока Опарино — обыкновенный малоприметный посёлок. Особой разрухи тут нет, но и высокоразвитой цивилизации — тоже.
На вокзале станции Опарино, к немалой радости, есть доступная электрическая розетка. Это достаточно редкое явление, и это жизненно необходимо. Но решаю воспользоваться ей позже: пока что надо исследовать ситуацию узкоколейной железной дороги.

Цистерна узкой колеи с упоминанием станции Ула. Время 12:09.


Станция Опарино узкой колеи. Время 12:11.


Опарино. Вид с вышки, расположенной на станции узкой колеи. Ближайшее здание —
диспетчерская узкоколейной железной дороги. Время 13:08.


Опарино. Вид с вышки, расположенной на станции узкой колеи. Время 13:10.


Опарино. Диспетчерская узкоколейной железной дороги. Время 13:19.


Табличка на здании. Время 13:19.

В диспетчерской никого не было. Удалось поговорить лишь со сторожем (предположительно) у локомотивного депо.
Как и следовало ожидать, магистраль узкоколейной железной дороги разбирается. Разберут всё, что севернее Улы на 32-м километре.
Лес сейчас не возят. Но есть планы построить для вывоза леса ветвь в районе Улы (точнее, восстановить давно разобранную ветвь) и возобновить вывозку.
Вскоре останется линия только до 32 километра (Ула), и «южная ветвь» от 17 километра на юг. По ней ещё недавно вывозили лес. Что с ней делать — не решено.
Движения сегодня (суббота, 6 сентября) не будет. Завтра «разбиральщики» должны приехать из леса в Опарино — пополнять запас продуктов, и вечером вернутся в лес. В понедельник ожидается подобие пассажирского поезда на Улу.
Железная дорога находится в плохом состоянии. По сравнению с 2004 годом — полный упадок. Думаю, ей осталось недолго.
Решаю выходить в сторону леса завтра утром. Попробую уехать на попутной частной дрезине. Если это не удастся — выполню пешую фотодокументацию. Вечером уеду с «разбиральщиками» на крайнюю точку, потом буду выбираться назад.
Разговариваю с местными жителями — владельцами дрезины, которые в данный момент никуда не ехали. Они не так давно возили на своей дрезине туристов, интересующихся железными дорогами. Я понимаю, кто это был.

Опаринская районная библиотека, расположенная недалеко от вокзала. В данный момент закрыта. Время 14:11.


Кандидаты в поселковую Думу. Время 14:13.


Опаринское районное отделение связи. Его работники не смогли предоставить доступ в Сеть. Время 14:33.


Опарино. Здание, в котором размещается почта и узел связи. Время 14:34.

Заряжаю аккумуляторные батареи на вокзале. Затем иду в центр посёлка.
В Опарино нет никаких сетевых магазинов — будь то «Магнит» или другая распространённая сеть. Есть лишь магазины «сельского» типа, хотя некоторые — с самообслуживанием. В «сельском» магазине, к моему удивлению, возможна оплата картой.

Центр посёлка Опарино. Время 16:11.


Опарино. Районный суд. Время 16:38.


Опарино. Районный суд. Почему он Мурашинский — загадка. Время 16:38.


Улица в Опарино. Время 16:39.


Улица в Опарино. Время 16:57.


Опарино. 7 сентября, время 6:55.


Узкоколейная железная дорога. Стоянка частных дрезин. Время 7:03.

Вначале пытаюсь дождаться попутной дрезины. Местный житель подвёз 12 километров — до разъезда на месте бывшего посёлка Лесорубовский.

Дрезина на линии. Время 8:08.

У бывшего посёлка Лесорубовский дожидаюсь другой дрезины. Её владелец ехал на «южную ветку». Выхожу на её начальном пункте — 17-м километре.
Через некоторое время беседую с пассажирами встречной дрезины. Это жители Улы, едут в Опарино.

17-й километр. Дрезина с жителями Улы. Время 12:48.


17-й километр. Вид в сторону Опарино. Вдали — дрезина с жителями Улы. Время 12:48.

Направляюсь пешком на север.

Встречная дрезина на линии. Время 13:18.

