ID: 3206

УФИМСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

322
Уфимская детская железная дорога находится недалеко от центра города Уфы, в парке имени И. С. Якутова. Развёрнутая протяжённость Уфимской детской железной дороги, по состоянию на 2007 год, составляет 1800 метров.
Уфа - развитый миллионный город, столица Башкортостана - крупнейшей по численности населения национальной республики в составе Российской Федерации.
Решение о создании в Уфе детской железной дороги было принято в те годы, когда Уфа являлась «столицей» Уфимской железной дороги. Дорогу было решено разместить в парке имени И. С. Якутова, расположенном между центром города и железнодорожным вокзалом.
Строительство началось осенью 1952 года и было завершено в кратчайший срок. Первоначально подвижной состав был представлен паровозом 159-649, ранее работавшим на Белорецкой узкоколейной железной дороге, и тремя пассажирскими вагонами открытого типа, сделанными из грузовых вагонов-платформ.
Замкнутая линия узкоколейной железной дороги в плане представляла собой «восьмёрку»: путь пересекался в центральной части парка. Пересечение было глухим (без стрелочных переводов). На станции Юность был построен деревянный вокзал.
Первый сезон работы дороги был открыт 10 мая 1953 года.
В 1958 году была ликвидирована Уфимская железная дорога, став Башкирским отделением Куйбышевской железной дороги.
В 1959 году на Уфимскую детскую железную дорогу поступил тепловоз ТУ2-104. В 1961 году старые «самодельные» вагоны были заменены семью пассажирскими Pafawag, один из старых вагонов был оставлен для путевых работ. Паровоз был порезан.
В 1985-86 годах дорога была перестроена. Её трасса изменилась — исчезло глухое пересечение, линия превратилось в замкнутое кольцо.


Старая трасса Уфимской детской железной дороги (существовавшая до 1986 года) на плане
города Уфы масштаба 1:10 000 (в сантиметре — 100 метров), изданном
Омской картографической фабрикой в 2007 году.

В 1991 году на дорогу поступили пассажирские вагоны ПВ40 производства Демиховского машиностроительного завода.
В 1996-97 годах вокзал на станции Юность был снесён, на его месте было построено кирпичное здание, по своей архитектуре сходное со старым — деревянным.

Тепловоз ТУ2-104 у деревянного здания вокзала станции Юность. 1990-е годы (?). Фотография
была опубликована в журнале «Железнодорожный транспорт» (№5, 1996 год).


Фрагмент материала Н.М. Протасова «Забота о
тружениках магистрали» («Железнодорожный
транспорт», №5, 1996 год).

В 2004 году была открыта станция Приозёрная и новый учебный комплекс, расположенный рядом со станцией. Для отстоя подвижного состава вблизи станции Приозёрная была проложена новая ветвь (ранее подвижной состав отстаивался на станции Юность). Условия хранения подвижного состава на огороженной территории вблизи учебного корпуса значительно лучше, чем на неогороженной территории станции Юность, однако для полноценного функционирования дороги необходимо также строительство локомотивного депо.
Уфимская детская железная дорога производит неоднозначное впечатление. С одной стороны — трудно усомниться в том, что это одна из лучших детских железных дорог: здесь есть большой, капитальный вокзал, пути и сооружения отремонтированы и ухожены, движение очень активное (при нормальной работе железной дороги, в день по ней пропускается 20 поездов).
В то же время, дорога представляет собой короткую (длиной, без учёта тупиков, чуть более полутора километров) кольцевую линию, полностью пролегающую в пределах парка культуры и отдыха имени Якутова. Протяжённость дороги и количество раздельных пунктов оставляют желать лучшего.
Здесь имеются две станции: Юность (вокзал), и Приозёрная (депо). Путевое развитие Уфимской детской железной дороги является минимальным. По состоянию на май 2004 года, на кольце существуют лишь две стрелки — одна из них ведёт на тупиковый путь у вокзала Юность, другая, у станции Приозёрная — на путь отстоя подвижного состава. Вследствие существующей ситуации дороги, нормальное движение поезда возможно только в одном направлении — против часовой стрелки.


Схема Уфимской ДЖД (на основе плана города).

С 1 мая по 30 сентября дорога работает по средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям, а также в праздничные дни. Поезд курсирует с 11:45 до 14:50 и с 16:00 до 19:00. С 15:00 до 16:00 — обеденный перерыв. По пятницам движение — только до 14:50.
Стоимость проезда для взрослых составляет 40 рублей (по курсу на май 2004 г. — 1,2 евро), детский билет — 30 рублей.
Столь высокие расценки меня удивили. Если предположить, что каждый поезд приносит выручку, эквивалентную 100 евро — то, очевидно, ДЖД является прибыльным предприятием. Стоит учесть, что протяжённость железнодорожного пути очень мала — на его ремонт и содержание много средств уходить не может. Равно как и на содержание служебных помещений — их очень мало. Локомотивного депо на Уфимской детской железной дороге нет — подвижной состав круглый год находится под открытым небом.
Понятно, что свои коррективы вносит погода и другие факторы, поэтому пассажиров не всегда бывает много. Но всё же… Возможно, пора пересмотреть традиционное отношение к ДЖД, как к объектам, живущим лишь по милости великодушных «благодетелей» — магистральных железных дорог.
На вокзале Юность, в числе прочего, сообщается: «Время катания по ДЖД составляет 25 минут». Написано именно так, с употреблением слова «катание». На взгляд автора, это является возмутительным. Тем самым подчёркивается несерьёзность дороги. Здесь никто и никогда не должен кататься! Здесь производятся пассажирские перевозки.
Подвижной состав, отстаивавшийся у станции Пионерская, был представлен тепловозом ТУ2-104 и пятью пассажирскими вагонами ПВ40. «Фирменный поезд» детской железной дороги называется «Пионер Башкортостана». Эта надпись присутствует на каждом вагоне.
Почти на всём протяжении железной дороги лежат рельсы столетней давности.
Пример маркировки:

ДЕМИДОВА Н.Т.3. VI М-ЦА 1901 ГОДА СТАЛ К.Ж.Д

Необычным для детских железных дорог объектом является переходной мост над путями станции Юность. Здесь же удалось обнаружить запертый металлический тент, внутри которого, судя по всему, находится путейская тележка или мотодрезина.
________________________________________________


«Переезд №2» — ближайший к восточному входу в парк имени Якутова.
Вид в южном направлении, в сторону станции Юность.
24.05.2004



Кривая к югу от переезда. Впереди находится станция Юность.
На заднем плане — высотное здание банка «Уралсиб»
(одно из самых известных зданий Уфы).
24.05.2004



Станция Юность. Переходной мост.
24.05.2004



Вокзал на станции Юность. Вид с переходного моста.
24.05.2004



Расписание движения пассажирских поездов, вывешенное на здании вокзала станции Юность.
24.05.2004



Расписание движения пассажирских поездов, вывешенное на здании вокзала станции Юность
(увеличенный фрагмент изображения, имеющегося на предыдущем снимке).
24.05.2004



Единственная стрелка у на станции Юность.
24.05.2004



Вид оттуда же в противоположном направлении.
24.05.2004



Впереди — переезд, расположенный у западного входа в парк.
24.05.2004



Участок линии за переездом. Справа — озеро Солдатское.
24.05.2004



Платформа на станции Приозёрная. Впереди — территория учебного корпуса, тепловоз ТУ2-104.
24.05.2004



Вид от платформы станции Приозёрная в противоположном направлении
(«против часовой стрелки»).
24.05.2004



Единственная стрелка на станции Приозёрная.
24.05.2004



Тепловоз ТУ2-104.
24.05.2004



Ворота территории учебного корпуса.
24.05.2004



Основная линия проходит вдоль ограды территории учебного корпуса.
24.05.2004



Она же — немногим далее. Вид «по часовой стрелке».
24.05.2004



Впереди — «переезд №2». Кольцо замкнулось.
24.05.2004


Поездки автора. Впервые побывал в августе 1999 года. Проехать не смог, так как был день с отсутствующим движением. Второй раз в июле 2003 года, то же самое.
Третий раз в мае 2004 года, начало тяжелейшей экспедиции в Казахстан. То же самое.
Впервые проехал 11 августа 2007 года.
3 августа 2009 года. Короткое посещение на завершающем этапе большой трудной экспедиции.
30 августа 2014 года. Посещение в ходе экспедиции Уфа — Опарино. Движение было, поезд вёл тепловоз ТУ10-010. В поезде не ездил.
Станция Юность на тот момент была временно закрыта в связи с реконструкцией. Поезд проследовал её без остановки. Посадка и высадка пассажиров производилась только на Приозёрной.

03.12.2004 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Башкортостана»
на главную страницу