ID: 7234
УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
309
Узкоколейные железные дороги, принадлежащие учреждениям пенитенциарной системы — «реликт», сохранившийся в России со времён существования печально известного ГУЛАГа.
Остаётся неизвестным, сохранились ли подобные узкоколейные железные дороги на территории бывшего СССР (за пределами России). Возможно, одна узкоколейная железная дорога, принадлежащая исправительно-трудовому учреждению, действует в Литве (населённый пункт Pravieniškės). В других государствах, возникших на территории бывшего СССР, таких узкоколейных железных дорог, скорее всего, нет.
Основное назначение всех узкоколейных железных дорог, действующих в исправительных учреждениях — вывозка древесины.
Ранее многие лесовозные узкоколейные железные дороги находились в колониях строгого режима (пример — посёлок Орсью в республике Коми, которых был расположен на Ветьинской узкоколейной железной дороге). Сейчас узкоколейные железные дороги действуют почти исключительно в колониях-поселениях либо колониях общего режима. Колонии-поселения считаются самым «мягким» видом исправительных учреждений (хотя многие заключённые колоний-поселений с этим утверждением не согласны).
Большинство исправительных колоний, в которых сохранились узкоколейные железные дороги, входят в управления лесных исправительных учреждений (УЛИУ) Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
В России до недавнего времени имелось не менее 10 УЛИУ: Онежское (Североонежск, Архангельская область), Вятское (Лесной, Кировская область), Микуньское (Микунь, республика Коми), Усольское (Соликамск, Пермский край), Ныробское (Ныроб, Пермский край), Сосьвинское (Сосьва, Свердловская область), Тавдинское (Тавда, Свердловская область), Красноярское (?), Дубравное (Явас, республика Мордовия), Ульяновское (Димитровград, Ульяновская область?).
Действующие узкоколейные железные дороги пока ещё сохраняются в Вятском, Микуньском, Усольском, Ныробском, Сосьвинском УЛИУ, а также в Тоншаевском районе Нижегородской области (эта дорога не относится к УЛИУ). Кроме того, в ведении Вятского и Онежского УЛИУ находятся железнодорожные линии широкой колеи.
Крупнейшей по протяжённости среди «лагерных» узкоколейных железных дорог, по состоянию на 2005 год, возможно, является узкоколейная железная дорога в Синдоре (протяжённость — более 150 километров). Самой короткой является узкоколейная железная дорога в посёлке Сосьва, длиной около 2 километров (впрочем, до 1999 года она являлась частью крупной узкоколейной железной дороги). Ближайшей к Москве «лагерной» узкоколейной железной дорогой является узкоколейная железная дорога Буреполом — Южный, расположенная на северо-востоке Нижегородской области.
Как правило, весь коллектив работников узкоколейных железных дорог (машинисты, кондукторы, диспетчеры и дежурные по станциям, монтёры пути) состоит из осуждённых. Условия труда и быта железнодорожников (как и всех осуждённых, отбывающих наказание в колониях-поселениях) являются чрезвычайно тяжёлыми.
Характерные особенности «лагерных» узкоколейных железных дорог, на взгляд исследователя узкоколейных железных дорог:
Исследовать такие узкоколейные железные дороги значительно труднее, чем любые другие узкоколейные железные дороги лесовозного назначения.
Среди локомотивов преобладают сравнительно новые тепловозы (чаще ТУ8).
Номера невозможно прочесть почти ни на одном локомотиве — cтеклянные таблички с номером зачем-то убирались.
СПИСОК УЗКОКОЛЕЙНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МИКУНЬСКОЕ УЛИУ
Синдор (действует, по состоянию на сентябрь 2005 года)
Ветью (по состоянию на сентябрь 2005 года — частично разбирается, почти перестала относиться к исправительному учреждению)
СОСЬВИНСКОЕ УЛИУ
Сосьва (левый берег), находится в пределах посёлка Сосьва (действует, по состоянию на октябрь 2004 года)
Сосьва (правый берег), Соловьёвская узкоколейная железная дорога (действует, по состоянию на октябрь 2004 года)
Пуксинка (действует, по состоянию на октябрь 2004 года)
Новый Вагиль (с 1990-х годов не относится к исправительному учреждению)
Понил (с 1990-х годов не относится к исправительному учреждению)
ТАВДИНСКОЕ УЛИУ
Азанка (разобрана)
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ
НАКАЗАНИЙ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Буреполом — Южный и далее (действует)
ВЯТСКОЕ УЛИУ
Созимский (действует?)
УСОЛЬСКОЕ И НЫРОБСКОЕ УЛИУ
Чепец (действует?)
Кушмангорт — Пильва и далее (действует?)
Колва (?)
Сим (?)
Петрецово (?)
Чусовской (Головной) (?)
Талый (?)
КРАСНОЯРСКОЕ УЛИУ Район посёлка Нижняя Пойма (Решоты) (разобрана?)
20.09.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу
Остаётся неизвестным, сохранились ли подобные узкоколейные железные дороги на территории бывшего СССР (за пределами России). Возможно, одна узкоколейная железная дорога, принадлежащая исправительно-трудовому учреждению, действует в Литве (населённый пункт Pravieniškės). В других государствах, возникших на территории бывшего СССР, таких узкоколейных железных дорог, скорее всего, нет.
Основное назначение всех узкоколейных железных дорог, действующих в исправительных учреждениях — вывозка древесины.
Ранее многие лесовозные узкоколейные железные дороги находились в колониях строгого режима (пример — посёлок Орсью в республике Коми, которых был расположен на Ветьинской узкоколейной железной дороге). Сейчас узкоколейные железные дороги действуют почти исключительно в колониях-поселениях либо колониях общего режима. Колонии-поселения считаются самым «мягким» видом исправительных учреждений (хотя многие заключённые колоний-поселений с этим утверждением не согласны).
Большинство исправительных колоний, в которых сохранились узкоколейные железные дороги, входят в управления лесных исправительных учреждений (УЛИУ) Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
В России до недавнего времени имелось не менее 10 УЛИУ: Онежское (Североонежск, Архангельская область), Вятское (Лесной, Кировская область), Микуньское (Микунь, республика Коми), Усольское (Соликамск, Пермский край), Ныробское (Ныроб, Пермский край), Сосьвинское (Сосьва, Свердловская область), Тавдинское (Тавда, Свердловская область), Красноярское (?), Дубравное (Явас, республика Мордовия), Ульяновское (Димитровград, Ульяновская область?).
Действующие узкоколейные железные дороги пока ещё сохраняются в Вятском, Микуньском, Усольском, Ныробском, Сосьвинском УЛИУ, а также в Тоншаевском районе Нижегородской области (эта дорога не относится к УЛИУ). Кроме того, в ведении Вятского и Онежского УЛИУ находятся железнодорожные линии широкой колеи.
Крупнейшей по протяжённости среди «лагерных» узкоколейных железных дорог, по состоянию на 2005 год, возможно, является узкоколейная железная дорога в Синдоре (протяжённость — более 150 километров). Самой короткой является узкоколейная железная дорога в посёлке Сосьва, длиной около 2 километров (впрочем, до 1999 года она являлась частью крупной узкоколейной железной дороги). Ближайшей к Москве «лагерной» узкоколейной железной дорогой является узкоколейная железная дорога Буреполом — Южный, расположенная на северо-востоке Нижегородской области.
Как правило, весь коллектив работников узкоколейных железных дорог (машинисты, кондукторы, диспетчеры и дежурные по станциям, монтёры пути) состоит из осуждённых. Условия труда и быта железнодорожников (как и всех осуждённых, отбывающих наказание в колониях-поселениях) являются чрезвычайно тяжёлыми.
Характерные особенности «лагерных» узкоколейных железных дорог, на взгляд исследователя узкоколейных железных дорог:
Исследовать такие узкоколейные железные дороги значительно труднее, чем любые другие узкоколейные железные дороги лесовозного назначения.
Среди локомотивов преобладают сравнительно новые тепловозы (чаще ТУ8).
Номера невозможно прочесть почти ни на одном локомотиве — cтеклянные таблички с номером зачем-то убирались.
СПИСОК УЗКОКОЛЕЙНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МИКУНЬСКОЕ УЛИУ
Синдор (действует, по состоянию на сентябрь 2005 года)
Ветью (по состоянию на сентябрь 2005 года — частично разбирается, почти перестала относиться к исправительному учреждению)
СОСЬВИНСКОЕ УЛИУ
Сосьва (левый берег), находится в пределах посёлка Сосьва (действует, по состоянию на октябрь 2004 года)
Сосьва (правый берег), Соловьёвская узкоколейная железная дорога (действует, по состоянию на октябрь 2004 года)
Пуксинка (действует, по состоянию на октябрь 2004 года)
Новый Вагиль (с 1990-х годов не относится к исправительному учреждению)
Понил (с 1990-х годов не относится к исправительному учреждению)
ТАВДИНСКОЕ УЛИУ
Азанка (разобрана)
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ
НАКАЗАНИЙ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Буреполом — Южный и далее (действует)
ВЯТСКОЕ УЛИУ
Созимский (действует?)
УСОЛЬСКОЕ И НЫРОБСКОЕ УЛИУ
Чепец (действует?)
Кушмангорт — Пильва и далее (действует?)
Колва (?)
Сим (?)
Петрецово (?)
Чусовской (Головной) (?)
Талый (?)
КРАСНОЯРСКОЕ УЛИУ Район посёлка Нижняя Пойма (Решоты) (разобрана?)
20.09.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу