ID: 7105

ПОЕЗДКА НА ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В ТЁСОВО, 2017 ГОД

234
Апрель 2017 года.
Основные задачи экспедиции: посетить военно-историческую реконструкцию на узкоколейной железной дороге, по слухам (надеюсь, безосновательным) — последнюю. Это нетипичное и важное событие в истории узкоколейных железных дорог.
Изучить и зафотодокоментировать железнодорожную линию Мга — Невдубстрой — ГРЭС.

ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ЭТОЙ ЭКСПЕДИЦИИ:
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ПАВЛОВСК — НОВОЛИСИНО — НОВГОРОД
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТЁСОВСКОГО ТРАНСПОРТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ МГА — НЕВДУБСТРОЙ — ГРЭС


Видео:
http://vk.com/video62259261_456239058 «Бой» (реконструкция событий 1942 года) на главной станции узкоколейной железной дороги в Тёсово
http://vk.com/video62259261_456239059 »Бой» (реконструкция событий 1942 года) на главной станции узкоколейной железной дороги в Тёсово
http://vk.com/video62259261_456239060 Электропоезд сообщением Малая Вишера — Бологое прибывает к платформе Иван Родионов

Витебский вокзал Санкт-Петербурга, один из старейших в России, и самое главное — сохранившийся в изначальном виде, удерживающий в удивительно «натуральной» форме дух XIX века. От него начинается старейшая в России железная дорога — Царскосельская, протянувшаяся на 26 километров до станции Павловск. Если быть совсем точным — та станция Павловск, которая являлась конечным пунктом Царскосельской железной дороги, находилась в стороне от ныне действующей.
От станции Павловск, расположенной в пригороде имперской столицы, начинается малодеятельная линия Павловск — Новгород. После станции Новолисино это один из самых глухих участков российской железнодорожной сети, что особенно удивительно смотрится на фоне близости к мегаполису.
Что же будет, если сесть в редкий поезд ДТ1 по прозвищу «дятел» и продержаться три часа в жёстком «корыте»? Поезд новый, но внутреннее устройство вагонов устарело на десятки лет и выглядело бы слишком аскетичным даже в Индии, о которой я знаю не понаслышке.
Возникнет станция Рогавка.
В 120 километрах от Санкт-Петербурга, среди малонаселённых лесов расположен посёлок Тёсово-Нетыльский, в обыденной речи обычно называемый так же, как и станция — Рогавка.
Торфяной посёлок. Много таких было в своё время в Советском Союзе. Рязановка, Керва, Купанское, Керженец, Каринторф, Подозёрский, две Мокеихи, Новая Орша, Заплюсье, Гусевский, Варегово, множество других. Все эти посёлки мной посещены. Все они имели сходство между собой во внешнем облике.
Большинство из таких посёлков полностью утратили торфяную отрасль и «выживают как могут». Живут там в бедности, хотя внешне эти посёлки выглядят, как правило, приятно. Тихие, зелёные, почти без автомобилей, с уютной малоэтажной застройкой в «сталинском» стиле. Существенная часть домов и квартир скуплена городскими жителями в качестве дач. Впрочем, могут попадаться и заброшенные дома.
По внешним признакам жить в этих посёлках намного позитивнее, чем в «мегаполисе». Но все, кто может — уезжают оттуда. Типичное изменение численности населения торфяных посёлков — с 5 тысяч человек в 1991 году до тысячи в наше время.
Есть и другая, меньшая часть посёлков: те, которые торфяную отрасль полностью не потеряли. Хотя и в них всегда приблизительно такое изменение: если в эпоху Советского Союза «на торфе» работали 2 тысячи местных жителей, то теперь — сто.
Рогавка — среди тех посёлков, где добыча торфа, сократившись в десятки раз, сохраняется. И сохраняется одна из последних узкоколейных железных дорог России, чья протяжённость сократилась раз в пятнадцать.
Но теперь Рогавка выделяется не только этим. Место стало по-настоящему уникальным! Узкоколейная железная дорога бывшего Тёсовского транспортного управления, сохраняя свою основную функцию — вывоз торфа, одновременно стала музейно-заповедной.
Протяжённость линии от начала до конца (производственный участок на болоте) — 12 километров, плюс «времянки» на торфомассиве. Приблизительно два километра пролегают в черте посёлка. Главная станция узкой колеи находится почти в трёх километрах от ширококолейной станции Рогавка.
Превращение линии из чисто торфовозной в торфовозно-музейную — заслуга «фанатов», изначально — юных железнодорожников из Санкт-Петербурга, которые проделывают огромную работу в свободное от остальной деятельности время. И не меньшая заслуга позитивного руководителя торфяной организации, который позволил энтузиастам-железнодорожникам использовать свою собственность.
На мой вгляд, такая ситуация — одновременно и вывоз торфа, и музейное использование — является идеальной. Несравнимо лучше, чем когда только музейно-прогулочное использование!
Плохо то, что вывоз торфа «висит на волоске». Есть угроза ужасного сценария — прекращение вывоза торфа и разборка большей части узкоколейной железной дороги, как минимум 10 из 12 километров. У энтузиастов-железнодорожников на данный момент нет денег на то, чтобы выкупить все 12 километров. Сумма очень крупная, и своими силами они едва ли смогут её собрать.
Приблизительно три года назад, к большому удивлению, делом тёсовских энтузиастов заинтересовалось ОАО «РЖД» в лице руководителя Октябрьской железной дороги Олега Валинского. «Тёсовцам» был подарен тепловоз ТУ2-155. Мощный, серьёзный локомотив, редкость для торфовозных узкоколейных железных дорог.
Именно здесь тепловозы ТУ2 никогда не работали. И в целом для торфовозных узкоколейных железных дорог они были нетипичным явлением, хотя и имелись когда-то в Каринторфе.
От представителей ОАО «РЖД» звучало предложение создать здесь филиал детской железной дороги. Это было бы идеальной гарантией сохранения дороги на будущее и поддержки её в хорошем состоянии. Но ясно, что это заведомо нереально. Рогавка — это «глухомань», маленький посёлок, расположенный на удалении отовсюду.
До Великого Новгорода намного ближе, чем до Санкт-Петербурга, но сообщение — «хуже некуда», и регулярные поездки невозможны. Поезд на участке Рогавка — Новгород в ходу три раза в неделю!
Второе, не менее важное изменение последних лет — станцию узкоколейной железной дороги избрали площадкой для проведения военной реконструкции событий 1942 года. В этих местах проходили тяжелейшие бои, когда наша 2-я Ударная армия пыталась прорвать блокаду Ленинграда, но попала в окружение и после многомесячных боёв была почти уничтожена.
Узкая колея в Тёсове идеально подходит для реконструкции событий времён войны. Так как и сама узкоколейная железная дорога — объект, пришедший из прошлого, «отсылающий» в то время.
Военная реконструкция проводится в Рогавке уже как минимум пять лет в начале апреля. Есть слухи, что нынешний, 2017 год — последний.

