ID: 3102
КРАСНОЯРСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
159
Красноярская (Малая Красноярская) детская железная дорога находится в центре города Красноярска, в парке культуры и отдыха имени Горького (Центральном парке). С 2008 года Красноярская детская железная дорога имеет конфигурацию замкнутого кольца.
Главной на дороге является станция Юбилейная. Протяжённость Красноярской детской железной дороги — 1300 метров.
Красноярская детская железная дорога долгое время была единственной в России детской железной дорогой с платным доступом. Она целиком находится в пределах огороженного парка. И чтобы попасть на неё, сначала нужно было приобрести билет для входа в парк.
По состоянию на 2017 год, вход в парк бесплатный.
Красноярская детская железная дорога отличается от всех остальных детских железных дорог. Это единственная в России детская железная дорога с нестандартной шириной колеи — 508 мм, с нетиповым подвижным составом.
Красноярская детская железная дорога была открыта 1 августа 1936 года. Она считается первой детской железной дорогой, построенной на современной территории Российской Федерации (скорее всего, в действительности это не так — первой являлась ныне не существующая детская железная дорога в Москве).
Первоначально узкоколейная железная дорога выглядела «несерьёзной»: ширина колеи составляла 305 мм (приблизительно в 5 раз уже стандартной колеи 1524 мм). Тем не менее, дорога выполняла пассажирские перевозки, на ней имелись паровоз и вагоны.
Протяжённость главного пути с момента открытия дороги до 2008 года составляла 816 метров. Узкоколейная железная дорога всегда пролегала в пределах территории парка культуры и отдыха имени Горького. Крайними пунктами были станции Первомайская и Счастливое Детство (Тупиковая). Конфигурация Красноярской детской железной дороги была линейной.
В 1961 году узкоколейная железная дорога была реконструирована: ширина колеи изменена с 305 мм на 508 мм, одновременно поступили два мотовоза соответствующей колеи (были построены по специальному заказу). Паровоз колеи 305 мм был установлен в качестве памятника на станции Первомайская.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1980 году.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 1980 году (увеличенный фрагмент предыдущей карты). В 2007-2008 годах была произведена масштабная реконструкция Красноярской детской железной дороги. Она была продлена примерно на 500 метров и получила конфигурацию замкнутого кольца. Были построены две новые станции: Юбилейная (главная) и Мечта (фактически — платформа без путевого развития).
Старые станции Первомайская и Счастливое Детство (Тупиковая) в ходе реконструкции были полностью уничтожены. Исторические станционные постройки на этих станциях были снесены.
Узкоколейная железная дорога на спутниковом снимке (источник — «Google Maps», ориентировочная дата съёмки — 2010 год).
Узкоколейная железная дорога на «Wikimapia.Org». Участок, построенный в 2007 году, выделен зелёным.
Разобранные участки выделены красным. Для Красноярской детской железной дороги были построены новые мотовозы особой конструкции. Основу для них составили микроавтобусы «Toyota». Один из старых мотовозов был установлен в качестве памятника на станции Юбилейная.
12 августа 2009 года я тщательно обследовал Красноярскую детскую железную дорогу, совершил поездку в поезде по всей протяжённости линии. Было скопировано большое количество исторических фотографий, хранящихся на станции Юбилейная. Но все фотографии из первых дней этой поездки были утрачены в результате ЧП в Тайге. Пришлось снова приезжать на детскую железную дорогу и делать фотографии 22 августа 2009 года и 15 сентября 2009 года.
Движение поездов на Красноярской детской железной дороге осуществляется в июне, июле, августе ежедневно, кроме понедельника. Расписания движения поездов не существует. Поезд отправляется по заполнению пассажирами, достаточно часто. Первый поезд отправляется в 11:30, последний — в 16:30. В плохую погоду при отсутствии пассажиров движения нет.
Мне было известно, что одна из старейших и самая необычная в стране Красноярская детская железная дорога подверглась большой реконструкции. Но я не думал, что её результаты будут именно такими.
Новая станция Юбилейная «с натяжкой» может быть признана «преемником» бывшей станции Счастливое Детство (Тупиковая). Новая станция Мечта не имеет никакого отношения к безвозвратно потерянной станции Первомайская, так как находится в стороне от неё и функционально на неё не похожа: в действительности это примитивный остановочный пункт.
Вся трасса детской железной дороги была зафотодокументирована в ходе пешей проходки.
В процессе похода по трассе детской железной дороги мне не показалось, что радиусы кривых здесь не позволили бы пропустить «стандартный» подвижной состав узкой колеи (например, тепловоз ТУ7 и «камбарские» вагоны). На Уфимской детской железной дороге похожая конфигурация и протяжённость пути, что не мешает движению «тяжёлого» подвижного состава. Если где-то радиусы всё же малы — ничто не мешало «сгладить» их в ходе масштабной реконструкции.
Тот факт, что на Красноярской детской железной дороге сохранена нестандартная колея и нестандартный подвижной состав, можно оценить скорее позитивно. Эта дорога по-прежнему особенная. Она исключительная, она не похожа на все остальные.
Хотя намного лучше было бы использовать локомотивы, сделанные не из автомобилей! Всему тому, что связано с автомобилями - не место на железной дороге! Автомобили вызывают негативные эмоции, их слишком много, и пусть железная дорога будет местом, свободным от всего автомобильного.
