ID: 3909

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ВАСИЛЬЕВСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

491
Васильевское предприятие промышленного железнодорожного транспорта находилось в посёлке Васильевский Мох Калининского района Тверской области. В ведении предприятия промышленного железнодорожного транспорта находилась сеть узкоколейных железных дорог торфовозного назначения. Центром сети был посёлок Васильевский Мох, вторая по значению станция находилась в посёлке Новая Орша.
Последний участок узкоколейной железной дороги был разобран в 2014 году.
Датой основания торфопредприятия «Васильевский Мох», названного по одноимённому торфомассиву, считается 1927 год. Тогда были добыты первые тонны торфа, началось строительство посёлка Центральный (ныне Васильевский Мох). Для вывоза торфа, по неподтверждённым данным, первоначально использовались лёгкие рельсовые пути узкой колеи, на которых для перемещения вагонеток использовалась ручная и конная тяга.
В 1936 году была сдана в эксплуатацию станция Васильевский Мох широкой колеи — конечный пункт железнодорожной линии Дорошиха — Васильевский Мох. Возможно, рабочее движение по ней началось раньше.
Почти одновременно с приходом в Васильевский Мох железной дороги широкой колеи была построена полноценная узкоколейная железная дорога торфовозного назначения. На ней стала использоваться паровая тяга. Добытый торфопредприятием торф перегружался на широкую колею, по которой поступал в город Калинин (Тверь).
В 1939 году институтом «Гипроторф» был разработан проект реконструкции и расширения торфопредприятия, предусматривавший переход на гидравлический способ добычи торфа, а также реконструкцию узкоколейной железной дороги. Проект был утверждён «Главторфом», началась его реализация. С 1940 года велась добыча гидроторфа.
В октябре-декабре 1941 года Васильевский Мох был оккупирован немецко-фашистскими войсками. После освобождения Калининского района торфодобыча возобновилась.
В 1947 году был составлен «Технический проект реконструкции и расширения торфопредприятия «Васильевский Мох», предусматривавший освоение торфомассива Оршинский Мох, многократное увеличение объёма добычи торфа и строительство новых участков узкоколейной железной дороги. Согласно проекту 1947 года, был построен новый участок от поста 4-го километра до разъезда Оршино (посёлок Восток) и далее до производственных участков.
в 1955 году был основан посёлок Новая Орша — центр торфопредприятия Оршинское-I. Протяжённость линий узкоколейной железной дороги после возникновения торфопредприятия Оршинское-I значительно увеличилась. Был построен магистральный участок Оршино — Новая Орша с промежуточным разъездом Романово, линии на торфомассивах к востоку от посёлка Новая Орша.
В перспективе предполагалось строительство торфопредприятия Оршинское-II (в том числе жилого посёлка). Посёлок Орша II должен был располагаться приблизительно в двадцати километрах восточнее построенного посёлка Новая Орша, вблизи деревни Анашкино. К месту, где по проекту располагался посёлок, была проложена линия узкоколейной железной дороги. Она была обозначена в нескольких топографических картах, странным образом обрываясь на мосту в лесу.
Проект создания посёлка Орша-II не был реализован. Линия узкоколейной железной дороги в район деревни Анашкино почти не эксплуатировалась и через некоторое время была разобрана.
В 1957 году был разработан проект строительства линии узкоколейной железной дороги до Калининской ТЭЦ-3, находящейся вблизи населённого пункта Шаблино (северная окраина города Калинина). Её появление позволило бы исключить операцию перегруза торфа на широкую колею. Линия к Калининской ТЭЦ-3 должна была начинаться на разъезде Озёрный. На ней предусматривалось строительство промежуточного разъезда Жерновка и крупного моста через реку Тверцу.
Проект линии к Калининской ТЭЦ-3 был реализован частично: рельсовый путь был уложен почти до берега Тверцы, где был создан Долматовский балластный карьер. Мост через Тверцу построен не был. Через некоторое время от планов продления узкой колеи до Калининской ТЭЦ-3 отказались.
Одна из возможных причин, по которой узкая колея не пришла на ТЭЦ-3 - мост через Тверцу был бы чрезмерно дорогим. ТЭЦ-3 была построена с большой задержкой относительно первоначального проекта. Активное строительство началось в 1968 году, начало работы - в 1973 году. По проекту, она была ориентирована на использование торфа, но в реальности почти всегда работала и работает на газе, угле и мазуте.
В 1965 году на базе железнодорожного цеха торфопредприятия Васильевский Мох было создано Васильевское объединённое хозяйство железнодорожного транспорта. В 1980-х годах оно было переименовано в Васильевское предприятие промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ).