Тверь. Вокзал 1991 года постройки — хороший вокзал в хорошем городе!

В Твери — распечатка билета дальнего следования на новом вокзале, доступ в Сеть на нетбуке через канал Rzd.

Расписание движения поездов дальнего следования по станции Тверь. Единственный
областной центр и крупный город со стоянкой поездов 1-2 минуты.
Обычно такое бывает только на мелких станциях.


Получение билета в автомате. В поезде допускается возможность проезда и без билета,
только по паспорту, от чего я с возмущением отказался.


Билет, распечатанный в Твери.


Оформление нового вокзала Твери.


Вид от вокзала в сторону города.


Тверь. Храм Александра Невского, стоявший у вокзала до 1930-х годов, затем
разрушенный большевиками и восстановленный недавно.


Тверской трамвай. Остановка «Железнодорожный вокзал». Вагон следует в сторону конечной станции «Автовокзал».

Быстрым шагом в ближайший магазин «Дикси». Фотографирую два трамвайных вагона. Тверской трамвай сокращён варварскими властями до минимума. Остался только один полноценный маршрут — №5.

«Бологовские тупики». Мой электропоезд — «правый».

Электропоезд Тверь — Бологое, 15:04 — 18:27. Состав ЭТ2М-043. Это дурной сегмент маршрута с некомфортным поездом. На начальном участке — толпа гадов-безбилетников. За пределами московской пригородной зоны мало где такое есть. Но участок Тверь — Бологое (и, в особенности, Тверь — Лихославль) является исключением.

Участок Тверь — Лихославль. Все, кто стоят — это безбилетники, пытающиеся
убежать от контролёров. Как такое может существовать?!

По станции Вышний Волочёк пропуск поезда ЭВС1 «Сапсан» и служебной мотрисы, предположительно начальника Октябрьской железной дороги. К сожалению, им уже не является Олег Валинский, помогавший «узкоколейщикам» в Рогавке.

Станция Бологое. Электропоезд ЭС1-009 (поезд дальнего следования Бологое — Санкт-Петербург).

Бологое. Поезд ЭС1-009 сообщением Бологое — Санкт-Петербург стоит у той же высокой платформы, где и прибывший ЭТ2М-043. Никуда переходить не надо, не считая нескольких шагов. Мне в нём предстоит ехать до Малой Вишеры, то есть половину маршрута. Отправление в 18:38, прибытие 19:56.
По исполнению состав абсолютно такой же, как пригородный ЭС1 Москва — Тверь. Но только проводник на входе проверяет билеты.
Это поезд дальнего следования, но набор остановок нетипичный для поездов дальнего следования: Березайка, Угловка, Окуловка, Малая Вишера, Чудово, Любань, Тосно, Колпино, Обухово. Я непреклонно убеждён, что этот поезд нужно переводить в категорию пригородных.
Где брать билет дальнего следования в Березайке, в которой никакой билетной кассы скорее всего давно нет? И добавить бы ещё остановки по Лыкошино, Боровёнке и Мстинскому Мосту — этот участок сейчас имеет очень проблемное сообщение.
Понимаю, что для железной дороги статус поезда дальнего следования удобнее, так как билеты покупаются заранее. Для пассажиров это плохо, для перевозчика — хорошо. Вероятно, есть и другие причины.

Станция Бологое.


Станция Бологое. Вид из электропоезда ЭС1-009.

Максимальная скорость поезда — 155 км/час, причём большую часть времени держалась именно такая скорость. У ЭС1 и ЭС2Г Москва — Тверь максимальная скорость 140 км/час. Интересно, почему так? Это не может быть связано с ограничением на участке — естественно, поезда ЭВС1/ЭВС2 «Сапсан» на участке Москва — Тверь имеют значительно большую скорость.
Центральный участок Петербурго-Московской железной дороги является самым холодным. Вблизи Санкт-Петербурга климат смягчён морем, в районе Москвы ощущается продвижение на юг, а в центре — зима наиболее долгая. Вокруг много снега и озёра подо льдом.
По станции Окуловка были не только входящие, но и выходящие пассажиры. Несмотря на высокую стоимость билета дальнего следования при поездке на короткое расстояние. Да и от Бологое до Малой Вишеры получилось почти 3 рубля за километр, немало.

Поездка в электропоезде ЭС1-009.


Поездка в электропоезде ЭС1-009.


Вечерняя станция Малая Вишера. Три четверти пути от Москвы до Санкт-Петербурга.


Электропоезд прибыл на Сортировочную, время 7:22. Начинается напряжённый марш-бросок с грузом.

Платформа Сортировочная, станция Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. Решающий момент. Бег по городу, удивляя редких прохожих, которые это время представлены в основном дворниками-гастарбайтерами.
Замечательно, что маршрут пешего движения от Сортировочной до Проспекта Славы прямой и комфортный. Это Южное шоссе и Альпийский переулок, на них почти нет автомобильного движения. Никаких поворотов вбок, заблудиться невозможно.
С левой стороны Южного шоссе строятся многоэтажные «монстры». Одна из позорных примет России — строительство жутких построек для жилья высотой двадцать этажей и больше. Находятся «страннюки» и мазохисты, которые покупают там квартиры, и дельцы «делают деньги».
Россия — передовая страна, но именно этим отличается от других цивилизованных стран. Нормальный человек в США, например, в таком жить не будет. Подобные дома там в своё время строило государство в качестве «социального жилья» для бедняков, потом убедилось в порочности этого и постепенно сносит их. Когда же наконец в России будет общефедеральный закон о запрете жилых построек выше пяти этажей (или хотя бы выше пяти этажей в малых и средних городах, выше десяти этажей в крупнейших городах)? А это всё хорошо бы снести, хотя и жалко напрасно потраченного бетона, сил и денег.
Пересекаю Будапештскую улицу у стройплощадки станции метро «Проспект Славы». Ускоряю движение с режима спортивной ходьбы на режим бега.

Южное шоссе. Справа — нормальное жильё, слева — ужасные монстры, факт появления которых является дикостью.


Южное шоссе. Когда-то это был посёлок 4-го кирпичного завода. К сожалению, эти дома
под угрозой сноса и замены «монстрами».


Трамвайные пути, проложенные в обход стройплощадки станции метро «Дунайская». Вид в южном направлении.


