ID: 7213

«ОСТРОВНЫЕ» ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫЕ УЧАСТКИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

478
На территории России и других стран бывшего СССР находится крупнейшая в мире единая сеть электрифицированных железных дорог.
Существуют также отдельные электрифицированные участки, не связанные с ней.
В данном материале приведены краткие сведения о наличии таких участков. В основном, отображены автономные сети, действующие в настоящее время. Историческая информация о сетях, которые в настоящий момент не являются автономными, приводится лишь в нескольких случаях, в виде исключения.
Системы электрифицированных подъездных путей (главным образом, карьерных), которые территориально близки к электрифицированным линиям бывшего МПС, но в которых контактная сеть изолирована от них (как правило — по причине различия параметров тока) здесь пока отображаться не будут. Учитывается не только электрическая, но и географическая изолированность.
Специфическим и малоизвестным видом электрифицированных «промышленных» железных дорог являются пути, предназначенные для работы электротолкателей. В отличие от электровоза, электротолкатель работает без машиниста, управление его движением производится со стационарного поста. Во многих случаях электротолкатели представляют собой переделанные электровозы или тепловозы.
Электротолкатели применяются на маневровой работе (как правило, на путях шахт и других горнодобывающих предприятий). С достоверностью известно о наличии электротолкателей в Криворожском железорудном бассейне и Печорском угольном бассейне.
В части ведомственных линий список в своём нынешнем виде не является полным. Линии, на которых используются электротолкатели, как правило, не отображены.
Электрифицированные линии трамвая, любых узкоколейных железных дорог и железных дорог Норильского промышленного района в данном списке также не отображаются.
Линии бывшего МПС

Бобрик-Донской — Новомосковская I — Урванка — Маклец с ветвями Урванка — Московская и Урванка — Анилиновая. Тульская область.
Электрифицирована на постоянном токе. Используется для движения пригородных электропоездов.



Комсомольск-Мурманский — Мурманск — Кандалакша — Беломорск и далее на юг. Мурманская область, Республика Карелия.
Движение электроподвижного состава на участке Мурманск — Кандалакша открыто в 1934 году. До станции Лоухи линия электрифицировалась на постоянном токе, далее — на переменном.
В 2001 году все линии севернее станции Лоухи были переведены на переменный ток.
Комментарий:
Электрификации на участке Мурманск — Комсомольск-Мурманский уже нет. Контактная сеть висит на протяжении полутора-двух километров к северу от станции Мурманск, чтобы удобнее было с севера на ПТО пасс. электровозы загонять. Дальше снята.

В конце 2003 года, с завершением электрификации участка Сумский Посад — Маленьга, было осуществлено соединение линий с основной электрифицированной сетью.



Владивосток — Уссурийск, Угольная — Находка и другие линии. Приморский край.
Электрификация линий на переменном токе произведена в 1964 году. Севернее станции Уссурийск работы по электрификации начались лишь в 1990-х годах. В конце 2002 года Владивосток был соединён с основной электрифицированной сетью страны.



Новгород — Вяжище, Новгородская область.
Электрификация на постоянном токе участка Новгород — Вяжище была произведена в 1980-х годах. Протяжённость участка — 12 километров.
По информации от П. Дунаева (автора сайта http://perecheek.narod.ru), тяговая подстанция на станции Предузловая-Павловская была введена в эксплатацию в 1990 году. Дата начала движения электропоездов не выяснена.
Вблизи станции Вяжище находится крупное промышленное предприятие — производственное объединение «Азот». Для организации удобного сообщения между городом и предприятием было решено пустить по маршруту Новгород — Вяжище электропоезда. Было построено новое депо, высокие платформы на станциях и остановочных пунктах.
Информация от П. Дунаева: электродепо как такового не было. У пятой секции здания локомотивного депо Новгород была сооружена длинная пристройка (на две канавы), чтобы не расцеплять составы электропоездов при осморах и ремонтах. Строительство этой пристройки было завершено лишь к декабрю 1994 года.
Изначально предполагалось, что электропоезда будут курсировать не только от станции Новгород до станции Вяжище, но и в противоположном направлении — от станции Новгород до посёлка Панковка, по подъездному пути, представляющему собой начальный участок разобранной железнодорожной линии Новгород — Старая Русса. На этом участке началась установка опор контактной сети. Затем от первоначальных планов отказались.
Электрифицированный участок недолго оставался изолированным. В декабре 1991 года было открыто движение на электрической тяге по линии Чудово — Новгород (вначале — только движение электропоездов, через несколько лет и грузовых поездов).
Электропоезда по маршруту Новгород — Вяжище курсировали приблизительно до 1993 года. Их движение было прекращено по причине убыточности и низкого пассажиропотока.