В 1980-х годах началось строительство железнодорожной линии широкой колеи Доронинская — Перегрузочная (Новая Орша), включающей промежуточную станцию Тованово. Предполагалось, что торф, добытый торфопредприятием Оршинское-I, будет перегружаться в вагоны широкой колеи непосредственно в посёлке Новая Орша. Это позволило бы сократить дальность перевозки торфа по узкой колее примерно на 26 километров. Не исключалась ликвидация участка узкоколейной железной дороги Оршино — Романово — Новая Орша после появления в Новой Орше железной дороги широкой колеи.
В результате экономического кризиса в начале 1990-х годов строительство железнодорожной линии широкой колеи Доронинская — Перегрузочная было прекращено. Построенные участки через некоторое время были разобраны. Узкоколейная железная дорога продолжала работать в обычном режиме — торф, добытый в окрестностях Новой Орши, поступал по узкой колее на станцию Перегрузочная в посёлке Васильевский Мох.
Васильевское предприятие промышленного железнодорожного транспорта активно работало до 2002 года. Торф в большом количестве подвозился в Васильевский Мох с разных концов немаленькой железнодорожной сети. Ни на минуту не смолкал стук колёс, активная жизнь в депо и диспетчерских.
Основным потребителем торфа являлась Тверская ТЭЦ-4, которая находится вблизи экскаваторного завода. Она связана подъездным путём со станцией Тверь через промышленную станцию Волга. Старая Тверская ТЭЦ-1, расположенная в районе Пролетарка, с давних времён работает на газе. Тверская ТЭЦ-3, ближайшая к Васильевскому Мху и по проекту ориентированная именно на использование торфа из Васильевского Мха, тем не менее, едва ли не с первых дней работала на газе и мазуте.
С 2002 года начался период катастрофического упадка. Объём добычи торфа сократился в несколько раз. Главная причина - прекращение массовой поставки торфа на ТЭЦ-4. Было прекращено движение на участке Оршино — Романово — Новая Орша и на значительной части линий в окрестностях Новой Орши.
В 2002 году (ориентировочно) был разобран участок от станции Перегрузочная до Святинского торфомассива. Добыча торфа на Святинском торфомассиве сохранялась, однако для вывоза торфа было решено использовать автомобильный транспорт. Приблизительно тогда же был снят второй путь от станции Перегрузочная до разъезда Бежецкий. Двухпутный участок, протяжённость которого составляла свыше 8 километров, прекратил существование.
По состоянию на 2005 год, значительная часть линий не действовала или находилась в ожидании демонтажа. ВППЖТ было расформировано, узкоколейная железная дорога находилась в ведении отдела железнодорожных перевозок ОАО «Васильевский Мох» (участок Перегрузочная — Восточный) и в ведении организации, возникшей на базе бывшего торфопредприятия Оршинское-I (участки вблизи Новой Орши). Сохранялась вывозка торфа и регулярное движение поездов по маршрутам Перегрузочная — Бежецкий — Оршино — Восточный-1 и Новая Орша — 4-й участок. Почти все остальные линии были заброшены.
По состоянию на май 2008 года, сохраняется движение на линиях Перегрузочная — Бежецкий — Восточный 1 и Новая Орша — 4-й участок. Решение о демонтаже линии Оршино — Новая Орша «сверху» не принималось. Однако на значительном протяжении рельсы разворованы, а на сохранившихся участках непригодны для движения.
По состоянию на начало 2010 года, в «условно-рабочем» состоянии находились две невзаимосвязанные линии узкоколейной железной дороги: от посёлка Новая Орша до 4-го участка и от станции Перегрузочная (посёлок Васильевский Мох) до участка Восточный-1. Регулярного движения не было. Вывозка торфа с участка Восточный-1 осуществлялась автомобилями по автозимнику.
Предсказывалось, что в течение 2010 года будет окончательно разобран последний сохранившийся участок узкоколейной железной дороги вблизи посёлка Новая Орша. Окончательная ликвидация линии Перегрузочная (Васильевский Мох) — Оршино — Восточный-1 ожидалась в 2011 году.
По состоянию на октябрь 2012 года, прогнозы ликвидации узкоколейной железной дороги не сбылись. Узкоколейная железная дорога от Васильевского Мха до участка Восточный-1 оставалась действующей. Узкоколейная железная дорога в Новой Орше не имела регулярного движения, но не была полностью разобрана.