В ходе марш-броска. Хорошее название! С учётом местопребывания считанные дни назад.


Мост через Витебский канал. Цель почти достигнута.


Переход под путями исторической Царскосельской железной дороги, действующей с 1837 года. Снова хорошее название!

В 7:52 я у касс на Проспекте Славы. Успеваю купить билет и попасть на платформу легально. Звуковое объявление: «На первый путь прибывает электропоезд сообщением Санкт-Петербург — Новгород». Четырёхвагонный ДТ1-003, с «северной» стороны кабина ДТ1-002. Заполненность небольшая.

Платформа Проспект Славы. Я успел! При том, что две минуты потрачено на входные билетные процедуры.


Платформа Проспект Славы. Прибывает поезд ДТ1-003/ДТ1-002 на Новгород через Рогавку.

Вскоре поезд вступит на железнодорожную линию Новолисино — Новгород. Эта однопутная неэлектрифицированная линия до недавнего времени местами выглядела как «затерянный» подъездной путь.
Поезда здесь ходят в среднем десять раз в неделю в каждую сторону на «оживлённом» участке Новолисино — Рогавка. И это ещё неплохо. Пару лет назад движение было едва ли не по трём дням в неделю.
На участке Рогавка — Новгород в ходу три пары поездов в неделю. Опять же «неплохо», была одна пара в неделю.
На некоторое время железная дорога Новолисино — Новгород закрывалась для ремонта и движение отменялось полностью. После реконструкции скорость повысилась, но железная дорога остаётся медленной и глухой.
Здесь нет никакого движения, кроме пригородных поездов Санкт-Петербург — Новгород (вариации: Новгород — Новолисино, Санкт-Петербург — Рогавка). Все поезда представлены четырёхвагонными составами ДТ1. Это «гибридные» поезда, работающие как от контактной сети, так и от дизельного двигателя. Внутри ничем не отличаются от электропоездов серии ЭТ2, для пассажиров столь же некомфортны.
Всё грузовое движение на Новгород происходит по другой линии, через Чудово. Почти все пассажиры, следующие из Санкт-Петербурга в Великий Новгород и обратно, едут также через Чудово.

Станция Радофинниково. Здесь действовала Дубовицкая узкоколейная железная дорога.
Осмотренный в 2000 году путепровод (точнее, насыпи к нему) срыли.


Дома у станции Радофинниково.


«Глухоманная» линия Павловск — Новолисино — Новгород, платформа 101 км. Дачные бабки — как 30 лет назад,
но только в то время их было на порядок больше.



Платформа 101 километр. Буйная фантазия советских руководителей Ленинграда в своё время «сослала»
городских жителей в глухую тайгу и непролазные болота, где, в сложнейшей для освоения местности,
был создан массив из тысяч садовых участков. Раньше на этой платформе
была «самопальная» табличка ЧУДОСВЕТОВО.


Поезд прибыл на станцию Рогавка. Здесь все четыре вагона едва ли не полностью опустели.


Поезд на станции Рогавка. С «северной» стороны это ДТ1-002.


Вокзал на станции Рогавка. Реконструкторы в головных уборах, известных как «будёновка». Есть мнение,
что это неправильно — якобы, в период Великой Отечественной войны «будёновок» в Красной Армии
не было. На самом деле встречались по меньшей мере до 1943 года.


Рогавка. «Красноармейцы» двигаются к узкоколейному поезду.


Движение по улице посёлка к тупику узкой колеи. Дальше будет подвоз на узкоколейном поезде.

Посёлок Тёсово-Нетыльский (Рогавка). Как и в остальных подобных посёлках, преобладающая застройка — капитальные
«сталинские» дома начала 1950-х годов, с высокими потолками в квартирах и стенами более чем метровой толщины.
Они несравнимо комфортнее более поздних квартир-«клетушек», где до потолка можно достать рукой.



Посадка в узкоколейный поезд. Проедем меньше двух километров.


Тепловоз ТУ4-2630, доставленный из Ранцево. Он куплен и отреставрирован «тёсовской группой» на собственные средства.


Тепловоз ТУ4-2630.


Спецпоезд с тепловозом-автомотрисой ТУ6П-0050.


Движение в поезде.


Прибыли на главную станцию.