У моста через реку Осиновка в 15:05 встречаю тепловоз ТУ7А-3308, на котором «разбиральщики» едут в Опарино. Немного беседую с ними, уточняю время обратного выезда.

Забытый пассажирский вагон на 31 километре. Время 16:57.


Мост через реку Чурсь. Время 16:59.


Окраина посёлка Ула. «Поселковая ветвь». Время 17:36.


Окраина посёлка Ула. Автомотриса АМ1. Время 17:40.


Посёлок Ула. Плакат из «прошлой жизни». Время 17:53.


Посёлок Ула. Время 17:53.


Посёлок Ула. Здесь тоже проводятся выборы. Время 17:55.

В сумерках возвращаюсь из Улы на магистраль узкоколейной железной дороги. Теперь главная задача — дождаться тепловоза «разбиральщиков», возвращающегося из Опарино в лес.
Стало темно. Напряжённо вслушиваюсь в звуки бескрайнего леса. Но вот становится ясно: тепловоз движется, пока где-то вдали, за много километров.
Подсаживаюсь на стрелке. Около полуночи прибыли к концу пути.

Мост через реку Ула. Он был недавно подожжён и восстановлен во временном варианте.
Вскоре железная дорога здесь будет разобрана. Время 23:48.

Как оказалось, железную дорогу разбирают жители посёлка Авнюга Архангельской области. Работают здесь вахтовым методом по две недели. Добираются от Авнюги до Опарино на автомобиле через Подосиновец.
Снятие рельсов на момент поездки велось на 44-м километре, севернее моста через Улу.

Внутренний вид жилого вагона. 8 сентября, время 7:10.


Крайняя точка пути. Путерасшиватель. Время 7:14.


Платформа с подкладками и костылями в составе поезда «разбиральщиков». Время 7:30.

Добродушные жители Авнюги разместили меня на ночлег в своём вагоне. Утром специально довезли на тепловозе до 32 километра.

Мост через Улу. Время 8:02.


Тепловоз ТУ7А-3308 на мосту через Улу. Время 8:03.


Тепловоз ТУ7А-3308 на мосту через Улу. Время 8:03.


Тепловоз ТУ7А-3308 на 32-м километре. Время 8:41.

Продолжаю осмотр посёлка Ула. Теперь главная задача здесь — дождаться поезда на Опарино.

Посёлок Ула. Прибывает поезд из Опарино. Время 9:08.


Посёлок Ула. Прибывает поезд из Опарино. Время 9:09.

Поезд привёз в Улу хлеб и электромонтёров, которые попытаются вернуть в посёлок свет. Электропитание по неизвестной причине отключилось.
Обесточивание посёлка происходит нередко. Хуже всего — тот факт, что электролиния проложена в посёлок не вдоль узкоколейной железной дороги, а в стороне от неё, по лесной просеке. Чтобы найти место обрыва в лесу, нужно продираться пешком по зарослям, или же нужен вездеход.

Посёлок Ула. Поезд из Опарино прибыл в тупик у магазина. Время 9:15.


Посёлок Ула. Вид с вышки. Только здесь, на высоте, можно «поймать» сигнал мобильной связи. Время 9:21.


Посёлок Ула. Поезд у магазина. Время 9:21.


Посёлок Ула. Вид с вышки. Время 9:21.


Посёлок Ула. Вид с вышки. Время 9:22.


Посёлок Ула. Закрытая школа. Время 9:30.


Посёлок Ула. Закрытая школа. Время 9:31.


Посёлок Ула. Электромонтёр поднимается на столб. Время 9:34.


Посёлок Ула. Поезд в тупике. Время 9:40.


Посёлок Ула. Здесь, в лесной глуши, появились городские птицы — голуби. Время 10:06.


Посёлок Ула. Время 10:14.


Окрестности Улы. Встречная дрезина. Время 11:48.

Вскоре после отправления, вблизи моста через реку Чурсь, электромонтёры пошли в лес, надеясь найти повреждение на ближнем участке электролинии. Не нашли.

31-й километр. Здесь ненадолго вышли электромонтёры. Время 12:00.

Нахожусь на передней площадке тепловоза, фотодокументируя линию.

Входной светофор станции Опарино, пересечение с новой автодорогой Мураши — Котлас. Время 13:44.