В конце 2013 года был полностью разобран участок пути вблизи Новой Орши.
С 1 мая 2014 года прекратилось регулярное движение на участке Перегрузочная (Васильевский Мох) — Оршино. Ожидалась разборка участка Перегрузочная — Оршино.
Возможно, ещё некоторое время будет действовать участок от станции Оршино до Восточного-1. Назначение — вывоз торфа на котельную посёлка Восток. Но со временем она будет переведена на газ.
Летом-осенью 2014 года узкоколейная железная дорога была полностью разобрана озверевшей мразью. «Нечисть» осталась безнаказанной.
Узкоколейная железная дорога Васильевского предприятия промышленного железнодорожного транспорта — редкий и досадный случай, когда крупный железнодорожный объект не имеет исторических фотографий. То есть сделанных не мной и раньше 2000 года. На фоне гигантского количества добытых текстовых документов и схем — полное отсутствие старых фотографий.
Я пытался «откопать» исторические фотографии только в Васильевском Мхе, хотя следовало бы ещё в Востоке и Новой Орше. Нашлась только одна фотография, на которой виден рельсовый путь.
Есть ещё немного фотографий посёлка и торфоразработок, но без узкоколейной железной дороги. Там, где она есть — на самом деле Шатура.
Конечно же, это не значит, что исторических фотографий не существует в принципе. Нужно приложить дополнительные усилия по их поиску.


Посёлок Васильевский Мох, 1970-е годы. Оригинал фотографии — в фондах библиотеки посёлка Васильевский Мох.
К сожалению, единственная добытая историческая фотография огромной узкоколейной железной дороги.
Ситуация неправильная!
Поездки и походы автора
Впервые я оказался на узкоколейной железной дороге летом 1994 или 1995 года (возраст — 13 или 14 лет). Этот поход, как и все прочие, совершался в одиночку.
Из Твери я приехал пригородным поездом в Васильевский Мох. По путям узкоколейной железной дороги на начальном участке шла толпа дачников, прибывших этим же поездом. Позднее подобное явление исчезло: дачи стали непопулярными.
Вблизи меня остановился мотоцикл с коляской. Мотоциклист спросил: куда едешь, до Третьего? Я ответил утвердительно. Мотоциклист подвёз несколько километров.
Третий — это посёлок, который на картах был подписан как Ясный. Я вышел на ближайшей к нему точке узкоколейной железной дороги. В этом месте есть подобие платформы и остановочного павильона для пассажирских поездов.
Иду дальше пешком. Линия узкоколейной железной дороги двухпутная, оба пути накатаны. С нетерпением жду прохода поезда. Но это случилось только в том месте, где я собирался сворачивать на автодорогу. Состав с торфом двигался на Васильевский Мох.
На пересечении со старой дорогой Тверь — Бежецк отклоняюсь вправо, в сторону Твери. Из села Славное я вернулся автобусом в Тверь.
Март 1997 года. Проезд в тепловозах от Васильевского Мха до Новой Орши и обратно. Произошло ЧП. Поездка описана на http://infojd.ru/dop/ex.html.
3 августа 2005 года. Прибываю в Тверь вечерним электропоездом. Ночую в окрестностях вокзала, в замаскированном месте к югу от путей.
На рассвете выезжаю пригородным поездом Тверь — Васильевский Мох.
Ранним утром 4 августа осматриваю станцию узкоколейной железной дороги. У деревянного двухэтажного здания диспетчерской сажусь в тепловоз-автомотрису ТУ6П-0016. Доезжаю в тепловозе-автомотрисе ТУ6П-0016 до станции Восточный-1.
Затем еду в обратном направлении, до Перегрузочной. Второй путь уже не действует. На разъезде Бежецкий пропускаем встречные поезда.
Вернувшись на Перегрузочную, начинаю тотальную пешую фотодокументацию. Прохожу пешком весь участок Перегрузочная — Оршино, длиной 14 километров.
Из Оршино вечерним рейсом тепловоза-автомотрисы возвращаюсь на Перегрузочную. Продолжаю осматривать пути и подвижной состав в Васильевском Мхе.
Возвращаюсь вечерним пригородным поездом в Тверь. Ещё одна ночёвка южнее тверского вокзала.
24 августа 2005 года. Не слишком ранним утром прибываю электропоездом в Тверь. Автобусом до Новой Орши.
В течение нескольких часов осматриваю пути и подвижной состав в посёлке. Путевое развитие здесь грандиозное. Но почти всё пребывает в запустении.