Среди прибывших на мероприятие оказался Андрей Селезов, политбеженец из Киева, известный блогер (http://flackelf.livejournal.com). Уже три года он в Санкт-Петербурге. К сожалению, неопределённо долгое время он не сможет вернуться в родной и тёплый Киев даже «в гости».
Военно-исторический фестиваль — мероприятие с большим размахом. Сотни человек в советской и немецкой военной форме, выполненной с потрясающей натуралистичностью. Самое настоящее оружие с самыми настоящими патронами, только холостыми.
На мой взгляд, военная реконструкция сама по себе правильное дело — сохраняет историю Родины и пропагандирует интерес к ней. И вдвойне правильное, когда она проводится на узкоколейной железной дороге!
Ведь тем самым широкие массы узнают о существовании узкоколейных железных дорог как таковых. В ином случае — не узнали бы! Никогда бы не оказались в тех редких и малопосещаемых местах России, где узкоколейные железные дороги сохранились.
Вначале — объявление благодарности «узкоколейщикам» Алексею Помигуеву, Сергею Харебову и другим, которые собственными силами, без всякой материальной выгоды, затрачивая месяцы и годы жизни, проделали огромную работу по превращению узкой колеи из утилитарного средства транспорта торфа в одну из главных достопримечательностей региона. Частично благодаря им проведение реконструкции стало возможно именно здесь. Сюда были привезены из других мест образцы подвижного состава, близкие к военному времени.
Один из деятелей железнодорожного и реконструкторского движения, Павел Желтов, недавно лично пообщался с В. В. Путиным!. И, среди прочего, предложил ему побывать здесь.
Путина, конечно, тут не было, но присутствовал недавно назначенный губернатор Новгородской области Андрей Никитин. Знает о существовании этого места и этого объекта — уже хорошо.
Общаюсь с известными блогерами Сергеем Сигачёвым (Periskop.livejounal.com) и Андреем Селезовым (Flackelf.livejounal.com), встречавшимися со мной в 2015 году. Сигачёв, как известная и «медийная» личность, имеет официальную аккредитацию.
Сигачёв выпускает свою первую книгу о путешествии в железнодорожный Китай. Обязательно приобрету её, какой бы ни была цена.
Много часов длится «подготовительная» часть, во время которой звучат песни времён войны. Не только в записи, но и в живом исполнении. Торговля сувенирами и едой. Но можно получить также бесплатную кашу и чай из полевой кухни.
«Красноармейцы» и «фашисты» вначале мирно сидят рядом у костров, готовят оружие и технику к «бою». «Немцы» удивительно вошли в роль. Настолько, что выглядит странной русская речь от них.
Нацистскую военную форму не спутать ни с чем другим, она определяема «за километр». При таком разнообразии всевозможных армий и военных мундиров в мировой истории! Есть в ней какая-то негативная энергетика — настолько, что, на мой взгляд, её опознает даже тот, кто не видел не то что самой войны, но даже фильмов о войне и фотографий того времени.
Хотя и был нашумевший случай, когда в Алапаевске (том самом, где длиннейшая узкоколейная железная дорога) какой-то идиот разместил на плакатах ко Дню Победы нацистских солдат, якобы не отличив их от советских.
«Бой» начался в 15:00. Сценарий: сначала «наши» отбивают у «немцев» железнодорожную станцию. Но «немцы» подтягивают новые силы и внезапно атакуют с двух сторон. «Наши» организуют эвакуацию мирного населения и раненых на платформе, которую толкают руками, так как локомотивы разбиты.
Роль «гражданских» исполняли очень натуралистично выглядящие «бабки» с заплечными брезентовыми котомками. Похоже, некоторые из них и в самом деле бабки, если только не применён грим на лице.
Немцы овладевают станцией, но красноармейцы снова идут в атаку. В итоге станция остаётся за нами.
Был ли хоть один реальный участник тех событий? Не в курсе, но текущая дата на календаре оставляет мало шансов на это. Хотя официально считалось, что на 100-летии Бородинской битвы (1912 год) присутствовали два её участника, но достоверность не подтверждена.
Для зрителей это — праздник, всё тут увлекательно, красиво и безопасно. Но насколько же ужасно это было в реальности 75 лет назад. И больше всего впечатляет, как низко тогда ценилась жизнь, с какой лёгкостью шли на верную смерть с обеих сторон.
У «немецкой» бронемашины при движении через пути разорвалась гусеница. Все были уверены, что так и должно быть по сценарию, а оказалось — нет. Проблему устраняли много часов после завершения мероприятия.
Общаюсь с Сергеем Харебовым в кабине «его» тепловоза ТУ4-2630. Тепловоз известен мне по его «прошлой жизни» в Ранцево, где узкоколейная железная дорога полностью разгромлена.
В течение короткого времени рядом был и Леонид Москалёв, известный собиратель истории железных дорог, автор одной из старых и авторитетных книг по этой теме — «Наши узкоколейные паровозы».