Чернигов — Янов. Украина, Черниговская и Киевская области, Беларусь, Гомельская область.
Электрификация участка на переменном токе произведена в 1986—87 годах.
История его появления такова: после аварии на Чернобыльской АЭС для проживания обслуживающего персонала АЭС был построен новый город Славутич. Город находится на удалении от АЭС, за пределами территории, подвергшейся наибольшему радиационному загрязнению. Для обеспечения транспортного сообщения между городом Славутич и Чернобыльской АЭС (станции Янов и Семиходы) было решено организовать движение электропоездов. Кроме того, электропоезда стали курсировать на участке Славутич — Чернигов, где находится депо.
В первые годы работы электрифицированной линии на ней функционировала станция Пересадочная. Участок Пересадочная — Семиходы находился в зоне значительного радиационного загрязнения, на нём работали «грязные» электропоезда, не допускавшиеся в относительно «чистую» местность (на участок Пересадочная — Чернигов). Пассажиры, следовавшие из города Славутич на Чернобыльскую АЭС, переходили из одного электропоезда в другой. Позднее такой порядок был отменён, электропоезда стали следовать от станции Славутич напрямую до станции Семиходы.
В 1999 году, с завершением электрификации линии Чернигов — Нежин, участок перестал быть автономным.



Гродно — Брузги — госграница. Беларусь, Гродненская область.
Линия имеет ширину колеи 1435 миллиметров, используется для движения электропоездов в сообщении Kuznica-Bialostocka — Гродно. Имеет связь с основной электрифицированной сетью, но лишь по зарубежной территории (через Варшавский узел на Брест).



Таллин — Аэгвийду, Таллин — Кейла — Рийзипере, Кейла — Палдиски, Клоогаранна.
Все участки электрифицированы на постоянном токе.
Прибалтийская железная дорога, существовавшая до 1992 года, имела невзаимосвязанные электрифицированные участки в пригородах Таллина, Риги, Вильнюса и Калиниграда.
Все 4 сети электрифицированных линий Прибалтийской железной дороги создавались в разное время с целью организации движения пригородных электропоездов. Линии в пригородах Таллина были электрифицированы до 1940 года, в независимой Эстонии, остальные — в годы существования СССР.



Рига — Айзраукле, Тукумс II, Елгава, Скулте.
Все участки электрифицированы на постоянном токе, используются для движения пригородных электропоездов.



Науойи-Вильня (Нововилейская) — Вильнюс — Лентварис — Каунас, Лентварис (Ландварово) — Тракай.
Все участки электрифицированы на переменном токе, используются для движения пригородных электропоездов.
В сентябре 2017 года было открыто движение на электрической тяге на участке Молодечно — Нововилейская. Электрифицированный участок в Литве перестал быть «островным».



Калининград-Южный — Калининград-Северный — Зеленоградск — Пионерский-Курорт — Светлогорск II, Калининград-Северный — Переславское — Пионерский-Курорт.
Все участки электрифицированы на постоянном токе, используются для движения пригородных электропоездов.