Примерно в 16:30 выезжаю в кабине тепловоза ТУ6А-1650, следовавшего за торфом. На линии, в глухом месте, один из вагонов сошёл с рельсов. Поставить его на рельсы с помощью подручных средств не представлялось возможным.
Тепловоз без вагонов прибыл на 4-й участок. Оттуда я в быстром темпе по лесо-болотной местности пошёл к автодороге Тверь — Кимры, до которой около четырёх километров. Это рискованно: бездорожье, есть риск надолго заблудиться.
Я смог «удержать» направление и добраться до автодороги без многочасовых плутаний. Останавливаю попутный грузовой автомобиль на Тверь. Успеваю на вечерний электропоезд до Москвы.
6 мая 2008 года. Электопоезда от Москвы до Твери и от Твери до Дорошихи. От Дорошихи до Твери я шёл пешком 18 километров по железнодорожной линии Дорошиха — Васильевский Мох, выполнив тотальную фотодокументацию.
Фотографирую узкоколейную железную дорогу в Васильевском Мхе. Посещаю контору торфопредприятия, администрацию посёлка, библиотеку в поисках исторических материалов.
Диспетчерская узкоколейной железной дороги оказалась в разграбленном состоянии. Я забрал с собой очень много исторических материалов — столько, сколько мог унести. Набралось больше 10 килограммов. Едва двигаясь под тяжестью мешков, добираюсь до автобусной остановки.
Автобус-ПАЗ до Твери. Электропоезд до Москвы.
Среди ночи в Железнодорожном, на пути от станции до дома, я был остановлен милицией для проверки документов, что является экстраординарным событием. Причина — огромные мешки с ценностями, которые я тащил.
30 апреля 2014 года. На велосипеде — от станции Тверь до Васильевского Мха через Старотверецкий мост, улицу Благоева, ТЭЦ-3, железнодорожный мост вблизи Доронинской, сёла Михайловское и Васильевское.
В Васильевском Мхе фотографирую посёлок и станцию. Затем двигаюсь вдоль узкоколейной железной дороги на восток. Ночую в заброшенном доме в посёлке 3-й участок (Ясный).
Утром продолжаю движение. Делаю фотографии посёлка Восток и станции Оршино.
Из посёлка Восток возвращаюсь по асфальту в Славное. Немного двигаюсь в сторону Твери. В Савкино сворачиваю налево.
Проезжаю по просёлочным дорогам и тракторным колеям через глухие деревни Бочарниково, Борисово и Панино. Удивляет, что в 15 километрах от крупного города имеется настоящая глухомань. Впечатление, что до цивилизации очень далеко. Деревни выглядят оторванными от мира.
От села Беле-Кушальское — снова по асфальту. В Тованово совершаю заезд на север, к мосту на недостроенной железной дороге широкой колеи Доронинская — Новая Орша.
Осмотр разобранных путей в Новой Орше. Уничтожено и разграблено почти всё. Остался один тепловоз ТУ6А.
Сторож уверял, что тепловоз ТУ6А находится в почти исправном состоянии, и главное — что его продают по цене металлолома, за 100 тысяч рублей. Это смешная сумма — цена подержанного легкового автомобиля-развалюхи!
Если тепловоз не продадут в целом виде до конца года — его порежут на металлолом. К сожалению, у меня нет даже такой небольшой суммы.
От Новой Орши еду назад по асфальту лишь короткий участок — до Шестино. Далее — снова по тракторным дорогам среди глухомани, на Секирино — Терехово.
Затем — Горютино, Сахарово, Аркатово, северо-восток Твери, узкоколейная железная дорога Тверского КСМ-2. Восточный мост, набережная Лазури. В 17:29 я добрался до станции Тверь.
10 сентября 2017 года. Посещаю Васильевский Мох, там полная разруха. Описание экспедиции находится на странице http://infojd.ru/dop/poezdka2017vasmohtrubino.html.

МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
CХЕМА ЛИНИЙ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ, НАХОДИВШАЯСЯ В ДИСПЕТЧЕРСКОЙ НА СТАНЦИИ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ
CХЕМА ДЕЙСТВУЮЩИХ И ПРОЕКТИРУЕМЫХ ПУТЕЙ (1948 ГОД)
«СКЕЛЕТНАЯ СХЕМА ТРАНСПОРТНОЙ СВЯЗИ» (1948 ГОД)
CХЕМА УЧАСТКА ОЗЁРНЫЙ — КАЛИНИНСКАЯ ТЭЦ (ПРОЕКТ 1957 ГОДА)
«СХЕМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ УЗКОЙ КОЛЕИ ВАСИЛЬЕВСКОГО
ОБЪЕДИНЁННОГО ХОЗЯЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

CХЕМЫ АВАРИЙ И ПРОИСШЕСТВИЙ
CХЕМЫ ПУТЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАНЦИЙ
ОПИСАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (1990 ГОД)
ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ (ЧАСТЬ 1)
ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ (ЧАСТЬ 2)
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА (1963 ГОД)
ОБЪЯВЛЕНИЯ
«ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ» 1947 ГОДА (ЧАСТЬ 1)
«ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ» 1947 ГОДА (ЧАСТЬ 2)
«ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ» 1947 ГОДА (ЧАСТЬ 3)
«ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ» 1947 ГОДА (ЧАСТЬ 4)
ДОКУМЕНТЫ РАЗНЫЕ (ЧАСТЬ 01)
ДОКУМЕНТЫ РАЗНЫЕ (ЧАСТЬ 02)
ДОКУМЕНТЫ РАЗНЫЕ (ЧАСТЬ 03)
ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ
ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПОСЁЛОК ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПОСЁЛОК ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, СТАНЦИЯ ВОСТОК 1)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ВОСТОК 1, УЧАСТОК ВОСТОК 1 — ОРШИНО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (РАЗЪЕЗД БЕЖЕЦКИЙ, ДЕПО НА СТАНЦИИ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ДЕПО НА СТАНЦИИ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПОСЁЛОК ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПОСЁЛОК ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПОСЁЛОК ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПОСЁЛОК ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПЕРЕГОН ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ — БЕЖЕЦКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПЕРЕГОН ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ — БЕЖЕЦКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (РАЗЪЕЗД БЕЖЕЦКИЙ, ПЕРЕГОН БЕЖЕЦКИЙ — ОРШИНО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ПЕРЕГОН БЕЖЕЦКИЙ — ОРШИНО, СТАНЦИЯ ОРШИНО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (СТАНЦИЯ ОРШИНО, ПОСЁЛОК ВОСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (СТАНЦИЯ ОРШИНО, СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПОСЁЛОК ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 21) (ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 22) (ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 23) (ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 24) (ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 25) (ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 26) (ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 27) (ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 28) (ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 29) (ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 30) (ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 31) (ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 32) (ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 33) (ЛИНИЯ МЕЖДУ ПОСЁЛКОМ НОВАЯ ОРША И 4-М УЧАСТКОМ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 34) (ЛИНИЯ МЕЖДУ ПОСЁЛКОМ НОВАЯ ОРША И 4-М УЧАСТКОМ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 35) (ЛИНИЯ МЕЖДУ ПОСЁЛКОМ НОВАЯ ОРША И 4-М УЧАСТКОМ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПОСЁЛОК ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПОСЁЛОК ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПОСЁЛОК ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПОСЁЛОК ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПОСЁЛОК ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, СГОРЕВШАЯ ДИСПЕТЧЕРСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПОСЁЛОК ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, ПОСЁЛОК ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ (ПОСЁЛОК
ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ), ПРОБООТБОРНАЯ УСТАНОВКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ (ПОСЁЛОК ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ), «НОВЫЙ ПАРК»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ (ПОСЁЛОК ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ), «НОВЫЙ ПАРК»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕРЕГОН ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ — БЕЖЕЦКИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЕРЕГОН ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ — БЕЖЕЦКИЙ,
РАЗОБРАННАЯ ЛИНИЯ К ПОСЁЛКУ 3-Й УЧАСТОК, ПУТЕПРОВОД)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (РАЗЪЕЗД БЕЖЕЦКИЙ, ПЕРЕСЕЧЕНИЕ
СО СТАРОЙ АВТОДОРОГОЙ ТВЕРЬ — БЕЖЕЦК, ПЕРЕГОН БЕЖЕЦКИЙ — ОРШИНО, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПЕРЕГОН БЕЖЕЦКИЙ — ОРШИНО,
МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ОРША, КОТЕЛЬНАЯ В ПОСЁЛКЕ ВОСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (СТАНЦИЯ ОРШИНО, ПОСЁЛОК ВОСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (СТАНЦИЯ ОРШИНО, ПОСЁЛОК ВОСТОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (СТАНЦИЯ ОРШИНО (ПОСЁЛОК ВОСТОК),
ОКРЕСТНОСТИ ПОСЁЛКА НОВАЯ ОРША, ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ПОСЁЛОК НОВАЯ ОРША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ПОСЁЛОК ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОХ)

04.01.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Тверской области»
на главную страницу