ID: 7220

ИЗОЛИРОВАННЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ШИРОКОЙ КОЛЕИ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР

298
За всю историю России и Советского Союза зафиксировано сравнительно немного случаев появления ширококолейных (колея 1524мм/1520мм) железных дорог, изолированных от основной железнодорожной сети.
В ХХ веке продолжительное время действовали три полноценные изолированные сети широкой колеи: Норильская железная дорога (Красноярский край), железнодорожная линия Оха — Москальво (Сахалинская область), Килемарская железная дорога (республика Марий Эл). Некоторые железные дороги временно работали в виде изолированных — к примеру, линия Пивань — Советская Гавань до постройки моста через реку Амур (с 1940-х годов до 1975 года).
По состоянию на 2010 год, действуют две полноценные изолированные железные дороги широкой колеи: Норильская железная дорога и железная дорога Десна — Деснянский полигон (построена в 2000-2001 годах).
Примерно в 2016 году ещё одной действующей полноценной изолированной железной дорогой широкой колеи должна стать Сахалинская железная дорога.

ИЗОЛИРОВАННЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ШИРОКОЙ КОЛЕИ, СУЩЕСТВОВАВШИЕ
(СУЩЕСТВУЮЩИЕ) С 1950 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
---------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Норильская железная дорога (Красноярский край).
Железная дорога Десна — Полигон (Черниговская область, Украина). Протяжённость — 11,4 км. Имеется пассажирское движение.
Линии ликвидируемой Сахалинской узкоколейной железной дороги (Сахалинская область). C 2004 года постепенно ведёт укладка трёхниточного пути (1067 мм/1520 мм). По состоянию на 2010 год, движение осуществляется только по колее 1067 мм. В 2016 году или позднее движение будет переведено на колею 1520 мм.
Пути широкой колеи в порту Холмск (Сахалинская область). Соединяют причалы с устройствами смены тележек. Широкая колея действует с 1973 года (с момента открытия паромной переправы Ванино — Холмск). Полноценной железной дорогой не является.
Железнодорожная линия Оха — Москальво (Сахалинская область). Разобрана в 1999 (?) году.
Железная дорога широкой колеи на острове Котлин (Санкт-Петербург, город Кронштадт). Действовала предположительно с конца XIX века до середины XX века, в течение некоторого времени в зимнее время связывалась с основной сетью по льду. Железная дорога принадлежала оборонному ведомству, обслуживала в основном объекты военно-морского флота. Помимо железной дороги широкой колеи, на острове Котлин существовала разветвлённая сеть узкоколейных железных дорог, которая работала до 1980-х годов.
http://www.kronstadt.ru/books/reports/l_tokareva_2005_4.htm — упоминание «ледовой» железной дороги к острову Котлин.
Железная дорога широкой колеи на острове Сааремаа (Эстония). По информации от П. Клауса, изолированная железная дорога широкой колеи в конце 1940-х — начале 1950-х годов была построена в западной части острова Сааремаа.
Железная дорога находилась вблизи населённого пункта Кихелькона (от него линии пролегали к побережью, в северном и южном направлениях). Построена и эксплуатировалась структурами Министерства обороны СССР, обслуживала объекты Военно-Морского флота. Известно о наличии паровозов. Железная дорога просуществовала недолго (ликвидирована ориентировочно в 1956 году).
Килемарская железная дорога (республика Марий Эл) — до 1979 года.
Надым — Пангоды — Уренгой (Коротчаево), восстановленный участок железнодорожной линии Чум — Игарка (Тюменская область) — приблизительно с 1975 года до 1985 года.
Пивань — Советская Гавань (Хабаровский край) — до 1975 года. В зимнее время иногда соединялась с основной сетью — по льду реки Амур укладывался временный путь.
Сосновый Бор (Ленинградская область)
Территория Государственного оптического института. Изолированный рельсовый путь длиной около 1800 метров. Путевого развития нет. Подвижной состав — мотовоз и два двухосных вагона. (Информация от В. Венедиктова).
«Полуизолированные» железные дороги :
Туканский рудник (республика Башкортостан). Эта железная дорога действовала в 1980-х годах. Её линии стыковались с Белорецкой узкоколейной железной дорогой, которая, в свою очередь, примыкала к ширококолейным путям «большой» сети.
Санкт-Петербург
Железнодорожная линия на Васильевском острове. Она может считаться условно изолированной, так как «связана» с основной сетью через трамвайные пути (пересекает трамвайную линию, но стрелочного перевода на трамвайную линию не имеет). Подвижной состав доставляется паромом.
Изолированные железные дороги, факт существования которых представляется автору сомнительным:
Хову-Аксы (республика Тува).
Изображение подвижного состава широкой колеи на руднике комбината «Тувакобальт» в Хову-Аксы имеется в книге «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ: ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ». С наибольшей вероятностью, вместо рудника комбината «Тувакобальт» в Хову-Аксы изображён иной рудник, находящийся не в Туве, а в другом регионе (имеющем магистральные железные дороги). Изолированная железная дорога в Хову-Аксы — мистификация, возникшая по вине редакторов книги, в действительности её никогда не было.
Город Вилючинск (Камчатская область).
По данным спорных источников, существует небольшая железная дорога в одной из воинских частей, находящихся в «закрытом» городе Вилючинске, либо в его окрестностях.
УКРАИНА
Железнодорожная линия Десна — Деснянский полигон (Черниговская область).
По состоянию на 2010 год, это одна из двух действующих полноценных изолированных железных дорог широкой колеи на пространстве бывшего СССР (вторая — Норильская железная дорога).
«Полуизолированные» железные дороги :
Великий Бычков (Закарпатская область). Соединялась с основной сетью, но только через территорию Румынии. В 1970-е годы соединена с основной сетью по территории СССР.


14.10.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]

на главную страницу