Тракторная-Пассажирская — Волгоград I — Шпалопропитка — Татьянка-Южная, Шпалопропитка — Мачтозавод, Волгоград I — Волжский — Трубная — Волжский Химкомбинат. Волгоградская область.
Участки Волгоградского узла Приволжской железной дороги были электрифицированы на постоянном токе с целью организации движения пригородных (фактически — городских) электропоездов. В 2001 году эти участки были переведены на переменный ток и объединены с основной электрифицированной сетью.
На участке Трубная — Волжский Химкомбинат в 1990-х гг. контактная сеть была снята, пассажирское движение прекращено. На участке Шпалопропитка — Мачтозавод в 2001 году контактная сеть была снята, пассажирское движение прекращено.



Кутум (или Трусово) — Астрахань I — Аксарайская I, Аксарайская II.

Один из самых загадочных автономных электрифицированных участков линий «РЖД». Электрификация на переменном токе произведена в 1990 году. Изначально здесь предполагалось движение пригородных электропоездов, основное назначение которых — доставка рабочих из города Астрахани на Астраханский газоперерабатывающий завод, расположенный вблизи станции Аксарайская II.
Северные электрифицированные станции не вызывают сомнения — это крупные станции Аксарайская I и Аксарайская II, а также расположенный в их окрестностях небольшой остановочный пункт Газоперерабатывающий Завод.
Южный конечный пункт однозначно не определён. По меньшей мере после 2000 года — Кутум. Но в одной из официальных схем электрифицированных линий им показана станция Трусово на правом берегу Волги.
Скорее всего, на самом деле южным конечном пунктом была станция Кутум. На станции Трусово, по утверждениям многих, не отмечалось следов контактной сети. В любом случае, не позднее 2000 года перегон Кутум — Трусово был «деэлектрифицирован».
По состоянию на 2001 год, движения электроподвижного состава здесь почти не было. В Астрахани не было ни одного электропоезда, имелось несколько электровозов, однако они не использовались. Рабочие газоперерабатывающего завода в основном пользовались служебными автобусами. Пригородные поезда, курсировавшие от Астрахани до Аксарайской, состояли из тепловоза и пассажирских вагонов.
В 2002 году в депо Астрахань повторно поступили электропоезда. Движение электропоездов от Астрахани до Аксарайской возобновилось.
По состоянию на 2005 год, в ближайшей перспективе предполагается объединение линии с основной электрифицированной сетью посредством электрификации участка Трубная — Верхний Баскунчак — Аксарайская I.
По состоянию на 2019 год, это ещё не осуществилось. Незначительное движение электропоездов в Астрахани есть.



Линии Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, Азербайджанской железной дороги, Грузинской железной дороги, Армянской железной дороги.
Со времени начала военных действий в Абхазии (1992 год) и Чечне (1994 год) сеть электрифицированных железных дорог Грузии, Армении и Азербайджана изолирована. На территории Чечни (участки Назрань — Грозный — Гудермес, Стодеревская — Гудермес — Хасавъюрт) контактная сеть была демонтирована, в Абхазии (участок Очамчира — Ингири) железная дорога была разобрана.
Возможно, когда-нибудь контактная сеть на участке Стодеревская — Хасавъюрт будет восстановлена.



Садарак — Нахичевань — Джульфа (Азербайджанская железная дорога).
Со времени начала военного конфликта между Азербайджаном и Арменией (1990 год) железнодорожная сеть Нахичеванской автономной республики (анклавная часть Азербайджана) не имеет соединения с основной сетью железных дорог.


Ведомственные линии

Подъездные пути цементного завода в Вольске. Саратовская область, город Вольск, окрестности станции «РЖД» Привольская.
Удивительная в своём роде железная дорога. Она не только имеет островную электрификацию, но и физически изолирована от общероссийской железнодорожной сети. Хотя разрыв составляет лишь около 350 метров.



Подъездные пути Михайловского горно-обогатительного комбината. Станции «РЖД» Михайловский Рудник и Курбакинская, город Железногорск, Курская область.
Подъездные пути частично находятся в карьерах, используются для вывоза железной руды. Крупная сеть. Грузовое движение.