Железнодорожный транспортёр с боевой техникой времён Великой Отечественной войны.


Мероприятие на главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский (Рогавка).
Подготовка к «бою».


Подготовка к «бою».


Мероприятие на главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский (Рогавка).


Имитация газеты подразделения «Elch» («Лось») нацистской армии. Текст на русском языке.


«Немецкий полевой лагерь».


Мероприятие на главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский (Рогавка).


Мероприятие на главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский (Рогавка).


«Немецкая» бронемашина.


Мероприятие на главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский (Рогавка).
Тепловозы ТУ2-155 и ТУ4-2630.


Тепловоз ТУ2-155, удивительно выглядящий в таком месте. Построен около 1958 года в Калуге. До 2016 года был
на Малой Горьковской детской железной дороге, затем затем прошёл капитальный ремонт в Калуге, 27 октября
2016 года доставлен в Рогавку. Есть мнение, что номер сфальсифицирован, на самом деле это ТУ2-086.


Тепловоз ТУ2-155.


Тепловоз ТУ2-155 и тепловоз-автомотриса ТУ6П-0050.


Тепловоз ТУ2-155.


Мероприятие на главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский (Рогавка).


Мероприятие на главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский (Рогавка).


Мероприятие на главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский (Рогавка).


Мероприятие на главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский (Рогавка).


Светофор на главной станции, оставшийся из далёких времён
активной работы Тёсовского транспортного управления.


Главная станция. Редкие вагоны, доставленные издалека и ждущие восстановления.


Главная станция. Тепловоз ТУ6А-2446. Построен в 1982 году, изначально был именно здесь,
с 2006 года по 2015 год был в селе Серёдка Псковской области.


Главная станция. Железнодорожники показывают всем желающим работу путеукладчика.


Работа путеукладчика.


В кабине тепловоза ТУ4-2630.


Вид из кабины тепловоза ТУ4-2630.


Мероприятие на главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский (Рогавка).


Грузовой вагон, реконструированный под эпоху Великой Отечественной войны.


Автомобиль времён Великой Отечественной войны.


Мероприятие на главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский (Рогавка).


Мероприятие на главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский (Рогавка).


«Бронедрезина».


«Немцы» и «немецкое кладбище».


Мероприятие на главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский (Рогавка).


Табличка, рассказывающая об истории тепловоза ТУ2-155.


Мероприятие на главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский (Рогавка).


Мероприятие на главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский (Рогавка).
«Фронтовой концерт».


Герб СССР, буквы и цифры с номером на тепловозе ТУ4-2630.


Мероприятие на главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский (Рогавка).


Мероприятие на главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский (Рогавка). Начинается «бой».


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» на главной станции узкоколейной железной дороги.


«Бой» завершился без потерь, не считая лопнувшей гусеницы у «немецкой» бронемашины.


Полевой ремонт гусеницы «немецкой» бронемашины.


Прогулочная езда на лёгких дрезинах в пределах станции.



Дрезина ПД1, восстановленная до почти идеального состояния силами «Тёсовской группы».



На главной станции. Здесь можно купить сувениры, связанные с железной дорогой.



Главная станция. Вид из кабины тепловоза ТУ4-2630.



«Фронтовая» газета в кабине тепловоза ТУ4-2630.



Мероприятие закончилось, посетители начинают разъезжаться. Подавляющее большинство — на автомобилях.



«Бой» отгремел, станция пустеет. Вид из кабины тепловоза ТУ4-2630.



На главной станции.



На главной станции.



Главная станция, являвшаяся местом «боя». Вид на север.



Движение по улице посёлка к станции Рогавка.



Станция Рогавка. Вид со стороны Новгорода.