О закольцовке и об утраченной станции Первомайская, о варварски снесённых нескольких зданиях с 50-70 летней историей можно только сильно сожалеть!
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
04.12.2012 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Красноярского края»
на главную страницу
Красноярская детская железная дорога долгое время была единственной в России детской железной дорогой с платным доступом. Она целиком находится в пределах огороженного парка. И чтобы попасть на неё, сначала нужно было приобрести билет для входа в парк.
По состоянию на 2017 год, вход в парк бесплатный.
Красноярская детская железная дорога отличается от всех остальных детских железных дорог. Это единственная в России детская железная дорога с нестандартной шириной колеи — 508 мм, с нетиповым подвижным составом.
Красноярская детская железная дорога была открыта 1 августа 1936 года. Она считается первой детской железной дорогой, построенной на современной территории Российской Федерации (скорее всего, в действительности это не так — первой являлась ныне не существующая детская железная дорога в Москве).
Первоначально узкоколейная железная дорога выглядела «несерьёзной»: ширина колеи составляла 305 мм (приблизительно в 5 раз уже стандартной колеи 1524 мм). Тем не менее, дорога выполняла пассажирские перевозки, на ней имелись паровоз и вагоны.
Протяжённость главного пути с момента открытия дороги до 2008 года составляла 816 метров. Узкоколейная железная дорога всегда пролегала в пределах территории парка культуры и отдыха имени Горького. Крайними пунктами были станции Первомайская и Счастливое Детство (Тупиковая). Конфигурация Красноярской детской железной дороги была линейной.
В 1961 году узкоколейная железная дорога была реконструирована: ширина колеи изменена с 305 мм на 508 мм, одновременно поступили два мотовоза соответствующей колеи (были построены по специальному заказу). Паровоз колеи 305 мм был установлен в качестве памятника на станции Первомайская.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1980 году.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 1980 году (увеличенный фрагмент предыдущей карты). В 2007-2008 годах была произведена масштабная реконструкция Красноярской детской железной дороги. Она была продлена примерно на 500 метров и получила конфигурацию замкнутого кольца. Были построены две новые станции: Юбилейная (главная) и Мечта (фактически — платформа без путевого развития).
Старые станции Первомайская и Счастливое Детство (Тупиковая) в ходе реконструкции были полностью уничтожены. Исторические станционные постройки на этих станциях были снесены.
Узкоколейная железная дорога на спутниковом снимке (источник — «Google Maps», ориентировочная дата съёмки — 2010 год).
Узкоколейная железная дорога на «Wikimapia.Org». Участок, построенный в 2007 году, выделен зелёным.
Разобранные участки выделены красным. Для Красноярской детской железной дороги были построены новые мотовозы особой конструкции. Основу для них составили микроавтобусы «Toyota». Один из старых мотовозов был установлен в качестве памятника на станции Юбилейная.
12 августа 2009 года я тщательно обследовал Красноярскую детскую железную дорогу, совершил поездку в поезде по всей протяжённости линии. Было скопировано большое количество исторических фотографий, хранящихся на станции Юбилейная. Но все фотографии из первых дней этой поездки были утрачены в результате ЧП в Тайге. Пришлось снова приезжать на детскую железную дорогу и делать фотографии 22 августа 2009 года и 15 сентября 2009 года.
Движение поездов на Красноярской детской железной дороге осуществляется в июне, июле, августе ежедневно, кроме понедельника. Расписания движения поездов не существует. Поезд отправляется по заполнению пассажирами, достаточно часто. Первый поезд отправляется в 11:30, последний — в 16:30. В плохую погоду при отсутствии пассажиров движения нет.
Мне было известно, что одна из старейших и самая необычная в стране Красноярская детская железная дорога подверглась большой реконструкции. Но я не думал, что её результаты будут именно такими.
Новая станция Юбилейная «с натяжкой» может быть признана «преемником» бывшей станции Счастливое Детство (Тупиковая). Новая станция Мечта не имеет никакого отношения к безвозвратно потерянной станции Первомайская, так как находится в стороне от неё и функционально на неё не похожа: в действительности это примитивный остановочный пункт.
Вся трасса детской железной дороги была зафотодокументирована в ходе пешей проходки.
В процессе похода по трассе детской железной дороги мне не показалось, что радиусы кривых здесь не позволили бы пропустить «стандартный» подвижной состав узкой колеи (например, тепловоз ТУ7 и «камбарские» вагоны). На Уфимской детской железной дороге похожая конфигурация и протяжённость пути, что не мешает движению «тяжёлого» подвижного состава. Если где-то радиусы всё же малы — ничто не мешало «сгладить» их в ходе масштабной реконструкции.
Тот факт, что на Красноярской детской железной дороге сохранена нестандартная колея и нестандартный подвижной состав, можно оценить скорее позитивно. Эта дорога по-прежнему особенная. Она исключительная, она не похожа на все остальные.
Хотя намного лучше было бы использовать локомотивы, сделанные не из автомобилей! Всему тому, что связано с автомобилями - не место на железной дороге! Автомобили вызывают негативные эмоции, их слишком много, и пусть железная дорога будет местом, свободным от всего автомобильного.
О закольцовке и об утраченной станции Первомайская, о варварски снесённых нескольких зданиях с 50-70 летней историей можно только сильно сожалеть!
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
04.12.2012 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Красноярского края»
на главную страницу