Подъездные пути Красноярского горно-химического комбината. Город Железногорск, Красноярский край.
Линия соединяет город Железногорск (станция Соцгород на подъездном пути от станции «РЖД» Базаиха) с основными объектами Горно-Химического комбината, а также с некоторыми посёлками, входящими в черту города Железногорска. Северный участок линии (на комбинате) находится в тоннеле.
Протяжённость электрифицированной линии — около 30 километров. По ней курсируют электропоезда.
Линия находится на территории ЗАТО, для въезда в которую необходим пропуск. А для проезда в электропоездах — другой, несравнимо более сложный пропуск. Проезд в электропоезде — несбыточная мечта даже для большинства коренных жителей ЗАТО.



Линия Степногорск — Заводская (УЖДТ ЗАО «КАЗСАБТОН»). Казахстан, Акмолинская область.
Используется для движения электропоездов. Электрифицирована на постоянном токе. По состоянию на начало 2007 года, на линии эксплуатируются электропоезда ЭР22.
Железнодорожная линия УЖДТ Степногорского горно-химического комбината



Ведомственные железные дороги на участке Жезказган — Сатпаев, и в окрестностях города Сатпаева. Казахстан, Карагандинская область.
Крупная сеть промышленных электрифицированных железных дорог. Грузовое движение.



Ведомственные железные дороги в городе Балхаш и его окрестностях (Коунрадский рудник). Казахстан, Карагандинская область.
Промышленная сеть. Грузовое движение.



Ведомственные железные дороги в городе Джетыгара (Житикара) и его окрестностях. Казахстан, Костанайская область.
Железнодорожные линии частично находятся в карьерах. Грузовое движение.



Ведомственные железные дороги в городе Ангрен и его окрестностях. Узбекистан, Ташкентская область.
Промышленная сеть. Грузовое движение.
В 2007 либо 2008 году, после завершения электрификации железнодорожной линии Ташкент — Ангрен, эти электрифицированные железные дороги перестанут быть географически изолированными.



Ведомственные железнодорожные линии в городе Алмалык и его окрестностях. Узбекистан, Ташкентская область.
Промышленная сеть. Грузовое движение. До 1990-х годов имелось также пассажирское движение — регулярно курсировали электропоезда.



Подъездной путь Демиховского машиностроительного завода. Населённый пункт Демихово (подчинён администрации г. Орехово-Зуево), Московская область.
Электрифицирован небольшой участок путей на территории завода, и несколько сотен метров линии за её пределами, в сторону завода «Карболит». Контактная сеть используется для обкатки новых электропоездов. Это основная продукция, выпускаемая заводом с 1993 года. Вероятно, подъездные пути были электрифицированы тогда же.



Подъездные пути шахты «Воргашорская». ПГТ Воргашор (подчинен администрации г. Воркута), республика Коми.
Грузовое движение. Используются электротолкатели. Это не является полноценной электрифицированной железной дорогой.



Подъездные пути Шкурлатовского горно-обогатительного комбината (АО «Павловскгранит»). Воронежская область, город Павловск, станция «РЖД» Павловск-Воронежский.
Подъездные пути частично находятся в карьерах. Грузовое движение.



Подъездные пути Киембаевского горно-обогатительного комбината. Оренбургская область, город Ясный, станция «РЖД» Горный Лён.
Подъездные пути частично находятся в карьерах. Грузовое движение.