Локомотивное депо на станции Опарино. Время 13:54.

Тепловоз вернулся в Опарино за 15 минут до отправления поезда Пинюг — Киров. Между тем, от узкоколейной станции до ширококолейной станции два километра. Напряжённая пробежка с грузом. Успеваю не только на поезд, но и получить билет.

На станцию Опарино широкой колеи прибывает поезд сообщением Пинюг — Киров. Время 14:12.


Перегон Нагибино — Опарино. Ремонт пути. Вид на север. Время 14:25.



Станция Киров. Расписание движения пригородных поездов, где заботливо указаны стыковки при
движении на Нижний Новгород. Это — редчайшее явление. Время 19:29.


Вокзал на станции Киров. Вид из города. Время 19:32.


Привокзальная площадь. Время 19:32.


Ночёвка завершена. Плакат между Кировом и Ломовской. 9 сентября, время 5:56.

Выезд утренним электропоездом Киров — Котельнич II. Затем — Урень, Нижний Новгород.

Станция Урень. Время 11:55.


Станция Урень. Маршрутный указатель на электропоезде — исчезающее явление. Время 11:56.


Мост через Волгу на перегоне Нижний Новгород — Толоконцево. Рядом начинается строительство
отдельного автомобильного моста. Время 14:30.


Мост через Волгу остался позади. Время 14:31.


Жилая застройка района Мещерское Озеро. Время 14:32.



Река Ока, остров Гребневские Пески и метромост. Время 14:53.


Причал полицейских катеров на Оке. Время 14:56.


Спуск к причалу полицейских катеров. Время 14:56.


Окрестности Московского вокзала. Вагон трамвайного маршрута с нестандартным номером 417. Время 15:49.


Торговля у Московского вокзала. Лучшее в мире слово! Время 15:50.

Выезд электропоездом сообщением Нижний Новгород — Ковров.

Маршрутоуказатель электропоезда ЭР9Е-664. Время 15:52.


Электропоезд ЭР9Е-664 сообщением Нижний Новгород — Ковров. Время 15:53.

В электричках той же «волной» двигалась бабка с женщиной (возможно, её внучкой) — инвалид с сопровождающим, обеим бесплатный проезд. Они добирались из Кирова в Москву на пригородных поездах. Бабка была тупой и чуть не вышла на Котельниче I (главная станция), вместо Котельнич II, где пересадка.
Котельнич II — маленькая станция на далёкой окраине города. По проекту, должна стать начальным пунктом линии Котельнич — Яранск. Эта линия необходима «как воздух», она повысила бы связность территории России, сократила бы на сотни километров расстояние от Кирова до Казани и других регионов Поволжья. Вредители на «верхах» власти игнорируют назревшее и необходимое строительство этой линии.
Почти одновременно с моим электропоездом сообщением Нижний Новгород — Ковров отправляется ЭС1 «Ласточка» на Москву. Здесь этот поезд не пригородный, хотя по исполнению состав абсолютно ничем не отличается от пригородных ЭС1 в Сочи и Казани.
Электропоезд на Ковров отправился в 15:55, на несколько минут раньше «Ласточки» с отправлением в 16:02. И почти полчаса пропускал ЭС1 по Ильино. Напоминает целенаправленное издевательство.
Благодаря малому числу остановок и причудам графистов маршрутная скорость на этом участке у старой некомфортной электрички оказалась выше, чем у современного «скоростного» состава. Зачем так делать — не поддаётся никакой логике. Вдобавок к тому, по Ильино стояли у бесплатформенных путей, не открывая двери. Те, кому там надо выходить, тоже должны ждать.

Станция Ильино. После долгой стоянки электропоезд прибыл к платформе. Здесь садится организованная
группа военнослужащих — типичное явление для этого участка. Обычно военнослужащих
возят между Ильино и Федулово (окрестности Коврова). Время 17:16.


Станция Ковров. Проявление крайнего неуважения ОАО «РЖД» к пассажирам. Скорее всего, это обманное объявление
и наглое враньё. Розетки на 380 вольт выглядят иначе, чем на 220 вольт. Время 19:33.

Ковров, Владимир, Москва. Рабочая экспедиция завершена.
11.09.2014 © Автор «Сайта о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу