ID: 597
ТАЛЛИНСКИЙ ТРАМВАЙ
158
Таллинский трамвай — единственная трамвайная система в Эстонии, единственная на территории бывшего СССР трамвайная система, имеющая колею 1067 мм. Таллинский трамвай является узкоколейной железной дорогой.
История трамвая началась с открытия в Ревеле (с 1919 года официальное название — Таллин) конно-рельсовой дороги («конки») в 1888 году. Система «конки» принадлежала бельгийской компании «Tramways de Réval». Ширина колеи изначально составляла 1067 мм.
26 января 1916 года была открыта линия линия парового трамвая, соединившая центр Ревеля с районом Копли (северная часть города). Линия строилась и эксплуатировалась «Русско-Балтийской судоверфью». Ширина колеи составляла 1524 мм. Помимо поездов на паровой тяге, на линии эксплуатировались бензомоторные вагоны.
В 1919 году эксплуатация «конки» колеи 1067 мм была прекращена — скорее всего, в связи с военным положением. В 1921 году работа линий возобновилась, система перестала быть «конкой» — на ней стали использоваться бензомоторные вагоны. В 1925 году на путях колеи 1067 мм было открыто движение на электрической тяге. До 1939 года по путям колеи 1067 мм осуществлялось как движение на электрической тяге, так и движение бензомоторных вагонов.
Линия на Копли, имевшая широкую колею (1524 мм) работала на бензомоторной тяге вплоть до 1951 года (по другим данным, до ноября 1953 года). Затем она была перестроена на колею 1067 мм, электрифицирована и стала честью единой сети Таллинского трамвая. С этого времени конфигурация сети остаётся практически неизменной.
В 1988 году широкомасштабно отмечалось 100-летие Таллинского трамвая. По улицам города курсировали различные старые вагоны, выполнялось движение на конной тяге с использованием вагонов, стилизованных под изначальный подвижной состав «конки».
По состоянию на 2008 год, система Таллинского трамвая имеет два два депо — Центральное (на Пярнуском шоссе), Коплинское (находится у северной конечной станции «Копли», изначально обслуживало изолированную Коплинскую линию). Число подвижного состава — около 110 пассажирских вагонов (все вагоны — Tatra KT4 разных модификаций, построены в Праге, завод ЧКД).
На протяжении последних 20 лет активно обсуждаются планы строительства скоростного трамвая, линии которого могли бы соединить центр города с Ласнамяэ (крупный жилой район на востоке города, который, по состоянию на 2008 год, не имеет электротранспорта). Возможно, скоростной трамвай будет ширококолейным.
Личные впечатления автора (2008 год)
Сеть Таллинского трамвая в сравнении с масштабами города — небольшая, но работает очень хорошо и сильно отличается в лучшую сторону от большинства российских трамвайных сетей.
Ближайшим аналогом трамвайной сети Таллина в России является Орёл — как по конфигурации сети («крест», состоящий из двух линий, пересекающихся в центре города), так и по идеальной работе трамвая. Единственное существенное отличие: Орловский трамвай имеет широкую колею (1524 мм).
По всем участкам линий трамвайные вагоны курсируют часто, довольно быстро и в целом комфортабельны. В центре города почти все пути — на совмещённом полотне, но существенных задержек не возникает. К востоку от автовокзала (линия на Юлемисте) есть участок, где пути пролегают в стороне от городских улиц, рельсы — не желобчатые. При отсутствии вагонов этот участок сильно напоминал узкоколейную железную дорогу комбината «Магнезит» в Сатке (колея 1000 мм). Единственные на территории бывшего СССР узкоколейные железные дороги колеи 1067 мм, помимо Таллинского трамвая, находятся в Кулебаках и на Сахалине.
Оплата проезда в Таллинском трамвае осуществляется с помощью билетов, приобретаемых в газетных киосках или у водителя (это дороже). В вагоне билеты следует пропускать через компостер (валидатор), который отмечает на билете время. В отличие от России, билеты действительны не на одну поездку, а в течение определённого времени на все виды транспорта (без ограничения числа поездок). Кондукторов в транспорте нет, билеты периодически проверяются контролёрами.
Билет для проезда в транспорте Таллина, действительный в течение 2 часов.
15.09.2008
Вагон «бензотрамвая» колеи 1524 мм на Коплинской линии, источник — книга «Энциклопедия ГЭТ»
http://photofile.ru/users/potsataja103/2163843/?mode=xlarge — фотографии праздничных мероприятий, посвящённых 100-летию Таллинского трамвая, 1988 год
http://periskop.livejournal.com/495187.html — фотографии, сделанные С. Сигачёвым, 2009 год
http://www.bahnen.de/ew/tallinn.htm — хронология исторических дат Таллинского трамвая (на немецком языке)
http://transphoto.ru/photo/296366/ — схема трамвайной сети, по состоянию на 2010 год
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
03.02.2011 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Эстонии»
на главную страницу
История трамвая началась с открытия в Ревеле (с 1919 года официальное название — Таллин) конно-рельсовой дороги («конки») в 1888 году. Система «конки» принадлежала бельгийской компании «Tramways de Réval». Ширина колеи изначально составляла 1067 мм.
26 января 1916 года была открыта линия линия парового трамвая, соединившая центр Ревеля с районом Копли (северная часть города). Линия строилась и эксплуатировалась «Русско-Балтийской судоверфью». Ширина колеи составляла 1524 мм. Помимо поездов на паровой тяге, на линии эксплуатировались бензомоторные вагоны.
В 1919 году эксплуатация «конки» колеи 1067 мм была прекращена — скорее всего, в связи с военным положением. В 1921 году работа линий возобновилась, система перестала быть «конкой» — на ней стали использоваться бензомоторные вагоны. В 1925 году на путях колеи 1067 мм было открыто движение на электрической тяге. До 1939 года по путям колеи 1067 мм осуществлялось как движение на электрической тяге, так и движение бензомоторных вагонов.
Линия на Копли, имевшая широкую колею (1524 мм) работала на бензомоторной тяге вплоть до 1951 года (по другим данным, до ноября 1953 года). Затем она была перестроена на колею 1067 мм, электрифицирована и стала честью единой сети Таллинского трамвая. С этого времени конфигурация сети остаётся практически неизменной.
В 1988 году широкомасштабно отмечалось 100-летие Таллинского трамвая. По улицам города курсировали различные старые вагоны, выполнялось движение на конной тяге с использованием вагонов, стилизованных под изначальный подвижной состав «конки».
По состоянию на 2008 год, система Таллинского трамвая имеет два два депо — Центральное (на Пярнуском шоссе), Коплинское (находится у северной конечной станции «Копли», изначально обслуживало изолированную Коплинскую линию). Число подвижного состава — около 110 пассажирских вагонов (все вагоны — Tatra KT4 разных модификаций, построены в Праге, завод ЧКД).
На протяжении последних 20 лет активно обсуждаются планы строительства скоростного трамвая, линии которого могли бы соединить центр города с Ласнамяэ (крупный жилой район на востоке города, который, по состоянию на 2008 год, не имеет электротранспорта). Возможно, скоростной трамвай будет ширококолейным.
Личные впечатления автора (2008 год)
Сеть Таллинского трамвая в сравнении с масштабами города — небольшая, но работает очень хорошо и сильно отличается в лучшую сторону от большинства российских трамвайных сетей.
Ближайшим аналогом трамвайной сети Таллина в России является Орёл — как по конфигурации сети («крест», состоящий из двух линий, пересекающихся в центре города), так и по идеальной работе трамвая. Единственное существенное отличие: Орловский трамвай имеет широкую колею (1524 мм).
По всем участкам линий трамвайные вагоны курсируют часто, довольно быстро и в целом комфортабельны. В центре города почти все пути — на совмещённом полотне, но существенных задержек не возникает. К востоку от автовокзала (линия на Юлемисте) есть участок, где пути пролегают в стороне от городских улиц, рельсы — не желобчатые. При отсутствии вагонов этот участок сильно напоминал узкоколейную железную дорогу комбината «Магнезит» в Сатке (колея 1000 мм). Единственные на территории бывшего СССР узкоколейные железные дороги колеи 1067 мм, помимо Таллинского трамвая, находятся в Кулебаках и на Сахалине.
Оплата проезда в Таллинском трамвае осуществляется с помощью билетов, приобретаемых в газетных киосках или у водителя (это дороже). В вагоне билеты следует пропускать через компостер (валидатор), который отмечает на билете время. В отличие от России, билеты действительны не на одну поездку, а в течение определённого времени на все виды транспорта (без ограничения числа поездок). Кондукторов в транспорте нет, билеты периодически проверяются контролёрами.
Билет для проезда в транспорте Таллина, действительный в течение 2 часов.
15.09.2008
Вагон «бензотрамвая» колеи 1524 мм на Коплинской линии, источник — книга «Энциклопедия ГЭТ»
http://photofile.ru/users/potsataja103/2163843/?mode=xlarge — фотографии праздничных мероприятий, посвящённых 100-летию Таллинского трамвая, 1988 год
http://periskop.livejournal.com/495187.html — фотографии, сделанные С. Сигачёвым, 2009 год
http://www.bahnen.de/ew/tallinn.htm — хронология исторических дат Таллинского трамвая (на немецком языке)
http://transphoto.ru/photo/296366/ — схема трамвайной сети, по состоянию на 2010 год
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
03.02.2011 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Эстонии»
на главную страницу