Подъездные пути Стойленского горно-Обогатительного комбината и Лебединского горно-Обогатительного комбината. Белгородская область, города Губкин и Старый Оскол, станции «РЖД» Стойленская, Лебеди и др.
Подъездные пути частично находятся в карьерах. Грузовое движение.
- В Старом Осколе линия «РЖД» электрифицирована, есть вероятность, что эти участки объединены или, по крайней мере, непосредственно примыкают к электрифицированным путям линий общего пользования...
— Не объединены. Но если быть более точным, то к станции «РЖД» Стойленская, которая лежит чуть в стороне от линии Старый Оскол — Сараевка, являясь для «РЖД» тупиковым отростком, примыкают перегоны как от Лебединского ГОКа, так и от Стойленского ГОКа. Добавлю, что станция Стойленская электрифицирована переменным током 25 кВ, а подъездные перегоны с ГОКов не электрифицированы. Вывозку груженых маршрутов и рейсы за порожняком осуществляют тепловозы ТЭМ-2, 2У, 2УМ.
Второй подъездной путь от Лебединского ГОКа примыкает не к станции Губкин, а к станции Лебеди (станция Губкин-грузовой находится еще дальше в сторону Сараевки). Электрификация переменным током 25 кВ сюда не дошла, оборвавшись от Старого Оскола на станции Соковое (от которой ответвляется однопутный перегон на станцию Стойленская) и вряд ли дойдёт...
При едином Союзе скорее всего предполагалось сделать в Сараевке станцию перехода с постоянного на переменный ток, для чего была сооружена станция Сараевка-2 в стороне от магистрали Москва-Харьков. Сейчас, спустя 12 лет после развала СССР, эту станцию разобрали, окончательно похоронив идею полной электрификации линии Старый Оскол-Сараевка, славящейся тем, что была построена в канун Курской битвы всего за 32 дня.
Остаётся добавить, что как Лебединский, так и Стойленский ГОК имеют весьма разветвленную схему путевого развития (на ЛГОКе — 15 станций) и электрификацию на переменном токе 10 кВ. Подвижной состав на СГОКе — тяговые агрегаты ОПЭ-1, на ЛГОКе — ОПЭ-1А, ОПЭ-1АМ, ОПЭ-2.
Андрей Садчиков, г.Губкин.




Подъездные пути ОАО «Печенганикель» (Заполярный горно-Обогатительный комбинат). Станция «РЖД» Заполярная, город Заполярный, Мурманская область.
Подъездные пути частично находятся в карьерах. Грузовое движение.



Подъездные пути Ковдорского горно-Обогатительного комбината. Станция «РЖД» Ковдор, город Ковдор, Мурманская область.
Достоверность информации — под вопросом.



Подъездные пути Костомукшского Горно-Обогатительного комбината. Станция «РЖД» Костомукша-Товарная, город Костомукша, республика Карелия.
Подъездные пути частично находятся в карьерах. Грузовое движение.



Подъездные пути ОАО «Пикалёвское объединение «Глинозём». Станции «РЖД» Пикалёво I и Фабричная, город Пикалёво, Ленинградская область.
Подъездные пути частично находятся в карьерах. Грузовое движение.
В 2000 году, после электрификации линии «РЖД» Тихвин — Бабаево, участок перестал быть географически изолированным.



Подъездные пути Ивановской ГРЭС (станция Комсомольск). Станция Комсомольск Ивановского МППЖТ-1, город Комсомольск, Ивановская область.
Небольшой участок путей, находящийся вблизи Ивановской ГРЭС, был электрифицирован. Электровозы доставляли вагоны к топливоприёмному бункеру на территории Ивановской ГРЭС.
Электрическая тяга перестала использоваться в 1980-х годах либо ранее. По состоянию на 2007 год, сохранялась как минимум одна опора контактной сети.



Подъездной путь московского «Электрозавода» до станции Черкизово Московской Окружной железной дороги (город Москва).
Был электрифицирован по «трамвайным» техническим нормам. Имел глухое пересечение с линией трамвая.
Электротяга здесь использовалась до 1986 года. Ныне контактной сети и электроподвижного состава почти не сохранилось.



Подъездной путь ТЭЦ, станция Канатчиково, Московская Окружная железная дорога (город Москва).
Протяжённость электрифицированного участка составляла менее 1 километра. Работал электровоз ВЛ41 (?).


05.2003 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
на главную cтраницу