На станции Рогавка стоит под посадкой дизель-поезд. Это тот же самый ДТ1-002 и ДТ1-003 одновременно, что утром ушёл в Новгород, но его маршрут сейчас выглядит как Рогавка — Санкт-Петербург.
Поезд вернулся из Новгорода в Новолисино, а из Новолисино в Рогавку. Сегодня — редкий день, когда больше одной пары поездов на этой глухоманной линии. Правда, до 2009 года было пять пар ежедневно, но то время «утекло».
Часть пассажиров — «красноармейцы», которые вплоть до возвращения домой не расстанутся с исторической военной формой. В вагоне звучат песни под гитару.
Не лучшее время для посещения Санкт-Петербурга, ибо 3 апреля произошёл взрыв в метро, город в напряжении. Редкий случай, когда я побывал в городе, но не побывал в метро. Нечего там делать с рюкзаком.

Витебский вокзал по атмосфере — уцелевший уголок XIX века! Даже несмотря на появившиеся железобетонные шпалы
и электрификацию (к счастью, только западных путей).



Лиговский проспект. Здесь спятившие варвары уничтожили трамвайную линию. Когда наконец будет восстановление?

Пешком от Витебского вокзала до Московского вокзала.

Вокзал на платформе Фарфоровская.



Обухово.



Узловая станция Мга.



Электропоезд прибыл на станцию Невдубстрой. Это тупиковая ветвь Мга — Невдубстрой — ГРЭС,
с чудом сохранившимся пассажирским движением на большей её части. Впереди меня —
все пассажиры, которые сюда приехали.



Павильон на станции Невдубстрой, которая определяется как главная станция города Кировск.
Вокзала здесь нет и никогда не было.

Работа с тупиковой малодеятельной железнодорожной линией Мга — Невдубстрой. Где я в 2000 году проехал не только до Невдубстроя, но и дальше — до ГРЭС. В то время курсировал ведомственный пассажирский поезд Невдубстрой — ГРЭС. Линия упомянута в книге «Живые Рельсы». Но, стыд и позор, фотографий до этого момента не было.
Железнодорожная линия построена в 1930-е годы вместе с ГРЭС (тепловой электростанцией) №8. Невдубстрой — «Невско-Дубровское строительство». Так изначально называлась стройплощадка ГРЭС — по деревне (ныне посёлку) Невская Дубровка. Хотя Невская Дубровка находится на противоположном берегу большой реки Невы в пяти километрах ниже по течению и транспортно не связана с этим местом.
С 1953 года посёлок Невдубстрой стал городом Кировском, вторым по счёту после хибинского. С.М. Киров здесь бывал в период строительства ГРЭС №8. Станция, как часто бывает, сохранила изначальное название.
Когда-то на линии Мга — Невдубстрой была промежуточная станция с путевым развитием — Грибное. До Великой Отечественной войны она была начальным пунктом линии Грибное — Синявино. В этих местах были наиболее тяжёлые и длительные бои. Линия не восстановлена, как и село Синявино.
Станция Невдубстрой находится в трёх километрах от города Кировска, причём сообщение с ним «никакое»: пешком либо по путям, либо по обочине оживлённой автодороги. Приблизительно до 2002 года курсировал ведомственный пассажирский поезд по маршуту Невдубстрой — ГРЭС (город Кировск). Поезд был согласован с электропоездами на Мгу и из Мги. Представлял собой тепловоз (возможно, ТГМ4) с одним вагоном электропоезда. В просторечии именовался «подкидыш».
Поезд Невдубстрой — ГРЭС отменён, но движение электропоездов Мга — Невдубстрой сохранилось. В большинстве случаев это прямые маршруты из Дачи Долгорукова (Санкт-Петербург-Ладожский) до Невдубстроя и со станции Невдубстрой на Дачу Долгорукова со сменой направления движения по Мге. На мой взгляд, плохо, что от Ладожского вокзала, а не от Московского.
Движение электропоездов предназначено почти исключительно для обслуживания промежуточных пунктов: 4 км, 6 км, Грибное, 11 км. Пассажиропоток почти полностью состоит из дачников, и зимой, вероятно, является почти нулевым. До станции Невдубстрой, кроме меня, доехали два пассажира.

Ведомственные пути к северу от станции Невдубстрой.



Ведомственные пути к северу от станции Невдубстрой. Платформа, являвшаяся единственной промежуточной остановкой
на маршруте поезда Невдубстрой — ГРЭС, существовавшем ориентировочно до 2002 года.



Кировская ГРЭС №8, ныне Дубровская ТЭЦ.



Неиспользуемые пути, ведущие непосредственно на территорию Дубровской ТЭЦ.



Впереди — Дубровская ТЭЦ.



Дубровская ТЭЦ. К ней по высоким насыпям подведены два железнодорожных пути,
по которым когда-то следовали составы с торфом.



Светофор у Дубровской ТЭЦ.



Платформа на станции ГРЭС, от которой когда-то отправлялся пассажирский поезд ГРЭС — Невдубстрой.


Ведомственный тепловоз ТГМ4-2858 у депо севернее станции Невдубстрой.


Электропоезд ЭТ2М-090 на станции Невдубстрой.


Станция Невдубстрой. Вид со стороны Мги.


Электропоезд ЭТ2М-090, следующий из Невдубстроя на Мгу, прибывает к платформе 11 км.

Около часа на осмотр города Мга.

Мга.

Ленинградская область начисто лишена блеска и роскоши Московской области. В отличие от Московской области, это обычный провинциальный регион. Не перестаю удивляться: Мга — вроде бы пригород мегаполиса. А по внешним признакам никак не понять, где я. Запросто «сошла» бы за Коношу Архангельской области!
Сюда даже сетевые магазины «Магнит» и «Пятёрочка» не пришли, что для европейской части России большая редкость.

Мга. Памятник Ленину.

Мга имела народную расшифровку «Мария Григорьевна Апраксина». Это вымысел, хотя соседняя станция и в самом деле названа в честь графа Апраксина, владевшего этими землями на момент строительства железной дороги.

Здание поликлиники — в заброшенном состоянии. В табличке упомянуто Министерство здравоохранения РСФСР.


Мга. Магазин сети «Нетто». Это региональная сеть в Санкт-Петербурге и Ленинградской области,
имеет долгую историю — с 1999 года.


Станция Мга. Вид на восток.



Станция Мга. В нечётном направлении (на запад) следует грузовой поезд.


Станция Мга. Прибывает электропоезд ЭТ2М-127 на Санкт-Петербург.


Платформа Фарфоровская.


Окрестности платформы Фарфоровская. Хорошее название с учётом места, где я был почти вчера!


Платформа Фарфоровская. Вскоре прибудет электропоезд на Малую Вишеру.


Платформа Фарфоровская. Электровоз ЧС7-009 ведёт поезд дальнего следования в сторону Москвы.


В электропоезде Санкт-Петербург — Малая Вишера был необоснованный «наезд» контролёров,
по какому поводу — не помню. Я их сфотографировал.


У моста через Волхов.


Поезд прибыл на конечную станцию Малая Вишера, причём не к «северной» платформе, а к «транзитной».
Часть пассажиров выходит в город неправильно, спрыгивая с платформы
и переходя пути в неустановленном месте.


Станция Малая Вишера. Здесь, в отличие от соседней Окуловки, сохранился вокзал 1851 года постройки.


Малая Вишера. Сохранившееся здание из деповского комплекса XIX века постройки и глухое пересечение путей.


Малая Вишера, Набережная улица.


Электропоезд Малая Вишера — Бологое 5:18 — 8:36. Не дешевле поездов дальнего следования - но мне нравится! Даже несмотря на некомфортность.

Безбилетников в электропоезде Малая Вишера — Бологое контролёры заставляют ходить
из конца в конец состава, но не высаживают.


У станции Березайка, Тверская область.


Бологое. Электропоезд ЭТ2М-134 прибыл из Малой Вишеры.


Бологое. Резко обрезанное по сравнению с лучшими временами расписание движения пригородных поездов.
Разгильдяи убрали из расписания поезд на Старую Руссу, хотя фактически поезд в ходу.


Мемориальная доска у станции Бологое.


Бологое. С недавнего времени тут два паровоза-памятника и самолёт-памятник.

Бологое. На вокзале прибавилось заборов и закрытых дверей, но вход в вокзал пока без «сканера», только с «рамками».

Между Любинкой и Спирово. На склоне с давних времён — слова «СЛАВА ГЕРОЯМ» и памятник.

9:42 — 14:03 электропоезд Бологое — Тверь. Стоянка 28 минут по Осеченке. От Осеченки вплоть до Твери движение по неправильному пути с черепашьей скоростью.

Лихославль, здание школы №7. Построено в 1905-1907 годах, изначально было
железнодорожным училищем, принадлежало железной дороге.


Электропоезд ЭТ2М-061 из Бологое прибыл на станцию Тверь.


Станция Тверь. Тепловоз ТЭМ18Д-133.


Внутренний вид старого здания вокзала на станции Тверь.


Электронное табло в старом здании вокзала на станции Тверь.

Электропоезд Тверь — Москва отправлением в 15:05.

13.04.2017 © Автор «Сайта о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу